Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы государственной и муниципальной социальной политики
Социальная сфера воспроизводит и развивает главное богатство муниципального образования - его человеческий потенциал, человеческий капитал. Содержание и развитие социальной инфраструктуры муниципального образования поглощает значительную долю средств местных бюджетов. В отраслях социальной сферы работает основная часть так называемых бюджетников, т. е. работников, получающих заработную плату из бюджетных средств. Поэтому одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики, Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами власти субъектов РФ. Социальная сфера и социальная политика (государственная и муниципальная) может рассматриваться: · в широком смысле к социальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. · в более узком смысле социальной сферой муниципального образования, как сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных параметров, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере. В настоящей главе мы дадим краткую характеристику социальной политики в широком смысле слова, а затем сосредоточимся на отдельных, более узких ее аспектах. Социальная сфера в широком смысле состоит из компонентов, представленных на схеме 36.
Схема 36. Основные компоненты социальной сферы
Социальная политика в РФ исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 38-39 Конституции РФ). В этих целях в РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Российская система социальной политики базируется на принципах «кто ты есть» (наличие социальных пенсий и развитой системы категориальных льгот) и «что ты сделал» (система «трудовых пенсий»). Принцип «что ты имеешь» используется частично, например, при определении жилищных субсидий и выплате детских пособий. Механизмы реализации социальной политики При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуя первоочередного решения. Государственная и муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами. Последовательность этапов (алгоритм) выработки и реализации социальной политики представлена на схеме 37.
Схема 37. Алгоритм выработки социальной политики
Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система государственных минимальных социальных стандартов. Социальный стандарт - минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения. Некоторые примеры минимальных социальных стандартов: · минимальный уровень оплаты труда; · минимальный уровень социальных пенсий и других социальных выплат; · нормативная обеспеченность жилой площадью; · предельная доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; · образовательные стандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным; · перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств. Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиции современных представлений об уровне и качестве жизни). Этот - «стандартный» уровень социальных благ, гарантированный каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т. е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств. Социальные стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы - единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей: · норма обеспеченности населения учреждениями социально-культурной сферы; · нормы наполняемости школьных классов и групп в детских дошкольных учреждениях; · нормы суточного потребления воды на одного жителя; · нормы обеспечения населения отдельными социальными услугами; · нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг. Соблюдение минимальных социальных стандартом и норм требует крупныхбюджетных расходов. При этом за федеральным уровнем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальные стандарты. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечивать финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами. Разграничение полномочий между уровнями власти в сфере социальной политики Задачи федерального уровня власти: · установление основ государственной социальной политики; · правовое регулирование отношений в социальной сфере; · разработка федеральных программ социального развития страны; · разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня; · обеспечение государственных гарантий их реализации. Задачи субъектов РФ: · разработать основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; · установить региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; · заботиться о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; · организовывать подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; · обеспечить соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики. Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования. Компетенция муниципальных образований разных типов в сфере социальной политики определена Федеральным законом 2003 г. и приведена в таблице 11. Компетенция городских округов включает в себя сумму компетенции поселений и муниципальных районов. Принцип разделения компетенций между поселениями и муниципальными районами, состоит в том, что на уровне муниципальных районов вынесены в основном, вопросы образования и здравоохранения, требующие соответствующей инфраструктуры, сложного оборудования и технических средств, информационного обеспечения, подготовленных кадров и значительных расходов на содержание. Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления, значительно шире предусмотренного Федеральным законом 2003 г. Таблица 11. Компетенция муниципальных образований в сфере социальной политики
В частности, многие муниципальные образования содержат: · комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп; · социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних; · дома инвалидов и престарелых; · детские дома; · учреждения временного проживания для лиц без определенного местажительства или попавших вкритические жизненные ситуации (беженцы, погорельцы и т. п.); · центрыпсихолого-педагогической помощи населению; · центрыэкстренной психологической помощи по телефону и т. д. Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержаторганизационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют вподготовки и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров. В свете Федерального закона 2003 г. социальные услуги всех перечисленных учреждений и виды деятельности органов местного самоуправления, а также выплата заработной платы педагогических работников и другие расходы по финансовому обеспечению образовательного процесса должны рассматриваться как государственные полномочия. Они могут возлагаться на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов федеральными законами и законами субъектов РФ с выделением необходимых для их выполнении материальных и финансовых средств. Такое наделение соответствует принципу субсидиарное и является целесообразным, поскольку органы местного самоуправления лучше знают все условия и факторы предоставления конкретных социальных услуг конкретным людям. К основным направлениям муниципальной социальной политики, фактически реализуемым органами местного самоуправления и рассматриваемым в настоящей главе, относятся: · содействие занятости населения и обеспечению благоприятных условий труда на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования; · содействие обеспечению граждан жильем через создание условий для жилищного строительства и прямое обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; · участие в обеспечении социальной поддержки отдельных групп населения; · организация муниципальной системы здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; · организация предоставления образовательных услуг, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; · создание условий для деятельности учреждений культуры и досуга в муниципальном образовании, содержание муниципальных учреждений культуры и мест массового отдыха, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; · создание условий для развитияфизической культуры и спорта в муниципальном образовании, содержание муниципальных физкультурно-спортивных сооружений; · реализация муниципальной молодежной политики; · реализация услуг малому и среднему бизнесу. Date: 2016-07-18; view: 1038; Нарушение авторских прав |