Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практические и лабораторные занятия по психологииРазличные формы практической деятельности студентов существенно повышают прочность усвоения и закрепления изучаемых знаний и умений. Можно выделить следующие основные функции лабораторных работ и практических занятий по психологии: · закрепление теоретических знаний на практике; · усвоение умений исследовательской работы; · усвоение умений практической психологической работы; · применение теоретических знаний для решения практических задач; · самопознание учащегося или студента; · саморазвитие учащегося или студента. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка определенных теоретических положений. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений. В процессе проведения лабораторных и практических занятий по психологии: · студенты находят подтверждение теоретических положений, убеждаются в наличии определенных закономерностей и зависимостей; · у них формируются практические умения и навыки организации и проведения психологического исследования, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обрабатывать данные эмпирического исследования, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, оформлять результаты исследования. При выборе содержания и объема лабораторно-практических занятий следует исходить: · из сложности учебного материала для усвоения; · из внутрипредметных и межпредметных связей; · из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности; · из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности учебных работ; · из значимости лабораторно-практических занятий для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины. Типичными заданиями для лабораторных и практических занятий по психологии являются: демонстрационный эксперимент; индивидуальные задания; групповые задания; эксперимент в парах; решение психологических задач; групповая дискуссия; деловая игра, моделирующая профессиональные задачи. Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий. При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа делится на подгруппы, что дает ряд преимуществ в организации занятия. Продолжительность занятия составляет не менее двух академических часов. План занятия включает в себя, как правило, следующие пункты: · внеаудиторная самостоятельная подготовка студентов к занятию; · проверка преподавателем теоретической подготовленности студентов к занятию; · инструктирование студентов по проведению ими лабораторно-практической работы; · выполнение практических заданий; · обсуждение итогов выполнения работы; · оформление отчета о проделанной работе; · оценка преподавателем выполненных заданий и степени овладения студентами соответствующими знаниями Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы; пояснения (теоретические положения и понятия); оборудование и материалы; порядок выполнения работы; тип выводов (без формулировок); контрольные вопросы; литература. Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дается порядок выполнения необходимых действий; такие работы требуют от студентов самостоятельного подбора материала и методики, выбора способов выполнения работы. В работах, носящих поисковый характер, студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания. Формы организации работы студентов на занятиях: 1) фронтальная (все студенты выполняют одновременно одно и то же задание), 2) групповая (одна и та же работа выполняется в малых учебных группах, состоящих из нескольких человек), 3) индивидуальная. Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуется разработка сборников заданий, задач, упражнений, сопровождающихся методическими указаниями.
Урок по психологии Урок — это форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Главными характеристиками урока является то, что это форма организации обучения: · группы учащихся одного возраста; · постоянного состава; · занятие по твердому расписанию; · с единой для всех программой обучения. С точки зрения учителя, урок — это управление познавательной деятельностью учащихся. С точки зрения учащегося — это усвоение научного, практического и социального опыта и развитие. Функция урока состоит в достижении определенных, относительно завершенных, целей на пути познания и развития. Типичный урок предполагает следующие формы учебной: проверка домашнего задания и повторение пройденного; объяснение нового учебного материала; закрепление и применение нового материала. Традиционный план комбинированного урока включает в себя следующие пункты: · оргмомент; · проверка домашнего задания; · опрос учащихся по ранее пройденному материалу; · изучение нового материала; · его закрепление; · задание на дом. Методическая подструктура урока, разрабатываемая учителем на основе дидактической структуры, характеризуется большой вариативностью: · она может предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися сообщенной им информации, выполнение упражнений по образцу, решение задач и др.; · демонстрация способов деятельности, воспроизведение их учащимися, решение задач с применением этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др.; · решение поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания, обобщения учителя Типы уроков: 1) Уроки изучения нового материала. Цель - овладение учащимися новым материалом путем разъяснения нового материала учителем, упорядочения и закрепления ранее усвоенного. Формами изучения нового материала могут быть: · лекция; · объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов; · эвристическая беседа; · самостоятельная работа с учебником и другими источниками; · постановка и проведение опытов и экспериментов. 2) Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Основные дидактические задачи: · систематизация и обобщение новых знаний; · повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; · применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; · формирование умений и навыков; · контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков В данном типе уроков различают несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала, уроки повторения, уроки комплексного применения знаний, умений и навыков. 3) Уроки обобщения и систематизации. Такие уроки стимулируют учащихся к повторению больших разделов и блоков учебного материала, позволяют им осознать его системный характер. Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды проведения уроков. 4) Комбинированные уроки. Это наиболее распространенный тип урока в существующей школьной практике. На нем решаются разные дидактические задачи из числа рассмотренных выше. Методическая структура такого урока: · организация учащихся в начале занятия; · повторение и проверка знаний учащихся и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изученного материала на текущем уроке; · введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению; · первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; · формулирование домашнего задания и инструктаж по его выполнению; · подведение итогов урока. 5) Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначены для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися учебного материала, диагностики уровня обученности учащихся, коррекции в процессе обучения. Такие уроки могут иметь следующий вид: · устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); · письменный опрос; · диктанты; · изложения; · решения задач; · зачетная работа; · контрольная самостоятельная работа; · экзамен. Подготовка преподавателя к урокам психологии заключается: · в подборе информационного материала для использования на занятии; · в выделении основных фактов, явлений, понятий, закономерностей, составляющих знания, которые должны быть усвоены учащимися; · в выборе способов объяснения этих знаний; · в подборе примеров и иллюстраций для понятий и закономерностей; · в разработке видов практической активности, направленных на усвоение и закрепление знаний; · в разработке развивающих видов активности учащихся; · в распределении заданий для классной и самостоятельной работы. Важнейшей задачей при подготовке к уроку психологии должно быть выделение и формулировка знаний, которые будут предметом изучения: · психические явления; · понятия; · закономерные связи психических явлений; · психологические факты. Конспект урока. Вид оформления конспекта урока по психологии может быть разным, но в любом случае он должен включать в себя: · формулировку темы; · описание целей и задач урока; · перечисление основных этапов урока; · краткую характеристику содержания и видов деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока; · описание наглядных пособий и приемов их использования на уроке; · указание на ориентировочное время, которое займут отдельные фрагменты урока по оценке учителя. Организация учебной деятельности учащихся на уроке: · фронтальная, которая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя; · индивидуальная, которая предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; · групповая, которая предполагает работу учащихся в подгруппах по 3-6 человек или в парах; задания для групп могут быть одинаковыми или разными При организации и проведении уроков психологии необходимо учитывать ряд психолого-педагогических принципов обучения. Важно управлять вниманием учащихся на уроке, его устойчивостью и переключением. Поскольку изучение психологии в школе имеет прежде всего развивающее значение, то планированию на уроке развивающих видов активности учащихся нужно уделить особое внимание.
|