Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика способностей ребенка.





Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются? Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка. Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность). Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности (табл. 1):

Сфера деятельности, в которой проявляются способности: Характеристика ребенка
интеллектуальная · наблюдателен; · разносторонне любознателен; · имеет исключительную память; · охотно и легко учится; · знает многое, о чем его сверстники и не подозревают; · умеет хорошо излагать свои мысли.
академических достижений Чтение: · часто выбирает своим занятием чтение; · использует богатый словарный запас; · подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; · способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; · демонстрирует умение читать. Математика: · проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; · проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; · демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); · с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; · разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег. Естествознание: · внимателен к предметам и явлениям; · проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; · часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; · проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
творческого или продуктивного мышления · чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; · демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); · часто делает все по-своему (независим); · изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; · способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
общения и лидерства · легко приспосабливается к новым ситуациям; · другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; · в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; · имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; · с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; · другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
художественной деятельности Изобразительное искусство: · проявляет очень большой интерес к визуальной информации; · проводит много времени за рисованием или лепкой; · демонстрирует опережающую свой возраст умелость; · осознанно строит композицию картин или рисунков · его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; Музыка: · проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; · чутко реагирует на характер и настроение музыки; · легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; · с удовольствием подпевает.
двигательная · проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; · любит движение (бег, прыжки, лазание); · обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); · прекрасно удерживает равновесие; · для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности.








Date: 2016-07-05; view: 611; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию