Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианство в пределах России до 10 века.





ВВЕДЕНИЕ.

ПОНЯТИЕ О НАУКЕ "ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ",

ЕЁ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧА.

ИСТОЧНИКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ.

ЛИТЕРАТУРА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ.

Древний философ Плутарх писал, что история есть учитель жизни.

Ключевский В.О. писал: " Хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь мстит больше тому, кто совсем не знает истории." В другом месте Василий Осипович говорит: "Не цветы виновны в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у неё не учится. Она проучивает их за невежество и пренебрежение". " Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем."

По поводу пользы в изучении истории пишет Н. М. Карамзин: " Простой гражданин должен читать историю; она его мирит с несовершенством порядка вещей как с обыкновенным явлением во все века; утишает государственные бедствия, свидетельствуя, что и прежде бывали ужаснейшие бедствия и государство не разрушалось. Она питает чувства и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которое утверждает согласие нашего общества; наказует."

ИСТОРИОГРАФИЯ.

Это понятие в 20в. понималось по-разному. Одни из церковных историков понимали под этим словом собственно историю, другие же — историю исторической науки. Отец Георгий Флоровский пишет по этому поводу: " Христианство это религия историков. Это свидетельство веры в определённые события, происшедшие в прошлом — в исторические факты. Вера свидетельствует о том, что это особые события. Эти моменты истории поистине исторические. Можно справедливо утверждать, что христианство — ежедневное приглашение к изучению истории". История изучает то, что было, а не то, что должно быть.

Предметом изучения истории Русской Церкви является изучение прошлого Церкви. Задача — как наука должна представить жизнь Церкви в стройном систематическом порядке, показать причинно — следственные отношения. Чтобы удобнее выполнить эту задачу историку необходимо исследовать каждую грань церковной жизни. Исходя из этих граней, изучение истории делится на отделы:

1. Количественное распространение Церкви.

2. Внутренне управление. Состояние иерархии.

3. Состояние духовного просвещения и вероучения в связи с развитием ереси и инородной пропаганды.

4. Состояние богослужения.

5. Религиозно — нравственная жизнь членов Церкви.

Вот эту последнюю грань церковной жизни историку очень трудно исследовать.

Каждый из отделов можно изучать двояко — "горизонтально и вертикально". При горизонтальном изучении рассматриваются все аспекты жизни одного периода (напр. Киевский период и все отделы Киевского периода), а вертикальный рассматривает отделы каждого периода.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ.

В истории Церкви 6 периодов:

Домонгольский период (до 1240 года).

Монгольский период (с 1240 по 1459).

Период разделённой Церкви (с 1459по 1589 — для Русской Церкви; с 1459 по 1686(воссоединение митрополий — для юго-западной Церкви.)).

Патриарший период (с 1589 по 1700). Упразднение патриаршества; учреждение Синодального

правления.

Синодальный период (с 1700 по 1917).

Новый Патриарший период (с 1917 и до наших дней).

ИСТОЧНИКИ НАУКИ.

Каждый историк утверждает, что источники бывают вещественные и письменные. Голубинский Евгений Евсигнеевич утверждает: " Источники представляются живым бытом — в языке, в поверьях, обычаях, суевериях. Русские источники скудны и чтобы сделать что — нибудь, пишущий историю должен превратиться в усерднейшего тряпичника; должен по десятку раз тщательнейшим образом перерывать всякий хлам, чтобы не оставить ни одного лоскутка, который мог бы пойти в дело и послужить на пользу".

Евгений Евсигнеевич продолжает: " История Русской Церкви по количеству источников может быть названа первоклассной: имеет сказания или записки иностранцев, но другое дело — качество источников". (У нас очень мало источников до 16 века). " Главный источник — летописание. Но у нас летопись велась односторонне. Почему? Потому что под историей понималась история правительства, государства. С историей Церковной ещё хуже. О ней в летописях не пишется никак. У нашего первого летописца все церковно-исторические известия состоят:

1. В краткой записи о поставлении одного митрополита;

В отметке года прибытия на Русь двух митрополитов;

В отметке года смерти одного митрополита;

Случайного упоминания ещё о двух митрополитах.

И только с 12 века наши летописи дают три неполных каталога (списка) митрополитов, епископов и каменных церквей.

Из монографических повествований нам известны жития Святых. Но их недостаток заключается в том, что, являясь жанром педагогическим, они не ставят перед собой задачу исторически изложить материал; иногда история просто стоит поперёк дороги писателя жития. При таком порядке вещей искажаются даты, события. В своей магистерской работе Ключевский определил, что материал жития можно использовать как исторический лишь на 5-10%.

Голубинский пишет: "Авторы житий весьма мало заботятся о том, чтобы, что называется, рисовать обстановку. А если и рисуют, то посредством общих мест и общих риторических фраз. Идеал истории требует, чтобы исторические лица изображались как живые люди с индивидуально физиономией, с индивидуальным характером каждого". Исторических лиц мы должны знать с их историческими чертами.

Голубинский продолжает: "История Русской Церкви крайне бедна и памятниками законодательства. От домонгольского периода мы не имеем ничего". Когда Голубинский писал свою Историю, описывая монашество в этот период, он не имел никаких сведений. Ему пришлось сконструировать картину по образцу греческого монашества, ведь русское монашество почти полностью сконструировано по греческому.

В Монгольский период историческая наука имеет больше сведений: деяния Владимирского собора(1503 — 1504), хорошо сохранившиеся деяния Стоглавого собора(1551). Поэтому мы достаточно хорошо знаем историю за 16 век именно благодаря Стоглавому Собору и деятельности преп. Максима Грека, а до 16 века или совершенный мрак или кое — какие несвязные черты.

Просвещение наступило при Петре 1. До этого были просто грамотные люди (начетники).

И в периодизации Голубинский полагает принцип просвещенности. В отличие от вышеприведенной периодизации, положенной Филаретом Черниговским, Евгений Евсигнеевич разделил на:

1. Киевский;

Московский;

Петербургский.

Первые два периода представляют собой одно целое: их характер — отсутствие действительного просвещения, которое мы не усвоили с принятием христианства и без которого оставались до 18 века. Но всё же образуют из себя две половины: в Киевский период преобладала условно — формальная обязанность над истинной верой, и наружной набожности над истинным благочестием, т.е. нравственностью. В Московский период обрядоверие впало в крайность. В Петербургский период воцарилось настоящее просвещение, а вместе с этим подразумевается и более совершенное понимание христианства.

ИСТОРИОГРАФИЯ.

1. Летописцы были провиденциалистами. Они усматривали во всех исторических событиях действие Промысла Божия;

Ломоносов, Татищев считали, что именно знания, просвещение определяли ход исторического процесса;

Так как Карамзин был убежденным монархистом, то он, соответственно, считал, что: " История народа принадлежит царю";

Соловьёв первым из историков уделяет внимание природе страны, природе племени. Природа страны, племени решает ход истории. История нашей страны зависела от равнинного характера нашего рельефа;

Ключевский: " Необходимо выявить всю совокупность факторов: географических, этнических, политических". Ключевский один из первых уделил внимание социально — экономическим факторам.

ЦЕРКОВНЫЕ ИСТОРИКИ.

У нас очень мало трудов по историографии.

Лебедев Алексей Петрович (+ 1908) — профессор МДА. Его труд — " Церковная историография у нас".

Глубоковский — профессор СпбДА написал " Русская богословская наука".

Карташов Антон Владимирович(+ 1960) — вводная статья к "Очеркам по Истории

Русской Церкви".

Пушкарёв (умер в США в 1984 году) — его статья находится в ЖМП за 1998 год". Очерк по истории РПЦ ".

Первым русским историком считается митрополит Платон (Левшин).(+1812). Он был сыном священника. Родился в селе Чашниково Московской губернии, Окончил тогдашнюю московскую греко-славяно-латинскую академию, сделал себе карьеру — стал митрополитом, За годы обучения в академии основательно изучил греческий, латинский, французский. Когда Екатерина 2 при посещении Троицкой Лавры увидела молодого красивого иеромонаха, она спросила, почему он не женился, на что тот ответил, что из любви к просвещению принял монашество. После себя митрополит оставил мемуары. В них он писал, что знание истории приобрёл чтением исторических книг. В конце 18 века во всех духовных школах вводит обязательным предметом изучение истории. Тогда история изучалась в контексте латинского языка. Именно для этих целей митр. Платон решил написать учебник" Краткая Российская Церковная История". Первый том вышел, когда ему было 68 лет. Очень многие деятели того времени сомневались в том, что он напишет этот труд.

По мнению Карташова в этом труде обнаружен талант молодого ума. Этот поистине ученый труд превзошёл исследования, писавшиеся после митрополита Платона. А в чём же научность? В том, что писатель критически подходил к источникам. Он первый поставил под сомнение предание о том, что ап. Андрей посещал днепровские кручи. Кроме этого труда Платону принадлежат и другие сочинения: " Список митрополитов до 1804 года", " Житие преп. Сергия".

Кроме того, митрополит был воспитателем сына Екатерины Павла.

Оппонентом митрополита Платона был другой митрополит — Евгений Болховитинов(+1837) Монашество принял при других обстоятельствах, но тоже из-за любви к просвещению. Он был ректором семинарии на родине, в миг потерял жену и детей и от горя принял монашество. Его постригли в Петербурге. После этого началась его высокая карьера. Но где бы он не бывал, всегда занимался краеведением, изучал местные архивы. Результаты своих изысканий печатал. Его называют " историком — кротом". Его перу принадлежит словарь писателей духовного чина, словарь светских писателей. Он своего рода коллекционер- собиратель. В каждой епархии митрополит Евгений оставил исторические справки напр. История княжества Псковского, разговоры о древностях великого Новгорода, историю Княжества Псковского. Описание Киево — Софийского собора, и историю киевской иерархии (ведь он был здесь митрополитом с 1837 года). У него есть описание Киево-Печерской Лавры.

В середине 19 века Евгений (Болховитинов) стал викарием Новгородской епархии, епископом Старорусским. Став епископом, он решил объехать, посетить все монастыри епархии; сообщил архимандриту одного монастыря, что он завтра пребудет в монастырь, " будьте готовы". Утром он едет в монастырь и видит движущийся ему на встречу возок наполненный хламом, покрытый рогожкой. Он спрашивает монаха: " Что везёшь?" Тот отвечает: " К нам едет архиерей: велели почистить конюшню". Епископ попросил показать содержимое повозки. Оказывается, монах вёз топить в реке старые книги, документы, архивы, антикварные книги, пергамент, пергаментные книги17,16 веков и рукописи. Когда увидел это ученый, он стал белее полотна. Разгневавшись, велел вернуть обратно. Когда прибыл в монастырь, устроил головомойку настоятелю монастыря, потому что тот уничтожал историю! И вот в этом хламе он нашёл самый древний документ в истории Русской Церкви — документ начала 12 века. Вот каким был Евгений (Болховитинов).

В середине 19 века на поприще нашей науки являются два выдающихся историка — иерархи: митрополит Макарий (Булгаков) (умер в сане митрополита на Московской кафедре в 1882 году) и архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) (умер в 60 годах; во время объезда епархии заразился холерой.)

Первый из них Макарий (Булгаков) написал 12-ти томную книгу Истории Русской Церкви. Это самый большой труд по размеру, но не по значимости. Это самый монументальный, самый обширный, самый большой по размерам исторический труд в 12-ти томах! Он, может быть, сравним с другим монументальным трудом по Истории России с Историей Соловьёва " История России с древнейших времён". По истории России монументальным трудом считается История Соловьёва, а по истории Церкви таковым считается труд митрополита Макария (Булгакова). Почему его труд вышел таким огромным? Потому что этот труд описательный. Он выявил много документов, новых документов и рассказывал их содержание, делал обзор этих источников, критический обзор или мало критический обзор. И вот значение этого историка в том, что он дал нам много новых источников, много новых документов. К сожалению, его труд не совсем и не всегда критичен, иногда он очень доверяется источникам, а к источникам надо подходить критичнее. Источников бывает очень много и они порой друг другу противоречат, и историку необходимо найти истинный источник. Это нелегко, это крайне трудно!

Митрополит Макарий родился в бедной семье, рано потерял отца. Жили в постоянной нужде, поэтому мальчик часто болел. Он плохо учился, последовательно закончил училище, Киевскую Семинарию, Академию. Учеба давалась туго. Но он был усидчив; благодаря этому держался в середняках. Из-за травмы головы произошёл переворот в его жизни, все его " золотушные болячки " кончились, и стал учиться замечательно. Скончался в Москве при следующих обстоятельствах: он каждый день купался — был суровым моржом. И вот во время очередного купания с ним случился сердечный приступ. Вскоре после этого он скончался.

Архиепископ Филарет Черниговский визуально был очень маленького роста. К нему приложимы слова " великое в малом ". Он был очень энергичный, сильной воли человек. Ему и фамилию — то дали Гумилевский, что с латинского ("гумилис") значит маленький, кроткий, смиренный. Филарет закончил училище, Семинарию и Академию здесь. По окончании был оставлен здесь для подготовки к профессорскому званию. Принял монашество, чтобы никто не мешал и стал сначала инспектором, а к 35 году стал ректором МДАиС и пробыл в этом качестве до 41 года. Прежде ректорства преподавал историю, став ректором — догматическое богословие. История считалась наукой второстепенной.

В Академии было много рукописей, он нашёл здесь много источников, ему помогал библиотекарь, человек очень начитанный и много знающий Александр Горский. И когда отец — ректор писал историю, первым рецензентом был Александр Горский. Архимандрит Филарет выслушивал мнение, какого — то библиотекаря. Что такое библиотекарь и что такое ректор, дистанция огромного размера, но отец- архимандрит высоко ставил исследователя Александра Горского (он ещё был мирянином).

С 41 года его определили на Рижскую кафедру, тогда она была ещё викарной, потом Харьковская, потом Черниговская, на которой он и скончался. Он написал пятитомную " Историю Русской Церкви "- обобщающий труд, так же как и Макарий (Булгаков). Если труд Макария необъятный, то труд Филарета невелик, но критичный. Филарета можно считать основателем Московской школы русских церковных историков. Он является патриархом московской исторической школы в МДА. Он положил начало критическому изучению источников. Пятый том посвящён синодальному периоду. Никто ещё не писал историю синодального периода, он первый, кто изложил историю того периода, в который он жил, современником которого он был. Это нелегко писать историку о своём времени. Кто-то говорил, что историку писать о современном так же опасно, как (тогда говорили) стоять на склизком полу. У него есть некоторые критические замечания о синодальной системе, а в целом синодальную систему он принимал.

Отец Александр Горский — продолжатель трудов научно — критической школы (умер в 1875 году, в сане протоиерея). С детства мечтал о монашестве, но отец был против. И вот специально для него Свт. Филарет Московский создал институт целебатства. Отец Александр был первым целибатом — протоиереем. Он был несмелым человеком; даже под публиковавшимися им статьями он не ставил своей подписи, боялся. Это был человек огромадной эрудиции! Но он мало оставил после себя трудов. О таких говорят: " гора родила мышь ". Его История Русской Церкви была напечатана в ЖМП, но она не восхищала читателей. У него есть очень большой труд, очень ценимый специалистами — " Описание рукописей Синодальной или Патриаршей библиотеки " в шести или семи томах. Это археографический труд. Что это за наука? Она изучает какой материал, на каком материале написано, какими чернилами? Вот на что разменялся о. Александр! Но многие современники отдавали огромную дань уважения этому великому человеку. Либо робость его сгубила, либо что-то другое. О. Александр был любим и он оставил после себя много учеников, которые его очень ценили, а ученики были академиками, напр. Евгений Евсигнеевич Голубинский.

Он вышел из школы Горского или если взять ещё раньше — Филарета (Гумилевского). Скончался в 1912 году слепым. Он ослеп лет за 8 до смерти. Он очень чтил Преподобного. Ему он посвятил высоко учёный труд " Троице — Сергиева Лавра и преп. Сергий ". О нашей Лавре писал ещё о. Александр Горский. В сравнении с книгой его учителя труд Голубинского основательней. Например, неизвестны точные даты рождения и кончины преп. Сергия; Голубинский не определил точно дату рождения, но точно указал дату кончины. В прошлом веке был спор между Лаврой и Академией по поводу даты смерти Преподобного. Победила точка зрения Евгения Евсигнеевича. Он указал 1392год. Его противники настаивали на 1391 году, в частности эконом Лавры Никон (Рождественский). Он выпускник Костромской Семинарии. Она в 19 веке дала более половины профессоров нашей Академии. Александр Горский из Костромы, Е. Е. Голубинский — из Костромы, о. Феодор Голубинский, профессор философии — из Костромы. Голубинский написал двухтомную " Историю Русской Церкви ". Труд не завершён, разумеется, так же как и труд Макария (Булгакова). Он довёл его лишь до митрополита Макария Московского. Первый писал о Макарии Московском. Каждый том имеет две части. Сейчас этот том переиздан. Ему не давали печатать. Если бы Синод не воспрещал печатать, он бы продвинулся дальше, но чинились препятствия, потому что он был очень критичным, не щадил никаких авторитетов в Академии, в корпорации, развеял в прах множество источников, не любил тех, кто красиво говорит. Он замечал: " Говоруны не бывают умны ". Называл их прощелыгами. Сам он говорил плохо. Он говорил, как — будто камни во рту ворочал. Труд Голубинского можно было прочесть только в академической библиотеке. Сильнейшим из его оппозиции был Победоносцев. Голубинского называют гиперкритиком. Докторский диспут Голубинского проходил в декабре 80-го 120 лет назад, а оппонентами были Ключевский и Субботин. Макарий (Булгаков), будучи уже митрополитом высоко ценил Голубинского, хотя и был его оппонентом дал ему деньги для издания истории, а когда Синод не утверждал его в степени доктора, добился, как не последний член Синода, как митрополит Московский утверждения в Синоде. Голубинский стал доктором. Это предвосхищение четвертого курса. Но повторение мать учения!

Доброклонский А. Недавно вышла его книга под другим названием. Книга " История Русской Церкви " в одной книге. А в прошлом веке она вышла в четырёх частях. Труд Доброклонского большой. Это ученик Голубинского. Тоже закончил нашу Академию, ученик Лебедева, профессора общецерковной истории. Он преподаватель Рязанской Семинарии, потом Московской Духовной Семинарии, которая находилась ещё в Москве и преподаватель Новороссийского Университета, занимал кафедру Церковной Истории в Одессе (Новороссийский Университет находился тогда в Одессе). После поражения Врангеля ему пришлось эмигрировать. В 20 году он уехал в Европу и остановился в Сербии. Доброклонский стал преподавать в Белградском Университете общецерковную историю. Он написал большой труд на сербском языке, который сербами и опубликован. Прожил он под девяносто, так же как и Карташов (прожил 85 лет). Доброклонский умер в 30 — х годах. Его труд тоже носит следы критического метода, но Доброклонскому не присущ гипперкритицизм, его критика умеренна. Труд полезный, ценный.

Карташов Антон Владимирович — профессор Парижского богословского института, историк русского зарубежья, так же как и Доброклонский. Он преподавал и ветхий завет, и греческий язык, потому что в Париже некому было преподавать эти дисциплины. У него есть книга " Вселенские Соборы ". Это ученик Голубинского, хотя он учился не в Москве. Он оканчивал Петербургскую Духовную Академию. Сын ещё крепостного шахтёра. Его предки выходцы из Тулы. При Екатерине туляков выселяли на Урал, на заводы. Они трудились в рудниках, горных заводах. Здесь они работали зимой, а летом пахали землю. Таких крестьян называли посессионными (от слова сессия).Карташов написал " Очерки по Истории Русской Церкви". Когда у нас в стране наступила гласность, его труды стали печататься в России.

Карташов либеральных взглядов. Вслед за Голубинским он так же отрицает пребывание ап. Андрея на днепровских кручах, и многие устоявшиеся и ставшие уже священными преданиями он опровергал, как и Голубинский многие устоявшиеся мнения в исторической науке. Но метод критический, порой гипперкритический. Язык и словарь блестящие! Он был великолепным оратором. Многие вспоминают его вдохновенные лекции. Рассказывают, что в 30-х годах, в Париж из буржуазной Эстонии прибыл абитуриент, чтобы поступить в богословский институт. Его поместили в спальни, но наш быт не очень опрятен; наш абитуриент с трудом провёл ночь, а потом сказал: " Адью! ", " Я, дескать, не скиф и не кочевник. " Но товарищи его затащили на лекцию Антона Владимировича, она его так восхитила, что он остался там учиться. Это был великолепный лектор. Его очерки написаны прекрасно и легко. Читаешь и восхищаешься, наслаждаешься. Как лектор Карташов не уступал Ключевскому. Труд цене тем, что он использует научный метод и использует научные данные нового времени, 20 века. Прежние труды написаны как экземпляр исследований прошлого века, а труд Карташова доведён им до Александра 1. Ценен как труд, написанный по результатам научных изысканий нашего века.

Он очень любил правду (т. к. Был сыном крепостного крестьянина). Многое в царской России ему не нравилось. Он ненавидел крепостничество. Отсюда отношение к самодержавию. Между прочим, он был уволен из Петербургской Академии в 1905 году из-за того, что написал ряд статей в либеральных журналах. Тогда будущий патриарх Сергий — тогдашний ректор Академии предложил Карташову на выбор или Академия или журнал. Он выбрал журнал. Он был захвачен движением 1905 года.

Знаменский Пётр Васильевич. Его труд переиздан у нас под названием " История Русской Церкви". Это был учебник Семинарий начала 20 века. Уже с конца прошлого века Синод купил его у автора, просил подчистить его для семинаристов. И он был издан дважды в первое десятилетие нашего века. Ну, например что ему пришлось подчистить? Раньше он писал, что сомневается, что ап. Андрей был на Украине, а Синод потребовал иного. Он пошёл на это.

Знаменский родом из Нижнего Новгорода, сын диакона. С детства приобщился к истории — бабушка читала ему жития Святых. Учился в Нижегородской Семинарии, а потом получать высшее духовное богословское образование поехал в Казанскую Академию. Через несколько лет после окончания Академии, после освобождения Арестом Щаповым кафедры истории он занял эту кафедру. Пётр Васильевич умер в 1917 году.

В 1870 году вышло первое издание " Курса лекций, читанных в Казанской Духовной Академии". Это его лекции.

Знаменский был другом Ключевского. Он был младшим современником Знаменского. Познакомились они в стенах Казанской Академии, куда приезжал молодой кандидат истории Ключевский, чтобы писать магистерку " Жития Святых, как исторический источник. " Вот тут они и познакомились. Почему он приезжал в Казань? Потому что в Казанской Академии находилось знаменитое книгохранилище рукописей Соловецкого монастыря. Материал для его магистерки находился в Казани. Это хранилище было переправлено в Казань во время Крымской компании, когда английский флот бомбардировал Соловецкий монастырь, и вот, чтобы не погибла библиотека до этой бомбардировки хранилище рукописей, документов, житийный материал был вывезен в Казань.(1853-1856 гг.) Ключевский добился того, чтобы Знаменский стал почётным членом Московского Университета.

Труд профессора Знаменского очень ценен. Даже Карташов глазами историка 20 века " постфактум" оценивает очень высоко, он называет его высококачественным учебником. Поэтому и сейчас он является настольной книгой по истории Русской Церкви.

Тальберг Д. Это обрусевший немец. Окончил Киевский Университет, юридический факультет и был ответственным чиновником в царской России. Но вот переворот и он стал бывшим. Вы знаете, куда укатили бывшие. В Европу. Долго был у карловцев, в Сербии, куда бежали наши иерархи во главе с Антонием (Храповицким), где был русский зарубежный центр. Он был крайним монархистом, как и все зарубежники. Антоний (Храповицкий) говорил: " Русская Церковь нуждается в императоре, " и императором провозгласил Сергея Владимировича. Так вот, кто окружал Антония (Храповицкого), они были крайними роялистами.

После второй мировой войны зарубежники уехали в Америку. Основали свой центр в Джорданвиле. Профессором в основанной ими Семинарии был Тальберг. Здесь он преподавал историю Русской Церкви. Отношение к его труду снисходительное, потому что это труд чистейшей воды компиляция, потому что он состоит из огромных (5 — 10 страниц) цитат из Голубинского, Макария (Булгакова), Филарета Черниговского. Но не скрывает. Порой даже нет жиденького мостика, связывающего одну цитату с другой. Это настоящие паремии! Труд — это сборная окрошка из сочинений его предшественников. Но труд всё равно интересен. Там очень выпячиваются фигуры царей. Поэтому о царях там можно прочитать очень много: как они молились, как постились и грешили...

ХРИСТИАНСТВО В ПРЕДЕЛАХ РОССИИ ДО 10 ВЕКА.

Одним из источников у нас является летопись. Обращаемся к " Повести временных лет. " В этой повести, составленной в середине 12 века, так пишется об ап. Андрее: " Когда Андрей учил в Синопе (на турецком берегу Черного моря) и прибыл в Корсунь (по-греч. Херсонес находится в Крыму, сейчас это окраина Севастополя), т. е. Переплыл Чёрное море, он узнал, что недалеко от Корсуни устье Днепра. И захотел отправиться в Рим. (Странный маршрут). И проплыв в устье днепровское и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришёл и стал под горами на берегу. Утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: " Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия. И будет великий город. И воздвигнет Бог много церквей". И взошёл на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу. И сошёл с горы этой, где впоследствии возник Киев. И отправился по Днепру вверх. И пришёл к славянам! Где нынче стоит Новгород. И увидел живущих там людей, каков их обычай и как моются и хлещутся! (Посетил баню — это его очень удивило, потому что у греков нет бани.) И удивился им. И отправился в страну варягов (это Скандинавия). И пришёл в Рим и поведал о том, как учил, и что видел. Те, кто слышал об этом, удивлялись. Андрей же побыв в Риме, пришёл в Синоп. Вот летописное сказание о путешествии ап. Андрея к киевским берегам, а затем по Волхову — в Великий Новгород ".

Об этом летописном отрывке идёт вековой спор. Иные историки считают, что это сказание является интерполяцией — позднейшей вставкой, вставкой задним числом. Голубинский сказал: "... внесенная в летопись позднейшая легенда". С какой целью она была внесена? По мнению Голубинского и других она была внесена для доказательства апостольского достоинства Русской Церкви. Цель благовидная. Голубинский приводит следующие возражения против этого предания (Т.1, ч.1): " 1. Апостол совершил невероятный крюк в Рим; 2. В другой повести, читаемой в той же летописи говорится: " Зде, в русской земле не суть апостоли учили, и телом апостоли не суть зде были ". Это говорится при убиении варягов — христиан при Владимире — язычнике; 3. В повести о переложении славянских книг Мефодием и Константином прибавляется замечание, что учитель Руси не ап. Андрей, а, как и всем славянам ап. Павел; 4. Голубинский предполагает, что " редакция " Повести " принадлежа к Малороссии, имеет целью наполовину прославление Киева, наполовину же посмеяние Великорусского Новгорода, в котором он чудился, т. е. изумлялся великорусским баням. Итак, по малорусской традиции: ап. Андрей был у нас, произнёс благословение, а у вас, у русских только подивился на вашу хитрую выдумку самим себя сечь и мучить. А вот новгородская редакция: говоря то же, что было в Киеве, и умалчивает о банях. И вместо того говорит, что в области новгородской Апостол проповедовал слово Божие и даже более того и оставил на благословение свой жезл. " Водрузи жезл свой в веси, нарицаемой Друзино". Такое село есть до сих пор в Новгородской области. Это то самое село, где при Александре 1 Аракчеев устроил военные поселения христиан. (Друзино или Грузино); 5. Что касается греческих сказаний о пребывании ап. Андрея в Скифии, то здесь надо разуметь южную окраину Скифии, то есть северный берег Черного моря. От себя Юдин Владимир Дмитриевич добавляет о том, кто и как из великих историков относился к этому преданию. Не признавали эту версию достоверной митр. Платон (Левшин), арх. Филарет (Гумилевский), прот. Александр Горский, Карамзин. Он оставил такую реплику: "Впрочем, люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия". Но на этой версии твердо стоит митр. Макарий (Булгаков). Он говорит, что есть предание валаамских монахов, будто ап. Андрей был на их острове, и будто бы свв. Сергий и Герман Валаамские были его ученики. (Т.1 изд.2, С.202.)

Второе по летописи знакомство Руси с христианством произошло примерно через восемь веков после миссии ап. Андрея. В русских летописях говорится, что в 60-х годах девятого столетия (это летописное свидетельство ещё раз подтверждается греческим источником.)" киевские князья Аскольд и Дир отправились войной на греков. Пришли туда в 14-й год царствования Михаила. Он известен в Византии как Михаил Пьяница(852-867). Царь же был в это время в походе на агарян. И дошёл уже до Черной реки, когда эпарх (здесь начинается свидетельство византийского источника) прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград. И возвратился царь, эти же вошли внутрь залива Суда, совершили много убийств христианам и осадили Царьград двумя сотнями кораблей. Царь с трудом вошёл в город и с патриархом Фотием всю ночь молился в церкви во Влахерне. И вынесли они с песнями божественную ризу Пресвятой Богородицы, и смочили в море её полу (в то время была тишина), но тут внезапно поднялась буря с ветром и великие волны разметали корабли язычников русских, и прибило их к берегу и переломало так, что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой ".

Другой византийский источник добавляет " испытавши, таким образом гнев Божий по молитвам Фотия росы возвратились в отечество, и спустя немного времени прислали послов в Константинополь просить крещения. Их желание было исполнено: к ним послан был епископ". Сам Фотий в другом источнике рассказывает: " и до такой степени разгорелось в них (росах) желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью". В истории это крещение называется Фотиевым крещением 9-го столетия.

Между этими двумя великими событиями (Андреем и Фотием) надо указать на то, что ешё в 3 веке в низовьях Дуная была Скифская епархия. В 4 веке была епархия в Крыму. Христиане здесь были с первого века. Здесь был Св. Климент Римский; Херсонская епархия и Боспорская. В 8 веке — Суржская (Судак) и Фульская. В 4 веке у готов были епархии между Доном и Днестром. Однако это земли не славян, а греков. Поэтому мы не можем утверждать, что это славянские христиане. Но, несомненно, славяне торговали с греками и заносили семена христианства в так наз. " полнощную страну". Здесь есть оттенок иронии. В конце 9 -го в начале 10 века был составлен список епархий Византийской империи, подчиненных Константинопольскому патриаршему престолу. И в этом списке на 61-м месте стоит митрополия Русская. О. Александр Горский пишет: " С наименованием митрополии соединяется понятие о подчинении одной церкви и одной епископии нескольких других. Судя по этому. Можно заключить, что тогда в России был уже не один епископ".

Великий князь Олег оставляет Новгород и в 879 году вторгается на Киевский престол, убив Аскольда и Дира. Он дважды ходил на Царьград (в 907 и 911) Взять его он не смог, но показуя победу повесил свой щит на вратах города. После заключения мира русские часто бывали в столице, торговали, жили подолгу при монастыре св. Маммы и знакомились с православием. Некоторые даже поступали на службу к императору.

В 862 году на Русь прибыли три брата, старшим был Рюрик. Он сел в Новгороде. До 879 правил в Новгороде. А с 879 по 912 правил Олег.

По смерти Олега (он не был сыном Рюрика, его сыном был Игорь) к власти пришёл Игорь. Он не имел талантов воина. Сделал два набега на греков: на Малую Азию и Константинополь. В первый раз он понёс жестокое поражение и поражение в морском бою, потому что греки применяли "греческий огонь". Во второй раз Игорь не дошёл до Царьграда, но шёл. Греки спешили помириться. И помирился с греками на условиях договора 945 года. Он очень нам ценен, потому что там рассказывается о том, что по этому договору часть воинов клянется именем языческих богов, а часть клялась при киевской соборной Церкви св. Ильи. Летопись сообщает: " В Киеве мнози бо беша варязи христиане ".

СВЯТАЯ ОЛЬГА.

Условные даты её правления — 945 по 969. По-гречески её имя звучит как Эльга, а по варяжски — Хельга. Это имя варяжское, а не славянское. Игорь был убит древлянами за жадность очень жестоко (разорван между двумя согнутыми деревьями). На киевский престол вступила его супруга Ольга, родом варяжка, хотя житие утверждает, что родом она из-под Пскова, крестьянка, державшая перевоз через реку Великую.

Обратимся к " Повести": "В лето 6463 иде Ольга в греки приде к Царю городу. Бе тогда царь Костянтин. И приде к нему Ольга, и видев ю добру сущу зело лицем и смыслену, удивися царь разуму ея, беседова к ней и рек ей: подобна еси царствовати в граде с нами. Она же разумевши рече ко царю: Аз погана есмь, да аще мя хощеши крестити, то крести мя сам, аще ли ни, то не крещуся. И крести ю царь с патриархом. Бе же речено имя ей во крещении Олена, якоже и древняя царица, мати Великого Костянтина. И благослови ю патриарх и отпусти ю... И по крещении воззва ю царь и рече ей: Хощу пояти тя собе жене. Она же рече: Како хощеши мя пояти, крестив мя сам и нарек мя дщерью, а в хрестьянех того несть закона. Ты сам веси. И рече царь: переклюкала мя еси Ольга. И дасть ей дари многи — злато и серебро, павлоки и сосуды различные и отпусти ю дщерью себе. Она же хотящи домови приде к патриарху благословенья просящи на дом и рече ему: Людие мои погани и сын мой, дабы мя Бог соблюл от всякаго зла. И рече патриарх: Чадо верное. Во Христа крестилася еси и во Христа облечеся. Христос имать сохранити тя. И благослови ю патриарх и иде с миром в свою землю, приде в Киеву."

Дата крещения в Константинополе Св. Ольги — 957 год. Даты могут разнится, но официальной считается указанная дата. После этой идиллической картины вдруг читаем в нашей же летописи: " Си же Ольга прииде Киеву и посла к ней царь греческий глаголя: яко много дарих тя ты бо глаголаше ко мне: яко аще возвращуся в Русь многи дары прислю ти: челядь, воск, скру (мех)и вои. Отвещавши Ольга и рече к слову (послам): рек: аще ты такоже постоиши у мене в Почайне якоже аз в Суду, то тогда ти дам.” То есть, Ольга прежде чем быть принятой императором долго долго ждала приёма, стояла. Следовательно её выдерживали, давали понять, что она варвар. Ведь важных гостей принимали сразу, а она представитель варварских племён, поэтому её выдерживали, дали понять к какому высокому хозяину её приглашают. “ И отпусти слы.” Об этом сначала летопись ничего не говорит. Эти строки перечеркивают претензии Ольги быть супругой императора (будто бы император предложил ей руку и сердце). Нет сомнения, что она хотела породниться с Порфирогенитами, чтобы раз и навсегда выйти из черного тела варваров и стать аристократами. Вот какие претензии были у Ольги. Кто такая Ольга по сравнению с императором Константином Багрянородным-это ничтожная тварь, дикий варвар. Греки относились к ним как к животным. Поэтому её и выдерживали в Суде. И только византийские императоры — басилевсы были бесспорными аристократами. Никто не сомневался в их высоком ранге. В ту пору существовала Священная Римская империя, основанная в 800 году. С этого года, с коронации Карла Великого на Западе царствовали миропомазанные папами т. наз. императоры(греческая точка зрения) Греки их не признавали императорами, поэтому “ так называемые императоры “. Считали, что они самозванцы. Настоящий император — византийский, а остальные все самозванцы. Карл Великий хотел женить своего сына на дочери императрицы Ирины. Но все договорённости были расторгнуты и Ирина отказалась. Так ставил себя высоко Константинополь! Но Ольга не хотела знаться с западными императорами.

Вряд ли Ольга удостоилась иметь восприемником царя Константина. Почему так? Об этом сохранился и Византийский источник (о крещении Ольги) и сочинение самого Константина Бгрянородного (“ О церемониях царского двора “) Ольга именуется здесь своим скандинавским именем Хельга (“ Княжна русская Хельга “). Приём состоялся 9 сентября, в среду 957 года. Вошедшей княгине было указано место близкое к императору, на которое она, “ сев, говорила с ним о чём ей было нужно. “ При ней был переводчик. Её свите и ей поднесли подарки. Был с ней и пресвитер Григорий. При ней уже был пресвитер.

На этом основании Голубинский утверждает, что Ольга прибыла уже крещеной; она была крещена варягами, прибывшими из Константинополя в Киеве. И Карташов допускает такую версию. Он пишет: “ Ритуал приёма был не так пышен и торжественен как у летописца, ритуал приёма был выдержан, но ничем не отличался от столь же сухого сдержанного приёма данного перед тем сарацинскому послу. Император поставил на одну доску иноверца и княжну.

Вот два источника: летописный и византийский. Наш источник желает видеть картину торжественной, в то время как византийский источник приводит изложение сухого приёма.

Теперь заботой и болью был наследник Святослав. Она уже крещена. Он был язычник. Вот что пишет наша летопись о Святославе: “ Живяще же Ольга с сыном своим Святославом и учаше: и мати крестися и небрежаше того ни во уши приимати, но аще кто хотяше креститися — не браняху, но ругахуся тому: неверным бо вера хрестьянска уродство есть. Яко же бо Ольга часто глаголаше: аз, сын мой, Бога познах и радуюся, аще ты познаешь и радоватися почнешь. Он же не внимаше того, глаголя: како аз хочу прияти ин закон один, а дружина моя сему смеятися начнуть. Она же рече ему: аще ты крестишися, вси имуть тоже сотворити. “ Святослав и дружинники понимали христианский закон буквально, т. е. эта мораль на войне не реальна. Рыцарям на войне, таким, каким был Святослав эта мораль была смешная." Он же непослуша матере творяше норовы поганьския. Ольга же требища сокруши. И поставила церковь во имя Софии в Киеве." Карташов рассказывает: " Св. Владимир, создав десятинную церковь перенес сюда останки Ольги и положил их в каменной гробнице. В 1240 году при взятии Киева татарами мощи Ольги могли погибнуть. В 17 веке митр. Пётр Могила при восстановлении разрушенных храмов 13 века решил, что нашёл останки Ольги. Тогда ещё Киев не был присоединён к России. Однако в 18 веке под давлением правительства Синод скрыл эти останки не ручаясь за их подлинность.

В Синодальный период за двести лет с 1700 по 1894, до воцарения Николая 2 было прославлено только четверо Святых. Правительство очень скурпулёзно подходило к этому вопросу, тщательно проверялись чудеса, исцеления. Правительство скорее отвергало почитание, потому что была такая политика — политика тщательного расследования, сдерживания прославления Святых.Ольга была прославлена четвертой или пятой после Бориса, Глеба и других.

Святослав погиб в 972 году. Когда умерла Ольга (в 969 году), Святослав стал княжить, и княжил три года. Погиб возле Запорожья. Оставил трёх сыновей: Ярополка, Олега, Владимира. Ярополк имя славянское, Олег и Владимир — варяжские. При Ярополке и Олеге положение христиан улучшилось. У Ярополка была жена — христианка, пленённая монахиня — гречанка. В 1044 году Ярослав Мудрый крестил останки Ярополка и Олега. Вероятно это произошло потому что знал или слышал о расположении своих дядей к христианам. Поэтому и окрестил. Странный поступок.

Date: 2016-07-18; view: 226; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию