Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прединвестиционные исследования





Под инвестиционным проектированием понимается комплекс работ, целью которого является эффективное вложение финансовых и материальных ресурсов в объекты предпринимательской или иной деятельности. Вложение ресурсов в капитальное строительство относится к реальным инвестициям. Они осуществляются на основе комплексного плана мероприятий — инвестиционного проекта, направленного на создание нового и модернизацию действующего производства товаров и услуг. Инвестиционный проект содержит обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию, разработанную и утвержденную в соответствии с законодательством Российской Федерации и принятыми стандартами (нормами и правилами).

Развитие инвестиционного проекта от первоначальной идеи до реализации называется циклом инвестиционного проекта. В соответствии с международной практикой инвестиционный цикл делят на ряд фаз и стадий, что позволяет последовательно наращивать усилия, заранее исключать неэффективные идеи и экономить трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

В современных условиях цикл инвестиционного проекта включает три фазы:

1) прединвестиционная;

2) инвестиционная;

3) эксплуатационная (операционная). Прединвестиционная фаза содержит следующие стадии:

ü анализ возможностей (поиск инвестиционной концепции);

ü подготовка обоснования проекта (предварительного и окончательного);

ü оценка проекта и принятие решения об инвестировании. Инвестиционная фаза состоит из следующих стадий:

ü определение юридической, финансовой и организационных основ проекта;

ü приобретение и передача технологии;

ü детальное проектирование, контрактация;

ü строительство;

ü предпроизводственный маркетинг;

ü набор и обучение персонала;

ü ввод объекта в эксплуатацию.

Отличительной особенностью инвестиционной фазы является то, что она требует больших затрат, вместе с тем проект еще не может развиваться за счет собственных поступлений, ему необходимо внешнее финансирование.

Эксплуатационная фаза, называемая производственной или операционной, включает собственно производство продукции и услуг с операционными издержками, а также поступлением выручки. Из выручки возмещаются текущие затраты и формируется прибыль. Чистая прибыль и амортизационные отчисления представляют собой реальные деньги, за счет которых осуществляется возмещение инвестиционных затрат и формирование прибыли на вложенный капитал. На эксплуатационной фазе возникают проблемы, связанные с применением технологии, работой оборудования или недостаточной производительностью труда из-за нехватки квалифицированного персонала. С целью устранения этих недостатков и привлечения дополнительных капиталов должен быть разработан проект реабилитации, который включает:

ü стадию диагностирования;

ü краткосрочные мероприятия по реабилитации, не требующие больших затрат;

ü долгосрочные мероприятия, требующие больших затрат;

ü оценку проекта реабилитации и увеличение финансирования;

ü реабилитационную деятельность.

Прединвестиционная фаза составляет основу инвестиционной и эксплуатационной фаз. Чем детальнее проведены прединвестиционные исследования, тем реже возникает необходимость пересматривать и уточнять последующие действия. Пересмотр же принятых решений ведет к задержкам в осуществлении проекта, увеличению затрат и снижению его рентабельности. Должный уровень проведения прединвестиционных исследований, отсутствие ошибок и срывов в инвестиционной фазе определяют успех или неудачу в третьей фазе — производственной.

В прединвестиционной фазе качество обоснования проекта играет большую роль, чем фактор времени. На прединвестиционной фазе закладываются основы для успешного осуществления следующих фаз инвестиционного цикла. По данным различных источников стоимость этой фазы может составлять от 1 до 3% стоимости объекта для крупных проектов и до 5% для средних и мелких проектов.

Рассмотрим подробно содержание стадий прединвестиционной фазы.

Стадию анализа возможностей (поиска инвестиционной концепции) можно разбить на следующие этапы:

ü определение инвестиционных возможностей;

ü анализ общих возможностей;

ü анализ возможностей конкретного проекта. Определение инвестиционных возможностей связано с поиском направления инвестирования. С этой целью в международной практике используются рекомендации ЮНИДО, содержащие классификацию исходных посылок для поиска инвестиционных концепций предприятиями самого разного профиля:

ü наличие полезных ископаемых или иных природных ресурсов, пригодных для переработки и производственного использования;

ü возможности и традиции существующего сельскохозяйствен­ного производства, определяющие потенциал его развития и круг проектов, которые могут быть реализованы на предприятиях агропромышленного комплекса;

ü оценки возможных сдвигов в величине и структуре спроса под влиянием демографических или социально-экономических факторов или в результате появления на рынке новых типов товаров;

ü структура и объем импорта, которые могут стать толчком для рождения проектов, направленных на создание импортозамещающих производств;

ü опыт и тенденции развития структуры производства в других странах, особенно со сходными уровнями социально-экономического развития и аналогичными ресурсами;

ü потребности отраслей в рамках отечественной или мировой экономики;

ü информация о планах увеличения производства в отраслях или растущем спросе на мировом рынке на производимую продукцию;

ü возможности диверсификации производства на единой сырьевой базе;

ü увеличение масштабов производства для экономии издержек при массовом выпуске изделий;

ü общеэкономические условия (создание правительством особо благоприятного климата, улучшение возможностей для экспорта в результате изменения обменных курсов национальных валют и др.).

На такой основе можно сформулировать лишь очень укрупненную идею инвестиционного проекта. Для анализа направления используются укрупненные данные с использованием государственной статистики или общедоступной информации. Если концепция проекта будет одобрена, можно тратить средства на сбор и подготовку более детальной информации.

Определив направления инвестирования, переходят к более углубленному анализу общих возможностей, который включает:

ü региональный анализ (исследование инвестиционных возможностей в конкретном районе);

ü отраслевой анализ (исследование инвестиционных возможностей в данной отрасли);

ü ресурсный анализ (выявление возможностей использования природных ресурсов).

Определение инвестиционных направлений и анализ возможностей носят общий характер и основаны главным образом на обобщенных оценках. Данные о затратах и доходах обычно берутся из аналогичных существующих проектов. Цель таких исследований не только в определении направлений инвестирования, но и в привлечении внимания потенциальных инвесторов к конкретным инвестиционным предложениям.

На базе проведенного исследования формируется конкретное инвестиционное предложение, которое трансформируется в инвестиционный проект. Информация о нем должна содержать следующие сведения:

ü цель проекта;

ü характер производства, общие сведения о применяемой технологии, виде производимой продукции (работ, услуг);

ü период начала и завершения реализации проекта, продолжительность расчетного периода;

ü сведения об экономической ситуации (прогнозируемый индекс инфляции и изменения цен на ресурсы и продукт, прогноз изменения курса валют, сведения о налогообложении);

ü продолжительность строительства;

ü объем капиталовложений;

ü выручка от реализации продукции по годам осуществления проекта.

Все данные могут приводиться в текущих ценах и определяться экспортно или по аналогам. Основная цель анализа проекта — выявление потенциальных выгод от его осуществления. На этапе анализа конкретного проекта осуществляются:• инновационный, патентный и экологический анализы технических решений;

ü проверка необходимости выполнения сертификационных требований;

ü предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;

ü предварительный отбор потенциальных участников реализации проекта.

Стадия анализа возможностей заканчивается общим собранием участников проекта, на котором осуществляются:

ü подписание предварительного соглашения (протокола о намерениях) о создании компании (консорциума и др.) для осуществления проекта;

ü принятие решения о составлении инвестиционного бизнес-плана;

ü составление и подписание плана подготовки и финансирования обоснования проекта.

Вторая стадия прединвестиционной фазы — подготовка обосно­вания проекта включает три этапа:

1) предварительное обоснование;

2) вспомогательные исследования;

3) составление бизнес-плана.

Предварительное обоснование проекта необходимо для крупномасштабных и сложных проектов, решения по которым не могут быть приняты на стадии предварительного исследования. На второй стадии исследования должны использоваться реальные исходные данные, в том числе по схемам финансирования. Структура предварительного инвестиционного бизнес-плана должна совпадать со структурой подробного бизнес-плана. На стадии предварительного обоснования обязательно производится обзор имеющихся альтернатив и главных составляющих исследования. Предварительный бизнес-план следует рассматривать как промежуточный этап между исследованием благоприятствующих проекту факторов и детальным бизнесом.

Именно на стадии предварительного обоснования определяют достаточность информации для принятия решения по инвестициям или необходимость проведения вспомогательных исследований.

Вспомогательные исследования проводят по следующим вопросам:

ü дополнительное изучение рынка сырья, материалов и продукции;

ü лабораторные и экспериментальные испытания;

ü изучение мест размещения (в частности, анализ транспортных расходов);

ü анализ техногенного и экономического воздействия на окружающую среду;

ü исследование оптимальности масштабов производства;

ü выбор оборудования и др.

Каждый из этапов — предварительное обоснование и вспомогательные исследования — также завершаются общим собранием участников проекта, где принимаются решения о продолжении или прекращении работ над проектом.

Завершающим этапом является разработка окончательного обоснования в форме развернутого инвестиционного бизнес-плана, в котором определяются и анализируются все важнейшие аспекты, связанные с будущим производством, а также рассматриваются альтернативные варианты. Этап разработки бизнес-плана заканчивается общим собранием участников проекта, на котором:

ü утверждается (или отвергается) бизнес-план проекта; в принимается решение о финансировании проекта и привлече­нии внешних инвесторов;

ü подписываются документы об организации совместной компании;

ü выбирается учреждение для независимой оценки проекта.

Последняя стадия прединвестиционной фазы — оценка проекта и принятие решения об инвестировании состоит из этапов составления оценочного отчета и поддержки инвестиционного проекта.

Оценка проекта проводится отечественной, зарубежной или международной финансовой организаций, выбранной в качестве внешнего инвестора. Эта организация анализирует технический, рыночный, управленческий, организационный, финансовый и другие аспекты проекта. Чем выше качество бизнес-плана, тем проще работа по оценке проекта.

В случае положительной оценки подписывается финансовое соглашение между инвесторами и участниками проекта. Проект поддерживается его участниками: инвесторами, спонсорами, кредиторами, страховщиками, поставщиками сырья, консультантами при помощи презентации на отечественных и международных выставках, переговоров, распространения информации о проекте в средствах массовой информации.

Инвестиционный бизнес-план

Бизнес-план является неотъемлемой частью делового планирования. Необходимость разработки инвестиционного бизнес-плана российскими предприятиями вызвана рядом причин:

ü адаптацией зарубежного опыта разработки инвестиционных проектов к отечественным условиям с обязательной типизацией методологии и документов, используемых в области бизнеса.

ü необходимостью программного обеспечения разработки и анализа инвестиционных проектов;

ü оценкой бизнес-плана участниками проекта с позиций возврата вложенных средств и получения прибыли.

Бизнес-план представляет максимально компактный документ, который позволяет принять обоснованное решение и указать последовательность действий для его успешного воплощения. От правильности составления документа зависят одобрение и жизнеспособность проекта.

Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-планов — центральный этап инвестиционного планирования, включающий следующие виды работ:

ü развитие концепции и дальнейшую разработку основного со­держания проекта;

ü установление деловых контактов и изучение целей участников;

ü структурное планирование;

ü организацию и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями;

ü получение одобрения на продолжение работ.

Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, все этапы и работы совмещаются на, прединвестиционной фазе.

Для разработки стратегии крупного предприятия составляется корпоративный (глобальный) бизнес-план.

Предприятия, работающие в стабильной ситуации и производящие продукцию для достаточно устойчивого рынка, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и снижение издержек. Эти предприятия предусматривают модернизацию производимой ими продукции в локальных бизнес-планах.

Венчурные предприятия, выпускающие продукцию при повышенном риске, систематически работают над бизнес-планами освоения новых видов продукции, современных технологий и т.п.

Если предприятие, наметив рост производства продукции или освоение новой техники, не имеет для этого достаточных мощностей, то оно может использовать бизнес-план, чтобы привлечь капитальные вложения либо новых партнеров, инвесторов, кредиторов, спонсоров. Для этого может быть подготовлено краткое описание бизнес-плана, называемое бизнес-предложением.

Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и степени своей заинтересованности в нем. Объем и степень конкретизации разделов плана определяются спецификой и областью деятельности предприятия. Он должен быть написан просто и ясно и иметь четкую структуру, например такую, какую рекомендует Мин-экономразвития России.

1. Вводная часть.

2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие.

3. Описание проекта.

4. Производственный план.

5. План маркетинга и сбыта продукции.

6. Организационный план реализации проекта.

7. Финансовый план реализации проекта.

8. Оценка экономической эффективности затрат, осуществляемых в ходе реализации проекта.

Рассмотрим подробнее содержание каждого раздела. Раздел 1. Вводная часть бизнес-плана включает:

ü титульный лист;

ü резюме;

ü меморандум о конфиденциальности.

На титульном листе помещаются название предприятия — инициатора проекта, наименование проекта, место и время его разработки.

Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно составляется в последнюю очередь, так как суммирует всю информацию, содержащуюся в проекте. В резюме излагаются данные, которые должны позволить потенциальному инвестору понять, о чем идет речь, какова предполагаемая стоимость и рентабельность проекта.

Меморандум составляется с целью предупреждения лиц, знакомящихся с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. В меморандуме может содержаться напоминание о том, что читающий берет на себя ответственность и гарантирует неразглашение содержащейся в бизнес-плане информации без предварительного согласия автора. Меморандум может содержать требование о возврате бизнес-плана и запрет на копирование материала.

Раздел 2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие, призван определить:

ü состояние и тенденции развития отрасли как объекта инвестирования;

ü прогноз объема производства продукции (услуг), которую может выпускать (оказывать) предприятие в условиях конкуренции.

Для решения первой задачи в бизнес-плане целесообразно дать ретроспективный анализ текущего состояния дел и развития отрасли за предшествующие 5—10 лет, описать возможные тенденции развития отрасли в целом, соответствующих производств в регионах, где планируется сбыт продукции, и за рубежом.

Для решения второй задачи необходимо описать основных конкурентов на региональном, внутреннем и внешнем рынках по следующим позициям:

ü номенклатура и сбыт выпускаемой продукции;

ü рынки и доли конкурентов на них;

ü конкурентоспособность продукции;

ü ценовая политика и политика в области сбыта;

ü состояние производственной базы.

Анализ данных позволит определить конкурентные преимущества предприятия или выявить его недостатки, определить методы конкурентной борьбы с другими предприятиями. По результатам анализа потенциальный инвестор получит представление о возможностях предприятия вести успешную конкуренцию.

Раздел 3. В описании проекта освещаются следующие вопросы:

ü данные о размере и перспективах предприятия, профиле деятельности, особенностях производимых товаров и услуг, обеспечивающих преимущества в конкуренции;

ü основные тенденции развития рынка, слабые стороны предприятий-конкурентов, планы роста и расширения деятельности;

ü данные о прибыли, ожидаемая рентабельность, доходность на инвестируемый капитал, время достижения точки безубыточности и превышения наличных поступлений над платежами;

ü сумма необходимого финансирования и направления использования капитала;

ü конкурентные преимущества предприятия в данный период и возможные преимущества после реализации проекта, слабые сторо­ны предприятий-конкурентов.

Раздел 4. В производственном плане необходимо представить:

ü цели долгосрочной стратегии предприятия;

ü структуру планируемого производства, его сырьевую базу и технологическую схему, источники энерго-, тепло- и водоснабжения;

ü данные о кадровом обеспечении производства, программу под­готовки и переподготовки кадров;

ü план вывода предприятия на полную проектную мощность;

ü информацию о состоянии работ по проекту и возможностях. производства.

В информации о состоянии работ по проекту необходимо указать:

ü степень освоения предполагаемой продукции;

ü правовое обеспечение проекта;

ü выполненные работы по проекту;

ü наличие производственных площадей;

ü необходимость закупки оборудования;

ü наименование поставщиков, сроки поставки и стоимость оборудования;

ü виды источников энергии;

ü характеристику сырьевой базы;

ü характеристику инфраструктуры производства (включая внутренний и внешний транспорт);

ü экологическую ситуацию (сбросы в водный бассейн и выбросы в воздушную среду).

Раздел 5. План маркетинга и сбыта продукции является одним из наиболее значимых в бизнес-плане. Результаты исследования рынка — это база для разработки долгосрочной маркетинговой и ценовой стратегии предприятия, его текущей политики. Ввиду важности и сложности этот раздел целесообразно готовить в первую очередь, проверив данные о рынке, его объемах и темпах роста по дополнительным альтернативным источникам.

Исследование рынка в бизнес-плане включает три блока:

1) анализ спроса на товары и услуги на рынке и тенденции его развития;

2) описание структуры рынка, его основных сегментов, форм и методов сбыта;

3) исследование условий конкуренции на выбранных сегментах рынка.

От оценок сбыта в данном разделе зависят все последующие разделы плана. Объем реализации товаров и услуг, планируемый в результате исследования рынка, оказывает непосредственное влияние на планы производства и маркетинга, а также на размер инвестируемого капитала. Данные анализа конкурентной обстановки в значительной степени предопределяют стратегию сбыта и ценовую стратегию предприятия на выбранных сегментах рынка.

Раздел 6. Организационный план реализации проекта характеризует:

ü основные подразделения предприятия и их функции;

ü распределение обязанностей персонала управления;

ü методы взаимодействия подразделений между собой;

ü заинтересованность предприятия в конечных результатах;

ü новые виды работ, планируемые предприятием;

ü необходимую квалификацию персонала.

В этом разделе приводятся подробные данные о каждом руково­дителе предприятия, наиболее крупных держателях акций, составе команды разработчиков проекта.

Раздел 7. Финансовый план реализации проекта готовится после того,как подготовлены план маркетинга и производственный план. Он должен включать краткий обзор условий, в которых будет действовать предприятие, данные по объему продаж, валовой прибыли, затратам на оборудование, оплату труда и другим затратам, а также подробный анализ доходов и расходов, формирования чистой прибыли и рентабельности предприятия. Этот раздел бизнес-плана может быть составлен только после того, как определены рамки (границы) проекта с учетом непредвиденных расходов и инфляции.

Рамки (границы) проекта подразумевают определение:

ü всех видов деятельности, которые должны быть представлены на заводской площадке;

ü дополнительных операций, связанных с производством, использованием природных ресурсов, очисткой сточных вод и выбросов;

ü внешнего транспорта, складов для сырья и материалов и готовой продукции;

ü дополнительных видов деятельности (профессиональной подготовки, общеобразовательных программ, сооружения рекреационных объектов).

Непредвиденные расходы бывают материальные и финансовые. Материальные расходы связаны с точностью прогнозирования Продаж, проектных требований, материалов и услуг и составляют от 5 до 10% сметной себестоимости объекта.

Финансовые расходы связаны с инфляцией, изменением базо­вой ставки ссудного процента и другими факторами.

Для учета инфляции используют:

ü общий индекс внутренней инфляции, определяемый на основе систематически корректируемого рабочего прогноза;

ü прогноз валютного курса рубля;

ü прогноз внешней инфляции;

ü прогноз изменения цен на продукцию и ресурсы (газ, нефть, энергоресурсы, оборудование, строительно-монтажные работы, сырье, материалы), а также прогноз изменения уровня средней заработной платы и других показателей на перспективу;

ü прогноз ставок налога, пошлин, ставок рефинансирования Банка России и других финансовых нормативов государственного регулирования.

С помощью этих данных необходимо исследовать влияние инфляции на ценовые показатели, потребность в финансировании и оборотном капитале.

Составление финансового плана проходит в несколько этапов.

1. Прогноз объема продаж на рынках для каждого года.

2. Расчет затрат на реализуемую продукцию и услуги на основе прогноза объемов продаж, действующих нормативов, ценовой политики и условий реализации.

3. Описание контрагентов, их надежности, распределение контрактов по времени, затраты по контрагентам.

4. Расчет обеспеченности сырьем, энергией, водой (технической и питьевой), запасными частями и эксплуатационными материалами на ближайшие 5 лет, обеспеченность трудовыми ресурсами.

5. Прогноз издержек (условно-постоянных, условно-переменных и суммарных) по годам.

6. Расчет планируемой прибыли для каждого года.

7. Анализ точки критического объема реализации — точки безубыточности.

8. Описание источников финансирования по следующей схеме:

ü источники формирования ресурсов (собственные и заемные средства);

ü политика распределения прибыли после уплаты налогов (доля прибыли, направляемая в фонд накопления, выплата дивидендов);

ü мероприятия по контролю за платежами потребителей; финансовая политика по страхованию кредитов;

ü критерии оценки эффективности;

ü способы страхования.

Если для финансирования проекта планируется использовать кредит, то в бизнес-плане дается расчет порядка и сроков его получения, возврата, а также выплаты процентных платежей.

Таким образом, в бизнес-плане составляются три базовые формы финансовой отчетности: отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств и балансовый отчет.

Отчет о прибыли иллюстрирует соотношение доходов, получаемых в результате осуществления проекта, с расходами. Отчет о прибыли необходим для оценки эффективности текущей (хозяйственной) деятельности. Анализ соотношения доходов и расходов позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала, а также осуществить расчет различных налоговых выплат и дивидендов.

Отчет о движении денежных средств представляет информацию об образовании источников финансовых ресурсов и их использовании. В качестве источников средств в проекте могут выступать: эмиссия новых акций, займы и выпуск облигаций, выручка от реализации продукции и пр. В случае выкупа акций или убытков от прочей реализации и внереализационной деятельности в соответствующих позициях могут появиться отрицательные значения.

Основные направления использования денежных средств связаны: с инвестициями в постоянные активы и на пополнение оборотного капитала; с осуществлением текущей производственной (операционной) деятельности; с обслуживанием внешней задолженности (уплата процентов и погашение долга); с расчетами с бюджетом (налоговые платежи) и, наконец, с выплатой дивидендов.

В качестве оттока средств выступают не все текущие затраты проекта, а только операционные расходы и текущие процентные платежи. Амортизационные отчисления, являясь одной из статей затрат, становятся источником финансирования основных фондов. Следовательно, объем свободных денежных средств равен сумме чистой прибыли и амортизационных отчислений за установленный период времени. Погашение внешней задолженности осуществляется за счет свободных денежных средств, а не из прибыли.

Для удобства анализа в проектной практике используется баланс в агрегированной, укрупненной форме. Назначение баланса инвестиционного проекта заключается в представлении динамики изменения структуры имущества (активов) и источников его финансирования (пассивов). Баланс позволяет рассчитывать общепринятые показатели финансового состояния проекта — ликвидности, оборачиваемости, маневренности, общей платежеспособности и др.

Реализация инвестиционного проекта должна обеспечивать получение приемлемой прибыли на вложенный капитал и поддержание устойчивого финансового состояния. Решение этих задач осуществляется на основе анализа ряда коэффициентов. Перечень коэффициентов определяется особенностями проекта; наиболее часто используемые приведены в табл. 14.

Таблица 14

Показатели финансового состояния

Наименование показателя Расчетная формула
Показатели рентабельности
Рентабельность общих активов (ЧП + П): ОА
Рентабельность постоянного капитала (ЧП + П): ПК
Рентабельность акционерного капитала ЧП: АК
Рентабельность продаж ЧП: ВР
Затраты на рубль СС: ВР
Оценка оборачиваемости
Оборачиваемость активов ВР: ОА
Оборачиваемость постоянного капитала ВР: ПК
Оборачиваемость акционерного капитала ВР: АК
Оборачиваемость оборотного капитала ВР: ОК
Оценка финансового положения
Коэффициент общей ликвидности ТА: ТП
Коэффициент немедленной ликвидности ЛА: ТП
Коэффициент общей платежеспособности ЗС: ОА

Условные обозначения:

ЧП — чистая прибыль; СС — себестоимость продукции;

П — проценты за кредит; ВР — выручка от реализации;

НП — ставка налога на прибыль; OK — оборотный капитал;

ОА — общие активы; ТА — текущие активы;

ПК — постоянный капитал; ЛА — высоколиквидные активы;

АК — акционерный капитал; ЗС — заемные средства.

При оценке финансовой состоятельности инвестиционных проектов рассчитывают финансовые коэффициенты, характеризующие каждый плановый период, затем анализируют коэффициенты во времени и выявляют тенденции в их изменении.

Раздел 8. Оценка экономической эффективности затрат, осуществляемых в ходе реализации проекта, занимает центральное место в выборе возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами. При разработке этого раздела целесообразно пользоваться соответствующими директивными указаниями.

Оцениваются эффективность проекта в целом и эффективность участия в проекте.

Эффективность проекта в целом показывает его потенциальную привлекательность для возможных участников и источников финансирования. При этом оцениваются общественная эффективность, учитывающая социально-экономические последствия осуществления проекта для общества в целом, и коммерческая эффективность, учитывающая финансовые последствия непосредственно для участников проекта.

Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки его реализуемости и заинтересованности в нем всех участников. Оценка эффективности проекта ведется в два этапа.

На первом этапе рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность, и если она оказывается приемлемой, переходят ко второму этапу оценки. Для общественно значимых проектов оценивается в первую очередь общественная эффективность, и если она оказывается достаточной, тогда — коммерческая эффективность. При недостаточной коммерческой эффективности общественно значимого проекта рассматривается возможность примене­ния различных форм его поддержки для повышения коммерческой эффективности до приемлемого уровня.

На втором этапе выбирается схема финансирования, определяется финансовая реализуемость проекта, уточняется состав участников и эффективность их участия в проекте.

Для определения эффективности предлагается использовать ряд показателей, основанных как на простых (статических), так и на сложных (динамических) методах расчета. Все затраты и поступления от реализации проекта в течение расчетного периода представляются в виде притоков и оттоков денежных средств. Результат оттока денежных средств представляет сальдо оттока и притока за расчетный период. Учет фактора времени на каждом этапе осуществляется путем дисконтирования денежных потоков, т.е. приведения разновременных их значений к единовременной текущей стоимости. Основным нормативом, используемым при дисконтировании, является норма дисконта. Различают следующие нормы дисконта: коммерче­скую, участника проекта, социальную и бюджетную.

Рассмотрим основные показатели, используемые для расчетов эффективности инвестиционного проекта.

1. Чистый дисконтированный доход (NPV) представляет разницу между накопленными дисконтированными доходами и инвестициями, т.е. сальдо накопленного дисконтированного дохода. Л^ИР используется для сопоставления будущих поступлений и инвестиционных затрат. При разовых инвестициях NVP можно рассчитать по формуле

(104)

где Рk доходы по годам;

i — ставка дисконтирования;

k число лет (месяцев) реализации проекта (от 1 до n );

IC сумма разовой инвестиции.

При последовательном инвестировании в течение я лет формула имеет вид:

(105)

где ICk годовые инвестиции.

Если NPV> 0, проект можно принимать, если NPV=0, проект не прибыльный, не убыточный, если NPV< 0, проект следует отвергнуть.

Если NPV положителен, то проект обеспечивает возможность получения дополнительного дохода сверх определенного коэффициентом дисконтирования. Если NPV отрицателен, то прогнозируемые денежные поступления не обеспечивают получения минимальной нормативной прибыли и возмещения инвестируемого капитала. Если NPV близок к нулю, то прибыль едва обеспечивается.

Этот показатель относится к разряду абсолютных. Он показывает, насколько возрастает стоимость активов предприятия от реализации проекта. Чем больше NPV, тем лучше характеристики проекта. Этот показатель аддитивен во времени, т.е. NPF различных проектов можно суммировать. Это важное свойство, позволяющее использовать данный показатель при анализе оптимальности инвестиционного портфеля. В NPV учитываются срок жизни проекта, все доходы и расходы на всех этапах.

Свойства этого показателя выделяют его из разряда остальных и позволяют использовать в качестве основного при анализе оптимальности инвестиционного портфеля.

2. Индекс рентабельности инвестиций (PI) может быть рассчитан по формуле

(106)

Если PI > 1, то проект следует принять, если РI= 1, то проект является не прибыльным, не убыточным, если PI < 1, то проект следует отвергнуть.

Индекс рентабельности инвестиций является относительным показателем, характеризующим уровень доходов на единицу затрат. Чем он выше, тем больше отдача инвестиций в данный проект. Показатель PI используется при выборе проекта из ряда альтернативных, имеющих близкие NPV с разными объемами инвестиций. По этому показателю можно ранжировать проекты по степени доходности при включении в портфель.

3. Внутренняя норма доходности (IRR) это такая норма дисконта, при которой дисконтированные стоимости притока и оттока реальных денег равны: при r = IRR, NPV = 0.

Норма IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект финансируется полностью за счет кредита коммерческого банка, то IRR показывает верхнюю границу банковской процентной ставки, превышение которой сделает проект убыточным.

Если IRR > СК, то проект можно принимать, если IRR < СК, то проект неприемлем, если IRR = СК, можно принимать любое реше­ние (СК — стоимость инвестируемого капитала).

Исчисляется IRR путем подбора такой нормы дисконта, при которой NPV равен нулю. Если NPV положителен, то используется более высокая норма дисконта, если NPV отрицателен (при следующей норме дисконта), то IRR должна находиться между этими двумя значениями. Точность исчисления обратно пропорциональна длине интервала. Если значение NPV равно нулю, то ценность фирмы не растет и не падает, поэтому IRR называют проверочным дисконтом.

Алгоритм определения IRR методом подбора можно представить в следующем виде. Выбирают произвольные ставки дисконтирования и рассчитывают NPV; при одном значении ставок NPV отрицателен, при другом — положителен. Значения ставок и NPV включают в следующую формулу:

(107)

где d1— дисконтная ставка, при которой NPV положителен;

d2 дисконтная ставка, при которой NPV отрицателен;

NPV1 — величина положительного NPV;

NPV2 — величина отрицательного NPV.

При помощи IRR можно ранжировать проекты по степени выгодности. Эта норма служит индикатором уровня риска: чем больше IRR превышает стоимость капитала, тем больше запас прочности проекта и тем нечувствительнее к колебаниям рынка при оценке величины будущих денежных поступлений.

4. Срок окупаемости инвестиций (РР) - это период от начального момента инвестирования до момента окупаемости. Начальный момент указывается в задании на проектирование. Моментом окупаемости называется наиболее ранний период времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый доход становится и остается либо нулевым, либо положительным.

Алгоритм расчета зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов. Если доход распределяется по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода. Если прибыль распределяется по годам неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены кумулятивным доходом.

Срок окупаемости проекта можно рассчитывать с учетом временного аспекта. В этом случае в расчет принимаются дисконтированные денежные потоки. Срок окупаемости с учетом дисконтирования (DPF) больше простого срока окупаемости.

Проект, приемлемый по критерию РР, может оказаться не приемлемым по критерию DPP, поэтому в оценке инвестиционных проектов эти критерии могут использоваться двояко:

1) проект принимается, если он окупаем;

2) проект принимается, если срок окупаемости не превышает установленного на предприятии лимита.

Показатель срока окупаемости не учитывает доходов за пределами срока окупаемости и не обладает свойством аддитивности. Вместе с тем его использование целесообразно, когда руководители предприятия больше озабочены проблемой ликвидности, а не прибыльности проекта (главное, чтобы инвестиции окупились и как можно скорее), и когда инвестиции сопряжены с высокой степенью риска (чем короче срок окупаемости, тем менее рискованным является проект).

5. Коэффициент эффективности Инвестиций (ARR) не предполагает дисконтирования показателей дохода, поскольку доход характеризуется показателем чистой прибыли PN (прибыль за вычетом отчислений в бюджет).

Алгоритм его расчета исключительно прост, поэтому показатель широко используется на практике. Коэффициент эффективности инвестиций рассчитывается делением среднегодовой прибыли (PN) на среднюю величину инвестиций, которая составляет половину исходной суммы капитальных вложений, если по истечении срока реализации проекта все капитальные затраты будут списаны. Если возможно наличие остаточной или ликвидационной стоимости (RV), то ее оценка должна быть учтена в расчетах:

(108)

Данный показатель сравнивают с коэффициентом рентабельности авансированного капитала.

На практике для оценки привлекательности проекта используется показатель возврата на инвестицию (ROI), который позволяет сравнивать экономичность разнообразных проектов. Он рассчитывается как отношение чистой прибыли (Р) за период времени (обычно за год) к общему объему инвестиционных затрат:

(109)

Сумма чистой прибыли в этом случае может не корректироваться на величину процентных выплат.

При расчетах эффективности рекомендуется учитывать неполноту и неточность информации об условиях реализации проекта, а также риск возникновения таких условий, которые приведут к негативным последствиям для участников проекта. Показатели эффективности проекта, рассчитанные с учетом факторов неопределенно­сти и риска, называются ожидаемыми.

Для оценки устойчивости и эффективности проекта в этих условиях рекомендуется использовать:

ü укрупненную оценку устойчивости;

ü расчет уровней безубыточности;

ü метод вариации параметров;

ü оценку ожидаемого эффекта с учетом количественных характеристик неопределенности.

Все методы, кроме первого, предусматривают разработку сценариев реализации проекта в наиболее вероятных или наиболее опасных условиях и оценку финансовых последствий. Это дает возможность при необходимости предусмотреть в проекте меры по предотвращению или перераспределению возникающих потерь.

Проект считается устойчивым, если при всех сценариях он оказывается эффективным и финансово-реализуемым, а возможные неблагоприятные последствия устраняются мерами, предусмотренными организационно-экономическим механизмом.

В целях снижения неопределенности значения параметров проекта могут быть скорректированы:

ü сроки строительства и выполнения работ увеличиваются на среднюю возможную величину;

ü стоимость строительства увеличивается на резерв непредвиденных расходов (ошибки проектной организации, пересмотр проектных решений в ходе строительства и др.);

ü учитываются запаздывание платежей, неритмичность поставок сырья, внеплановые остановки оборудования, нарушения технологии, штрафы и санкции за нарушение договорных обязательств;

ü если проектом не предусмотрено страхование его участников от определенного вида инвестиционного риска, в состав затрат включаются ожидаемые потери от него.

При укрупненной оценке устойчивости проекта рекомендуется определить интегральные показатели проекта, учитывая:

ü умеренно пессимистические прогнозы технико-экономических параметров проекта (цен, ставок налогов, курсов валют, объемов и сроков производства, стоимости отдельных видов работ и т.д.);

ü резервы средств на непредвиденные инвестиционные и операционные расходы;

ü увеличение нормы дисконта на величину поправки на риск.

Если при соблюдении этих условий получены достаточно высокие уровни интегральных показателей эффективности, проект можно рассматривать как устойчивый.

Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями уровня объемов производства, цен производимой продукции и других параметров. Предельное значение параметра для конкретного года его реализации определяется как такое, при котором чистая прибыль участника в этом году становится нулевой.

Одним из наиболее важных показателей является точка безубыточности, характеризующая объем продаж, при котором выручка от реализации продукции совпадает с издержками производства.

При определении этого показателя принимается, что издержки на производство продукции могут быть разделены на условно-постоянные (3c), не меняющиеся при изменении объема производства, и условно-переменные (3V), меняющиеся пропорционально объему производства.

Точка безубыточности (TБ определяется по формуле

(110)

где — цена продукции.

Для подтверждения работоспособности проекта необходимо, чтобы значение точки безубыточности было меньше значений номинальных объемов производства и продаж.

Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями границ безубыточности и предельными значениями объемов производства, цен производимой продукции и пр. Подобные показатели используют только для оценки влияния изменения параметров проекта на его финансовую реализуемость и эффективность, однако они не относятся к показаелям эффективности и не заменяют их расчета.

Уровнем безубыточности называется отношение безубыточного объема продаж (производства) к проектному объему. Под безубыточным понимается объем продаж, при котором чистая прибыль равна нулю. Обычно проект считается устойчивым, если уровень безубыточности не превышает 0,6—0,7 после освоения проектных мощностей. Близость уровня безубыточности к 1 свидетельствует о недостаточной устойчивости проекта к колебаниям спроса.

При анализе устойчивости проекта методом вариации параметров рекомендуется оценивать его эффективность в зависимости от изменения инвестиционных затрат, объема производства, издержек производства и сбыта, процента за кредит, прогнозов индекса инфляции и цен, поступления платежей и др. Проект считается устойчивым, если при всех рассмотренных сценариях чистый дисконтируемый доход положителен и обеспечивается необходимый резерв финансовой реализуемости проекта. Если проект предусматривает страхование при изменении параметров либо их значения фиксированы в контрактах, такие сценарии не рассматриваются.

При наличии более детальной информации о различных сценариях реализации проекта может быть использован более точный метод расчета ожидаемого интегрального эффекта (NPV). Если имеется конечное количество сценариев и вероятности их реализации известны, ожидаемый интегральный эффект проекта рассчитывается как средневзвешенная величина NPV при каждом сценарии и вероятности его реализации. Ожидаемый интегральный эффект может быть рассчитан и при отсутствии информации о вероятностях сценариев по специальному нормативу, отражающему систему предпочтений соответствующего хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности. При определении ожидаемого интегрального эффекта норматив рекомендуется принимать на уровне 0,3.

Неопределенность условий реализации инвестиционного проекта не является заданной. По мере осуществления проекта появляется дополнительная информация об условиях его реализации, поэтому система управления должна предусматривать сбор и обработку такой информации с корректировкой проекта, графиков совместных действий участников, условий договоров между ними.

Риск проекта учитывается путем внесения поправок в норму дисконта. Включение поправки на риск обычно производится, когда проект оценивается при единственном сценарии его реализации. В величине поправки на риск учитываются три типа рисков, связанных с реализацией инвестиционного проекта:

1) страновой;

2) ненадежности участников проекта;

3) неполучения предусмотренных проектом доходов.

Поправка на риск не вводится, если инвестиции застрахованы. Приведенная структура бизнес-плана не является единственно возможной. В зависимости от цели, масштаба, сложности инвестиционного проекта количество разделов, их содержание, глубина проработки материала могут меняться, что будет отражаться на структуре и содержании бизнес-плана.

В настоящее время существуют различные компьютерные программы для проведения финансово-экономических расчетов по инвестиционным проектам. На российском рынке распространено множество программных комплексов для различных стадий реализации инвестиционных проектов. Наиболее популярными являются следующие программные продукты: КОМФАР, разработанный организацией промышленного развития при ООН (ЮНИДО); ПРОДЖЕКТ-Эксперт — продукт предприятия «ПРО-Инвест-Консалтинг»; Альт Инвест, подготовленный предприятием «Альт».

Date: 2016-07-18; view: 563; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию