Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иррационализм в философии XIX в. А. Шопенгауэр.





Иррационализм существенно ограничивает возможности разума, делает ставку на бессознательные процессы человеческого «Я». Процессы проявления воли, интуиции, воображения и т.д. не поддаются рациональному познанию и невыразимы в средствах логики. Если позитивизм, ориентируясь на науку, превращал философию в теорию познания, оторванную от объективной действительности, то философия жизни стремиться сохранить мировоззренческую функцию философии, но ценой отказа от научности.

Артур Шопенгауэр (1788-1860), первым обосновал философию пессимизма.

А.Шопенгауэр отличается от представителей классической философии тем, что уходит от онтологических проблем, полагая, что никакой объективной истины и справедливости нет, а есть лишь страх перед смертью. И в этом смысле жизнь не столько подарок Судьбы, сколько великое несчастье. И единственное, что заставляет людей жить, так это его воля. Когда исчезает воля, исчезает и сам человек. Но воля – это не разумное, а нечто бессознательное. Сохраняя свою загадку, она является мощным фактором формирования поступков человека. В его основном сочинении «Мир как воля и представление» мир предстает как «слепая воля к жизни». Только воля обладает объективностью, что и обеспечивает ее примат над разумом. Мышление, как производное воли, способно быть лишь системой ее обеспечения, выполнять служебную функцию.

Каждый человек, утверждая свою волю, рассматривает всех других либо как средство, либо как препятствие на пути к цели. Поскольку каждый стремиться к абсолютному господству, не прекращается «борьба всех против всех». Социальное устройство (государство) не в состоянии блокировать, а тем более уничтожить эгоизм. Будучи системой сбалансированных, частных воль, государство только отчасти снимает напряженность средствами права, морали и искусства.

Подчеркивая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, корни которого уходят в «волю к жизни» с ее бессмысленностью и вечной неудовлетворенностью, Шопенгауэр называет существующий мир «наихудшим из возможных».

Иррационализм противостоит рационализму. Основа-воля, как слепая, бессознательная жизненная сила. Главным стала неразумная воля, разум-служебная роль. Наука, по Шопенгауэру, никогда не может обрести конечной цели, но есть сфера, которая рассматривает «единственную действенную сущность мира»- искусство. Искусство есть создание гения, гений возможен только в искусстве. Искусство воспроизводит постигнутые чистым созерцанием вечные идеи. Высшее из искусств-музыка-отражение самой воли. Иррационализм - философское учение,, представители которого настаивают на ограниченности познавательных возможностей мышления и видят высший род познания в интуиции.

 

Философия Ф. Ницше.

Основные работы: Так говорил Заратустра, По ту сторону добра и зла, Воля к власти.

Центральное понятие: жизнь – мир, данный познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля (Шопенгауэр):

• «воля к жизни» (жизнь – высшая ценность для человека);

• воля внутри самого человека («внутренний стержень»);

• неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;

• «воля к власти».

«Воля к власти»: присуща каждому человеку, близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Каждый человек (и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего «Я» во внешнем мире.

«Переоценка ценностей»: критика религии, культуры и традиционной морали как ложной, имморализм. Релятивизм. Принцип самоутверждения жизни, ее избытка и полноты. Здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль - упадочна, есть симптом болезни, декаданс. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели (прагматизм).

Отвергает ценность разумного познания (иррационализм), вместо этого – мифотворчество.

Идея двойственности (дуализма) культуры, где борются начала Аполлона и Диониса. Аполлон символизирует порядок и гармонию, а Дионис - тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны, темный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля всегда оказывается волей к власти.

«Падающего толкни!»: самая действенная помощь ближнему - дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы оттуда возродиться или погибнуть. В этом - вера Ницше в жизнь, в её возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее»!

В результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека. Разум и все т. н. духовные ценности — это всего лишь орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями.

Однако воля не имеет поступательного движения вперед, её основными врагами являются собственные проявления. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру - Дракона или Духа тяжести, подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек - Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма (декаданс), для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рожден новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется Вечное возвращение.

 

25. Философское содержание психоаналитической концепции З.Фрейда.

Психоанализ представляет собой метод лечения психических заболеваний. Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в разнообразные сферы знания:науку, религию, философию. Психоанализ- часть психологии, как науки - орудие, которое дает возможность Я овладеть Оно-это искусство истолкования ошибочных действий, сновидений, заболеваний-нечто среднее между медициной и философией. Причиной невротических заболеваний З. Фрейд рассматривал в качестве не локальной патологии какого-либо органа, а внутреннего конфликта. Причину возникновения неврозов он видел в нарушении самовыражения, разлада внутреннего мира личности внешним окружением. Другая причина – потеря смысла существования. Метод избавления от состояний и страхов- общение, разговор

(воспоминание о неприятном-переживание-освобождение). Фрейд не только использовал свое глубокое знание историко-философской традиции (Платон, Аристотель, Кант, Шопенгауэр, Ницше), но и предложил собственную систему философской культурологии. З.Фрейд подменил проблему смерти тождественной ей по сути проблемой рождения. Главной особенностью психоаналитической концепции человека является утверждение о том, что бессознательное – это та сфера психического, где происходят существенные для человека процессы, которые определяют поступки, побуждения и переживания человека. Задача Фрейда – раскрытие характеристик бессознательного, внутри которого происходит особая жизнь.

Психоаналитический подход – направление в осмыслении человека. Этот подход отрицает то, что человек является полностью сознательным и способным себя контролировать существо и постулирует (Фрейд), наличие у человека мощных неосознанных влечений и чувств, которые оказывают влияние на поведение человека. Именно Фрейду принадлежат слова о том, что «Я не является хозяином в собственном доме». Фрейд развертывает структурную концепцию психики, выделяя 3 инстанции оно, я, сверх я. Оно – содержит примитивные телесные инстинкты. Его функции подчинения принципу удовольствия. Сублимация (возвышать) – психический процесс, предотвращения переключения энергии полового инстинкта на цели. Я (это) – та часть личности, которая осознается и реагирует на окружающую среду посредством познав способности. Сверх Я (супер – это) – выполняет роль внутреннего цензора, служит источником моральных и религиозных чувств. Пафос учение Фрейда – в требовании превращений Оно в Я. Юнг исходил из того, что Оно более не является: 1)океаном пороков и плотских воплощений; 2)вместилищем утраченных воспоминаний; 3)действуют не во вред человеку, а выполняют защитную функцию. Юнг выдвинул идею, что кроме личного бессознания есть коллективная бессознательность. Коллективной бессознательностью Юнг называл архет., которые и составляют его структуру и предмет от рожд. Всем морем. Фромм полагает, что только в обществе человек может достичь полной удовлетворенности, одиночество неблагоприятно для человека.

 

Date: 2016-07-18; view: 518; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию