Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая коррекция агрессивного поведения





Психологическая коррекция агрессивного поведения должна быть системной, предусматривающей проработку каждой характерологической особенности каждого данного ребенка. Отсюда следуют задачи психокоррекционной работы с агрессивными детьми:

- развивать умения понимать состояние другого человека;

- развивать умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

- обучать способам снижения напряжения;

- развивать навыки общения;

- формировать позитивное самовосприятие на основе личностных достижений.

Т.П.Смирнова предлагает 6 ключевых направлений коррекционной работы:

- снижение уровня личностной тревожности;

- формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;

- развитие позитивной самооценки;

- обучение ребенка отреагированию (выражению) гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, также отреагированию негативной ситуации в целом;

- обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом, развитие контроля над деструктивными эмоциями;

- обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении;

- воспитание любви к природе как фактора самовоспитания и расширения ценностной сферы подростков.

 

2.4.Способы построения отношений с детьми, имеющими разные типы агрессии

1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Двигательно-расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.

2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

4. Агрессивно-боязливый ребенок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения". Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.

Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь, приучайте ребенка нести ответственность, "отрабатывать" свое агрессивное поведение ("А теперь иди, извинись", "пожми руку", "предложи помощь в исправлении испорченного тобой» и т.п.).

Планирование работы по коррекции агрессивного поведения детей и подростков

Наблюдая проявления агрессивного поведения в 5 классе, для составления плана воспитательной работы в конце учебного года считаю необходимым провести опрос детей и родителей, предложив им ответить на вопросы.

Родителям 5-классников:

1) Какие формы воспитательной работы, предложенные классным руководителем, в этом учебном году вам понравились?

2) Какие из проведенных мероприятий вы считаете необходимыми?

3) Какие мероприятия, на ваш взгляд, были несвоевременными или

ненужными?

4) Какие мероприятия в следующем учебном году вы могли бы предложить для наших шестиклассников?

5) Готовы ли вы участвовать во внеклассной работе? В какой форме?

Ученикам 5 класса:

1) Какие внеклассные мероприятия в этом учебном году, предложенные классным руководителем, тебе понравились?

2) Какие мероприятия ты хотел (-а) бы включить в план работы на следующий учебный год?

3) Какое мероприятие ты готов (-а) подготовить самостоятельно? Какое – совместно с одноклассниками?

4) Какое поручение ты хотел (-а) бы выполнять в следующем учебном году?

5) Что, по-твоему, может сделать наш класс для благоустройства микрорайона? Какие нужно провести подготовительные работы?

Совместная работа классного руководителя и социального педагога

В начале учебного года составить и проанализировать социальный паспорт учащихся 6 класса, при необходимости внести изменения.

Совместная работа классного руководителя и школьного психолога

Разработать и составить план внеклассных мероприятий на предстоящий учебный год совместно со школьным психологом, включив:

- диагностику и развивающие занятия по формированию эмоциональной децентрализации и лабильности, произвольности поведения, адекватности в восприятии себя и окружающих;

- организацию и проведение диагностических процедур по изучению динамики эмоционально-волевого компонента;

- проведение диагностики, а при необходимости, групповых занятий с родителями учащихся в целях оптимизации детско-родительских отношений.

Проектная деятельность классного руководителя по направления:

1. Снятие агрессии и сплочение коллектива:

- интерактивные игры по методике К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать?»;

- подготовка к весеннему походу по местам боевой славы, к памятнику «Разорванное кольцо»;

- продолжить работу по военно-патриотическому направлению, увеличив количество участников;

- организация и проведение командных спортивных мероприятий;

- тематические классные часы на тему «Дружба».

2. Организация работы в направлении «Толерантность»:

- расширив рамки участия и количество участников в конкурсах «Мы разные – мы с разными», «Мы разные - в этом богатство» и др. (не только районный, но и городской уровень);

3. Работа с родителями:

- организация и проведение тематических родительских собраний;

- организация встреч со специалистами, лекторами районного ППМС-центра;

- отчеты школьного психолога о проведении диагностических исследований в классе;

- индивидуальные встречи и беседы с родителями «проблемных детей»;

-включение родителей в совместную подготовку и проведение праздников;

4. Организация творческой деятельности учащихся:

- работа по организации театральной и концертной жизни класса и школы;

- участие в районных и городских конкурсах, концертах, смотрах, продолжение занятий учащихся в хореографическом коллективе «Серпантин»;

- организация самостоятельного театрального кукольного коллектива.

 

Заключение

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.[41]

Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопека, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.[42]

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.[43]

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

-выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

-современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая – у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.

Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.

Работа с семьей – важный фактор коррекции агрессии ребенка. Поэтому важной задачей является убедить взрослых принимать ребенка таким, каким он есть, не загонять в угол, не унижать, вовлекать в совместную деятельность, спортивные игры, учить бесконфликтному выплескиванию негативных эмоций.

 

Литература

1. Ананьев Б.Г. “О человеке, как объекте и субъекте воспитания”
Избранные психологические труды в 2-х томах Москва, 1980

2. Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А “Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы”, Москва, 1990

3. Беличева С.А. “Основы превентивной психологии” Москва, 1993

4. Горшкова Е.А. “Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы” сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии Москва & Архангельск, 1993

5. Горьковая И.А

6. “Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков”, автореферат диссертации кандидата психологических наук,
Санкт-Петербург, 1992

7. Иванова Л.Ю. “Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям” сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии Москва & Архангельск, 1993

8. Исаев Д.Д. Журавлёв И.И Дементьев В.В. Озерецковский С.Д. “Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения” Санкт-Петербург, 1997

9. Кулагин Л.Г. “О подростках, которым трудно” журнал Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142

10. Личко А.Е. Попов Ю.В. “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”, Москва, 1988

11. Паренс Генри “Агрессия наших детей” Москва, 1997

12. Першанина Е. “Проблема профилактики педагогической запущенности подростков” журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.141

13. Саенко Е.В. “Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения” автореферат диссертации кандидата психологических наук Тверь, 1995

14. Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции” Москва, 1996

15. Степанов В.Г. “Психология трудного школьника” Москва, 1998

16. Сурков А. “Семейные войны” газета “Стрела”, №14 (143), Санкт-Петербург 1999, апрель, стр.6

17. Тархова Л. “Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели” Москва, 1997

18. Фельдштейн Д.И. “Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального” журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.52-55

19. Фридман Л.М. Волкова К.Н. “Психологическая наука – учителю” Москва, 1985

20. Шипицына Л.М. Иванов Е.С. “Нарушения поведения учеников вспомогательной школы” Уэльс, Великобритания, 1992

 

 


[1] Там же.

[2] Степанов В.Г. “Психология трудного школьника”, Москва, 1998, стр.5

[3] Иванова Л.Ю. “Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям”,
//сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, Москва & Архангельск, 1993, стр.144

[4] Семенюк Л.М. “ Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции
”, Москва, 1996, стр.4

[5] Шипицына Л.М., Иванов Е.С.“ Нарушения поведения учеников вспомогательной школы ”,
Уэлс, Великобритания, 1992, стр.16

[6] Беличева С.А., “ Основы превентивной психологии ”, Москва, 1993, стр.22

[7] Личко А.Е., Попов Ю.В., “ Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков ”,
Москва, 1988, стр.10

[8] Семенюк Л.М. “ Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции
”, Москва, 1996, стр.4-5

[9] Семенюк Л.М. “ Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции
”, Москва, 1996, стр.6

[10] Паренс Г. “ Агрессия наших детей ”, Москва, 1997, стр.12

[11] Личко А.Е., Попов Ю.В. “ Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков ”,
Москва, 1988, стр.5

[12] Беличева С.А. “ Основы превентивной психологии ”, Москва, 1993, стр.20

[13] Личко А.Е., Попов Ю.В. “ Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков ”,
Москва, 1988, стр.5

[14] Беличева С.А. “ Основы превентивной психологии ”, Москва, 1993, стр.19

[15] Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. “ Типологические модели поведения
подростков с различными формами аддиктивного поведения ”, Санкт-Петербург, 1997, стр.9

[16] Кулагин Л.Г., “ О подростках, которым трудно ” //Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142

[17] Першанина Е. “ Проблема профилактики педагогической запущенности подростков ”,
журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.141

[18] Горьковая И.А. “ Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных
подростков
”, автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр.12-13

[19] Семенюк Л.М. “ Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции
”, Москва, 1996, стр.50

[20] Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А., “Система перевоспитания подростков в условиях
специальной школы”, Москва, 1990

[21] Беличева С.А. “ Основы превентивной психологии ”, Москва, 1993

[22] Семенюк Л.М. “ Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции
”, Москва, 1996

[23] Семенюк Л.М. “ Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции
”, Москва, 1996

[24] Семенюк Л.М. “ Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции
”, Москва, 1996, стр.38

[25] Степанов В.Г., “ Психология трудного школьника ”, Москва, 1998, стр.226-227

[26] Горьковая И.А. “ Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных
подростков
”, автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр.14

[27] Семенюк Л.М. “ Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции
”, Москва, 1996, стр.40-41

[28] Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. “ Типологические модели поведения
подростков с различными формами аддиктивного поведения ”, Санкт-Петербург, 1997, стр.16

[29] Першанина Е.“ Проблема профилактики педагогической запущенности подростков ”,
журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.141

[30] Лановенко И.П. “ Борьба с групповыми правонарушениями ”, Киев, 1981, стр.29

[31] Семенюк Л.М. “ Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции
”, Москва, 1996, стр.41

[32] Семенюк Л.М. “ Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции
”, Москва, 1996, стр.41-43

[33] Семенюк Л.М. “ Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции
”, Москва, 1996, стр.45

[34] Личко А.Е., Попов Ю.В. “ Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков ”,
Москва, 1988 год, стр.11-12

 

[35] Семенюк Л.М. “ Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции
”, Москва, 1996, стр.45

[36] Там же, стр.46

[37] Личко А.Е., Попов Ю.В. “ Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков ”,
Москва, 1988, стр.23-24

[38] Тархова Л. “ Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели ”, Москва, 1997, стр.27

[39] Семенюк Л.М. “ Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции
”, Москва, 1996, стр.63

[40] Семенюк Л.М. “ Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции
”, Москва, 1996, стр.64

[41] Фельдштейн Д.И. “ Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и
социального
”, журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.52-55

[42] А.Е.Личко, Ю.В.Попов “ Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков ”,
Москва, 1988, стр.10-11

[43] Беличева С.А., “ Основы превентивной психологии ”, Москва, 1993, стр.21

Date: 2016-07-18; view: 487; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию