Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники содержания иерархии.





АРХИЕРЕИ.

Первый и самый главный источник — десятина. Она давалась только епископам. Давалась только вотчинниками, теми, кто имел недвижимость и получал оброк. Крестьяне, мещане, ремесленники, купцы десятину не платили. Десятина известна из первых сообщений о строительстве и обеспечении новых храмов, например Успенской церкви некоторых других. В " Повести временных лет " сказано: " Св. Владимир говорил: Даю церкви сей (Св. Богородицы) от имения моего и от град моих десятую часть." В состав княжей десятины входили: десятина от княжеских даней (от всякаго стада и всякого живота — от всего имения); десятина от поступлений княжеского суда, то есть от вир и продаж, что входит в княж двор всего; десятина от княжеских торговых пошлин (десятый торг, из торгу десятах неделя).

Второй источник доходов епископата — доходы с земельной собственности — с недвижимых имений. Андрей Боголюбский, желая создать во Владимире митрополичью кафедру передал Успенскому собору " много именья и свободы купленныя и з даньми и села лепшия идесятины в стадех своих и торг десятый." Вот так владимирский епископ стал богатым феодалом. Епископы владели целыми городами (владимирский епископ владел городом Гороховцом). Разумеется, с работниками на земле.

Третий доход. Это доходы от кафедральных приходов — добровольные приношения прихожан, взимание с них платы за требы.

Четвёртый источник — вклады в церковь. В монастырь в виде сосудов. Крестов, дорогих облачений, книг и т д. Андрей Боголюбский в Боголюбове " церковь златом же и каменьям драгим и жемчугом украси ю, иконами бесценными и великими узорочья удиви." Это всё на вклады православных.

Пятый источник. В ведении иерархии находилась служба мер и весов. Церковь осуществляла надзор за мерами и весами и получала пошлины с торговцев. В её ведении соблюдать меры верными, не уменьшать. Не увеличивать, и отвечать за них в день страшного суда как за человеческие души.

Шестой источник — за производство церковью суда. Епископы получали судные пошлины. У нас все семейные дела были переданы церковному суду. Кроме духовных лиц суду подчинялись просфорники, паломники и все те, кто был связан с богадельнями. Больницами. Гостиницами.

Седьмой источник. Временные пошлины архиереям за поставления духовенства. Это составляло труд. Епископы превышали плату.

Восьмой источник. Временная пошлина епископу — плата за благословение браков. А вот в Византии при Константине Мономахе каждый вступающий в брак мужчина платил епископу одну золотую монету, а женщина должна была дать полотна 12 локтей.

Девятый источник. Ежегодный дар священников епископам при их приездах к епископу на т. наз. Сборы по кунице.

Десятый источник. Дар епископам с мирян: похоронные пошлины — за дозволение хоронть умерших без причастия, скоропостижно; пошлина почеревная — штраф с женщин родивших от прелюбодеяния; с церквей пошлина за антиминс и за освящение; пошлина с монахов " посошная" за поставление в игумена.

Конечно, доходы епископов были более чем достаточно. Если учесть при этом обширность русских епархий. Границы их совпадали с границами княжеств. Голубинский называет епископов " господами самой большой руки". Не просто господами! (Господами самой большой статьи). Это отличало их от греческих епископов, которые назначались во все, даже самые малые уездные города страны. Поэтому здесь их было бесчисленное множество. Григорий Богослов называл греческих архиереев микрополитами. Голубинский по этому случаю пишет: " Если к большей части греческих епископов шло вот это название (микрополитов), то напротив, наибольшая часть русских архиереев вместе с епископом Симоном владимирским имели право называть свои епархии целыми землями и восклицать о великом множестве находящихся в них городов и о том кто их епископов не знает. И они считали себя одним из самых первых чинов в государстве и это их надмевало. И одевались они роскошно и изыскано, хотя 16-е правило Седьмого собора гласит: " Всякая роскошь и украшения тела чужды священнического чина и состояния, сего ради епископы или клирики, украшающие себя светлыми одеждами да исправляются. Аще же в том пребудут — подвергати их епитимьи. " Благотворительствовали ли епископы. Ведь богатство Церкви — это нищих богатство. Знаток летописей Голубинский говорит: " Епископы Киевской руси были людьми благотоворимыми, а не благотворящими. Епископ переяславский Ефрем единственный из епископов тем, что он имел охоту употреблять средства на дела общественные, употреблял свои личные средства. Голубинский сначала по этому поводу обращается к Лаврентьвской летописи: " Се бо Ефрем скопец, высок телом, бе бо тогда много здания воздвиже. Докончив церковь Св. михаила заложи церковь на воротех во имя Великомученика Феодора, а по сем Андрея и у церкве от ворот строение банное, сего не бысть прежде в Руси.И град бе заложи камен и украси город переяславский здании церковными и прочими здании." Об этом же епископе читаем в Ипатьевской летописи под 1090 годом: " Скопчина, бе же сей муж некнижен, умом прост и просто рек, заложи город каменн и стройно банное каменно, сего не бе на Руси." Что это за строение? Это терма греческого типа. Голубинский так комментирует: " Он вместо богадельни или бльницы построил греческие бани. То есть, он вместо того, что было бы полезно построил то, что ознакомило бы русских людей с греческим комфортом. Он не договаривает, что епископ для себя построил, для аристократии.

ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА.

Первое. В начале источником доходов духовенства только в Киев была руга. Отсюда пошло понятие ружное духовенство, фамилия Ружицкий (ректор Академии). Ярослав Мудрый давал священникам от имения своего урок: хлеб, масло,мясо. Руга давалась лишь клиру собора, построенных князьями. Ружных было немного.

Второй. Добровольное приношение прихожан на канун. Слово просфора от греч.?????????- приношу. Карташов пишет: " У греков до сих пор просфоры пекут по домам прихожане, или покупают в магазине. В середине 12 века у нас тоже не было специальных просфоропёков при храме. Просфоры покупались на рынке. В 13 веке появилась проскурница, женщина, служившая при церкви. Так расширился церковный причт! У греков такие приношения приносились в корзинках на вечерни перед праздниками и корзинки назывались канунами. Название корзины перешло на самый дар в ней приносимый. " Поэтому день пред праздником стал называться кануном. Кирик новгородский называет предпраздничные приношения канунами, сообщая, что в его время у нас кануны приносились на вечерне, а у греков на заутренне.

Третий. Добровольные приношения прихожан ненадёжный источник. Поэтому пастырю самому приходилось собирать с нерадивой паствы. Сбор производился три раза в год: на Пасху, рождество и в Петров пост.

Четвёртое. Главный источник — плата за требы. О размерах её сохранился только один документ. В вопрошение Кирика епископ Нифонт назначает шесть кун за заупокойную литургию, не включая вина, ладана и свечей заказывающего, что на деньги конца 19 — го века 2 рубля 40 копеек. Голубинский пишет: " В Малороссии кануны называются хавтурами (халтурами). В словаре малороссийских идиомов Закрепского читаем 6хавторовати, хавтурую, т.е пользоваться от прихожан по большим праздникам подарками и приношениями, состоящими большей частью в съестном. Халтура — из греческого???????? — новогреческое????????буквально или переносно значит то же, что и канун. Таким образом, по примеру всего православного Востока приходское духовенство с самого начала получило неверное, ненадёжное и скудное обеспечение, в контраст с Западом, где духовенство наравне с иерархией получало десятину со всего населения. Это с Карла Великого. Это было определено политической властью. Вот почему у нас сельское духовенство жило так же как крестьянство. Голубинский называет клир в сравнении с иерархией прлетариями или париями. Голубинский пишет: " Но на эту скудость не должно смотреть ложными глазами. А именно вдаваться в чересчур слезливые иеремиады дескать оно обречено на нищенство. Наши требования к священникам состояли в том, чтобы они были чуть- чуть грамотными, умели служить церковные службы и совершать требы. И только. Наши священники были главным образом не священники, а крестьяне. Поэтому один иезуит называл русских священников мужиками. Священство же было для них только добавлением к крестьянству. " Мужик за соху и поп за соху, мужик за косу и поп за косу. Где бы ему службу служить, он пойдёт с мужиками овины сушить." Это добавление небезвыгодное, ведь охотников идти во священники было великое множество.

ПРАВА ДУХОВЕНСТВА.

Какие же привилегии имело духовенство? Духовенство освобождалось от мирского суда. Его мог судить только епископ. Духовенство освобождалось от податей и налогов в пользу князя. Освобождение от воинской повинности. Порой эти права нарушались. Например, князья и народ судили и низвергали даже епископов. В 1148 году новгородцы собираясь на войну говорили князю Изяславу:" Пойдёт на войну всяка душа: аще дьяк игуменце ему пострижено, а не поставлен будет; а кто поставлен ать Бога молит." В Новгороде владыка с соборянами Софии нёс городскую повинность: мастил крепость и всю дорогу по волховскому мосту до торговой стороны. Примечание: Голубинский отмечает, что уже в Киевской Руси формируется духовное сословие, то есть наследственность духовенства. Водраться в духовный чин было трудно. Бояре ставили в священники своих холопов без перемены статуса. Бояре имели домовые храмы и ставили в попы своих челядинцев. Как же он мог наложить епитимью на своего хозяина?!

БОГОСЛУЖЕНИЕ.

Вместе с христианством к нам пришло и богослужение. Оно совершалось на родном языке, в отличие, например, от Польши. Богослужение действенное орудие в деле распространения христианства. Проповедь была тем успешнее, что язычество не имело общественного культа. Богослужение в Византии так подействовало на язычников, что ни не знали где находятся. Наверное поэтому власти больше заботились о построении храмов, чем об умножении школ и книг. Подвигом благочестия считалось строительство храмов, снабжение их утварью. В этом преуспел Андрей Боголюбский. Св. Владимир начал " рубить церкви по градом" и " по всей Русской земли воздвиг он церкви Христу" на месте Перуна (небольшая деревяная церковь в честь Василия); каменную (Десятинную) на месте убиения первых мучеников — христиан.. Интересным явлением были обыденные церкви, построенные в один день (Преображения Господня в Василёве). Сын Владимира Мстислав поставил Спасский собор в Чернигове. Ярослав Мудрый в 1037 году заложил Софийский собор в Киеве впамять победы над печенегами под Киевом в 1036 году или в знак подчинения русской митрополии грекам. Ярослав также построил церковь Благовещания на Золотых Вратах Киева. В Новгороде он же построил Софийский собор в1045- 1052 год. В 12 век построен во Владимире Успенский собор.

В Киевской Руси было чрезвычайно много храмов: когда в 1185 году погорел мало не весь город Владимир там погибло 32 церкви, а в Великом Новгороде в 1217 году только в одной половине было 20 церквей. В Киеве их насчитывалось сотни. По смерти Св. Владимира около 700, включая домовые. Но из них каменных приходилось всего лишь от 20 до 10.

Строителями храмов на Руси были греки. Ими построена Десятинная церковь. Кроме того, западные мастера построили во Владимире Успенскую и Боголюбскую церкви. Архитектура была греческая или итальянская. Храм строился в виде квадрата, крестообразно. На Западе храмы строили прямоугольными. Колокольни были редкостью. Вместо них были била. Женщины в храмах стояли отдельно от мужчин, как у греков. Для этого задняя половина приподнималась — это хоры или полати. Строились особые галереи — одноярусные или двухъярусные по западной стене, или по трём сторонам. Входы бывали разные. У греков женские отделения назывались гинеконами. Ими заведовали диакониссы.

СВЯТЫЕ ИКОНЫ.

На Руси были иконы из Греции, Болгарии, Сербии. Это первые иконы. Из Корсуня принёс их Владимир. Поместил их в Десятинной церкви. Поэтому древнейшие иконы назывались корсунскими или цареградскими. Храмы украшались фресками и мозаиками. Их создавали мастера греки, оставшиеся на Руси. В киевских пещерах покоятся кости греческих мастеров. Учителями первых русских богомазов были, разумеется, греки. В Киеве русский изограф монах Киево — Печерской Лавры Алипий считал подвигом безмездное писание икон.

Особым уважением, благоговением. Почитанием пользовались чудотворные иконы. К чудотворным иконам относились Киево — Печерская икона Божией Матери, вывезенная из Византии в 1073 году, икона Свт. Николая Мокрого. Владимирская икона Божией Матери. По преданию написана ев. Лукой, в450 году перенесена из Иерусалима в Константинополь, в 1131 доставлена в Киев для Св. князя Мстислава (+1132г.) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода. В 1155 году Андрей Боголюбский перенёс её во Владимир в 1155 году, в год получения Киева отцом Андрея Юрием Долгоруким. Известны чудеса иконы в 1395 году при наступлении Тамерлана. В 1480 году хан Ахмат не решился идти на Москву из-за заступления Божией Матери. Другая икона Новгородская икона Знамения Божией Матери. В 1169 году Андрей Боголюбский решил наказать новгородцев за клятвопреступление. Его войско осадило Новгород. От иконы произошло чудо. Новгородцы пленили многих владимирцев. Владимирская летопись рассказывает об этом. По ней войско с помощью Владимирской Божией Матери наказало новгородцев. Но беду объясняет трудностью дороги и голодом. Чему верить? В то время царила психология усобиц, не было единого национального сознания русского народа. Новгородцы были такими же врагами для суздальцев как и поляки, татары. Это предание, которое отражает то время.

Зарайская икона Свт. Николая, принесённая в1224 году корсунским священником в рязанскую землю по повелению самого Свт. Николая. Была поставлена в новой церкви Св.Николая.

Смоленская икона Божией Матери " Одигитрия — Путеводительница", присланная из Византии в Чернигов, перенесённая потом в Смоленск в 1111 Владимиром Мономахом.

На чествовании икон сказывался удельный дух — усобиц, вражды. Считалось, что икона покровительствовала исключительно своему краю. Владимирская икона якобы трижды оставляла своё место в Вышгороде и поэтому Андрей Боголюбский сделал вывод, что икона хочет переселиться, уйти из южной Руси и унёс её в Ростовскую землю. С чужой же иконой обращались неуважительно. Войско Боголюбского при взятии Киева разграбили и унесли с собою все сокровища монастырей, храмов, соборов. Они взяли это для своих церквей.

СВЯТЫЕ МОЩИ.

Святые мощи обычно привозили из Царьграда. Там они накапливались из мест занятых арабами. Св. Владимир принёс с сбой из Корсуня и положил в Десятинной церкви мощи Св. Климента Римского, его ученика Фива и других. В 12 веке дочь императора Алексия Комнина Варвара принесла в Россию мощи Св. муч. Варвары и положила в Киевском Михайловском монастыре. Были принесены и другие реликвии: частицы гроба Господня, креста Господня, срачица св. Димитрия Солунского. По мере прославления русских святых, открывались их мощи. Первыми святыми были Борис и Глеба, убиенных в 1015 году. Третьим святым был преп. Феодосий Печерский (+1074 г.) Четвертый — Никита Новгородский (+ 1108 г.) Пятым Святым Голубинский называет равноап. Ольгу (+ 969 г.) Были открыты мощи Св. Леонтия Ростовского (1077 г.), Исаии Ростовского. Их мощи были открыты в 1164 году.

Date: 2016-07-18; view: 349; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию