Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные принципы гуманизма. Э. Роттердамский и др.⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Если христианская мораль ставится под сомнение, если на нее возводится тяжелое обвинение, что она антигуманистична, вредна и устарела, то прежде всего надо спросить христиан, какую мораль они исповедуют. Мы, христиане, не боимся поставить нашу мораль перед судом современности. Когда Основателя нашей религии — Иисуса Христа привели на суд и стали спрашивать Его об учении Его и учениках, Он ответил: Я всегда учил... в храме... и тайно не говорил ничего. Когда же один из слушателей ударил Его за такой ответ, Он сказал ему: Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, за что ты бьешь меня? (Ин. 18,20-23). Следуя примеру своего Господа и Учителя, мы, христиане, не скрываем своего учения и своей морали, не прячем их от людских глаз. У нас нет какого-либо тайного учения, которое мы стыдились бы представить на суд людской. По заповеди апостола, мы всегда готовы всякому, требующему от нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (I Петр. 3,15). Но судит ли кого закон, не позволяя ничего сказать самому о себе и о своем учении? Если же на суде дают слово лишь обвинителю и ему одному дается право говорить даже и от лица обвиняемого, то такой суд не может быть правым. Слово "гуманизм" буквально означает человечность. Мы говорим сейчас о гуманизме не в том узком смысле, в каком оно обозначает известное течение в ранней западноевропейской буржуазной культуре Х1У-ХУ1 веков (эпохи Возрождения). Гуманизм эпохи Возрождения отвечал далеко не всем интересам человечества, а его представители были далеки от народа и чужды ему. Это течение было порождением своей эпохи и, хотя влияние его отчасти распространилось и на последующие времена, оно в основном закончилось со своей эпохой. Сейчас мы употребляем слово "гуманизм" в том смысле, в каком оно обозначает именно "человечность", то есть все то, что направлено к подлинному благу человечества, к утверждению человеческого достоинства, к развитию высоких моральных качеств в личных и общественных отношениях. Вместе с тем мы говорим о гуманизме, как о неотъемлемом и самом основном элементе христианства как религии любви, внутреннего обновления человеческой личности, призывающей к полному и бескорыстному служению на благо человечества. Христианская религия не исчерпывается моралью, ибо религия есть нечто большее, но христианская религия не может существовать без морали. В данной работе мы не будем говорить ни о христианской догматике, ни о христианской мистике. Мы будем говорить лишь о христианской морали, то есть о том, насколько христианство отвечает высоким моральным стремлениям человеческого духа здесь, на земле. Поскольку мораль есть социально-историческое явление, мы можем оценивать ее независимо от ее происхождения, по тем результатам, какие дает она в истории человечества. Мы можем высказывать беспристрастное суждение о красоте и достоинствах той или иной отрасли искусства, например, христианского или мусульманского изобразительного искусства, египетской храмовой архитектуры или какой-либо культовой музыки. Линии готического храма и звуки реквиема могут быть признаны прекрасными независимо от того, ради чего они были созданы. Историческая наука может давать беспристрастную оценку, допустим, положительной роли Церкви в деле распространения письменности, ведения летописей и организации благотворительной или патриотической деятельности. И если эта оценка может быть дана совершенно объективно и в равной мере справедливо как иноверующими, так и неверующими, то и христианская мораль, как определенное явление, имеющее свое место в истории человечества, как некая конкретная форма человеческого сознания, может получить беспристрастную оценку как от верующих, так и от неверующих, именно со стороны той ее исторической роли, которую она от начала своего проявления и по нынешний день имеет в жизни того или иного народа или отдельного человека. Но чтобы лучше понять христианскую мораль, необходимо сказать несколько слов о сущности христианского вероучения, из которого она проистекает. Поэтому в нескольких словах мы постараемся осветить вопрос, как христианская догматика соотносится с идеей гуманизма. Христианское вероучение зиждется на самых высоких и светлых понятиях — о Боге, о человеке и взаимоотношениях их. Христианская религия учит об исключительном достоинстве человеческой личности. Человек есть образ и подобие Божее. Образ Божий в человеке — это отражение свойств Творца: разум, воля, свобода, влечение к добру. Подобие — это уподобление Творцу, как в смысле духовного совершенствования, так и в возделывании и преобразовании природы, в деле построения счастливой и справедливой жизни. Человек поставлен Богом как царь и владыка природы, ее разумный хозяин и благоустроитель. Прекрасно рисует древний псалом, как Бог возвысил человека над всем творением: Ты... славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его (Пс. 8,6-7). Синонимом слова "Бог" у христиан всегда служит слово "Человеколюбец". Этим словом обычно начинаются и кончаются христианские молитвы. Уже одно то, что из всех евангельских догматов самым главным является догмат о том, что Бог именно из-за любви к человеку Сам становится человеком, терпит все человеческие невзгоды, лишения и страдания вплоть до мучительной и позорной смерти, и все это, повторяем, именно из-за любви к человечеству, дабы призвать его к бессмертию и совершенству, уже одно это говорит об исключительном гуманизме самой догматики христианской религии. "Сын Божий становится Сыном Человеческим, дабы сыны человеческие стали сынами Божиими". И в этой догматике логически развивается и вся христианская мораль, весь христианский гуманизм. Мы повторяем, что говорим сейчас о христианской догматике лишь в меру соотношения ее с христианской моралью. Личность Христа для каждого христианина всегда являлась идеалом, к которому необходимо приближаться по мере своих моральных сил. Вместо того чтобы говорить о христианской морали, мы могли бы просто указать на личность Христа, как на живой образец этой морали. Это положение остается верным, если даже рассматривать христианскую религию с атеистической позиции и отрицать историческое существование Христа, ибо остается бесспорным то, что для всех христиан личность Христа всегда была реальной и вся мораль черпалась из Евангелия. Образ Христа стоял перед каждым христианином как живой и дорогой идеал. Христианская мораль имеет вполне четкие и ясные формулировки. Так как она вся основана на Евангелии, то есть на учении Иисуса Христа, то мы приведем основные евангельские формулы в том виде, в каком они изложены устами Основателя Христианской Церкви. Мы смело спрашиваем: существует ли, может ли существовать какая-либо иная формула, в которой любовь к человеку была бы отражена более сильно? Может ли существовать более высокое выражение подлинного гуманизма, нежели эта заповедь Христа? Может ли кто сказать, что эта заповедь сейчас уже устарела, или может быть заменена какой-либо другой (иной), более выражающей сущность гуманизма и соответствующей ей? Эта любовь, простирающаяся до готовности отдать жизнь свою, завещанная нам Христом, и есть основа христианской морали. Как уже было сказано, по словам Христа, на заповеди о любви к Богу и человеку утверждается все, то есть зиждутся основы не только христианской морали, но всей религии в целом. Сам Христос всегда называл себя "Сыном Человеческим". Эти слова звучат так красноречиво и вместе с тем так понятно, что было бы излишне давать им какое-либо пояснение. Христос — Сын Человеческий! В этих словах — норма христианской религии как высшего проявления гуманизма. "Человечность"! Это и является характерной чертой религии, основанной "Сыном Человеческим". "Философия Христа" Эразма Роттердамского В северных странах Возрождение началось позднее, чем в Италии, и скоро переплелось с Реформацией. Это Возрождение существенно отличалось от Возрождения Итальянского. Оно связывалось с благочестием и общественной добродетелью. Оно стремилось к научному исследованию Библии, было менее блистательным, ног более основательным, чем Возрождение в Италии и стремилось распространять знание вширь, насколько это было возможно.Типичными представителями Северного Возрождения были Эразм Роттердамский и Томас Мор, которые были близкими друзьями. Оба хорошо образованны, оба презирали схоластическую философию, стремились к внутренней реформе церкви, но осудили протестантский раскол. Ни Эразм, ни Мор не были философами в строгом смысле слова. Эразм (1466 - 1536) родился в Роттердаме от незаконной связи. Отец его был священником. Еще в детстве Эразм потерял родителей, а его опекуны уговорили его поступить монахом в Штейновский монастырь, о чем он сожалел всю жизнь. Позднее он стал секретарем епископа, что дало ему возможность оставить монастырь и отправиться в путешествия. Учился в Парижском университете, посетил Англию, где ему понравился обычай целовать девушек. Ему хотелось посвятить себя библейским исследованиям, но для этого нужно было владеть греческим языком, которого он не знал. Единственная книга Эразма - "Похвальное слово глупости". Книга написана как монолог, произносимый самой глупостью. Глупость охватывает все проявления человеческой жизни, все классы и профессии. Если бы не глупость, человеческий род вымер бы.В ряде мест Эразм обличает церковные злоупотребления: отпущение грехов и индульгенции, почитание святых, распри теологов о Троице, все это служит мишенью злых насмешек. Особенно злым нападкам подвергаются монашеские ордена: это сборище сумасшедших идиотов, которые далеки от всякого благочестия. Не пощадил он и пап. Эразм считает, что они должны были подражать господу в смирении и бедности.Книга заканчивается серьезным заключением, что истинная религия является разновидностью глупости. На протяжении всей книги, Эразм говорит о двух видах глупости: один восхваляется иронически, другой восхваляется серьезно, и он раскрывается в христианской простоте. Таким образом, Эразм подверг разоблачению церковные злоупотребления и порочность пап. 2. Чувственное и рациональное познание,их формы. Сенсуализм Рационализм. Познание бывает: чувственное и рациональное. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). Восприятие - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Д ает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения..Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; Представление - наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление. Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии.
Билет 19 1. Социально-утопические учения Томаса Мора Томас Мор (1478 1535) происходил из зажиточной семьи лондонских бюргеров. Отличался редкой начитанностью в греческих и латинских авторов, как и в библейских текстах и произведениях отцов христианской церкви. Разносторонний писатель, Мор не чурался и политической деятельности - он был некоторое время и членом английского парламента, и шефом Лондона, выполняя дипломатические поручения. Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей родины, английский гуманист проникся сочувствием к бедствиям ее народных масс. Эти его настроения и получили свое отражение в знаменитом произведении с длинным заголовком в духе того времени - "Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия... ". Она была издана при ближайшем участии Эразма Роттердамского, близкого друга, посвятившего ему свою "Похвалу глупости", законченную в доме Мора, в 1616 г. и сразу приобрела большую популярность в гуманистических кругах. Повествование в ней ведется от имени вымышленного автором путешественника Рафаила Готлодея, что сообщило книге дополнительный литературный успех в эпоху географических открытий и путешествий. Именно такой страной и была объявлена здесь Утопия - греческое слово, образованное Мором и обозначавшее буквально "место, которого нет" (сам он переводил название этой страны как "Нигдея", Nusguama). Книга состоит из двух частей. Вторая, большая из них и написанная сначала, излагает утопийский образ жизни, в то время как первая часть, написанная после второй, дает прежде всего весьма критическое описание современной Англии. В дальнейшем Мор стал ближайшим сотрудником короля Генриха VШ, который в своих политических расчетах оказывал известное покровительство гуманистам, используя их литературные и политические таланты. Мор получил рыцарское звание, был председателем палаты общин, а в 1629 г. занял высший государственный, став лордом-канцлером Англии. Однако судьба его круто изменилась, когда Генрих VШ решил стать на путь церковной реформы, чтобы завладеть богатствами католической церкви в Англии. Мор держался за идею духовного единства христианско-католического мира и был противником такой церковной реформы, которая один вероисповедный догматизм заменяла другим, столь же нетерпимым. Отказавшись присягнуть королю как новому главе церкви, лорд-канцлер в 1632 г. покинул свой пост, но был обвинен в государственной измене и по приказу короля заключен в Тауэр. Через три года король милостиво разрешил отрубить ему голову (первоначальный приговор предполагал более мучительную казнь). Гуманистическое мировоззрение автора "Утопии" привело его к выводам большой социальной остроты и значимости, особенно в первой части этого произведения. Проницательность автора отнюдь не ограничивалась констатацией ужасной картины социальных бедствий, подчеркнув в самом конце своего произведения, что при внимательном наблюдении жизни не только Англии, но и "всех государств", они не представляют собой "ничего, кроме некоего заговора богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах". Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное направление проектов и мечтаний во второй части "Утопии". Многочисленные исследователи этого произведения констатировали не только прямые, но и косвенные ссылки на тексты и идеи Библии (прежде всего евангельские), в особенности же античных и раннехристианских авторов. Из всех произведений, оказавших на Мора наибольшее воздействие, выделяется платоновское "Государство". Многие гуманисты, начиная с Эразма, видели в "Утопии" долгожданную соперницу этого величайшего творения политической мысли, произведения, существовавшего к тому времени почти два тысячелетия. Если ли не самую характерную, определяющую черту социально-философской доктрины, лежащую в основе "Утопии", составляет антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни, мыслимой в идеальном государстве. Последовательный же антииндивидуализм с необходимостью требует отмены частной собственности. Максимальное равенство в размерах собственности и сопутствующего им уравнения в потреблении - нередкое требование народно-оппозиционных движений в эпоху средневековья, получавших обычно религиозное обоснование. Элементы его имеются и у Мора как активного сторонника "христианского гуманизма", взывавшего к первоначальному христианству с его идеалами всечеловеческого равенства. Мор был убежден, что "от правителя, как из какого-нибудь неиссякаемого источника, распространяется на весь народ все доброе и злое". Таким полулегендарным правителем и был Утоп, некогда завоевавший воображаемый остров и заложивший политические, социальные и моральные устои основанной им Утопии. В утопическом государстве какой-то значительной ценности нет у всех его жителей. Ее отсутствие в особенности подчеркнуто тем, что здесь нет денег, не играющих никакой роли в его экономической жизни. Золото (как и серебро) утопийцы не использовали в быту, даже для украшений. Более того, именно из этих металлов здесь изготовлялись ночные горшки и другие сосуды для нечистот, а если и делались кольца и цепи, то для того, чтобы надеть их как более тяжелые и мучительные оковы на тех, кто опозорил себя каким-нибудь преступлением и стал в результате его рабом. Так великий гуманист выразил свое отвращение к все возрастающей роли золота, роли денег, приносивших бесчисленное зло уже в ту эпоху. Единственное употребление золота, без чего не может обойтись утопийское государство, - это его применение во внешних сношениях и тем более во время войн, которые утопийцы вынужены вести с соседними государствами и народами, живущими обычной жизнью. Но отсутствие частной собственности и денег не могло стать следствием простого морально-юридического законодательства, восходившего к мудрому и доброму Утопу. Они могли развиться лишь в результате всеобщего участия утопийцев в трудовой деятельности. Понимание необходимости ее организации как непременного условия, без которого невозможна никакая реализация стремлений к равенству, и делает Мора первым представителем утопического коммунизма, т.к. отсутствие частной собственности и всеобщее участие в труде делают утопическое общество социально однородным. В "Утопии" в первую очередь речь идет о физическом труде, что естественно для данной эпохи. Мор подчеркивает необходимость труда ремесленников и земледельцев для жизни любого государства и вместе с тем указывает на обычное отсутствие у государственных руководителей заботы о тех, кто исполняет различные разновидности такого труда, не испытывая к ним никакого интереса вследствие утраты ими по возрастным и другим причинам способности к трудовой деятельности. Великий гуманист, принадлежавший к состоятельным и даже правящим классам переходил на позиции трудящихся классов. Труд в Утопии выступает в двух обычных в ту эпоху разновидностей - ремесленной и сельскохозяйственной. Участие как в первой, так и во втором обязательно для всех без исключения утопийцев. Труд стал здесь не только жизненной, но и моральной необходимостью. Этот свободный труд, строго ограничен только шестью часами весьма производителен. Существенная сторона утопической жизни - наличие здесь рабов, в которых обычнопревращаются тяжкие преступники. Эта социальная категория неизвестной численности обречена на самые тяжелые и неприятные работы. Наличие данной категории вносит значительную поправку в бесклассовость утопийского общества. Жизнь же самих утопийцев построена на принципах республиканской демократии, тайного голосования, выборности всего начальства и т.п. Всеобщий и свободный труд производит здесь такое обилие продуктов и вещей, что их оказывается вполне достаточно для удовлетворения потребностей всех утопийцев. Среди них нет ни бедных, ни богатых, ни тем более нищих, ибо в условиях, когда "все принадлежит всем", "хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты". Умственный труд в качестве профессионального не играет в Утопии главной роли. В утопии делом чтения и изучения книг занимается небольшая категория наиболее одаренных утопийцев в противоположность многим государствам, где "еще и теперь наукам посвящают себя чурбаны и дубины, а замечательно одаренные умы пропадают в удовольствиях" - явный антифеодальный выпад. Именно из этой ученой категории, свободной от физического труда, избираются различные должностные лица, включая главу государства, а также священники. Но все они жестко не противостоят основной массе утопийцев. Будучи избавлены от "телесного рабства", в принципе каждый утопиец может достичь "духовной свободы и просвещения", осваивая различные науки. Для этой цели в предрассветные часы даже устраиваются специальные чтения. Тем самым и перед любым утопийцем открывается возможность того, что мы именуем всесторонним развитием личности. Но какую бы роль в жизни утопийцев ни играло собственно интеллектуальное начало, моральная сторона их жизни более важна. Автор "Утопии" считает, что справедливость - "главнейшая опора государства". Здесь неоднократно подчеркивается, что человек представляет собой высшую ценность, которую нельзя подменить никаким золотом. Но вот что касается понимания счастья жителями Евтопии (т.е. Страны блаженства - второе название Утопии), то перед нами вырисовывается уже достаточно распространенный тогда гуманистический идеал антиаскетизма, стремления к наслаждению, удовольствию в духе эпикуреизма. Среди удовольствий первое место принадлежит здоровью, которому вредит псевдосвященный аскетизм с его постами и другими атрибутами. Радости еды и питья должны быть весьма умеренными, ориентированными прежде всего на человеческое здоровье. Утопийцев отличает принципиальное миролюбие. Сами они по собственной инициативе никогда не прибегают к войне, но ведут ее с величайшей самоотверженностью, когда она им навязана или когда им приходится идти навстречу просьбам того или иного народа, свергающего укрепившуюся у них тиранию. Утопическая жизнь подчиняется не столько юридическим, сколько этическим законам. Писанный законов у них очень мало, и они настолько просты, что каждый без труда разбирается в них. Много законов и не требуется для народа, у которого "все законы издаются только для того, чтобы напомнить каждому его долг". Проблема морали неотделима от проблемы религии. В духе гуманистического просветительства Мор различает подлинную религию и суеверие, которое многие утопийцы принимают за религию. Обучая детей и юношество, они ставят последнюю выше их интеллектуального развития. Эти жрецы морали пользуются среди утопийцев наибольшим авторитетом по сравнению со всеми другими должностными лицами. "Утопия" оказала весьма значительное воздействие на различных философов и литераторов эпохи Возрождения. Слово "утопия" стало нарицательным и означает все то, о чем можно помечтать и даже порассуждать, но что при более глубоком размышлении оказывается теоретически несостоятельным и практически несбыточным. В истории общества и общественной мысли утопия нередко служила формой выражения революционной идеологии.Многие основные принципы освободительного движения трудящихся, нравственные и законодательные нормы, системы педагогики и образования были впервые сформулированы в "Утопии". Утопия не утратила своей роли в качестве специфического жанра литературы. Положительное значение утопии в современную эпоху проявляется в двух направлениях: она позволяет предвосхищать вероятное отдаленное будущее, которое на данном уровне познания не может быть научно предсказано в конкретных деталях, и может также предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности. Эти формы утопии стимулировали развитие в социологии методов нормативного прогнозирования и сценариев с целью анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий 2. Позитивизм и его разновидности - фил течение, осн на принципе, что все подлинное, полож (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных дисциплин и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. С точки зрения позитивизма умозрительная философия занимается бесплодными спекуляциями, химерами, не имеет практического выхода, следовательно, бесполезна. В первоначальном истолковании основателя позитивизма О.Конта поз означал требование к философии отказаться от поисков первопричин, каких-либо субстанциальных начал и вообще сверхчувственных сущностей. На формир поз оказало влияние ускоренное развитие науки, а также утилитаристская установка опытных наук, связанная с развитием промышленной революции. Поз явился формой самосознания науки, освободившейся от давления старых религиозных и философских концепций. Определенную роль в формировании позитивизма сыграло распространение идей прогресса, прежде всего прогресса науки и его влияния на разв общ. Поз опирался на многие идеи философии Просвещения, хотя, с другой стороны, явился реакцией на просветительскую идеологию. В истории поз выделяют три основных этапа: "Первый поз" - 20-е годы XIX - начало XX вв. Этот этап представлен осн позитивизма Огюстом Контом и его непосредственными учениками и последователями: ЭЛиттрс по Франции, Дж. С. Миллем, Г. Спенсером в Англии, Г.Н. Вырубовым и В.В Лесевичем в России. "Второй поз" (эмпириокритицизм, махизм) - 70-е годы XIX - начало XX вв. Предст его были в осн ученые-естествоиспытатели - Э.Мах, Р.Авсанариус, А.Пуанкаре. Неопозитивизм (логический позитивизм, логический эмпиризм) оформляется в 20-е годы XX в. под влиянием работ Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна, а затем существует в в виде трех фил школ: Венского кружка, Берлинского общества эмпирич фил и Львовско-Варшавской школы.
Билет 18 1. Научные открытия э похи Ренессанса Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей (Возрождения) означала в культуре Европы отказ от старого средневекового понимания человека и мира. Человек освобождался от многих религиозных догм, он становился в центре всей системы ценностей, все должно было быть направлено на благо человека. Такой образ мыслей называют гуманизмом. Человек становится мерой всех вещей, он сам решает, что ему полезно, а что следует отвергнуть. Личность начинает осознавать себя как неповторимую ценность. Поэтому человек заново открывает для себя окружающий мир: красоту природы, совершенство естественных форм, включая свое собственное тело, многообразие жизненных ситуаций и человеческих взаимоотношений. Эмоциональную основу ренессансного человека составляет радость, счастье открытия себя и мира. Средства для этого предоставили науки, называемые гуманитарными, так как они изучают то, что связано с деятельностью человека, с его культурой: история, филология, философия. Особенное значение приобрели занятия филологией: изучение грамматики,красноречия, древних языков. Такие занятия стали называть гуманистическими, а людей, ими занимающихся — гуманистами. Так новый, гуманистический, стиль мышления совпадал с формой занятий, что придавало цельность культуре гуманизма. Ренессанс открыл, точнее говоря, вспомнил, культурное наследие античного мира. Красота, совершенство форм древнегреческой и древнеримской архитектуры, скульптуры, литературы вновь привлекли к себе внимание. Новая культура стала создаваться в подражание древним культурам, возрождать их традиции и охватила все общество. Родившись в Италии, Ренессанс распространился почти на всю Европу. Иногда это было глубоким и своеобразным освоением новых идей, иногда просто модой. В эпоху Ренессанса высшего расцвета достигли литература, живопись, скульптура, архитектура. Также по-новому развивались многие науки, освобождавшиеся от средневековых представлений. Ренессанс оказал существенное влияние на культуру славянских стран «латинского» круга. Из Италии и Германии идеи гуманизма и новые формы культуры, благодаря интенсивным контактам, распространялись в Хорватии и Далмации, в Словении, Польше и Чехии. В XVI в. наряду с сохраняющим свои позиции церковным искусством бурно развивается искусство светское, главным заказчиком которого были государи, дворяне и горожане. Даже церковь не устояла под натиском этого жизнерадостного искусства. В религиозной жизни Западной Европы произошел раскол, называемый Реформацией. Возник протестантизм, резко критиковавший устои католицизма и провозглашавший обновление христианских ценностей. Первые протестанты были гуманистами, однако их критика «развращенного мира» накладывала новые путы на освобождавшуюся человеческую личность. На распространение лютеранства и кальвинизма — главных течений протестантизма — католическая церковь ответила рядом внутренних реформ, консолидацией, очищением от устаревших форм и мощным наступлением, получившим название Контрреформации. Такова была общественная обстановка, существенно влиявшая на развитие культуры. В польской литературе Ренессанса развивались жанры поэзии, исторической прозы, церковной публицистики. Еще до того, как в Польшу проникла гуманистическая филология, новое направление мысли проявилось в среде краковских ученых: математиков, астрономов, географов. Польский Ренессанс дал миру Коперника, открытие которого буквально перевернуло все миросозерцание средневекового человека. Европейскую известность приобрел Мацей Меховский, историк и географ, открывший Восточную Европу для западного читателя. Писатель-публицист Анджей Фрыч Моджевский высказывал радикальные демократические идеи. В своих исторических и публицистических сочинениях он критиковал общественный строй, выступал за крепкую королевскую власть и сильное государство, против светских и церковных магнатов. Он требовал равенства всех сословий перед законом и обличал нравственные пороки знати, защищал интересы горожан и крестьян. Как настоящий гуманист, он клал в основу идеального государственного устройства требования человеческой природы, которую должно облагораживать христианство. Большой вклад в развитие польского языка внес перевод Библии, сделанный Шимоном Будным — протестантским богословом и публицистом, опровергавшим многие доктрины католицизма. Вершина польского Ренессанса—поэзия Яна Кохановского (1530—1584). Высокая гуманистическая образованность позволила ему воспринять все культурные богатства своей эпохи, а незаурядный талант, чувство языка дали возможность выразить в звучных стихах то, что волновало людей его времени. У Кохановского много патриотических сочинений, юмористически-бытовых зарисовок нравов, сочного польского быта. Очень значительно в его творчестве влияние польского фольклора. Такое гармоничное единство европейской образованности и народности сделало Кохановского поэтом в высшей степени польским и вместе с тем европейским по уровню мастерства и приобщенности к идеям эпохи. Польская литература оставалась двуязычной, сохраняя на обоих языках национальный колорит. В латинских стихах поэтов Польши, как и в стихах на родном языке, звучали общие мотивы. В творчестве Кохановского, успешно сочинявшего на двух языках, произошла решительная победа родного языка.В целом культура Ренессанса в славянских странах вводила национальные особенности культур в русло общеевропейского художественного развития. Гуманизм ставил человека в центр мироздания, способствуя развитию личности. Однако в славянских странах Ренессанс во многом накладывался на старую средневековую культуру, образуя интересный сплав традиционного и нового. Поэтому искусство XVI в. в славянских землях не достигло такого расцвета, как в Западной Европе. Очевидно, причину этого следует искать в исторических особенностях славян, у которых отсутствовали глубокие исторические корни для возникновения гуманистической культуры ренессансного типа. Коперник. Основная статья: Гелиоцентрическая система мира. Небесные сферы в рукописи Коперника. Размышляя о Птолемеевой системе мира, Коперник поражался её сложности и искусственности, и, изучая сочинения древних философов, особенно Никиты Сиракузского и Филолая, он пришел к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной. Исходя из этого положения, Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет, но, не зная ещё истинных путей планет и считая их окружностями, он был ещё вынужден сохранить эпициклы и деференты древних для объяснения неравномерности движений. Главное и почти единственное сочинение Коперника, плод более чем 40-летней его работы, — De revolutionibus orbium coelestium («Об обращении небесных сфер»). Сочинение издано в Нюрнберге в 1543 году; оно разделено на 6 частей (книг) и печаталось под наблюдением лучшего ученика Коперника, Ретика.В предисловии к книге Коперник пишет: Принимая в соображение, какой нелепостью должно показаться это учение, я долго не решался напечатать мою книгу и думал, не лучше ли будет последовать примеру пифагорейцов и других, передававших своё учение лишь друзьям, распространяя его только путём предания.По структуре главный труд Коперника почти повторяет «Альмагест» в несколько сокращённом виде (6 книг вместо 13). В первой части говорится о шарообразности мира и Земли, а вместо положения о неподвижности Земли помещена иная аксиома — Земля и другие планеты вращаются вокруг оси и обращаются вокруг Солнца. Эта концепция подробно аргументируется, а «мнение древних» убедительно опровергается. С гелиоцентрических позиций он без труда объясняет возвратное движение планет.Во второй части даются сведения по сферической тригонометрии и правила вычисления видимых положений звезд, планет и Солнца на небесном своде.В третьей говорится о годовом движении Земли и прецессии (предварении равноденствий), причём Коперник правильно объясняет её смещением земной оси, из-за чего перемещается линии пересечения экватора с эклиптикой.В четвертой — о Луне, в пятой о планетах вообще, и в шестой — о причинах изменения широт планет. В книге также содержится звёздный каталог, оценка размеров Солнца и Луны, расстояния до них и до планет (близкие к истинным), теория затмений.Гелиоцентрическая система в варианте Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях:Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра. Центр Земли — не центр вселенной, но только центр масс и орбиты Луны. Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира.Расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами.Суточное движение Солнца — воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе.Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) — не более чем эффект движения Земли.Это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.Эти утверждения полностью противоречили господствовавшей на тот момент геоцентрической системе. Хотя, с современной точки зрения, модель Коперника недостаточно радикальна. Все орбиты в ней круговые, движение по ним равномерное, так что эпициклы пришлось сохранить — правда, их стало меньше, чем у Птолемея. Механизм вращения планет также оставлен прежним — вращение сфер, к которым прикреплены планеты. Но тогда ось Земли в ходе годичного вращения должна поворачиваться, описывая конус; чтобы объяснить смену времён года, Копернику пришлось ввести третье (обратное) вращение Земли вокруг оси, перпендикулярной эклиптике, которое использовал также для объяснения причины предварения равноденствий. На границу мира Коперник поместил сферу неподвижных звёзд. Строго говоря, модель Коперника даже не была гелиоцентрической, так как Солнце он расположил не в центре планетных сфер.Реальное движение планет, особенно Марса, не круговое и не равномерное, и надуманные эпициклы неспособны надолго согласовать модель с наблюдениями. Из-за этого таблицы Коперника, первоначально более точные, чем птолемеевы, вскоре существенно разошлись с наблюдениями, что немало озадачило и охладило восторженных сторонников новой системы. Точные гелиоцентрические (Рудольфовы) таблицы издал позже Иоганн Кеплер, который открыл истинную форму орбит планет (эллипс), а также признал и математически выразил неравномерность их движения.И всё же модель мира Коперника была колоссальным шагом вперёд и сокрушительным ударом по архаичным авторитетам. Низведение Земли до уровня рядовой планеты определённо подготавливало (вопреки Аристотелю) ньютоновское совмещение земных и небесных природных законов.Коперник одним из первых высказал мысль о всемирном тяготении. В одном из его писем говорится: Он уверенно предсказал, что Венера и Меркурий имеют фазы, подобные лунным. После изобретения телескопа Галилей подтвердил это предвидение. 2. Основные проблемы русской философии. Славянофилы и западники (славянолюбы) 40-50 годы 19 века. Они обосновывали самобытность развития России, её истории, традиции. Теоретики: Чижов, Беляев, Аксаков. Суть: самобытность России состоит в том, что здесь нет классовой борьбы, а есть поземельная община, артели и единственно истинное христианство. Эти же традиции усматривались даже в русских славянах. Выступали против усвоения, навязывания России форм западной жизни, но необходимо развитие торговли, промышленности с Западом. Выступали за отмену крепостного права сверху за выкуп. Многие (Самарин, Кошелев) были активными деятелями проведения земельной реформы 1861 года. Со времён Петра Первого государство стало над народом, односторонне и внешне усвоив западную культуру, оно оторвалось от жизни. Философское мировоззрение славянофилов весьма рационалистично, патриотично. Западничество —появилось в результате споров 40-50—каким путём идти России, как её развивать. Они считали, что Россия и Западная Европа развиваются по одному пути, в России должен утвердиться парламентарно-буржуазный строй, подчёркивали, что Россия должна избежать революционных переворотов. Западничество было буржуазно-либеральным течением, выражавшим интересы буржуазии и помещиков. Западники критиковали крепостничество, за свободу слова, конституцию, обращались к различным сторонам западной жизни. Государство отражает интересы различных классов. По-разному относились к атеизму. Умеренные западники мечтали о правовом буржуазном государстве. Будущее—государство, обладающее высоким международным авторитетом. Билет 20 1. Социально - политические учения Никколо Макиавелли Хотя Возрождение не дало ни одного значительного теоретического философа, в области политической философии оно дало выдающегося мыслителя - Никколо Макиавелли. Его политическая философия носит научный и эмпирический характер, которая основана на собственном деловом опыте и ставит своей целью указать средства для достижения намеченных целей. Макиавелли (1467 - 1527). Его отец - юрист. Сам он родился во Флоренции, не был ни богат, ни беден. Он занимал небольшой пост в правительстве Флоренции, иногда выезжал с дипломатическими миссиями. Подвергся аресту, но был оправдан и получил разрешение жить в деревне, не далеко от Флоренции. Стал писателем. Его значительные произведения - "Князь", "Рассуждение". Они носят республиканский и либеральный характер. В работе "Князь" он говорит о борьбе за власть такими методами, как подлость, сила и т.д. Он говорит, что правитель погибнет, если он будет милостивым. Он должен быть хитрым и свирепым, но нужно уметь скрывать в себе эти качества и быть лицемером. Важнее всего для правителя казаться религиозным. "Рассуждение". Здесь четко сформулирована теория контроля и равновесия. Конституция должна предоставлять часть в управлении и государем, и знатью, и народом. Тогда эти силы будут контролировать друг друга. Хорошей была конституция Рима, т.к. она сталкивала Сенат и народ. Макиавелли везде употребляет слово "свобода". По-видимому, он считал, что политическая свобода предполагает наличие в гражданах известного рода личные добродетели. В мире существует ряд политических благ, из которых особенно важны три: национальная независимость, безопасность и благоустроенная конституция. Лучшей конституцией является та, которая распределяет юридические права между государем, знатью и народом, пропорционально их реальной власти, т.к. при такой конституции трудно осуществить революции и поэтому возможен устойчивый порядок. Однако, политика включает в себя так же вопрос о средствах. Если цель признается хорошей, то нужно избирать такие средства, которые обеспечивают ее достижение. Для достижения такой цели необходима сила. Часто она зависит от общественного мнения, общественное мнение от пропаганды, а в пропаганде выгодно казаться добродетельнее своего противника. Монтень Мишель Монтень является французским философом эпохи Возрождения. Годы жизни: 1533-1592. На надгробном камне могилы Монтеня выбита надпись: "Он догматы Христа соединил со скептицизмом Пиррона".Философская мысль Монтеня опирается на изучение античногонаследия и на то немногое, что дала ему философская литература современности. Пиррон называл скептиков "ищущими". "Ищущим какую-нибудь вещь приходится или найти ее, или дойти до отрицания нахождения ее и признания ее невоспринимаемости или упорствовать в ее отыскании. Поэтому, может быть, и в отношении вещей, искомых в философии, одни говорили, что нашли истину,другие высказывались, что воспринять ее невозможно, третьи еще ищут". Идею бога Пиррон отвергал: "то, что бог существует, не является вполне очевидным". В историю Монтень вошел как основатель скептицизма, как продолжатель античного скептицизма Пиррона.Отправным пунктом философии Монтеня является предоставление человеку права на сомнение.Сомнению подвергаются догматы религии, само христианское понятие о боге.Отвергая религиозное учение о бессмертии души, Монтень подходит к пониманию сознания как свойства материи.В отличие от агностиков, Монтень не отрицает познаваемости мира.Главным принципом его морали является убеждение в том, что человек не должен пассивно ожидатьсвоего счастья, которое обещано ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в земной жизни. Основным произведением Монтеня являются "Опыты". В "Опытах" Монтень продолжает культурные традиции, связанные со стоицизмом и эпикурейством; с ними Монтень познакомился, читая произведения римского философа Сенеки и историка Плутарха. Сенека много писал о человеческой мудрости, которая заключается в том, чтобы стать над страданиями и смертью, презреть их: стоики учили о превосходстве разума над чувствами, прежде всего такими, как боль, страдание и страх смерти. Выше всех человеческих качеств для писателя оказывается "добродетель", которая может быть лишь следствием постоянного и неослабевающего усилия воли, и этим она отличается от обычной, естественной доброты. Там, где человеку не нужно предпринимать усилий, вступать в борьбу со страстями, там нет "добродетели".Этот конфликт, борьба возможны только при активном участии разума, который один лишь может победить страх смерти и подчинить себе страсти. Такая интерпретация роли разума, человеческой воли, активности направлена против подчинения судьбе, провидени, фатальной необходимости. 2. Философия марксизма фил сост диалектический и истор материализм. Диалектический материализм изуч наиб общие закономерности разв и функц мира в целом, отношения и взаимодействие человека с окружающей действит и наиб общие принципы ее познания. Диалектический материализм воздан в 19 в. К.Марксом и Ф.Энегльсом, развит Г.Плехановым, В.Лениным и др. Теор источн диалектического материализма явились идеалист диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Взяв за исход пункт добыв средств к жизни, марксизм поставил в связь с ним те отнош, в кот люди вступают в процессе производства своей жизни, и в сист этих производствен отнош увидел основу – реальный базис каждого опред общества – которая облекается политико-юридическими облекается политико-юридическими надстройками и различными формами общественного сознания. Каждая система производственных отношений, возникающая на определенной ступени развития производительных сил, подчинена как общим для всех формаций, так и особым, свойственным лишь одной из них, законам возникновения, функционирования и перехода в высшую форму. С точки зрения М. материалистическое понимание истории заключается в том, чтобы исходя, из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе - и политическое устройство обществ, право, мораль, религиозные и другие явления. Установление зависимости сознания людей от их общественного бытия и главного вида - материального производства - позволило М. переосмыслить роль духовной деятельности человека. По мнению М, идеи и теории даже самые радикальные не могут служить причинами исторических изменений реальности. Они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в этой реальности создадутся благоприятные возможности. Сознание есть ничто иное как отражение и осознание людьми своего общественного бытия, способа производства материальных блага, деятельности и межчеловеческого общения.
Билет 21 1. Новое время: открытия, картина мира, проблема научного метода Мощное движении в становлении первой научной картины мира -научная революция, которая обретает в XVII в. характерные черты в работах Галилей, идеях Бекона и Декарта и которое получит свое завершение в классическом ньютоновском образе Вселенной, подобной часовому механизму. Меняется образ мира, неуклонно разрушаются столпы космологии Аристотеля-Птолемея. Коперник помещает в центр мира вместо Земли Солнце; Галилей показывает ошибочность различения физики земной и физики небесной Ньютон в своей теории гравитации объединяет физику Галилея и физику Кеплера.Меняется представлений о человеке, о науке, об отношении между наукой и обществом, между наукой и философией и между научным знанием и религиозной верой. В результате "научной революции" родился новый образ мира, с новыми религиозными и антропологическими проблемами. Вместе с тем возник новый образ науки - развивающейся автономно, социальной и доступной контролю. Другая фундаментальная характеристика научной революции - формирование знания, которое объединяет теорию и практику, науку и техникую. Научная революция порождает эксперимент.Картина мира нашедшая законченное выражение в работах Ньютона, является первой научной картиной мира. Меняется картина мира и в культурно-историческом плане. Происходит ее механизация - вытеснение схоластического представления о материальном мире иным представлением о мире как об однородном, неодушевленном, мертвом веществе, частицы которого взаимодействуют по чисто механическим законам. Разложение феодальных отношений, сопровождающееся подобными настроениями, меняет общую картину мира, отношение к природе, к естественному и сверхъестественному (чудесному). Наука возникла в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знания на философию и науку. Становление буржуазных социально-экономических отношений, пронизанных духом рационализма Нового времени, привело к постепенному ослаблению религиозного, магического, анимистического восприятия мира и укреплению рациональных представлений о мироздании. Произошел разрыв науки с религией и парадокс научной революции состоялся в том, что те, кто внес в нее наибольший вклад были наиболее консервативны в своих религиозных и философских взглядах. Результатом научной революции был разрыв мышления на мышление о бытии и мышление о ценностях, разрыв между миром точности и миром приблизительности, между научным мышлением и обыденным сознанием. Вместо обыденного сознания было рождено теоретическое научное мышление, создана совокупность общефилософских и научных принципов. Таким образом, в отличие от традиционной (особенно схоластической) философии, становящаяся наука Нового времени кардинально по новому поставила вопросы о специфике научного познания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости господства человека над природы на основе знания ее законов. Характерное для Нового времени интенсивное развитие производительных сил в условиях нарождающейся капиталистической формации, вызвавшее бурный расцвет науки(особенно естествознания) потребовало коренных изменений в методологии, создания принципиально новых методов научного исследования - как философских, так и частнон аучных. Прогресс опытного знания, экспериментальной науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возродились и развивались принципы материализма и элементы диалектики. С периода Нового времени наука действительно стала средством, методом философии на пути познания мира. С этого времени наука стала неотъемлемой частью предмета философских мышлений.Меняется образ мира, меняется образ человек, но постепенно меняется также образ науки. Наука - это итог революции. Наука отныне не дело "бумажного мира", она становится исследованием и раскрытием мира природы. Наука приносит существенное изменение в сознании человека при познавании мира и таким образом сыграет ведущую роль в развитии цивилизации человечества в целом, в этом заключаются заслуги философии Нового времени. 2. Кропоткин: философ и ученый-энциклопедист. Теория о «взаимной помощи как факторе эволюции Пётр Алексеевич [27.11(9.12).1842, Москва, — 8.2.1921, Дмитров, похоронен в Москве], русский революционер, один из теоретиков анархизма, социолог, географ и геолог. Родился в семье генерала, богатого помещика из древнего княжеского рода. Был камер-пажом царя. Окончил Пажеский корпус (1862), служил в Амурском казачьем войске, затем чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. В 1864 путешествовал по неизученным районам Северной Маньчжурии, в 1865 — по северному склону Восточного Саяна, в 1866 исследовал Патомское нагорье и Витимское плоскогорье (Олёкминско-Витимская экспедиция Русского географического общества). По окончании экспедиции вышел в отставку (1867) и учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, служил в Статистическом комитете министерства внутренних дел. Ещё в Пажеском корпусе в значительной мере под влиянием «Колокола» и «Современника» складывались демократические воззрения Кропоткин Пётр Алексеевич; дальнейшее развитие они получили в годы пребывания его в Сибири, где он наблюдал жизнь народа, был свидетелем полевого военного суда в Иркутске над участниками Кругобайкальского восстания (1866). Позднее революционное движение в Западной Европе, особенно <A< a>href ="../57/911.htm">Парижская Коммуна 1871, деятельность Первого Интернационала и чтение социалистической литературы придали его взглядам революционный характер. В начале 1872, посетив Бельгию и Швейцарию, он примкнул к бакунистскому крылу Интернационала; в мае, возвратившись в Россию, вошёл в общество чайковцев. Кропоткин Пётр Алексеевич вёл пропаганду среди петербургских рабочих, составил записку «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?» (1873), в которой отразилось анархическое направление его взглядов. В 1874 арестован и заключён в Петропавловскую крепость, в 1876 бежал из тюремного госпиталя и эмигрировал за границу. Провёл в изгнании свыше 40 лет. С 1879 Кропоткин Пётр Алексеевич издавал в Женеве газету «Револьте» («Le Révolté»). В 1881 выслан из Швейцарии, а в 1883 на Лионском процессе анархистов приговорён к 5 годам заключения. В результате протестов общественности в 1886 освобожден из французской тюрьмы. Поселившись в Англии, Кропоткин Пётр Алексеевич занялся теоретической разработкой проблем <A< a>href ="../03/010.htm">анархизма, научной работой в области социологии, биологии, географии; сотрудничал в парижских журналах «Револьт» («La Révolte») и «Тан нуво» («Les Temps Nouveaux»), основал в Лондоне газету «Фридом» («Freedom»), был одним из хранителей фонда помощи русским эмигрантам. Кропоткин Пётр Алексеевич называл своё учение анархическим коммунизмом, обоснованию его он посвятил ряд работ (на французском и английском языках): «Речи бунтовщика» (1885, рус. пер. 1906), «Хлеб и воля» (1892, рус. пер. 1902), «Анархия, её философия, её идеал» (1896, рус. пер., 1900), «Современная наука и анархия» (1913, рус. пер. 1918) и др. Разделяя основные принципы родоначальников анархизма, он, в отличие от П. Ж. Прудона, был сторонником социальной революции, в которой видел не стихийный бунт (как считал М. А. Бакунин), а сознательное действие народа, оплодотворенное революционной мыслью. Кропоткин Пётр Алексеевич различал в обществе два враждебных начала: «народное» и «начальническое», борьба между которыми составляет содержание исторического процесса. Поступательное развитие общества, по мнению Кропоткин Пётр Алексеевич, осуществляется в форме чередования революционных скачков и эволюционных процессов. Главным содержанием будущей социальной революции Кропоткин Пётр Алексеевич считал революционное творчество масс, а будущее общество представлялось ему союзом вольных общин, объединённых свободным договором. По мысли Кропоткин Пётр Алексеевич, первоочередные задачи социальной революции составляют: экспроприация всего, что служит или может служить эксплуатации (в т. ч. и предметов потребления), установление прямого обмена городских товаров на с.-х. продукты, интеграция труда (обработка земли не только сельскими, но и городскими жителями, соединение интеллигентного и физического труда), сочетание умственного образования с физическим трудом. Анархо-коммунистическая утопия Кропоткин Пётр Алексеевич выражала интересы мелкого производителя. Анархическая доктрина Кропоткин Пётр Алексеевич непосредственно связана с его естественнонаучными представлениями. В области биологии его идеи о взаимопомощи как факторе эволюции, об отсутствии внутривидовой борьбы представляли собой развитие одного из важных направлений дарвинизма. Установив, что все биологические формы жизни зиждутся на взаимной помощи и поддержке, Кропоткин Пётр Алексеевич перенес это положение и на общественную жизнь. Наряду с этим Кропоткин Пётр Алексеевич признавал, что как биологическая, так и социальная жизнь проникнуты началом борьбы. Но социальная борьба плодотворна и прогрессивна тогда, когда она, уничтожая старые формы, помогает возникновению новых, основанных на принципах свободы, справедливости и солидарности. Прогрессивна борьба трудящихся против эксплуататоров, но она, по мнению Кропоткин Пётр Алексеевич, не должна превращаться в борьбу за власть, которая якобы неизбежно вырождается в произвол и деспотизм. Сформулированный Кропоткин Пётр Алексеевич закон взаимной помощи и солидарности лег в основу его этического учения. Основы человеческой нравственности он видел в солидарности, справедливости и самопожертвовании, а истоки их — в инстинкте взаимопомощи, который человек перенял из мира животных. В противовес анархическому индивидуализму, Кропоткин Пётр Алексеевич стремился построить реалистическую этику («физику нравов»). В 1900—09 Кропоткин Пётр Алексеевич входил в заграничные организации русских анархистов, участвовал в издании пропагандистских брошюр для России, сотрудничал в анархистских изданиях «Хлеб и воля» (1903—06, 1909) и «Листок «Хлеб и Воля»» (1906—07). В годы Революции 1905—07 выступал в её поддержку, против карательной политики царизма. В 1907 в числе немногих русских эмигрантов был гостем 5-го (Лондонского) съезда РСДРП. В историческом исследований «Великая французская революция 1789—1793» (1909, рус. пер. 1914), явившемся итогом 25-летней работы и получившем впоследствии высокую оценку В. И. Ленина, Кропоткин Пётр Алексеевич первым показал роль парижских секций и крестьянского движения в революции. В годы 1-й мировой войны 1914—18 Кропоткин Пётр Алексеевич занимал оборонческую позицию, резко осужденную Лениным. В июне 1917 возвратился в Россию, в августе выступил на Государственном совещании в Москве с призывом к «социальному миру».Оставаясь противником государственной власти, Кропоткин Пётр Алексеевич признал международное значение Октябрьской революции и высоко оценил роль Советов. С 1918 Кропоткин Пётр Алексеевич жил в Дмитрове. В 1919—20 встречался с Лениным. Летом 1920 обратился к международному пролетариату с призывом «заставить свои правительства отказаться от мысли о вооружённом вмешательстве в дела России». В русском революционном движении анархические идеи Кропоткин Пётр Алексеевич не сыграли значительной роли. Известное распространение они имели в странах Западной Европы (Испания, Италия, Швейцария, отчасти Франция), в Латинской Америке, Индии. Как учёный-естествоиспытатель Кропоткин Пётр Алексеевич известен своими работами в области географии и геологии. В годы службы в Сибири Кропоткин Пётр Алексеевич начал разработку схемы её орографии («Общий очерк орографии Восточной Сибири», «Записки РГО по общей географии», т. 5, 1875) и впервые обнаружил следы древнего оледенения и вулканизма в Восточном Саяне. С 1868 Кропоткин Пётр Алексеевич, став секретарём отдела физической географии Русского географического общества, работал над проблемой освоения северных морей и теоретически обосновал существование в Северном Ледовитом океане суши («Доклад комиссии по снаряжению в северные моря», 1871), открытой два года спустя и получившей названия Земли Франца-Иосифа. В 1871 исследовал ледниковые отложения в Финляндии и Швеции. В работе «Исследования о ледниковом периоде» (т. 1, 1876; т. 2 не изд.) привёл доказательства широкого распространения в антропогеновое время материкового оледенения на территориях Европы, Азии и Северной Америки. Кропоткин Пётр Алексеевич показал, что многие рыхлые отложения (валуны, пески и др.) и ряд форм ледникового рельефа (морены, озы и др.) возникли в результате существования и деятельности мощного ледяного покрова и талых вод. Эти взгляды полностью подтвердились дальнейшими исследованиями (см. Ледниковая теория). За границей Кропоткин Пётр Алексеевич сотрудничал с Элизе Реклю в подготовке издания «Земля и люди. Всеобщая география». Участвовал в работе Лондонского географического общества, писал статьи по географии России для «Британской энциклопедии» (9—11 изд., 1875—1911), был сотрудником (1883—1917) журнала «The Nineteenth Century and after XIX—XX», в котором сменив Т. Гексли, вёл научное обозрение (1892—1901). В 1893 Кропоткин Пётр Алексеевич избран членом «Британской научной ассоциации». В 1897, побывав в Канаде, высказал мысль о геологическом родстве Канады и Сибири. В 1903—04 выдвинул гипотезу о «высыхании европейско-азиатского материка» в послеледниковое время, которое подразделял на «озёрный период» и«период высыхания» («The Desiccation of Eur. -Asia», «Geographical Journal», 1904, v. 23, № 6); эта гипотеза вызвала, однако, возражения со стороны ряда учёных (Л. С. Берг и др.). Именем Кропоткин Пётр Алексеевич названы: хребет в Патомском нагорье, хребет и вулкан в Восточном Саяне, гора в Олёкминском Становике, город в Краснодарском крае, посёлок городского типа в Иркутской области.
Билет 22 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И СОЧИНЕНИЯ Ф. БЭКОНА Френсис Бэкон, сын Николаев Бэкона, одного из высших чиновников при дворе королевы Елизаветы, родился 22 января 1561 г. в Лондоне. В 1573 г. он поступил в Тринити - колледж Кембриджского университета. Через три года Ф. Бэкон в составе английской миссии отправился в Париж, откуда в 1579 г. из-за смерти отца вынужден был возвратиться в Англию. Первым поприщем самостоятельной деятельности Бэкона была юриспруденция. Он даже стал старейшиной юридической корпорации. Молодой юрист, однако, расценивал свои успехи в юридической области как трамплин к политической карьере. В 1584 г. Бэкон впервые был избран в палату общин. Начав с хлестких оппозиционных выступлений, он затем стал рьяным сторонником короны. Возвышение Бэкона как придворного политика наступило после смерти Елизаветы, при дворе Якова I Стюарта. Король осыпал Бэкона чинами, наградами, пожалованиями. С 1606 г. Бэкон занимал ряд достаточно высоких должностей (штатный королевский адвокат, высший королевский юрисконсульт).Годы хлопотливой придворной службы, однако, позволили Бэкону, рано почувствовавшему вкус к философии, в частности философии науки, морали, права, написать и выпустить в свет сочинения, впоследствии прославившие его как выдающегося мыслителя, родоначальника философии нового времени. Еще в 1597 г. вышла из печати его первая работа - "Опыты и наставления", содержащая очерки, которые он затем дважды будет дорабатывать и переиздавать. К 1605 г. относится трактат "О значении и успехе знания, божественного и человеческого". Между тем в Англии наступает пора абсолютистского правления Якова I: в 1614 г. он распустил парламент и до 1621 г. правил единолично. Нуждаясь в преданных советниках, король особо приблизил к себе Бэкона, к тому времени искусного царедворца. В 1616 г. Бэкон стал членом Тайного совета, в 1617 г. - лордом-хранителем большой печати. В 1618 г. Бэкон - уже лорд, верховный канцлер и пэр Англии,барон Веруламский, с 1621 г. - виконт Сент-Албанский - Во время "беспарламентского" правления в Англии полновластно царил любимец короля лорд Бэкингем, противостоять стилю правления которого (расточительство, мздоимство, политические гонения) Бэкон не мог, а возможно, и не хотел- Когда в 1621 г. королю все-таки пришлось созвать парламент, то обида парламентариев, наконец, нашла свое выражение. Началось расследование коррупции должностных лиц. Бэкон, представ перед судом, признал свою вину - Пэры осудили Бэкона весьма сурово ~ вплоть до заключения в Тауэр, - однако король отменил решении гуда. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Отставленный от политики, Бэкон отдался тому любимому делу, в котором все решали не интриги и сребролюбие, а чистый познавательный интерес и глубокий ум - научно-философскому исследованию. 1620 г. ознаменован выходом в свет "Нового органона", задуманного как вторая часть труда "Великое восстановление наук". В 1623 г. выходит в свет обширное произведение "О достоинстве и приумножении наук" - первая часть "Великого восстановления наук". Бэкон пробует перо и в жанре модной в XVII в. философской утопии - он пишет "Новую Атлантиду". Среди других сочинений выдающегося английского мыслителя следует упомянуть также "Мысли и наблюдения", "О мудрости древних", "О небе", "О причинах и началах", "История ветров", "История жизни и смерти", "История Генриха VII" и др. Умер Френсис Бэкон 9 апреля 1626 г. ГЛАВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ Ф. БЭКОНА ВЭКОНОВСКИЙ ЗАМЫСЕЛ "ВЕЛИКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАУК". ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ К НОВОЙ НАУКЕ Основную цель своих сочинений, как и призвание всей философии, Ф. Бэкон видел в том, чтобы "восстановить в целом или хотя бы привести к лучшему виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо на земле или по крайней мере что-либо земное". С философской точки зрения, особого сожаления и срочного исправления заслуживают ставшие смутными и бесплодными понятия, употребляемые в науках. Отсюда - необходимость "заново обратиться к вещам с лучшими средствами и произвести восстановление наук и искусств и всего человеческого знания вообще, утвержденное на должном основании". Бэкон считал, что науки со времени древних греков мало продвинулись по пути непредвзятого опытного исследования природы. Иное положение наблюдается в "механических искусствах: "они, как бы восприняв какое-то живительное дуновение, с каждым днем возрастают и совершенствуются...". Но и люди, "пустившиеся в плавание по волнам опыта", мало задумываются об исходных понятиях и принципах. Итак, Бэкон призывает своих современников и потомков обратить особое внимание на развитие наук и сделать это ради пользы жизни и практики, именно для "пользы и достоинства человеческого". Бэкон выступает против ходячих предрассудков относительно науки, чтобы сообщить научному исследованию высокий статус. Именно с Бэкона и начинается резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука из подозрительного и праздного в глазах многих людей время препровождения постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры. В этом отношении многие ученые и философы нового времени идут по стопам Бэкона: на место схоластического многознания, оторванного от технической практики и от познания природы, они ставят науку, еще тесно связанную с философией, но в то же время опирающуюся на специальные опыты и эксперименты. " Деятельность же и усилия, способствующие развитию науки, - пишет Бэкон в Посвящении королю ко Второй книге " Великого восстановления наук", - касаются трех объектов: научных учреждений, кн Date: 2016-07-18; view: 474; Нарушение авторских прав |