Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






То герой, то придурок





 

Многие сотрудники «Эппл» убеждены, что компания действительно оставит свой след в этом мире. Они считают, что «Эппл» задает тон новым технологиям, открывает новые направления и раздвигает горизонты. И быть причастным к этому льстит самолюбию. Один из бывших работников компании как-то сказал: «Люди действительно считают, что „Эппл“ изменяет мир. Конечно, не все убеждены в этом на 100 процентов, но все верят хотя бы немножко. Я был инженером, и работа в „Эппл“ меня восхищала. Всегда казалось, что вот-вот произойдет что-то грандиозное. Компания обладает невероятной динамикой».

Тон в корпоративных отношениях в «Эппл» также задает Джобс. Он крайне требователен к своим подчиненным, и все менеджеры среднего звена столь же требовательны. В результате в компании царит своего рода террор. Все постоянно боятся потерять работу. Сегодня ты можешь быть героем, а на следующий день тебя поливают грязью. В «НеКСТ» все было так же. Как заметил по этому поводу бывший сотрудник: «То вы — герой, и вы живете, то вы — придурок, и выживаете. Невероятные взлеты чередуются с невероятными падениями».

Как признали отдельные сотрудники компании, с которыми удалось побеседовать, в «Эппл» люди постоянно мечутся — то ли от страха быть изгнанными, то ли от стремления оставить свой след в этом мире. Бывший инженер «Эппл» Эдвард Эйгерман объясняет: «Нигде больше, где я работал, не было такого жуткого беспокойства относительно того, что тебя уволят. Вы спрашиваете коллег: „Можно послать электронное письмо или подшить этот документ?“ Вам отвечают: „В последний день в „Эппл“ можете делать что угодно“».

Эйгерман работал в «Эппл» инженером в нью-йоркском офисе продаж четыре года. Все его коллеги в конце концов были по разным причинам уволены, в основном из-за неудовлетворительного выполнения должностных обязанностей — например, из-за невыполнения плана. Но с другой стороны, сам никто не ушел. Хотя работа в «Эппл» трудна и преисполнена стрессом, все очень любят ее и постоянно выражают свою лояльность компании и Джобсу.

По словам Эйгермана: «Людям нравится здесь работать, они рады здесь находиться. Все очень увлечены и довольны выпускаемыми продуктами, действительно в них верят. Они в восторге от того, чем занимаются».

Несмотря на страсть и рвение, работники избегают культовости. Они сознательно избегают всего, что связано с культом. Самое худшее, что может сказать кандидат в ходе собеседования при приеме на работу: «Я всегда хотел работать в „Эппл“» или «Я всегда был большим фанатом». Это последнее, что хотят от него услышать. Коллеги любят считать друг друга «уравновешенными».

Производственный стресс был бы невыносим, если бы не было стольких желающих поработать в «Эппл». Кроме возможности оставить свой след в этом мире, имелись и другие преимущества работы в компании, например, высокий профессионализм сотрудников, превосходный корпоративный кафетерий и интересная работа, связанная с использованием самых современных технологий.

 

Акционерная доля

 

Одним из наиболее ценимых среди сотрудников «Эппл» бонусов является право на покупку акций, кстати, постоянно растущих в цене. Согласно «Бизнес уик», после возвращения Джобса в 1997 году они выросли на 1250 процентов. В «Эппл» не много корпоративных привилегий. Джобс имеет собственный самолет «Гольфстрим», но большинство чиновников летают регулярными рейсами. Не практикуется и особая щедрость при компенсации представительских расходов. Давно прошли те времена, когда работники могли на недельку слетать на Гавайи за счет компании.

Но большинство штатных сотрудников «Эппл» получают акции при поступлении на работу. После испытательного срока (обычно это год) они могут купить акции по низкой цене (установленной на момент их прихода на работу). После продажи акций разница в стоимости составляет чистую прибыль. Следовательно, работники заинтересованы в росте акций. Акции — популярная форма вознаграждения работников в технологических отраслях. Это безналичные средства, эмиссия их не сопряжена со сложными проблемами, и они в какой-то мере гарантируют то, что сотрудники будут работать как рабы, чтобы повысить их стоимость.

Инженеры, программисты, менеджеры и другой персонал среднего уровня, составляющий большинство штата, получают по нескольку тысяч акций. В 2007 году это составляло от 25 тысяч до 100 тысяч долларов или намного больше, в зависимости от цены акции и продолжительности испытательного срока сотрудника.


Менеджеры и чиновники высшего звена получают намного больше. В октябре 2007 года первый вице-президент компании по розничным продажам Рон Джонсон реализовал 700 тысяч акций, получив примерно 130 миллионов долларов (без вычета налогов). Согласно документам Комиссии по ценным бумагам и биржам (США), Джонсон получил акции по цене 24 доллара и сразу продал примерно за 185 долларов. В 2005 году Джонсон заработал на акциях около 22,6 миллиона долларов, а в 2004 году — 10 миллионов долларов.

«Эппл» имеет четкую и понятную схему покупки акций. Сотрудники могут приобрести их по сниженной цене в зависимости от зарплаты. Цену устанавливают на минимальном за последние шесть месяцев уровне плюс процентная скидка, гарантирующая некоторую прибыль (часто это большие деньги). Я знаю, что некоторые сотрудники сразу получали возможность купить дорогую машину, выплатить кредит за недвижимость или сделать большой вклад в банке.

Как отметил Джобс в интервью журналу «Форчун» в 1998 году: «Мы это начали одними из первых в Кремниевой долине. Когда я вернулся, то упразднил большую часть наличных вознаграждений и заменил их акциями. Никаких машин, никаких самолетов, никаких бонусов. Все в компании получают зарплату и акции… Это уравнительный подход, впервые примененный в „Хьюлетт-Паккард“, мы же в „Эппл“, надеюсь, способствуем его популяризации».

Действительно, «Эппл» способствует популяризации этой формы вознаграждения в Кремниевой долине. Во время промышленного подъема предложение акций сотрудникам стало повсеместным в индустрии. Этот вопрос был настолько важным, что после возвращения в «Эппл» в 1997 году в целях предотвращения утечки персонала в другие компании Джобс предложил пересмотреть цены на акции. Как тогда писал журнал «Тайм»: «Джобс сражался с правлением, добиваясь снижения цен на акции для сотрудников компании. Если члены правления сопротивлялись, он требовал их переизбрания».

Позже у Джобса возникли проблемы с собственными акциями, и к настоящему времени ситуация еще не разрешилась. В 2006 году Комиссия по ценным бумагам и биржам, начавшая проверку более 160 компаний, включая «Эппл» и «Пиксар», обвинила их в предумышленном датировании акций задним числом. Согласно Комиссии, это делалось, чтобы снизить их цену и увеличить прибыль от их продажи. Формально датировать акции задним числом закон не запрещает, но скрывать это запрещено, а, по заявлению Комиссии, именно это и проделывалось неоднократно.

В начале XXI века Джобс получил два больших пакета акций, датированных, согласно Комиссии, задним числом. В июне 2006 года в «Эппл» началось внутреннее расследование, возглавляемое двумя членами совета директоров: бывшим вице-президентом США Альбертом Гором и бывшим финансовым директором «Ай-би-эм» и «Крайслер» Джерри Йорком. В декабре 2006 года они составили отчет, из которого следовало, что никаких «проступков» Джобса не обнаружено, хотя при этом и допускалось, что Джобс знал о некоторых случаях неверного датирования акций, но не осознавал соучастия. Вся ответственность возлагалась на двух чиновников, уже не работавших в компании (позже они были идентифицированы как главный юрконсультант Нэнси Хейнен и финансовый директор Фрэд Андерсон). В декабре в «Эппл» пересмотрели доходы и вычли 84 миллиона долларов за возникшие в связи с этим издержки. Акционеры подали на компанию в суд, но в ноябре 2007 года проиграли процесс.


Благодаря получаемым акциям сотрудники, многие годы проработавшие в «Эппл», имеют много вложенных в компанию средств. Вряд ли можно придумать лучшую мотивацию для защиты интересов компании. Как мне довелось услышать от ряда сотрудников, они «счастливы маршировать в ногу и подчиняться правилам». Один источник (пожелавший остаться неназванным) заявил, что без колебаний выдал бы коллег, разгласивших прессе информацию о планах компании. Он указал на блог, в котором в 2006 году появились сведения о возможной задержке выхода айфон. Из-за этих лживых слухов акции «Эппл» упали на 2,2 процента, что сократило рыночную капитализацию на 4 миллиарда долларов. Как сказал сотрудник: «Я лично заинтересован в том, чтобы пресечь подобные махинации».

По словам Эйгермана, он знает, что кто-то в «Эппл» посылает информацию и фотографии на сайты, где обсуждаются дела компании. Он поражен тем, что кто-то рискует работой и судебным разбирательством, разглашая планы и распространяя фотографии по интернет-сайтам. Вряд ли они получают за это деньги. Как говорит Эйгерман: «Меня это удивляет, это же огромный риск. Кому это нужно? Для меня это психологическая загадка».

 

Кнут и пряник

 

Чтобы заставить свою команду работать должным образом, Джобс использовал и кнут, и пряник. Он не признает компромиссов и требует, чтобы работа отвечала высочайшим стандартам. Иногда он настаивает на чем-то, что кажется невозможным, так как уверен, что даже самые трудные проблемы разрешимы. Дар убеждения Джобса произвел впечатление на Джона Скалли. Он писал: «Стив предъявлял очень высокие требования и вдохновлял сотрудников на работу с полной отдачей, так что они сами потом удивлялись достигнутым результатам. У него прекрасное чутье на то, как выжать из людей все лучшее, на что они способны. Он льстит им, признаваясь в собственной несовершенности, он давит на них, пока они не принимают его бескомпромиссную этику, он играет на их гордости или поет им дифирамбы».

Скалли описывает, как «своеобразно» Джобс отмечает достижения. Завершение каких-то важных этапов работы часто отмечают шампанским, кроме того, Джобс часто устраивает экскурсионные поездки в музеи или на выставки, а также щедрые разгульные вечеринки в дорогих заведениях. Чтобы отметить Рождество в 1983 году, Джобс организовал вечеринку в смокингах в церемониальном зале роскошного отеля «Сент-Франсис» в Сан-Франциско. Сотрудники всю ночь танцевали вальсы Штрауса под аккомпанемент симфонического оркестра Сан-Франциско. Джобс настоял на том, чтобы все расписались на внутренней части корпуса «Макинтош», как это делают художники, подписывающие свои работы. Когда «Мак» был закончен, Джобс подарил каждому по компьютеру с персональной табличкой. В последние годы он распространил свою щедрость на всю компанию, во всяком случае, на штатных сотрудников. Он подарил всем работникам айпод-шаффл, а в 2007 году все 21 600 штатных сотрудников получили айфон.


Но Джобс может быть крайне жестким и грубым. У него не задержится назвать чью-то работу дерьмом и в гневе швырнуть ее в лицо «бракоделу». Как сказал Скалли: «Меня удивляло его поведение, даже когда критика была справедливой. Он постоянно заставляет сотрудников поднимать свою личную планку. Люди добиваются такого, о чем никогда и не помышляли, причем только благодаря тому, что Стив постоянно стремится поддерживать мотивацию и быть харизматичным. Он заставляет сотрудников восхищаться своей работой, чувствовать себя великими. Но с другой стороны, он безжалостно критикует их работу, пока результат не будет с его точки зрения удовлетворительным».

 

«Великий и ужасный»

 

По мнению стэнфордского социопсихолога Родерика Крамера, Джобс относится к «великим и ужасным» бизнес-лидерам. Согласно этому эксперту, такие руководители запугивают подчиненных, но являются чем-то большим, чем просто офисные тираны. Они похожи на «строгих отцов», внушающих и страх, и желание угождать им. Примерами таких лидеров являются глава компании «Мирамакс» Харви Вайнтсайна, руководитель «Хьюлетт-Паккард» Карли Фиорину и экс-министр обороны США Роберт Макнамара (занимавший этот пост во время Вьетнамской войны). Как правило, «великие и ужасные» тяготеют к отраслям, связанным с высокими рисками и большой отдачей. Это прежде всего Голливуд, технологии, финансы и политика.

В большинстве руководств по менеджменту, вышедших за последние двадцать пять лет, делается акцент на сочувствии и милосердии. Они советуют осуществлять руководство, основываясь на доброте и взаимопонимании. Мало кто пишет о том, что для получения требуемых результатов следует «драть сотрудников плеткой». Но как сказал Ричард Никсон: «Люди оперативнее реагируют на страх, а не на любовь — этому не учат в воскресной школе, но это так».

Как и другие тираны, Джобс очень волевой человек. Он и давит, и ублажает, причем довольно бесцеремонно. Он без колебаний использует «грубую силу», чтобы внушить страх и заставить выполнить работу. Такой стиль управления очень эффективен в кризисных ситуациях, когда компания переживает трудные времена и требуется властный руководитель, способный взять на себя управление. Но как показал Джобс, это так же эффективно и при быстром выведении продукта на рынок. Крамер обнаружил, что многие бизнес-лидеры стремятся к такой власти. Да, они могут относиться к работникам справедливо и с пониманием, но время от времени не прочь дать им пинка, чтобы те «вертелись» более активно.

Джобс часто раздавал тумаки и переступал черту, особенно когда был моложе. По словам Лари Тесслера, бывшего ведущего научного консультанта «Эппл», Джобс в равной степени вызывал страх и уважение. Когда в 1985 году он ушел из компании, сотрудники испытывали по этому поводу смешанные чувства. Как говорит Тесслер: «Стив Джобс, так или иначе, терроризировал всех и каждого, и с его уходом все ощутили определенное облегчение. С другой стороны, думаю, все эти люди очень уважали Джобса, и мы беспокоились о том, что же будет с компанией с уходом ее основателя, без его прозорливости и харизмы».

Иногда это было просто шоу. Джобс устраивал кому-то публичный разнос, чтобы произвести впечатление на остальных. Генерал Джордж С. Патон ставил себе «генеральское лицо» перед зеркалом. Предприниматель Регги Льюис тоже тренировался перед зеркалом, чтобы выработать нужную мимику для ведения переговоров. Как пишет Крамер, политики часто используют напускной гнев.

Джобс обладает большой политической мудростью или, как это определяет Крамер, «ярко выраженным менталитетом руководителя». Джобс очень хороший психолог. Он оценивает людей с холодной рассудительностью, чтобы выбрать подходящий инструмент воздействия. При приеме на работу он практиковал уже опробованные «голливудские приемчики», позаимствованные у известного кастингового агента Майка Овитца, создателя «Креатив артистс эдженси». Овитц устраивал собеседование днем, в ходе разговора постоянно звонил секретарше и давал ценные указания. Он специально постоянно прерывал разговор, чтобы посмотреть, как на это отреагирует кандидат, стремился держать собеседника в напряжении, чтобы проверить, как тот справится с ситуацией. Джобс, собственно, делал то же самое. Он признается: «Я часто намеренно расстраивал собеседника, например, критиковал его прежнюю работу, спрашивал, чем кандидат занимался раньше, и говорил: „Это же оказалось ерундой, это был бесперспективный продукт. Зачем вы над ним работали?“ Я хотел посмотреть, как человек поведет себя под давлением — просто замкнется или покажет, что верит в себя и гордится тем, что сделал».

Одна кадровая сотрудница высшего звена из фирмы «Сан» описала в интервью журналу «Апсайд» разговор с Джобсом. Прежде чем до него добраться, она более десяти недель беседовала с разными высшими чинами «Эппл». Джобс сразу поставил ее в затруднительное положение, заявив, что ее опыт им не подходит. «Сан» — хорошая фирма, но это не «Эппл». Он заявил, что ее следовало бы исключить из списка кандидатов с самого начала.

Затем Джобс спросил у кандидатки, есть ли у нее вопросы, и она спросила о корпоративной стратегии. Джобс ответил, что они раскрывают стратегию только по мере надобности. Она спросила, зачем ему кадровый работник. Это была ошибка. Джобс ответил, что никогда не встречал достойных кадровых работников и вообще все они отличаются небольшим умом. Затем зазвонил телефон, и он снял трубку. Претендентка на место была уничтожена. Но если бы она держалась смелее и защищалась, все бы завершилось более позитивно.

Например, как это случилось с торговым агентом «Эппл», которую Джобс публично отчитал на годовом собрании компании. В этом мероприятии участвует несколько сотен торговых агентов «Эппл». Проходит оно в течение нескольких дней, обычно в штаб-квартире в Купертино. В 2000 году в зале находилось примерно 180 человек, ожидавших нагоняя от руководителя. Было только что объявлено о первых потерях за три года. Джобс сразу пригрозил уволить всех агентов. Всех до одного. В течение своей часовой речи он повторил эту угрозу как минимум четырежды. Потом он вызвал одну женщину-агента, работавшую с «Пиксар» — компанией, тогда тоже принадлежавшей Джобсу. Он начал перед всеми кричать на женщину: «Вы не выполняете свою работу». Дело в том, что «Пиксар» подписала контракт на 2 миллиона долларов с конкурентом «Эппл», компанией «Хьюлетт-Паккард». Агенты «Эппл» контракт проиграли. Как вспоминает Эйгерман: «Эта женщина начала защищаться и кричать на него. Я был очень удивлен. Она была вне себя от ярости, но Джобс не стал ее слушать и приказал ей сесть на место. Она и сегодня работает в „Эппл“ и преуспевает… Это как всегда здесь — то ты герой, то придурок».

Вероятно, самым значительным результатом таких публичных разборок было запугивание других торговых агентов. Все должны четко понимать, что в «Эппл» каждый отвечает за работу персонально.

Два года спустя на собрании торговых агентов Джобс был очень мил и любезен. (В 2001 году он не присутствовал на собрании, так как оно проводилось в другом месте.) Джобс благодарил агентов за хорошую работу и полчаса отвечал на вопросы. Он был просто удивительно обходителен. Как и все тираны, он при необходимости может быть невероятно очаровательным. Как известно, Роберт Макнамара имел репутацию очень холодного и неприступного человека, но при желании мог стать очень обаятельным. Как пишет Крамер: «Великие и ужасные могут быть и большими льстецами».

Джобс славится своим «полем искажения реальности» — его обаяние столь сильно, что может исказить восприятие у любого, кто подпадет под его влияние. Энди Хертцфельд столкнулся с этим вскоре после прихода в группу разработчиков «Мак»: «„Поле искажения реальности“ является смесью харизматической риторики, несгибаемой воли и стремления скорректировать любой факт в соответствии с конкретными целями. Если те или иные аргументы не убеждают, он ловко переходит к другим. Иногда он может выбить собеседника из колеи, вдруг приняв его точку зрения и делая вид, что никогда и не возражал. Удивительно, но „поле искажения реальности“ работает даже в тех случаях, когда собеседник осознает его существование, хотя после ухода Джобса эффект может ослабнуть».

Алан Дейчман, биограф Джобса, попал под его чары при первой же встрече. Импонировало то, что: «Он очень часто называл собеседника по имени и смотрел прямо в глаза своим пронизывающим взглядом. У него глаза как у кинозвезды, очень завораживающие. Но что действительно оказывает влияние — так это его речь, отличающаяся каким-то особым ритмом и невероятным энтузиазмом, о чем бы он ни говорил. Это просто заражает собеседника. В конце нашего разговора я сказал себе, что должен написать об этом парне, просто чтобы еще раз с ним пообщаться, ведь это так интересно! Когда Стив хочет очаровать и соблазнить, его никто в этом не обойдет».

 







Date: 2016-07-05; view: 325; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию