Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Борьба Гераклеополя с Фивами. Новое объединение страны.
Распад Египта на отдельные области вызвал упадок оросительной сети, междоусобные войны и, как следствие этого, постоянные голодовки. Надписи этого времени часто упоминают о голоде, иногда даже доходившем до людоедства. Чрезвычайно остро стоял в это время вопрос о расширении посевной площади, об освоении новых земель. По-видимому, именно в этот переходный к Среднему царству период египетские земледельцы начинают широко использовать так называемые высокие поля, т. е. поля, которые Нил не заливал во время разливов. Эти поля приходилось орошать при помощи специальных водоподъемных механизмов, простейшим из которых был шадуф. Возможно, что с освоением высоких полей было связано появление усовершенствованного плуга, рукоять которого облегчала труд пахаря. В переходный период исчезают огромные хозяйства столичной знати, в которых некогда трудились многочисленные отряды мерет. Владения вельмож стали меньше и обрабатывались они, как правило, трудом рабов, именуемых в источниках головами. В руках одного сановника могло быть двадцать-тридцать голов, большей частью женщин. Некоторые из рабов были иноземцами, например сирийцами. Вместе с тем все большее значение приобретает верхушка общинников: источники называют их сильными неджесами (слово неджес означает маленький). Эти сильные неджесы имели большие участки земли, скот и рабов; подчас они даже оказывались вельможами, и тогда в своих надписях подчеркивали, что достигли этого положения не по праву наследования, а своей рукой. Следовательно, в смутную пору переходного периода изменилась структура господствующего класса Египта: в то время как в эпоху Древнего царства в нем основное место занимали могущественные вельможи, жившие по преимуществу в столице и эксплуатировавшие в своих огромных владениях свободных египтян, теперь высший класс общества составляли рабовладельцы, имевшие сравнительно небольшие наделы земли - иные из них еще недавно вышли из рядовых общинников. Эта новая рабовладельческая знать - и особенно сильные неджесы - была заинтересована в объединении Египта: объединение сулило им не только улучшение ирригационной сети и прекращение междоусобных войн, но и усиление государственного аппарата; они нуждались в сильной государственной власти и для того, чтобы укрепить свое положение в стране, и для того, чтобы в ходе экспансии захватывать новых рабов. Первоначально объединение Египта произошло вокруг Гераклеополя, правителям которого удалось подчинить Мемфис; на юге их владения распространились примерно до Абидоса. Сохранился чрезвычайно любопытный памятник, рисующий общественные отношения времени правления гераклеопольской династии - это поучения царя Хети III, адресованные его сыну. Составитель этого политического трактата - независимо, был ли то царь или его советник - откровенно выражает интересы господствующего класса. Тот, у кого нет имущества, по мнению автора поучения,- бунтовщик, и царь должен быть суровым по отношению к народным массам. Другое дело вельможи: автор поучения призывает наследника оберегать имущество вельмож, не лишать их жизни - царю полезно богатство вельмож. Среди той знати, на которую опирается гераклеопольский царь, важное место занимают и сильные неджесы. В поучении Хети III мы встретим совет не возвышать человека за его происхождение, но лишь за его заслуги, за дела его рук. Классовая природа власти Хети III отчетливо выражена в этом поучении. Вместе с тем трактат говорит и о материальной опоре царской власти, о профессиональном войске из молодежи (возможно, из тех юношей, которые покидали свою патриархальную семью, уже разложившуюся к этому времени). В поучении Хети III мы встречаем новую трактовку царской власти: царь не только великий бог, но и добрый пастырь, мудрец, заботящийся о своем народе. Автор поучения демагогически изображает гераклеопольского царя защитником сироты и вдовы. Однако ни профессиональное войско, ни политическая демагогия не обеспечили успеха царям Гераклеополя -объединение пришло с юга, где номархам Фив удалось сплотить страну: здесь, видимо, социальные противоречия были менее острыми, чем на севере, где, по словам автора поучения Хети III, постоянно вспыхивали мятежи, где к тому же влиятельные номархи нередко превосходили по мощи царя. Правители Фив, носившие имя Менту-хотеп, уже обладали всем Египтом; историческая традиция, причисляя фиванских Ментухотепов к XI династии, начинает с них историю Среднего царства. Расцвет Среднего царства относится к правлению XII династии (XX -начало XVIII века до н. э.).
Date: 2016-07-05; view: 703; Нарушение авторских прав |