Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые основы местного самоуправления





 

Эффективноефункционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой базы, которая включает в себя Конституцию РФ, федеральные, региональные и иные нормативные правовые акты, уставы и правовыеакты муниципальных образований.

Формирование правовой базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм. Поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным правовым актам и правовым актам субъектов Российской Федерации (схема 2).

Правовая база местного самоуправления находится в стадии формирования. Но в системе правовых знаний уже выделилась особая отрасль права - муниципальное право.

 

 

 


Схема 2. Состав правовой базы местного самоуправления

 

Оно регулирует правовые отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Это комплексная отрасль права, появившаяся на стыке нескольких отраслей: конституционного права, административного права, финансового права, земельного права, экологического нрава и других отраслей права. Комплексный характер муниципального права отражает многогранный характер муниципальной деятельности.

Конституционные основы местного самоуправления

Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня. Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета.Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления, как упоминалось, не входят в систему органов государственной власти. Это необходимо трактовать не как утрату ими природы, а как невозможность органов государственной власти выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к органам местного самоуправления.

Федеральное законодательство

Федеральный закон 2003 г. (таблица 1) относит к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления:

· определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ;

· правовое регулирование деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;

· правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения и при осуществлении переданных государственных полномочий.

Федеральные законодательные акты, касающиеся местного самоуправления, могут быть разделены на две группы.

Первая: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и определения Конституционного суда РФ, специально посвященные вопросам местного самоуправления. Главным является закон, определяющий общие принципы деятельности местного самоуправления, в котором раскрыты основные понятия и термины, определена роль местного самоуправления, закреплены права граждан на осуществление местного самоуправления. К федеральным законам этой группы относятся законы «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (1996 г), «О муниципальной службе в РФ» (2007 г.), «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления» (1998 г.).

Таблица 1.

Структура Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131-ФЗ

Главы Статьи Наименование
  1-9 Общие положения.
  10-13 Принципы территориальной организации местного самоуправления.
  14-18 Вопросы местного значения.
  19-21 Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  22-33 Формы непосредственного осуществление населением местного самоуправления участия населения в осуществления местного самоуправления.
  34-42 Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.
  43-48 Муниципальные правовые акты
  49-65 Экономическая основа местного самоуправления
  66-69 Межмуниципальное сотрудничество
  70-78 Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью.
  79-82 Особенности организации местного самоуправления.
  83-86 Переходные положения

Вторая: федеральные отраслевые законы и иные нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы муниципального права. В этой группе особое значение имеют такие, как Гражданский, Земельный, Градостроительный, Бюджетный, Налоговый кодексы РФ. В целом нормы муниципального права содержатся в сотнях федеральных отраслевых законов - от воинской службы до здравоохранения. Во многих из этих законов, на органы местного самоуправления необоснованно возлагаются задачи и функции, необеспеченные материальными и финансовыми ресурсами.

Региональное законодательство

Для муниципального образования региональные законы не менее важны, поскольку муниципальная власть на практике чаще всего взаимодействует с органами государственной власти своего субъекта РФ. Федеральный закон 2003 г. относит к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ правовое регулирование вопросов, связанных с организацией местного самоуправления в субъектах РФ, правами и обязанностями органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления, правами и обязанностями органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам, регулирование которых отнесено к компетенции субъектов РФ.

В конституциях (уставах) субъектов РФ содержатся разделы, посвященные местному самоуправлению. Каждый субъект РФ на основании Федерального закона 2003 г. принимает закон об организации местного самоуправления на своей территории, а также другие законы: о вопросах местного самоуправления, о выборах в органы местного самоуправления, референдумах, муниципальной службе, об административно-территориальном устройстве субъекта РФ, порядке образования и преобразования муниципальных образований, о собственности, бюджете и бюджетным процессам, о региональных налогах и сборах.

Система муниципальных правовых актов

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаютсямуниципальные правовые акты. Система муниципальных правовых актовпредставлена в таблице 2.

Устав муниципального образования и решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на местном референдуме (сходе), обладают высшей юридической силой на территории муниципального образования.

Таблица 2

Система муниципальных правовых актов

Принимающие правовые акты Типы правовых актов Наименование правового акта или решаемые вопросы
Население на референдумах Решения Важнейшие вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения.
Представительный орган Решения Устав муниципального образования. Правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Вопросы организации деятельности представительного органа.
Председатель представительного органа Постановления и распоряжения Вопросы организации деятельности представительного органа
    Глава местной администрации   Постановления Вопросы местного значения. Вопросы, связанные с осуществлением переданных государственных полномочий.
Распоряжения Вопросы организации работы местной администрации.
Глава муниципального образования Постановления и распоряжения Вопросы председателя представительного органа или главы администрации
Иные должностные лица Распоряжения и приказы Вопросы, отнесенные к их полномочиям

 

Устав муниципального образования - своеобразная местная конституция, основной нормативный акт муниципального образования, который разрабатывается самостоятельно. Согласно Федеральному закону 2003 г., устав принимается соответствующим представительным органом. Однако для привлечения населения к принятию столь важного документа возможно предварительное вынесение некоторых его основных положений на местный референдум. После принятия решения по этим вопросам на референдуме остальные положения и устав в целом принимаются представительным органом.

Представительный орган муниципального образования принимает устав тайным голосованием. За принятие устава или внесение изменений и дополнений. В него должно проголосовать не менее двух третей от установленного числа депутатов. В поселениях с численностью избирателей менее 100 чел. принятие устава должно осуществляться населением непосредственно на сходе граждан.

Устав муниципального образования, изменения и дополнения, внесенные в него, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации.

Резюме

Историческое развитие общественной жизни опиралось на последние изменения хозяйства. Усложнение экономических отношений носило циклический характер, заставляло пересматривать общественные отношения, приспосабливая их к изменившимся требованиям времени. Это проявлялось в смене циклов хозяйственной и систем государственно жизни. При определении важности основных характеристик цикла, в рамках которого формируется система в управлении муниципальным хозяйством, имеется ряд основных факторов, оказывающих влияние на формирование управленческих систем. В зависимости от внутренних и внешних факторов различают виды муниципальных хозяйств, их структуры и ресурсы. В целом, эффективное функционирование муниципального хозяйства в муниципальном образовании во многом определяется уровнем развития правовой базы, основа которой Конституция РФ, федеральное и региональное законодательство, а также уставы и правовые акты муниципальных образований.

Вопросы для самопроверки

1. Опишите связь между экономическими и общественными отношениями в связи с изменяющимся требованием времени.

2. Какие основные факторы определяют особенности муниципального хозяйства.

3. Назовите принципы отличия муниципального хозяйства от государственного.

4. Двойственная природа муниципального хозяйства.

5. Дать определение «муниципального хозяйства».

6. Какие виды муниципальных хозяйств в МО.

7. Что относится к ресурсам муниципального хозяйства.

8. Каков состав правовой базы МСУ.

Глава 2.

Date: 2016-07-18; view: 547; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию