Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Симптомов эмоционального выгорания





В XVII веке голландским врачом Ван Туль-Пси была предложена символическая эмблема медицинской деятельности – горящая свеча. «Светя другим, сгораю сам» – этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и другим людям, прило­жение всех своих физических и нравственных сил. При­чем «сгорание» не значит опустошение, исчезновение этих сил, они постоянно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при повышении мастерства и посто­янном собственном личностном развитии. Но эмоциональное выгорание означает опустошение еще не до конца наполнившегося сосуда, бессилие при желании приложения усилий, исчезновение или деформацию эмоциональных переживаний, которые являются неотъем­лемой частью жизни.

Современные авторы отмечают, что структура про­фессиональной деятельности не остается постоянной, ее содержание изменяется с личностным ростом специалиста. Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, наполнение ее новым смыслом через процесс персонализации (по А.Р. Фонареву).

Профессиональная позиция строится, прежде всего, на отношении профессионала к жизни вообще – пози­тивном (жизнеутверждающем) или негативном (жизнеотрицающем), к себе и другим людям. Думается, что именно отношение к себе, умение ставить перед собой цели достижения определенного уровня профессионального и личностного совершенствования, нравственная зрелость личности позволяют не толь­ко успешно осуществлять профессиональную деятель­ность, но и избегать состояния «утраты себя», которое может быть вызвано психотравмирующим влияни­ем профессии.

На основании выделенных С.Л. Рубинштейном спо­собов жизненного пути А.Р. Фонарев характеризует три модуса человеческого бытия, которые определяют, каким образом используются, про­являются различные индивидуальные особенности в процессе жизнедеятельности и к чему они приводят – развитию, стагнации или регрессу:

1. Модус служения. Основное жизненное отноше­ние – любовь к другим людям, что позволяет челове­ку выходить за пределы своих актуальных, наличных возможностей.

2. Модус социальных достижений. Основное отно­шение к жизни – это соперничество, что обуславлива­ет повышенную тревожность, неуверенность в себе. Часто это является препятствием для успешного ста­новления профессионала.

3. Модус обладания. Другой человек является толь­ко объектом, средством для достижения собственных целей, нравственные преграды отсутствуют, что делает истинный профессионализм просто невозможным.

Интересно, что модус обладания не является причи­ной эмоционального выгорания, потому что прежде, чем что-либо потерять или растратить, надо это иметь.

Модус социальных достижений может являться причиной формирования СЭВ (синдрома эмоциональ­ного выгорания), когда личность не в состоянии осуще­ствлять по-прежнему профессиональную деятельность (обнаруживает невозможность работать, руководствуясь принципами конкуренции, добиваясь повышения слу­жебного положения или признания собственных зас­луг в глазах окружающих).

Парадокс в том, что именно модус служения часто инициирует возникновение и развитие симптомов эмо­ционального выгорания. Почему это происходит? Слож­ный вопрос. При модусе служения профессионал изна­чально обладает позицией жизнеутверждения, сам структурирует свою профессиональную позицию, руко­водствуясь принципами практической этики, «ибо толь­ко через идеальную представленность в других людях и других людей в себе и возможно развитие собствен­ной личности, что позволяет не раствориться в них» (А.Р. Фонарев).

Возможно, влияние социальных факторов, перечислен­ных ниже, оказывается одной из причин деформации профессионалов:

Ø непризнание истинных заслуг врача;

Ø ограничение его права на свободу выбора (стиля жизни, направления научного исследования и т.п.);

Ø несоответствие нравственно-этических требо­ваний к профессии реальной ситуации на рабочем ме­сте. Примером может служить обсуждаемая не так давно в средствах массовой информации вопиющая ситуация: в одной психиатрической клинике вспых­нула эпидемия тифа, потому что больным месяцами не меняли белье и не проводили лечебных и гигиеничес­ких процедур;

Ø ограничение активности профессионала по овла­дению новыми знаниями, препятствие к внедрению новых технологий и прогрессивных методов (когда «инициатива наказуема»);

Ø принижение социального статуса профессии (в том числе и в материальном плане), ее значимости;

Ø семейно-бытовые проблемы.

В этом случае врач испытывает разочарование вслед­ствие несовпадения реальной профессиональной ситу­ации с идеальными представлениями о ней.

Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк были подробно описа­ны кризисы профессионального становления лично­сти, разделенные ими на нормативные (то есть часто встречающиеся при переходе от одной стадии профес­сионализации к другой) и ненормативные (вызван­ные психотравмирующими факторами, случайными или неблагоприятными обстоятельствами). В харак­теристике каждого нормативного кризиса мы можем обнаружить симптомы эмоционального выгорания. Речь в данном случае идет не о наличии или отсут­ствии этих симптомов при каждом кризисе про­фессионализации медицинских работников (ведь, бе­зусловно, отдельные симптомы присутствуют посто­янно). Значение имеет способность профессионала выходить из кризиса, искать продуктивные пути про­тивостояния эмоциональному выгоранию, преодоле­вать дезадаптацию с помощью поиска нового смысла в деятельности.







Date: 2016-07-18; view: 949; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию