Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники международного морского права





В источниках права любое государство выражает и закрепляет собственную волю с целью регулирования поведения субъектов. В международных отношениях правила, содержащиеся в официальных документах, представляют собой согласованную волю стран – участников. Правовое оформление она находит в международных конвенциях, международных обычаях, рекомендациях международных организаций, судебных решениях международных судов.

Статья 38 Статута Международного суда в части 1 гласит:

Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59[5], судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.[6]

Основными источниками международного морского права являются международные конвенции. Инициаторами принятия таких конвенций являются международные организации. А именно, Организация Объединенных Наций, Международная морская организация и др.

В зависимости от объема регулируемых правоотношений международные конвенции подразделяются на: общие и специальные.

Общие международные конвенции призваны регулировать более широкий спектр прав и обязанностей участников в сфере использования Мирового океана и морского дна, специальные – решают более узкий, специфический круг вопросов этого правового регулирования.

В качестве примера общей регламентации может служить Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года (UNCLOS), заключенная в г. Монтего-Бее (Ямайка), ратифицированная Российской Федерацией 11 апреля 1997 года. В преамбуле Конвенции определяется, что она призвана урегулировать все вопросы, касающиеся морского права, установить такой правовой режим для морей и океанов, который «способствовал бы международным сообщениям и содействовал бы использованию морей и океанов в мирных целях, справедливому и эффективному использованию их ресурсов, сохранению их живых ресурсов, изучению, защите и сохранению морской среды».[7]

Специальные конвенции – это документы, регулирующие специфические правоотношения в области международного морского права, например, в области сохранения анадромных (идущих на нерест в пресные водоемы) видов рыб. А именно, Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана от 11 февраля 1992 года. А также, Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 10 марта 1988 года, Конвенция о найме и трудоустройстве моряков (Конвенция 179) от 22 октября 1996 года, Международная конвенция о спасании от 28 апреля 1989 года, Международная Конвенция о морских залогах и ипотеках от 6 мая 1993 года, Конвенция о социально-бытовом обслуживании моряков в море и порту (Конвенция 163) от 8 октября 1987 года и др.

Международные обычаи представляют собой согласованную волю государств, сложившуюся на практике в правила, которые приобретают силу правовой нормы. Обычаи – это правила, многократно применяемые, обусловленные самой жизнью, выживанием. Многие из них существуют в неизменном виде веками, какие-то формализируются, то есть включаются в тексты правовых документов – конвенций. Многие конвенции и, в частности, Конвенция по морскому праву 1982 г. обращается к обычаям в выражениях «общепринятые международные правила, процедуры и практика», «общепринятые руководящие принципы».

Несмотря на большое количество договоров, конвенций и других юридических документов, заключаемых субъектами международного морского права, значение обычного права все еще велико. Наряду с конвенциями, международные обычаи относятся к основным источникам международного морского права.

Неосновными, вспомогательными источниками международного морского права являются рекомендации международных организаций. Безусловно, такие международные документы не имеют обязательного характера, однако, бывают весьма актуальными в случае пробелов в нормативном регулировании.

Например, в настоящее время в национальном законодательстве отсутствует правовая регламентация охраны подводного культурного наследия. Проблему представляет и сложность определения предметов, которые относятся к подводному культурному наследию, нет четкой терминологической базы. А ведь сохранение и исследование ценностей, скрытых под водой открывают новые возможности для изучения, а также использования этих предметов в образовательных и культурных целях.

Подводные объекты, представляющие культурное наследие, бесценны в духовном, научном, археологическом, этнографическом, образовательном, техническом, а также в патриотическом и туристическом плане. Эти предметы составляют цивилизационное богатство любого государства. Они – носители информации об исторических событиях давних времен: укладе жизни, пристрастиях в искусстве, способах ведения войн, пережитых стихийных бедствиях. Демонстрация шедевров в музеях различных стран, возможность их приобретения в частные коллекции, а, нередко, и незаконное присвоение и хищение требуют правовой регламентации. Юридическое обеспечение их сохранения, определения права собственности на такие предметы является важной задачей юридической науки и практики.

Отчасти, данную задачу призвана решить Рекомендация ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности» (принята в г. Париже 19 ноября 1964 на 13-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО). В разделе первом она дает определение культурных ценностей – «движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интересы с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы. Каждое государство-член должно установить критерии, наиболее подходящие, по его мнению, для определения находящихся на его территории культурных ценностей, которые имеют большое значение.[8]

Примером может также служить Рекомендация 848 Ассамблеи Совета Европы «О культурном наследии, находящемся под водой» от 1978 года, которая вносит огромный вклад в разрешение вопроса правового регулирования подводных ценностей. Действие которой распространяется на вещь, которая представляет собой объект подводного культурного наследия. Рекомендация 848 настоятельно советует в случае необходимости изменить соответствующее национальное законодательство в русле защиты его от пробелов; сохранения объектов, которые находились по водой более 100 лет; распространения национальной юрисдикции до 200-мильной границы путем заключения международного договора, предусматривающего взаимный оборот культурных находок, расположенных в иных странах, чем в тех, в охранных зонах которых, они были найдены; неприменения правил подъема затонувших судов и спасательных операций к предметам, подлежащим защите; обязательности сообщения о находках в соответствующие органы; наличия единого органа, несущего ответственность по обработке как наземных, так и подводных находок, а также определению их ценности; создания стандартной системы фиксированного денежного вознаграждения кладоискателей, относящуюся к каждой идентификации объекта или места и необязательно связанную с коммерческой стоимостью находки; обеспечение соответствующих исполнительных мероприятий. Применяя данную рекомендацию, в Российской Федерации 25 июня 2002 года был принят Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»[9], по которому все объекты культурного наследия, независимо от того, скрыты они в земле или под водой, подпадают по его правовую регламентацию.

В качестве источников международного морского права особо необходимо отметить судебные решения международных судов.

Классификация источников морского права представлена в схеме 1.

 

 

 

 


Date: 2016-07-18; view: 2428; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию