Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития сервиса.





1. В доиндустриальном обществе (рабовладельческая, феодаль­ная формации и ранние стадии развития капитализма) промышлен­ность либо еще не возникла, либо давала работу намного меньшему числу людей, чем сельское хозяйство. Перепись населения, прове­денная в Великобритании в 1851 году, показала, что наиболее распространенные в стране профессии — сельскохозяйственные работники и домашние слуги. Именно домашняя прислуга занимала основное место в сфере услуг. Человек, оказывающий услугу, за исключением, пожалуй, священнослужителя... находился в зависимом отношении к потре­бителю услуги. Посколь­ку работники зачастую довольствуются платой, достаточной лишь для пропитания, работа по дому дешева и крайне распространена. В Англии с середины викторианской эпохи класс прислуги оставался самым многочисленным»2. Прислугу держали все более или менее состоятельные люди. Сло­жился огромный слой, даже класс людей, профессионально выпол­нявших функции домашних слуг иногда на протяжении многих поко­лений. У этого класса сформировались свой образ жизни, традиции и привычки.

2. В индустриальном, т. е. зрелом капиталистическом и социалистическом обществе, развитие промышленности привело к резкому сокращению численности домашней прислуги. Главная задача эко­номики в эту эпоху — массовое производство товаров. Фабричное производство создало новую социальную среду, в которой рабочий де­лил обезличенное подчинение хозяину с множеством других таких же, как он, наемных работников. Механизация производства и классовая борьба постепенно привели к тому, что зарплата фабричных рабочих стала превышать плату за личную службу.

Развитие сферы услуг в индустриальном обществе происходило по двум направлениям.

Во-первых, скрытая роль служанки в домашнем хозяйстве переходит к женщине. Как показывают многочисленные социологические исследования, в современном обществе женщина тратит на ведение домашнего хозяйства во много раз больше времени, чем мужчина.

Во-вторых, многочисленные услуги, которые ранее выполнялись самими членами семьи (например, в крестьянском хозяйстве), передаются мелким фирмам и независимым частным предпринимателям. Создаются разнообразные приспособления, облегчающие домашний труд, а также сеть предприятий, занятых их ремонтом и обслуживанием.

Расширение сектора услуг происходило в экономике как капита­листических, так и социалистических стран. Различие в характере сервисной деятельности при этих общественно-политических систе­мах состояло, в основном, в том, что в социалистических странах бы­ла больше развита сеть бесплатных услуг, а в капиталистических — платных. В результате в странах социалистического лагеря услуги оказывались более доступными для населения — они часто оплачи­вались не из кармана конкретного потребителя, а из государственного бюджета. Кроме того, в СССР сфера сервисной деятельности была почти целиком монополизирована государством (частное предпри­нимательство запрещалось законом). В капиталистических странах преобладали платные, коммерческие услуги, нацеленные на получе­ние прибыли. В результате в капиталистических странах услуги ста­новились менее доступными для малообеспеченных слоев населения, однако их качество и многообразие были намного выше, чем в усло­виях социализма, ввиду конкуренции между многочисленными сер­висными фирмами. Специфика сервисной деятельности такова, что ею занимаются в основном частные лица, мелкие фирмы или специ­альные небольшие подразделения крупных корпораций. Поэтому за­прет на частное предпринимательство при социализме мешал разви­тию сферы услуг намного сильнее, чем, например, развитию тяжелой промышленности.

3. Постиндустриальное общество начало формироваться в промышленно развитых странах во второй половине XX века. Главным видом деятельности в нем становится уже не производство товаров, а обработка информации и оказание услуг. Причины развития именно со середины XX века (окончание войны, восстановление хоз-ва и пр).

Поэтому постиндустри­альный этап развития цивилизации определяют как «информацион­ное общество» и «экономику услуг». Сегодня в Соединенных Штатах более 70% рабочей силы занято в сфере обслуживания. Услуги играют важную роль в любом обществе. В доиндустриальных условиях это главным образом домашние или личные услуги. В индустриальном обществе услуги — это вспомога­тельная по отношению к производству деятельность: коммунальные службы, транспорт (включая гаражи и ремонтные мастерские), сфе­ра финансов и управление недвижимостью.


В постиндустриальном обществе получают широкое распростра­нение новые виды услуг. Это гуманитарные — образование, здраво­охранение, социальные службы, и профессиональные услуги – анализ и планирование, дизайн, программирование и т. д.

На примере развития ведущих западных стран можно проследить историю формирования постиндустриального общества. Переход от индустриального общества к по­стиндустриальному включает в себя три последовательных этапа раз­вития сервисной деятельности.

1. Развитие промышленности приводит к распространению преимущественно транспортных услуг и вообще услуг, связанных с движением товаров.

2. В условиях массового потребления благ начинается роcт сферы распределения (оптовая и розничная торговля), финансовых услуг, операций с недвижимостью и страхования.

3. Начинает снижаться доля семейного дохода, расходуемая на Пи­тание, Высвободившиеся средства население использует сначала на приобретение товаров длительного пользования (одежда, авто­мобили) и недвижимости, а затем — На предметы роскоши, отдых и досуг. Расширяется сфера личных услуг: сети ресторанов, оте­лей, автомобильных мастерских, индустрия путешествий, развлече­ний и спорта. Резко усиливается интерес к двум фундаментальным сферам сервиса - здоровью и образованию. Все это приводит к формированию и развитию новых видов услуг.

Во второй половине XX века в промышленно развитых странах довольно быстро растет число занятых в сфере социальных, распре­делительных и бытовых услуг, несколько медленнее — в области услуг производителям. Согласно прогнозам специалистов, в начале XXI века наиболее высокими темпами будут развиваться услуги про­изводителям, услуги в области образования и здравоохранения.

В настоящее время Беларусь значительно отстает от ведущих промышленно развитых стран по важнейшим экономическим показате­лям: национальному доходу на душу населения, величине заработ­ной платы, производительности труда, эффективности производства (особенно в сельском хозяйстве) и т. п. С одной стороны, это опреде­ляет более позднее, чем в странах «большой семерки», формирова­ние сервисной экономики и всего сектора услуг постиндустриального общества. С другой стороны, у нас есть возможность целенаправленно планировать и развивать сервисную деятельность, опираясь на опыт других стран.







Date: 2016-07-18; view: 374; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию