Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Различия и тождество образования и воспитания.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Между образованием и воспитанием возможны следующие формы соотношения: противопоставление, соподчинение и тождество. Позиция противопоставления определяется моралистическим взглядом на образование. С этой точки зрения образование обычно рассматривается как развитие ума (познавательных способностей человека), обучение наукам, приобретение знаний. Воспитание же - как развитие «сердца», «культура души», обучение нравственным и духовным основам жизни. Образованный человек при этом не обязательно является воспитанным, и наоборот, воспитанный человек не всегда бывает образованный. Более того, образование нередко приобретается в ущерб духовности: интеллект, рассудочность притупляют остроту чувств, заглушают отзывчивость сердца. Причина данной противопоставленности кроется в противоречии между наукой и нравственностью, знанием и добродетелью, познанием мира и самопознанием человека. Римский философ Сенека уже в I в. н.э. отчетливо выразил суть этого противоречия: «Ты умеешь измерить круг, называешь расстояние между звездами. Но если ты такой знаток, измерь человеческую душу. Скажи, велика она или ничтожна? Ты знаешь, какая из линий прямая; для чего тебе это, если ты в жизни не знаешь прямого пути?» Смысл противопоставления образования воспитанию заключается в том, чтобы указать на несоответствие между качеством усвоения научных знаний и нравственных принципов, на отставание нравственной культуры от научного прогресса. Отсюда – моралистический пафос такого противопоставления: критика научного образования и культ нравственного воспитания. Однако уже самый элементарный педагогический опыт показывает непродуктивность и абстрактность противопоставления образования воспитанию. Л.Н.Толстой, будучи столь же радикальным моралистом, критиком научного образования, как Сенека или Паскаль, но создавший еще и систему педагогики, хорошо понимал, что воспитание и образование нераздельны: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний; всякое же знание действует воспитательно». В этом смысле воспитание есть как бы «образование сердца», а образование – «воспитание ума». Такой подход, который в целом можно назвать педагогическим, ведет к принципу соподчинения между образованием и воспитанием. И здесь возможны два варианта: либо образование считается частью воспитательного процесса, либо, наоборот, воспитание рассматривается как раздел или часть образования. Первый вариант был характерен для философии Просвещения с ее идеей «воспитание человеческого рода». Воспитание понимается здесь как восхождение к совершенной гуманности, направляемое провидением. Образование выступает при этом как одна из ступеней этого процесса. Русский просветитель XVIII в. Н.И.Новиков выразил идею целостности воспитания следующим образом: «Воспитание имеет три главных части: воспитание физическое – образование тела; воспитание нравственное – образование сердца и воспитание умственное – просвещение или образование разума». Второй вариант связан с подчинением воспитания образованию. Так, Гегель рассматривает воспитание как практическое или моральное образование наряду с образованием теоретическим или интеллектуальным. Эта точка зрения Гегеля весьма показательна. Она вытекает не столько из его философии, сколько из его педагогического опыта – работы в должности директора гимназии. Характерно, что эту свою мысль Гегель выразил в Философской пропедевтике» - курсе философии, предназначенном для учащихся младших классов гимназии. Приоритет идеи образования здесь вполне объясним, ибо Гегель стоит на почве школьного обучения. Характер соподчинения между образованием и воспитанием определяется, очевидно, потребностями педагогической практики, задачами школы. Сохраняющееся различие этих понятий вызвано несовершенством, ограниченностью самой идеи школы, не соответствующей духу жизни. В метафизическом смысле образование и воспитание тождественны. Основание этой тождественности – в изначальной культурной целостности школы и жизни, выражением которой является обряд инициации – сакральное посвящение а «знание жизни». Знание, открываемое в этом посвящении, является непосредственным источником поведения в жизни, прямым руководством к «воспитанию», преображению духа. Профанирование идеи посвящения ведет к различию и противопоставлению школы и жизни, знания и добродетели, науки и нравственности, образования и воспитания. Последний отзвук их целостности и единства мы находим в древнегреческом понятии paideia – «пайдейя», в котором культура и образование еще не раздельны. Воссоздание целостного смысла, обоснование тождества образования и воспитания и являются главной задачей философии педагогики.
Date: 2016-07-18; view: 2917; Нарушение авторских прав |