Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Криминальная виктимология
Его поведение может быть довольно необычным и непредсказуемым, однако ваша задача — помочь ему понять и принять свои чувства, а не воздействовать на его поведение. Предоставление возможности «выговориться» (дебрифинг) относится к наиболее важным компонентам профилактики психопатологии и успешности последующей реабилитации. При этом дебрифинг наиболее эффективен, если он проводится до введения транквилизаторов и до того, как пострадавшим предоставлена возможность сна (то есть — в первые сутки); естественно — если для этого имеются возможности и достаточное количество квалифицированных специалистов, способных проводить дебрифинг. В случаях, когда дебрифинг по тем или иным причинам отложен, происходит консолидация следов памяти, сопровождаемая рядом психопатологических феноменов, хорошо известных специалистам. Однако это не снижает самостоятельной значимости дебри-финга на последующих этапах. Один специалист может квалифицированно провести в день 5—6 (максимум — 10) индивидуальных дебрифингов, что определяет расчет сил и средств психологических служб экстренного реагирования. В соответствии с обоснованными данными, в подобных ситуациях, как правило, требуется многоуровневый дебрифинг, в том числе — для спасателей и психологов, действующих на «первом уровне» (участвующих в непосредственной работе с пострадавшими и членами их семей; при этом специалисты «второго уровня» вообще не контактируют с последними). Техники кризисной интервенции: психологический дебрифинг Дебрифинг — метод работы с групповой психической травмой (Бадхен, 2001; Ромек и др., 2004). Это форма кризисной интервенции, четко структурированная работа в группах с людьми, пережившими катастрофу или трагическое событие. Дебрифинг относится к мерам экстренной психологической помощи. Он проводится как можно раньше после события, иногда через несколько часов или дней после трагедии. Считается, что оптимальное время для проведения дебрифин-га — не раньше чем через 48 часов после события. К этому моменту завершится период специфических реакций и участники событий уже способны к рефлексии и самоанализу. Глава 3 Но если пройдет слишком много времени, воспоминания станут расплывчатыми и туманными. В таких случаях при необходимости воссоздания пережитых чувств и состояний могут использоваться видеозаписи или фильмы о событии. Процедура дебрифинга заключается в отреагировании в условиях безопасности и конфиденциальности, она дает возможность поделиться впечатлениями, реакциями и чувствами, связанными с экстремальным событием. Встречая похожие переживания у других людей, участники получают облегчение — снижается ощущение уникальности и ненормальности собственных реакций, уменьшается напряжение. В группе появляется возможность получить поддержку от других участников. Действия ведущих направлены на то, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы участников, помочь им подготовиться к I возникновению тех симптомов или реакций ПТСР, которые могут возникнуть впоследствии. Участникам обязательно сообщают о том, где они впоследствии могут получить помощь. Цель дебрифинга — снизить тяжесть психологических последствий после пережитого стресса. Общая цель группового обсуждения — минимизация психологических страданий. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: • проработка впечатлений, реакций и чувств; • когнитивная организация переживаемого опыта, понимание структуры и смысла происшедших событий, реакций на них; • уменьшение индивидуального и группового напряжения; • уменьшение чувства уникальности и ненормальности собственных реакций. Эта задача разрешается при помощи группового обсуждения эмоций; • мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности и понимания; !• подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть в ближайшем будущем; • определение средств дальнейшей помощи в случае необходимости. Дебрифинг не предохраняет от возникновения последствий травмы, но препятствует их развитию и усилению, способствует пониманию своего состояния и осознанию действий, которые необходимо предпринять, чтобы облегчить по-
__________________________ Криминальная виктимология следствия. Поэтому дебрифинг — это одновременно и метод кризисной интервенции, и профилактика. Проводить дебрифинг можно в любом месте, но нужно стремиться к тому, чтобы помещение было удобным, доступным и изолированным. Идеальной обстановкой для дебри-финга является комната, где группа изолирована от внешних вмешательств, таких как телефонные звонки. Участники располагаются вокруг стола. Это лучше, чем традиционная модель групповой терапии, когда стулья расположены по кругу с пустым пространством посередине, поскольку такая организация пространства непривычна и поэтому может восприниматься как угроза. Оптимальное количество участников — 10—15 человек. При необходимости включить большее количество людей, целесообразно разделять группу на подгруппы. Дебрифинг проводится под руководством двух подготовленных специалистов. Не допускается присутствие посторонних лиц, не имеющих непосредственного отношения к событию. Время сессии четко обозначается в начале и составляет 2—2,5 часа без перерыва. Ограничение вводится по той причине, что за это время происходит очень интенсивная переработка опыта, в которой задействованы достаточно сильные эмоции. Ведущий должен ясно представлять себе, что он не консультант и уж, конечно, не групповой терапевт в традиционном смысле. Дебрифинг нельзя назвать «лечением». Его цель — минимизировать вероятность тяжелых психологических последствий после стресса. Ведущий должен быть знаком с групповой работой, с проблемами, связанными с тревогой, травмой и утратой. Ему необходимо быть уверенным в себе и спокойным, несмотря на интенсивные эмоциональные переживания членов группы. Самое важное — это организация группового обсуждения. Оно включает проговаривание, слушание, принятие решений, обучение, следование повестке дня, «приведение» встречи к удовлетворительному завершению и позитивному результату. У ведущего имеются и другие функции, например — использование законов групповой динамики, контроль над перемещением членов группы внутри и вне комнаты, контроль над временем, индивидуальные контакты с теми, чье состояние ухудшилось, и запись происходящего. Но хотя эти функции важны, они должны быть подчинены главным задачам действия. Глава 3 В дебрифинге принято выделять три части и семь отчетливо выраженных фаз: часть I — проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса; часть II — детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки; часть III — мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее. Ниже описаны семь фаз дебрифинга: 1) вводная фаза; 2) фаза описания фактов; 13) фаза описания мыслей; 4) фаза описания переживаний; 5) фаза описания симптомов; 6) фаза завершения; 7) фаза реадаптации. Вводная фаза очень важна: если она проведена на хорошем уровне, организованна, это уменьшает вероятность того, что группа будет плохо функционировать в дальнейшем. Чем I больше времени потрачено на введение, тем меньше шансов пойти по неверному пути. В типичном случае на введение уходит 15 минут. Ведущий представляет себя, команду дебрифинга и поясняет цели встречи примерно таким образом: «Я — N... Подобную процедуру обсуждения того, что случилось, я уже использовал много раз в ситуациях после сложных трагических событий, таких, как... Эти обсуждения большинство людей признают полезными. Они дают возможность выразить и понять мысли и чувства, которые возникли в связи с тем, что произошло. Поэтому все, что будет здесь обсуждаться, мы будем считать нормальным. Это поможет вам разобраться в своем состоянии и чувствах, которые сейчас кажутся странными и непреодолимыми». Ведущий представляет собравшимся основные задачи дебрифинга. Участники могут выразить опасения, что они не сумеют передать факты или не смогут сформулировать свою проблему. Ведущий разъясняет, что дебрифинг — это новое занятие, в котором они никогда не участвовали прежде. Поэтому то. насколько хорошо они будут это делать, выяснится в процессе обсуждения. Такой подход задает определенную систему ожи- _____________________________ Криминальная виктимология даний: всем присутствующим предстоит говорить о своих мыслях и чувствах и всем стоит попытаться найти пользу в этом занятии. Затем ведущий определяет правила для дебрифинга. Правила обозначаются, чтобы минимизировать тревогу участников. Обычно члены группы успокаиваются, услышав о том, что ни одного из них не будут вынуждать ничего говорить, если он не пожелает. Единственное требование заключается в том, что они должны назвать свое имя и выразить отношение к катастрофе или к тому событию, участником или свидетелем которого были. Однако членов группы просят стараться слушать, не перебивая, и давать высказаться всем желающим. Члены группы должны быть уверены в соблюдении конфиденциальности. Руководитель или ответственный дает гарантию, что все сказанное не выйдет за рамки этого круга общения. Аналогично членов группы просят не передавать кому-либо за пределами этого круга личной информации о других участниках, «не сплетничать» о том, что тут говорится. Слово «сплетни» предпочтительнее, так как многие неясно представляют себе, что означает «конфиденциальность», и поэтому им легче понять инструкцию с употреблением бытовой лексики. Необходимо снять страх, успокоить участников относительно того, что ответы не будут записывать помимо их воли. Они не должны опасаться скрытых записывающих устройств. Однако, с другой стороны, им можно сообщить, что для команды дебрифинга было бы полезно вести запись без указания авторства. Если затем это быстро напечатать, то впоследствии люди смогут еще раз обратиться к материалу, который обсуждался в группе, для снятия иллюзий, которые возникают по поводу того, что происходило. Нужно, чтобы члены группы знали, что дебрифинг не предполагает оценок, критики и приговоров. Это не трибунал, а лишь обсуждение. Подобная установка предупреждает споры, взаимные обвинения, которые могут возникнуть из-за расхождения в ожиданиях, мыслях и чувствах. Однако ведущие психологического дебрифинга могут позволить себе открыто высказываться по поводу процесса обсуждения, критиковать его, иначе люди будут заниматься этим после дебрифинга. Участников предупреждают, что во время самого обсужде- Глава 3 ния они могут почувствовать себя хуже, но это — нормальное явление, обычное следствие прикосновения к болезненным проблемам. Ведущий должен обозначить, что это плата за возможность противостоять стрессам впоследствии. Членам группы рекомендуют работать без перерыва. Поэтому им можно предложить перекусить или посетить туалет до начала дебрифинга. Полезно иметь кофеварку или чайник, чтобы каждый мог обслужить себя во время сессии. Участникам сообщают, что у них есть возможность тихо выйти и вернуться обратно. Однако их просят сообщать ведущему, если они уходят в подавленном состоянии, и тогда члены команды, один или несколько, их сопровождают. Членам группы предоставляется возможность обсуждать материал, выходящий за рамки темы, и задавать любые вопросы. Важно помнить, что у участников может быть минимальный опыт обсуждения, опыт проявления себя в групповом контексте. На команде дебрифинга лежит ответственность за поощрение и поддержку членов группы, особенно в начале дебрифинга. Фаза фактов. На этом этапе каждый кратко описывает, что с ним произошло во время инцидента. Участники могут описать, как они увидели событие и как оно развивалось. Ведущий должен поощрять перекрестные вопросы, помогающие прояснить и откорректировать объективную картину фактов и событий, имеющихся в распоряжении членов группы. Это важно, поскольку из-за масштаба инцидента и ошибок восприятия каждый человек реконструирует картину по-своему. Это могут быть неверные переживания событий или же наличие ошибочных ключевых представлений о них. Чувство времени также нередко бывает нарушено. Попросите участников по кругу ответить на следующие вопросы: • Кто вы и как связаны с событием (или с жертвой)? • Где вы были, когда событие случилось? • Что случилось? • Что вы видели? Слышали? Дебриферы кратко перефразируют каждый ответ. Таким образом, каждый человек кратко описывает то, что произошло с ним во время инцидента: как он увидел событие и какова была последовательность произошедшего. Здесь возможны перекрестные вопросы участников друг другу, помогающие прояснить и сформировать объективную
Криминальная виктимология картину произошедшего. Это дает возможность восстановить ощущение ориентации, что способствует упорядочиванию мыслей и чувств. Это одна из главных задач дебрифинга — дать людям возможность более объективно увидеть ситуацию, что блокирует фантазии и спекуляции, порождающие тревогу. Продолжительность фазы фактов может варьироваться. Но чем дольше длился инцидент, тем длиннее должна быть фаза фактов. Однако следует помнить, что это лишь один из этапов работы. Стремление создать единое представление может привести к застреванию на этой фазе. Так или иначе, человек может иметь собственное видение ситуации, которое опреде ^яется разными факторами: его местоположением, длительностью участия, замеченными деталями и др. Собственное видение определяет личный смысл случившегося для данного конкретного человека и становится впоследствии источником страданий. На фазе мыслей дебрифинг фокусируется на процессах принятия решения и мышления. Вопросы, открывающие эту фазу, могут быть такого типа: • Какова была ваша первая мысль, когда вы осознали, что произошло? (Вопрос для свидетелей события, спасателей, пострадавших.) • Какова была ваша первая мысль, когда вы узнали, что случилось? (Вариант предыдущего вопроса для тех, кто не был непосредственным свидетелем.) Люди часто сопротивляются тому, чтобы поделиться своими первыми мыслями, потому что эти мысли кажутся неуместными, причудливыми, отражающими интенсивное чувство страха. Первая мысль может отражать то, что впоследствии составляет сердцевину тревоги. Затем следует спросить: «Что вы делали во время инцидента? Почему вы решили делать именно то, что вы делали?» Последний вопрос часто высвечивает стремление защитить тех, кому были посвящены первые мысли. Во время экстренных действий у исполнителей может возникнуть злость на приказы вышестоящих руководителей, так как они кажутся бестолковыми и противоречивыми. Рациональность этих распоряжений может проясниться в процессе дебрифинга. Фаза переживаний — это обычно самая длительная фаза дебрифинга. Предыдущие фазы актуализировали переживания, которые достаточно сильны и могут быть разрушительны Глава 3 для человека. Задача этого этапа: создать условия, при которых участники могли бы вспомнить и выразить сильные чувства в условиях поддержки группы — и в то же время поддержать других участников, которые также испытывают сильные страдания. Для того чтобы достичь успеха на этой фазе, ведущему нужно помогать людям рассказывать о своих переживаниях, даже болезненных. Это может уменьшить разрушительные последствия таких чувств. Когда люди описывают причины принятия ими тех или иных решений, они очень часто говорят о страхе, беспомощности, одиночестве, упреках к себе и фрустрациях. В процессе рассказа о чувствах у членов группы создаются ощущения схожести, общности и естественности реакций. Групповой принцип универсальности является здесь ключевым. Этому способствуют вопросы типа: Как вы реагировали на событие? Что для вас было самым ужасным из того, что случилось? Переживали ли вы в вашей жизни раньше что-либо подобное? Что вызывало у вас такие же чувства: грусть, расстройство, фрустрацию, страх? Как вы себя чувствовали, когда произошло событие? Можно задать вопросы типа: «Каковы были ваши впечатления о том, что происходило вокруг вас, когда события только начали развиваться? Что вы слышали, обоняли, видели?» Другие возможные вопросы: • Что вы чувствовали на физическом уровне, какие телесные ощущения вы переживали? • Если это группа людей, непосредственно присутствовавших при событии (свидетели и пострадавшие), можете спросить: «Что из того, что вы увидели, услышали, почувствовали — может быть, даже запахи, которые вы ощутили, — помнится и тревожит вас больше всего?» Эти обсуждения чувственных впечатлений позволяют в дальнейшем избежать образов и мыслей, которые могут оказывать разрушительные воздействия после события. Прогова-ривание травматичных впечатлений нейтрализует их разрушительные последствия. Ответ на вопрос о самых тяжелых чувствах помогает проработать наиболее конфликтные переживания. Если группа небольшая, вы можете просить участников отвечать на вопросы по кругу, если большая — в произволь- ном порядке. Поощряйте участников отвечать друг другу, помогайте обсуждению, повторяя вопросы, перефразируя высказывания, отражая чувства участников. Участники должны чувствовать, что любые их эмоции имеют право на существование, что они важны и достойны уважения. Ведущий должен позволить каждому участвовать в общении. Он вмешивается, если правила дебрифинга нарушены или если имеет место деструктивный критицизм. Это особенно важно иметь в виду, поскольку один из главных терапевтических процессов дебрифинга — моделирование стратегий, определяющих, как справляться с эмоциональными проблемами у себя, друг у друга, в семье, с друзьями. Участники должны научиться выражать чувства, зная, что это безопасно, понимать, что они имеют право обсудить свои проблемы с другими. Если у кого-то из участников ухудшается состояние, то это — ключевой момент для мобилизации групповой поддержки, сигнал соседу: положить руку на плечо человека, который находится в состоянии дистресса, или просто вербали-зировать поддержку, сказав, что слезы здесь уместны и приемлемы. Люди, которые работают вместе, особенно если это мужчины, часто испытывают затруднение, когда нужно прикоснуться к коллеге, чтобы его утешить, и поэтому нуждаются в специальном разрешении. Если кто-то уходит, один из ведущих должен последовать за ним, удостовериться в его благополучии и стимулировать его возвращение на группу. Важно присматриваться к тем, кто кажется особенно сильно пострадавшим, к тем, кто молчит или у кого есть особенно яркие симптомы. Это могут быть те, кто более всего подвергался риску. С такими участниками следует продолжить работу после окончания дебрифинга, предложив индивидуальную программу поддержки. Иногда могут всплыть события, относящиеся к прошлым инцидентам, которые не были проработаны, или личные проблемы. Ведущий дебрифинга должен предложить пути проработки и таких реакций. Иногда эта фаза симптомов объединяется с предыдущей или последующей фазой. Но имеет смысл выделить ее в отдельный этап работы. Во время фазы симптомов некоторые реакции следует обсудить детальнее. Участников просят описывать симптомы (эмоциональные, когнитивные и физические), которые они пережили на месте действия, когда инцидент завершился, ко- Глава 3 гда они возвратились домой, в течение последующих дней и в настоящее время. Обязательно нужно задать вопросы о необычных переживаниях, о трудностях возврата к нормальному режиму жизни и работы. К характерным чертам посттравматического стресса относятся феномен избегания, оцепенение и другие. Страх может вызвать изменения в поведении. Фобические реакции (страхи) могут проявляться в том, что люди не способны вернуться на место, где произошло событие. Иногда после подобных инцидентов люди вынуждены менять место жительства, могут бояться спать без света или уменьшают скорость езды в автомобиле, когда представляют, что может случиться. Особое внимание следует уделить проблеме влияния психотравмы на семейную жизнь. Человек может чувствовать, что его семья не в состоянии понять его переживания. Иногда полезно включать семью в некоторые моменты дебрифинга, возможно, для начала передав им письменные материалы. Другой вариант — отдельные встречи с семьями тех, кто был вовлечен в инцидент. В некоторых случаях семьям можно показать фильм о подобном инциденте, чтобы они яснее представляли себе, что пережил человек, которого они любят. В фазе завершения один из ведущих должен попытаться обобщить реакции участников. Это лучше предпринять тем членам команды, которые записывают и осуществляют диагностику общих реакций участников, а затем пытаются нормализовать состояние группы. Полезно использовать имеющиеся записи с зафиксированным материалом, которые помогают точнее определить реакции и восстановить то, что происходило. Разумеется, этого не следует делать во время или в конце дебрифинга, чтобы не разрушать процесса. Хорошо иметь большой плакат с перечнем возможных симптомов и их детальным описанием; этот плакат можно поместить где-нибудь в комнате, чтобы люди могли добавлять свои симптомы к списку. Полезно организовать работу так, чтобы участники могли еще раз встретиться через неделю после дебрифинга. Знание о предстоящей встрече позволяет участникам задуматься над формированием собственной стратегии преодоления последствий травмы. Важно отметить такие реакции, как насильственно внедряющиеся образы и мысли, возрастание тревоги, чувство уязвимости, проблемы со сном и с концентрацией внимания. Необходимо отметить, что ничего страшного в этих Date: 2016-07-18; view: 273; Нарушение авторских прав |