Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – XI класс ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Предлагаемые примерные комплекты билетов по обществознанию подготовлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования, а также государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования. С учетом переходного периода в билеты для базового уровня включались вопросы, отражающие содержание, имеющееся одновременно в нормативных документах как 1998–1999 гг., так и 2004 г. («область совпадения») и, следовательно, освещаемое во всех учебниках по обществознанию, рекомендованных для использования в 2000–2005 гг. Предлагаемый экзаменационный материал базового уровня не зависит от конкретного учебника по предмету. В билеты с учетом профильного уровня включались вопросы, не входившие в нормативные документы 1998–1999 гг. Поэтому для сдающих экзамен по обществознанию потребуется привлечение адресованной школьникам дополнительной учебной литературы, более обстоятельно раскрывающей вопросы философии, социологии, политологии, социальной психологии. Экзамен в предлагаемой традиционной форме проводится по выбору учащихся. Возможны и иные формы: тестирование, для наиболее подготовленных учащихся – защита творческих работ (проектов, рефератов и т.п.). Количество билетов, предлагаемых для экзамена, не может быть менее 20 и не должно превышать 30. Объем проверяемых знаний и умений должен быть соразмерен с их объемом в существующих учебно-методических комплексах. Первые два вопроса предлагаемых билетов направлены на проверку знаний, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников. Третий вопрос направлен на выявление творческого потенциала учащихся, умения применять полученные знания для решения познавательных и практических задач. Общая экзаменационная оценка ответа ученика на экзамене складывается из трех оценок по каждому из трех вопросов билета и является их средним арифметическим.
Отметка «5» за каждый из первых двух вопросов ставится при условии, что экзаменуемый: • логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня; • правильно использовал научную терминологию в контексте ответа; • верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизни общества как целостной системы); • объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов; • обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук; • проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности (на профильном уровне проявил также умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук); • показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; • на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; • на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания. Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения. Отметка «4» ставится, если экзаменуемый допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение. Отметка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения. Оценка ответа на третий вопрос связана прежде всего с характером задания, требующего от экзаменуемого демонстрации определенных умений. В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы умения: • анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями; • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма и т.п.); • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; • различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы; • применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения; • предвидеть последствия определенных социальных действий.
Отметка «5» по третьему вопросу ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний. Отметка «4» ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки. Отметка «3» ставится, если экзаменуемый справляется с заданием лишь после наводящих вопросов экзаменатора. Предложенные выше рекомендации по оцениванию ответов на отдельные вопросы не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а могут быть лишь общим ориентиром.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Билет № 1 1. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 2. Духовный мир личности. Мировоззрение. 3. Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф.Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположным предвидению»? Аргументируйте свой ответ. Чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью?
Билет № 2 1. Правовое государство. 2. Свобода в деятельности человека. 3. Сформулируйте линии сопоставления различных экономических систем и заполните соответствующую графу таблицы. Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных систем хозяйствования.
Билет № 3 1. Системное строение общества: элементы и подсистемы. 2. Религия как феномен культуры. 3. По мнению социологов, государственных и общественных деятелей, существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более реальным сегодня для России? Аргументируйте свою точку зрения.
Билет № 4 1. Социальное взаимодействие и общественные отношения. 2. Потребности и интересы. 3. Известно, что впервые в истории вопросы, каким должно быть справедливое государство, как наилучшим образом управлять им, обсуждались в Древней Греции. В ходе обсуждения было определено, что важнейшим правом и обязанностью гражданина, независимо от того, богат он или беден, знатен или незнатен, является участие в управлении государством. Какую форму правления характеризует, во-первых, сам факт широкого обсуждения этого вопроса и, во-вторых, содержание принятого решения. Приведите примеры из истории, которые бы характеризовали данную форму правления.
Билет № 5 1. Основные институты общества. 2. Познание мира. Виды человеческих знаний. 3. Укажите, что из предложенного ниже списка, на ваш взгляд, характеризует демократию: • свобода высказывания мнений; • свобода мысли и свобода выбора; • равенство людей перед законом; • справедливые, хорошие отношения между людьми; • участие в управлении, в осуществлении власти всего народа; • отсутствие бюрократизма; • гласность. Свой выбор обоснуйте. Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать?
Билет № 6 1. Многовариантность общественного развития. 2. Понятие истины, ее критерии. 3. У. Дуглас, член Верховного суда США, писал: «Мы много болтаем о Законе и Порядке, особенно когда говорим о мошенничестве, уличных преступлениях, грабежах и тому подобном. Но в глубине души у нас заложено презрение к закону, поскольку закон, ограничивая одних, попустительствует другим». Можно ли считать такие законы правовыми и соответственно говорить о правовом государстве? Обоснуйте свою точку зрения.
Билет № 7 1. Понятие общественного прогресса. 2. Политический процесс. 3. «Экономическая жизнь испытывает на себе влияние всех сторон общественной жизни и в свою очередь влияет на них». Раскройте данное утверждение с помощью конкретных примеров и социальных ситуаций.
Билет № 8 1. Экономика и экономическая наука. 2. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 3. Сравните индустриальное и традиционное общество. Заполните таблицу. Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику двух типов общества.
Билет № 9 1. Рынок труда. Безработица. 2. Наука. Естественные и социальногуманитарные науки. 3. Многие социологи считают, что семья в настоящее время переживает кризис и одним из доказательств «упадка семьи» является, на их взгляд, то, что семья утрачивает свои ведущие позиции в реализации всех функций, кроме первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации личности взрослых. Другие социологи этот же факт расценивают как доказательство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышения роли в обществе. Возможно, вам известны и другие аргументы и контраргументы по поводу «упадка семьи». Что вы сами думаете об этом? Поддерживаете вы или нет вывод об «упадке семьи»? Обоснуйте свою позицию.
Билет № 10 1. Спрос и предложение. 2. Мораль, ее категории. 3. Противоречат ли друг другу следующие утверждения о природе человека? А) Аристотель, древний философ, ученый-энциклопедист писал: «Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами и полезно, и справедливо». Б) Ученый Антифонт, современник Аристотеля: «По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом – через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук». Подумайте: если бы Аристотель и Антифонт дожили до создания теории естественного происхождения прав человека, как бы они, на ваш взгляд, к этой теории отнеслись? Обоснуйте свое мнение.
Билет № 11 1. Роль государства в экономике. 2. Искусство, его формы, основные направления. 3. «Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других», – говорил К. Гельвеций. Опираясь на данное высказывание, раскройте взаимозависимость самопознания и развития личности.
Билет № 12 1. Государственный бюджет. 2. Избирательная кампания в Российской Федерации. 3. Перечислите любые три психологические причины вхождения индивида в малую социальную группу и каждую из них проиллюстрируйте конкретным примером.
Билет № 13 1. Экономический рост и развитие. 2. Социализация индивида. 3. На одной из дискотек подвыпивший 16-летний С. Ванеев приставал к девушкам, добивался, чтобы они с ним танцевали. Получая отказ, он обзывал всех нецензурной бранью. Можно ли считать, что С. Ванеев совершил правонарушение, и привлечь его к ответственности? Свой ответ обоснуйте.
Билет № 14 1. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. 2. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. 3. Сформулируйте линии сопоставления чувственного и рационального познания и заполните соответствующую графу таблицы. Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных видов познания.
Билет № 15 1. Социальные группы. 2. Общественная значимость и личностный смысл образования. 3. Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?
Билет № 16 1. Социальная стратификация. 2. Отклоняющееся поведение и его типы. 3. У французского писателя и философа XVII в. Блеза Паскаля есть такие высказывания: А) «Справедливо то, что установлено. Поэтому все наши законы, раз установленные, будут считаться за справедливые». Б) «Справедливость без силы не имеет никакой власти; сила без справедливости обращается в деспотизм». В) «Будучи не в состоянии сделать справедливое сильным, люди сделали сильное справедливым». Оцените суждения философа с позиций демократических ценностей и принципов правового государства.
Билет № 17 1. Виды социальных норм. Социальный контроль. 2. Понятие власти. 3. Существует точка зрения: «Если органы государственной власти совершают какие-либо действия, посягающие на естественные права человека, народ в лице гражданского общества имеет право на сопротивление и низложение тех, кто это делает». Разделяете ли вы это мнение? Поясните, что имеется в виду под естественными правами человека. Приведите примеры из жизни различных народов и стран, подтверждающие неизбежность выступления гражданского общества против ущемления естественных прав граждан.
Билет № 18 1. Социальный конфликт. 2. Государство, его функции. 3. Экономисты утверждают, что отношения распределения и потребления людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Подтвердите данную связь с помощью конкретных примеров и ситуаций социальной жизни.
Билет № 19 1. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. 2. Типология политических режимов. 3. Из приведенных суждений выберите близкие по смыслу. В чем, повашему, проявляется эта близость? Чем суждения отличаются друг от друга? А) «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины» (Протагор). Б) «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды» (Я.А. Коменский). В) «Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н.И. Пирогов).
Билет № 20 1. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. 2. Политическая система. 3. О. де Бальзак писал, что воля «может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитая природная склонность, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Почему Бальзак считал волю предметом гордости? Разделяете ли вы его мнение? Аргументируйте свой ответ, опираясь на факты социальной жизни и личный опыт.
Билет № 21 1. Семья и брак. 2. Демократия, ее основные ценности и признаки. 3. Утверждают, что к концу XX в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству и человеческий интеллект, его возможности превратились в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства. Разделяете ли вы данную точку зрения? Аргументируйте свою позицию.
Билет № 22 1. Право в системе социальных норм. 2. Гражданское общество и государство. 3. Изучая вопрос, почему люди объединяются в группы, а не работают каждый сам по себе, ученые отмечают, что группы помогают удовлетворению таких универсальных потребностей каждого индивида, как потребности во внимании, признании и самовыражении. Опираясь на знания курса и свой жизненный опыт, докажите, что группы действительно способны удовлетворить эти потребности.
Билет № 23 1. Система российского права. 2. Политические партии и движения. 3. В городе А. собирались разместить базу по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегического назначения. Следствием этого неизбежно стало бы ухудшение экологического состояния местности. В то же время база предоставила бы несколько сотен новых рабочих мест жителям города, и это улучшило бы их материальное положение. В местной прессе началась дискуссия. Одни считали, что нельзя рисковать своей жизнью и здоровьем, другие настаивали на размещении базы при установлении контроля со стороны Комитета по экологии. Кого бы поддержали вы? Почему?
Билет № 24 1. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. 2. Понятие культуры. Культура и духовная жизнь. 3. Французскому писателю А. Камю принадлежат слова: «Познать себя до конца – значит умереть». Данное высказывание в одном из выпускных классов стало предметом дискуссии о самопознании. Одни усматривали в высказывании идею бесперспективности самопознания, другие – мысль о необходимости самопознания на протяжении всей жизни человека. Кого бы поддержали вы? Аргументируйте свою позицию.
Билет № 25 1. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. 2. Научное познание. Основные особенности научного мышления. 3. Противоречат ли друг другу следующие утверждения? А) Смысл жизни заключается в наслаждении всевозможными материальными и духовными благами, создании своего личного уютного мира, обособленного от большого мира человеческих идеалов и страстей. Б) Человека не может радовать счастье общества, если у него нет своего личного счастья. Аргументируйте свой ответ. Date: 2016-07-18; view: 1680; Нарушение авторских прав |