Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская философия XX века (религиозная философия).





ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Представители – Н.А.Бердяев (см. ниже) и Л.И.Шестов. Для них характерен интерес к проблеме существования человека в мире, вечным, смысложизненным вопросам его бытия.

По Л.И.Шестову, необходимо переместить точку зрения с мироздания на субъект; считал бытие человека трагически абсурдным и выдвинул образ обреченного, но требующего своих прав «героя», бросающего вызов Вселенной («философия трагедии»). Он выступил против диктата разума над сферой жизненных переживаний, гнета безлично-всеобщего над личностно-единичным. Человек свободен от внешних детерминаций. Жизнь имеет божественный источник, а человеческое бытиеоправдывается только верой. Рациональному умозрению он противопоставил религиозное откровение, используя метафору Тертуллиана «Афины или Иерусалим». Познание – это грехопадение человеческого рода, подпавшего под власть чуждых ему «бездушных и необходимых истин».

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Н.А.БЕРДЯЕВА. В работе «Проблема человека» Н.А.Бердяев в рамках концепции персонализма рассмотрел следующие важнейшие вопросы сущности и существования человека.

Во-первых, имеет место двойственность человеческого самосознания, отраженная в христианском понимании человека. С одной стороны, он понимается как существо греховное и падшее, с другой, сотворенное Богом по Его образу и подобию. Человек сознает себя одновременно и природным, и духовным существом. Природа человека полярна. Хотя он может быть познаваем как объект, тайна его раскрывается только во внутреннем существовании. Он как целостное существо не принадлежит целиком объективному миру, имея собственный мир.

Во-вторых, человеку свойственна способность к творчеству. В этом состоит подобие человека Творцу. Человек есть существо, способное возвыситься над собой, и это возвышение, выход за пределы самого себя есть акт творчества, в нем человек преодолевает свою ограниченность. В творчестве дух господствует над природой, поэтому творчество предполагает свободу. Только из свободы, не детерминированной бытием, может быть объяснен творческий акт, имеющей свой источник в небытии. В творчестве преодолевается раздвоенность человека.

В-третьих, Н.А.Бердяев противопоставил личность и индивидуума (индивида). Индивидуум – это малая часть природы и общества, подчиненная им. Личность никогда не может быть частью чего бы то ни было, она есть целое, противоположна вещи и миру объектов. Стать личностью – главная задача человека. Личность есть идея Бога о человеке, личность творится Богом и творит одновременно саму себя. Личность предполагает бытие сверхличного, того, что ее превосходит и к чему она поднимается в своей реализации. Она реализуется в творческом акте, невозможном без внутренней свободы, поэтому личность противоположна детерминизму. Никто не может считать себя законченной личностью, она – не столько состояние, сколько процесс. Великая задача, поставленная перед человеком, – реализовать себя. Реализация есть творчество; быть личностью (свободным) трудно, это нелегкое, но необходимое бремя.

В-четвертых, человек обладает тройственным составом, включающим в себя тело, душу и дух. Тело и душа принадлежат природе, дух есть реальность другого порядка, который означает, что в человеке есть сверхприродный элемент. Через дух и духовную жизнь человек соединяется с Богом. Достижение целостности человеческого существования происходит через овладение духом душой и телом (спиритуализация). Подлинная личность есть целостное духовно-душевно-телесное существо, в котором душа и тело подчинены духу, одухотворены и таким образом соединены с высшим, сверхличным и сверхчеловеческим бытием.

В-пятых, Н.А.Бердяев различил общество и общение (общину). Общение всегда персоналистично и есть встреча личности с личностью, «Я» с «Ты» и «Мы». В обществе же, оформляющем себя в государство, происходит отчуждение личности от своей природы, человек становится объектом среди других объектов. Эта объективация имеет место и в Церкви как социальном институте.

Однако человек есть творение Бога, а не общества, Его образ и подобие. Реализуя себя в обществе, человек независим от него в своей целостности. История общества является трагической судьбой человека, история равнодушна к нему как к личности, имея дело с массами. Смысл истории – движение к царству Божьему. Завершение истории состоит во втором пришествии Христа, которое зависит от творческих усилий человека. Он сам должен раскрыть смысл своего творчества, дополняющего творчество Бога. Задача философской антропологии и всей современной мысли состоит в создании учения о человеке как творце.

ЕВРАЗИЙСТВО. Его представители – Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Г.Ф.Флоровский, Л.Н.Гумилев. В рамках этой концепции Россия рассматривалась как особый этнографический мир, особая цивилизация, занимающая «срединное» место между Европой и Азией; историческая миссия России состоит в том, чтобы быть своеобразным «мостом» между цивилизациями Запада и Востока, в то же время не принадлежа ни к одной из них и сохраняя свое национальное своеобразие. Условием могущества России евразийцы считали союз православной Церкви и государства, единство светской и духовной власти.

Date: 2016-07-18; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию