Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы аттракции и их применение
Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию -значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе. Зачем нужна аттракция? Нет плохих людей - есть плохие отношения. Необходимо целенаправленно учить детей устанавливать хорошие отношения, а для этого учителю полезно самому владеть приемами аттракции.
Законы аттракции. 1-й закон: понять - это не значит принять. Нужно, чтобы ваша позиция (цель, интерес) совпадали с позицией другого человека - не противоречили друг другу. Условия принятия: 1) непротиворечивость того, что он должен сделать, его интересам, желаниям; 2) необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать удовлетворению его потребностей; 3) положительное отношение к сообщающему. Упражнение: показать серый лист бумаги и спросить: «Вы согласны, что это белое?» К тем, кто не согласится: «Вы не согласны со мной. Это ваше право. Но был ли смысл в этой ситуации со мной спорить? Тогда почему вы спорили?»... «Ну, а в другой ситуации - ваш друг обратился бы с тем же вопросом, вы бы согласились?» Спор на ровном месте, не принципиальный, но здесь задевает не сама информация, а позиции личностей. Дело в том, что в любом сообщении имеется текстовая информация и персонифицированная (то есть о вас самом; помимо воли оппонента проявляется интерес не к информации, а к ее носителю). Эти две части могут проявляться слитно, а могут и раздельно. Спор на ровном месте - типичный пример того, что принимается не текст сообщения, а личность сообщающего. 2-й закон аттракции: при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, труднее принимается позиция того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть). Согласно этому закону, людей можно разделить по шкале отношений: Шкала отношений ABC D E F F - боготворит вас; А - его антипод; В - явная антипатия; С - относится скорее отрицательно, чем положительно; D - относится скорее положительно, чем отрицательно; Е - можно назвать другом. Любому человеку, а учителю особенно, необходимо представлять: сколько существует в его окружении типов людей от А до F. Что нужно сделать, чтобы те, кого мы относим к левой половине шкалы, легче нас понимали? Как установить с ними взаимопонимание, контакт? - «перевести» их в правую половину шкалы? Как? -Применяя приемы аттракции. Рассмотрим общий психологический механизм формирования аттракции. Здесь мы сталкиваемся с проблемой бессознательного в оценке людьми друг друга. Например, возникло ощущение чего-то неприятного после разговора. «Какой-то неприятный осадок», - говорите вы. Или: «Что-то в нем есть располагающее», - замечаем в другом случае. Как это объяснить? После разговора часто ли мы можем что-то сказать о деталях одежды собеседника (галстуке и т.п.)? Видели и не видели, слышали и не слышали. Все зависит от включенности вашего сознания. Иногда человек увлечен и не слышит и не видит не столь значимые для него сигналы. Эти сигналы могут пропасть для нас бесследно. Но... могут и не пропасть! Все зависит от того, насколько этот
сигнал значим для данной личности, несет ли он в себе эмоциональный достаточный заряд. «Минуя» сознание, которое в этот момент занято чем-то другим, эмоционально значимый сигнал остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмоционального отношения. Отсюда следует, что при общении наши сигналы должны: иметь для партнера эмоциональное значение; это значение должно быть для него положительным; пусть партнер не осознает этот сигнал (лучше, чтобы не сознавал). В этом суть механизма формирования приема аттракции. Проанализируем некоторые приемы аттракции. 1. Прием «Имя собственное». Обращайтесь по имени - это не только вежливость! Рассмотрим ситуацию: в коридоре встретились два сотрудника примерно одинакового возраста. Поздоровались: «А» сказал: «Доброе утро, Петр Захарович!» «Б» сказал: «Доброе утро!» Вопрос: кто вероятнее всего из них начальник? Подчиненные, как правило, добавляют имя, отчество; руководители, как правило, этого не делают. От чего это зависит? Дело не в вежливости и не в культуре. Почему принята такая форма приветствия, а не наоборот? Аналогичные ситуации: почему учащиеся начинают здороваться с преподавателями перед экзаменами? Кому важно расположить другого? Кто более зависит от другого? При этом многие не сознают, не замечают изменения в своем поведении. Психологический механизм приема 1. Имя человека сопровождает его всю жизнь, имя и личность неразделимы. 2. Когда к человеку обращаются, не называя имени - это «обезличенное» обращение. В этом случае человек интересует нас не как личность, а как объект служебных функций. Имя - символ личности. Называя человека по имени, вольно или невольно показывают внимание к данной личности. 3. Проявление внимания к данному человеку - это утверждение его как личности. Каждый претендует на то, что он личность. Если эта претензия не удовлетворяется, происходит ущемление личности. Человек испытывает чувство ущемленности. 4. Если человек получает подтверждение, что он личность, возникает чувство удовлетворения. 5. Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями. 6. Человек всегда стремится к тому, что вызывает у него положительные эмоции (к человеку, к информации, к вещам). 7. Если некто вызывает у нас положительные эмоции, он притягивает к себе, располагает, то есть формирует аттракцию. Прием этот необходимо применять постоянно ко всем учащимся. Тем самым учитель заранее располагает к себе детей, а не тогда, когда он предъявляет требования к ним. Есть люди, которые утверждают, что плохо запоминают имена. Девять из десяти жалуются на это. Можно верить и не верить. Почему же мы хорошо помним имена одних и не помним - других? В нейтральной обстановке: познакомился и тут же забыл имя. А что бывает тогда, когда человек вам очень понравился? Очень нужен? Кого, например, помнят учителя? Тех, кто их очень интересует. Имя и личность неразрывны. Как же их запомнить? Вот несколько советов: 1.Как только услышали имя, найдите повод, чтобы тотчас же произнести его вслух («Очень приятно познакомиться с Вами, Елена Сергеевна.) 2. Установите ассоциации с именами других людей. 3. Если необходимо сразу запомнить много имен, то учителю полезно организовать самостоятельную работу учащихся и сосредоточиться в это время на запоминании их имен. А вечером час - два потренироваться. 4. На следующий день чаще обращаться к тем, кого требуется запомнить.
Вывод: располагать учащихся к себе - профессиональная необходимость и профессиональная функция учителя. Поэтому при обращении к школьникам как можно чаще произносите их имена. 2. Прием «Зеркало отношений». С вами здороваются по утрам двое. «А»: «Доброе утро, Елена Сергеевна» плюс улыбка. «Б»: то же самое, но хмуро, каменное, кислое лицо. Вопрос: При своих трудностях к кому вы обратитесь за помощью? Почему? Обладает ли улыбка способностью притягивать к себе, то есть формировать аттракцию? Кому вы чаще всего улыбаетесь: своему другу или недоброжелателю? А кто вам чаще улыбается? В народе говорят: лицо - зеркало души. В психологии: лицо - зеркало отношений. Часто ли вы осознанно, преднамеренно регулируете «изображение» на своем «зеркале отношений»? Люди делают это очень редко. Получается: что у человека внутри, то часто и на лице. Я подхожу, здороваюсь: «Доброе утро.... «. Меняется лицо: сигнал «мне приятно», «безразлично». Но самое главное, что ни первый, ни второй и не думали показывать мне свое отношение. Вывод: люди очень редко контролируют и регулируют «изображение» на своем «зеркале отношений». Следовательно, то, что отражается на их лице, чаще соответствует действительному их отношению к вам, чем не соответствует. Задумайтесь: какие лица вы сейчас вспоминаете? Какого учителя вспоминают школьники? Доброе, приятное лицо, легкая улыбка притягивают, и наоборот... Почему это так? Психологический механизм приема. 1. Большинство людей по-доброму улыбаются своим друзьям. 2. Улыбка - это сигнал: «Я ваш друг». 3. Друг, согласно словарю русского языка, «сторонник, защитник». 4. Одной из потребностей человека является потребность в безопасности, защищенности. 5. Когда потребность удовлетворяется, это сопровождается положительными эмоциями. 6. Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции. 7. Если некто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию. Обязаны ли вы уметь улыбаться? Спросите себя: умеете вы улыбаться? Не тогда, когда вам смешно, а тогда, когда это необходимо? Что вы для этого делаете? Какие приемы используете? Как вы, профессиональный педагог, поступите, встретив незнакомого ребенка, курящего в подъезде? Как заставить себя улыбнуться хаму? (Прием -«запеленать» его.) В целом -как перевести ребенка в правую зону шкалы отношений? «Я не могу улыбаться по заказу...», - часто отмечают молодые учителя и студенты. Но тогда вы признаете, что вы не можете выполнять свои педагогические обязанности. Вывод: Располагать к себе учащихся - это служебная обязанность учителя, продиктованная не инструкцией, а производственной необходимостью. Следовательно, умение улыбаться - это профессиональное умение учителя. При общении с детьми необходимо всегда иметь на лице доброе и приятное выражение, легкую улыбку. 3. Прием «Золотые слова».
Комплименты - это небольшое преувеличение положительных качеств человека. Вы часто слышите комплименты в свой адрес? Какие при этом испытываете чувства? Вы часто говорите комплименты другим? Какие, если не секрет? Обсудим вопрос: Как вы думаете, что произойдет с человеком, если ему часто говорить комплименты? - Человек поверит в свои способности и будет их развивать. В основе комплиментов лежит психологический эффект - внушение. Психологический механизм приема. 1. Человек слышит комплимент. 2. Возникает эффект внушения. 3. Как следствие внушения - потенциальное удовлетворение потребности выглядеть не хуже других, быть более совершенным. 4. Удовлетворена потребность - возникают положительные эмоции. 5. Направленность, расположенность к тому, кто эти чувства вызывает. Конечно, в жизни можно встретить много и других приемов аттракции и продолжить их список (предоставляем сделать это читателю). Нужно только иметь в виду, что сфера применения приемов аттракции - это неосознаваемая сфера психики человека. Date: 2016-07-18; view: 458; Нарушение авторских прав |