Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль и значение информационных революций
В историиразвития цивилизациипроизошлонесколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальныхизмененийв сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества. Первая революциясвязана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественномускачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям. Вторая ( серединаXVI в.) − вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменилоиндустриальноеобщество, культуру, организациюдеятельности. Третья (конец Х1х в.) − обусловлена изобретениемэлектричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющиеоперативно передавать и накапливать информациюв любом объеме. Четвертая (70-е гг. XX в.) − связана с изобретением микро-процессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных ( информационныекоммуникации ). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: • переход от механическихиэлектрическихсредств преобразования информациик электронным; • миниатюризациявсех узлов, устройств, приборов, машин; • созданиепрограммно-управляемых устройств и процессов. Для создания более целостного представления об этом периоде целесообразно познакомиться с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи информации. Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль − информационную индустрию, связанную с произ-водством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой − к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. Как понимают ученые информационное общество? Японские ученые считают, что в информационномобществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компью-терных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи. Информационное общество − общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы знаний. Пример 1.1. По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас 27 млн. работающихмогут осуществить свою Дея-тельность, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирмоснована на широком использовании самостоятельной занятости. В США к категориисамостоятельно занятых были отнесены: в 1980 г. − 5,7 млн.; в 1989 г. − 14,6 млн., а в 1995 г. − 20,7 млн. человек. При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информациина базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий. Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общест-ва: · решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационнойлавиной и информационным голодом; · обеспечен приоритет информациипо сравнению с другими ресурсами; · главной формой развития станет информационная экономика; · в основу общества будутзаложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии; · информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека; · формируется информационное единство всей человеческой цивилизации; · с помощью средств информатикиреализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации; · реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающуюсреду. Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции: · все большее влияние на общество средств массовой информации; · информационные технологии могут разрушитьчастнуюжизнь людей и организаций, существует проблема отбора качественной идостоверной информации; · многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между"информационной элитой" (людьми, занимающимисяразработкой информационныхтехнологий ) и потребителями. Ближе всех на пути к информационномуобществу стоят страны с развитой информационнойиндустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политикиявляется направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем ителекоммуникаций.
1.3. Три качественных скачка в ИТ – три великих феномена К концу 80-х - началу90-х во всем мире не только разработчиками, но ипользователями были осознаны тридействительно революционных феномена. Они стали все шире входить в отечественнуюпрактику, качественно меняя деятельность компьютеризованных предприятий: 1. Феномен персональных вычислений, основанный на постоянной доступности работнику возможностей ЭВМ, в первую очередь − на использованииперсональных компьютеров. Феномен состоит в том, что во многих видах информационных, проектных и управленческихработ исчезла необходимость в работниках-исполнителях (машинистках, чертежниках, делопроизводителях и др.), являющихсяпосредниками междупостановкой задачи иее решением. 2. Феномен кооперативных технологий, состоящийв компьютерной поддержке совместной согласованной работы группыработников над одним проектом. Этот феномен возник на основе суммы методов, обеспечивающихуправление доступом членов группы к разным частям проекта, управление версиями и редакциями проектной документации и согласованным выполнением работ в последовательной процедуре работ, управлениепараллельным конструированием идр. 3. Феномен компьютерных коммуникаций, состоящий в резком увеличении возможностей обмена любой информацией. Он возник, в частности, на основе стандартизованных протоколов обмена данными прикладного уровня в локальных и глобальных сетях. Это позволило исключить необходимость передачи бумажных документов для получения согласия или содержательных замечаний, ненужные переезды для проведения совещаний, обеспечить постоянную готовность работника получить и отослать сообщение или информативные записи данных вне зависимости от места его географического расположения и др. Оценка их влияния на производственную деятельность иоргструктуры, разработка соответствующих методик производились не только за рубежом, но и отечественными специалистами, хотя тогда у нас время реального применения этих методов еще не настало.
Этапы развития ИТ Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологийс использованием компьютеров, которые определяются различнымипризнаками деления. Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационнойтехнологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационныхпотребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой. Признак деления − вид задач и процессов обработки информации: 1-й этап (60 - 70-е гг.) − обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинныхдействий человека. 2-й этап (с 80-х гг.) − создание информационныхтехнологий, направленных на решение стратегических задач. Признак деления - проблемы, стоящие на пути информатизации общества: 1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств. 2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа − отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств. 3-й этап (с начала 80-х гг.) − компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационныесистемы − средством поддержки принятия его решений. Проблемы − максимальное удовлетворение потребностей пользователя исоздание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде. 4–й этап (с начала 90-х гг.) − создание современной технологии межорганизационных связей иинформационныхсистем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются: · выработка соглашений иустановление стандартов, протоколов для компьютерной связи; · организациядоступа к стратегической информации; · организация защиты и безопасности информации. Признак деления - преимущество, которое приносит компьютерная технология: 1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинныхоперацийс ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. 2-й этап (с средины 70-х гг.) связан с появлением ПК. Изменился подход к созданию информационных систем – ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя. 3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество. Вопросы для самоконтроля 1. Что Вы понимаете под «информатизацией общества»? 2. Расшифруйте понятие «ЭИС». Определить подробнее. 3. Информационные революции и их роль в развитии общества. 4. Три качественных скачка в ИТ.
Date: 2016-07-18; view: 1128; Нарушение авторских прав |