Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия и медицина





1. Философия как система сверхописания и предмет философии медицины.

2. Традиционная медицина различных культурных регионов: многообразие подходов к человеку.

3. Исторический путь новоевропейской медицины (от анатомии к трансплантологии) и его смыслообразующие основы.

4. Место медицины в системе наук.

5. Биоэтика как философская проблема.

 

Литература

Китайская Цигун-терапия. — М., 1991.

Лу Куань Юй. Даосская йога, алхимия и бессмертие. — СПб., 1993.

Торчинов Е.А. Даосизм и традиционные китайские системы психофизической тренировки // Лу Куань Юй. Даосская йога, алхимия и бессмертие. — СПб., 1993.

Древнекитайская философия. — М., 1972.

Афанасьев П.А. Школа йога: восточные методы психофизического совершенства. — Минск, 1991.

Асмоголопова Д.Д. К вопросу об изучении психологических аспектов Аюрведы // Психологические аспекты буддизма. — Новосибирск, 1991.

Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. — М., 1986.

Мультановский М.П. История медицины. — М., 1967.

 

Медицина — одно из примечательнейших явлений современной культуры. Пройдя путь от ремесла до развитой научной отрасли, она стала неотъемлемым компонентом комплекса современного знания; превратилась в мощную ветвь бизнеса; приобрела сравнимые только с компьютерными технологиями культуртрегерские функции; оказывает мощное влияние на политику посредством экологически ориентированных организаций. Естественно, медицинское знание привлекает внимание философов, а следовательно, необходимо определить возможные аспекты взаимодействия между наиболее практической наукой (медициной) и наиболее абстрактной (философией), т.е. определить предмет философии медицины.

В структуре знания философии принадлежит особая роль — разработка наиболее общей терминологии описания мира, следовательно, задачей философии медицина должно было бы быть построение философско-методологического каркаса общемедицинской теории. Однако решение этой задачи в полном объеме, по крайней мере на сегодняшний день, проблематично, так как медицина вступила в теоретический период своего развития только в середине ХIХ века. Философская рефлексия использует умозрительные элементы, выработанные в рамках той или иной науки. Если такие элементы развиты слабо, то философии придется вырабатывать квазитеоретический каркас самостоятельно. Понятно, что такие построения хотя и дают представления об особенностях медицины, однако не могут заменить собственно научной теории, выросшей органически из эмпирического материала. Поэтому философия медицины представляет собой сегодня собственно философские проблемы медицины: анализ исходных понятий и принципов теоретической медицины; классификация системы ее методов; специфика познавательной деятельности врача и т.п.

Всеобъемлющая философская теория медицины могла бы быть в какой-то мере заменена культурологическим исследованием. Его основу составляет рассмотрение медицины в качестве части той или иной культуры, отражающей установки всего культурного комплекса. Данными установками, применительно к медицине, будут представления о том, что есть человеческое тело, на каких принципах основано его функционирование, каковы причины болезни, методы лечения и, следовательно, отрасли медицинского знания. Возможно указать на несколько медицинских традиций в границах единого комплекса человеческого знания.

Китайская медицина представляла тело человека как поток энергии, перемещающейся по специальным каналам, не имеющим точных анатомических соответствий. С современных позиций этот подход может быть охарактеризован как функциональный; каналы, меридианы, гипотетические органы (тройной обогреватель, перикард) есть только мифологически опредмеченные связи органов и систем. Основная задача медицины — обеспечить достаточное количество энергии (Ци) и её равномерное, незатрудненное течение по всем каналам; методы лечения — иглоукалывание, прижигание, точечный массаж, лекарственные травы. За китайской медициной закрепился термин — "организмический натурализм"; обозначающий нерасчлененную целостность тела и духа, а также состояний организма и природы, при этом основной акцент делается на поддержании нормального функционирования организма.

Древнеиндийская классическая философия исходила из принципиального единства мира. В соответствии с этим медицина, представлявшая нижнюю ступень религиозной практики, рассматривала тело как способное воспринимать (и в норме воспринимающее) вибрации Вселенной. Позы хатха-йоги есть как бы практика отдельных состояний космоса, направленная на их гармонизацию. Являясь органической частью древнеиндийской культуры, медицинская наука, сосредоточенная в Аюрведе, уделяет внимание таким религиозно-философским аспектам, как карме, определяющей тело, постоянному переходу из одного тела в другое, а также мокше — освобождению от перерождений. Здоровье является отражением хорошей кармы прошлой жизни, достойного поведения в нынешней; болезнь же есть следствие неправильного образа жизни в предыдущих перерождениях. Основной же принцип лечения — достижение полного контроля над умом — манасом. Мотив ментальной регуляции являлся преобладающим в индийской традиции и был заимствован европейцами в усеченном виде и преобразован в аутогенную тренировку.

Итак, философия позволяет понять самые общие установки культуры, а посредством их указать на основные идеи, направления и пределы той или иной медицинской традиции.

Европейская медицинская традиция Нового времени начинается с пристального изучения анатомии человеческого тела и в настоящее время аккумулирует свои основные достижения в хирургии и трансплантологии.

Современная медицина, пожалуй, единственная в мире полностью анатомическая традиция. Китайская классическая медицина обращалась к органам как функциональным проявлениям организма, так, например, легкие — система дыхания в целом, включая газообмен через кожу, а печень — система объема веществ и все ступени его регуляции. Аюрведа использовала для описание анатомии модель кундалини, в которой органы носят условный характер. Схема кундалини указывает путь реинтеграции, слияния человека с Абсолютом. Только европейцы сделали реальную анатомию центром своей медицинской доктрины. Человеческое тело представляется как машина; душа в её различных проявлениях становится объектом исследования довольно поздно и до сих пор не существует строгих подходов для описания и объяснения ее механизмов. Такой подход, с одной стороны, привел к взлету естественнонаучного знания, выработки методов лечения абсолютно не связанных с культурной средой, замене мистической медицины на технологическую, что дало возможность представить медицинскую помощь всем нуждающимся, поставив процесс подготовки медиков на поток, скачкообразно увеличив их численность и качество лечения. С другой стороны, появилась опасность недооценки организма как целостности (бесконечная специализация отраслей), акцент на внешнее вмешательство в противовес саморегуляции (европейская хирургия и фармакология), снятие ответственности за свою жизнь с пациента и перенос её целиком на врача.

Другим аспектом медицины, принципиально доступным для философского анализа, является определение места медицины в системе наук. Вопрос о месте медицины далеко не праздный, речь идет о критериях, подходах, моделях знания, определяемых через указание на специфику медицины как науки. Медицина возникает на пересечении биологии, химии, физики, техники как особая отрасль. Вопрос о том, имеет ли медицина собственные фундаментальные знания или заимствует их из других наук, является до сих пор дискуссионным. Невозможно не заметить, что приоритет медицины всегда лежал не в области теоретических исследований, а в практической помощи больным. Таким образом, медицина имеет двуединую практико-теоретическую сущность и ориентирована на конечный результат больше, чем на стройность гипотез. К особенностям медицинского знания можно отнести естественнонаучную ориентацию (изучение человека только как биологической единицы); организмоцентризм, т.е. предпочтительное изучение организменного и субъорганизменного (тканевого, клеточного, молекулярного) уровней живого, а не популяции как в биологии; патологизм или сосредоточие внимания на формах патологической жизнедеятельности; а также развитый аксиологический (ценностный) компонент.

Третий аспект взаимодействия философии и медицины в явном виде обозначился лишь во второй половине ХХ века. В медицине появились проблемы, не поддающиеся решению собственно медицинскими методами. Вплоть до этого времени этическая компонента медицинского знания была сама собой разумеющейся; добросовестная деятельность врача считалась априорно нравственной, решение медицинских проблем связывалось с развитием науки и техники. Биоэтические проблемы такого решения принципиально не имеют. Их понимание возможно лишь на пути рефлексии над основами человеческого бытия и западной культуры. Вместе с философскими проблемами медицины, культурологическим аспектом медицинского знания, методологическими особенностями врачебной науки, биоэтика составляет часть предмета философии медицины.

Развитие медицинского знания стремительно изменяет мировоззренческие установки человека. Можно провести аналогию между физикой начала двадцатого века и медициной и биологией начала двадцать первого. Формирование новой медицинской проблематики ведет к изменению современной культуры, что и проявилось в феномене биоэтического знания. Последнее отнюдь не исчерпывается проблематикой этической (отношениями врач-пациент, уважением прав пациента и т. п.), а скорее выражает испуг интеллектуальной элиты западного мира перед нарастающей угрозой полного изменения культуры, и рождением новой, еще не понятной и, следовательно непредсказуемой, цивилизации.

Из громадного и все расширяющегося комплекса проблем биоэтики остановимся для примера только на двух — генетических экспериментах и проблеме СПИДа. Проблемы генетики отнюдь не сводятся к вопросам моральным или правовым. В генетических исследованиях медленно, но неуклонно разлагается центральная идея европейской культуры — уникальность человека. На протяжении веков именно неповторимость человека поддерживала основания западной культуры; так, что даже возможность её изменения (существующая пока только в головах гуманитариев) вызывает священный апокалиптический трепет. Таково же примерно положение и со СПИДом. В самом деле, существуют инфекции не менее опасные, чем "чума XX века", да и размеры её еще несопоставимы с грозными пандемиями средневековья, в ходе которых вымирали целые города. Такое положение не раз наводило на мысль — не является ли шумиха вокруг этой инфекции всего лишь последствием тяги к особого рода сенсациям, возникшей на фоне затухающей сексуальной революции? Ответ на подобного рода вопросы должен быть отрицательным. СПИД является проблемой, однако его проблематичность более культурного, нежели медицинского плана. Появление новых инфекций ставит под сомнение важнейшую идею нашего мира — идею человека как суперсущества. Эта идея создавала возможность биологических классификаций, а также подпитывала претензии науки на полное познание мира. Кризис этой концепции приведёт к перестройке всего здания европейской культуры.

Таким образом, сегодня идея о сверхзначимости медицинского знания становится все более распространенной; медицина по количеству научных публикаций обгоняет все другие науки. Медик не может рассматривать себя в качестве "одного из профессионалов", его ответственность становится едва ли не вселенской.


 

Занятие 7

Date: 2016-07-18; view: 631; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию