Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сенсуализм в учениях о процессе познания Нового времени: Локк, Беркли, Юм.





Систематизатором эмпиризма в философии Нового времени выступил Джон Локк (1632-1704). В философии Локка сенсуализм стал стержнем эмпиризма. Это позволило эмпиризм противопоставить рационализму. В трактате «Опыт о человеческом разумении» Локк утверждал, что чувства являются единственным источником знания. Душа человека при рождении - «чистая доска», нет никаких врождённых идей, существование которых отстаивала концепция рационализма. Вместе с этим Локк разделил опыт на внешний (ощущения внешнего мира) и внутренний (рефлексия, наблюдение своих внутренних переживаний). Последний способен порождать идеи, не имеющие отношения к внешнему опыту. Аналогично качества делятся на первичные и вторичные. Действительными качествами признавались только первичные качества, открываемые во внешнем опыте. Это протяжённость, фигура, движение. Вторичные качества (цвет, вкус, запах) не имеют объективного содержания, они суть принадлежность субъекта, но не его иллюзия.

Первую попытку осуществить защиту религии от материализма сделал английский философ Джордж Беркли (1685-1753). В сочинениях «Трактат о принципах человеческого знания» и «Три разговора между Гиласом и Филонусом» Беркли выступал против материализма и атеизма. Задачу дискредитации материализма Беркли решил в рамках сенсуализма Локка, Он устранил непоследовательность Локка в учении о первичных и вторичных качествах. Все качества носят субъективный характер, ибо существуют только в нашем сознании. Беркли шёл по пути превращения материалистического сенсуализма в гносеологию феноменализма, согласно которой познание имеет дело не с объектами, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью ощущений. Заявив, что вещь - это комплекс наших ощущений, Беркли открыл первую страницу субъективного идеализма в философии Нового времени. Лишая ощущения объективного содержания, Беркли пришёл к положению: «существовать - значит быть воспринимаемым». Это солипсизм: существуют только «я» и мои ощущения. Окружающий мир существует как сумма «идей», но в уме не человека, а в уме Бога. Эта идея позволяет объективизировать идеализм Беркли. Материя - призрак пустого имени. Атеисту он нужен для обоснования безбожия, а некоторым философам как повод для пустословия. Беркли считал, что душа не доступна познанию.

Последователь Беркли Давид Юм (1711-1776) придал идеализму более приемлемый, респектабельный вид. Он написал «Трактат о человеческой природе», «Исследование о человеческом познании», «Исследование о принципах морали», «Диалоги о естественной религии». Вопрос об источнике знаний Юм решал с позиции сенсуализма. В отличие от Локка, считавшего, что опыт является результатом воздействия независимых внешних объектов на органы чувств, и Беркли, для которого идеи-ощущения и есть сама реальность, Юм декларировал скептическую позицию, утверждая проблематический характер внешних объектов, действующих на чувства. Опыт - это психические состояния. Чем они вызваны, каков их источник, откуда происходят идеи, неизвестно. Человеческий мир - это совокупность ощущений, а что за их пределами - неизвестно. Вопрос о реальности и адекватности познания мира принципиально нерешаем. Юм не только скептик, но и агностик. Выход из солипсизма Юм нашёл в вере. Сведя опыт к психическим переживаниям, Юм заложил основания феноменализма, согласно которому наука должна ограничиваться описанием явлений и не проникать в их сущность. Эмпиризм не решил проблемы происхождения всеобщих идей. Рассел: «Юм развил эмпирическую философию Локка и Беркли до её логического конца и, придав ей внутреннюю последовательность, сделал её неправдоподобной. Взгляды Юма представляют в некотором смысле тупик в развитии философии; в развитии его взглядов дальше идти невозможно».

 

16. Учение об общественном договоре: Гоббс, Руссо.
Общественный договор - социально-философская теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения м.людьми. К необходимости подобного соглашения люди пришли, осознав невозможность обеспечить свои естественные права и безопасность вне государства. Представления о договорных отношениях, лежащих в основе совместной жизни, содержатся уже в воззрениях народов Древней Индии, Китая, Японии, Греции. Учение общественного договора опирается на идеи свободногосоглашения индивидов по поводу совместной жизни в обществе и на идеи естественного права (присущего самой природе человека), которое, в свою очередь, основано на божественной справедливости, по-своему преломившейся в сознании людей. Напр., в античной философии права общепринятые воззрения на справедливость и выступали в качестве основы права. Нравственные регулятивы, лежащие в основе естественного права, выражены в максимах: "Ничего сверх меры", "Не делай сам того, что ты порицаешь в др." (Фалес).


Взгляды, Гроция Г. о естественном праве и государстве как союзе, создаваемом ради соблюдения права, использовались и развивались Локком Д., Руссо Ж.-Ж., Джефферсоном Т. и др. мыслителями для обоснования идей о неотчуждаемых естественных правах и свободах личности, о праве подданных свергнуть несправедливое правительство, об общественном договоре как проявлении суверенитета народа, о конституционно-правовом оформлении и ограничении власти государства, о господстве права и правового закона в условиях правового государства. У Гоббса Т. естественное право человека оказывается причиной "состояния войны всех против всех", ибо каждый в отсутствие общей власти имеет право на всё. В этом и состоит, согласно Гоббсу Т., суть естественного права и естественной свободы. Гарантировать мир и безопасность может лишь власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу. Такая власть м.б. установлена лишь путём сосредоточения всей силы в одном человеке или собрании людей, сводящих все воли участников договора в единую волю. "Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора м.собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех так, как считает необходимым для их мира и общей защиты". Образование государства знаменует переход всего общества от естественного состояния к гражданскому, государственному. У власти есть предел: среди неотчуждаемых прав человека Гоббс Т. называет право сопротивления тем, кто посягает на его жизнь и здоровье; никакой договор не может обязать человека обвинять себя и сознаваться в предъявляемом обвинении, воздерживаться от пищи, пользоваться водой, воздухом, лекарствами и др.необходимыми для жизни вещами.

Иная интерпретация общественного договора обнаруживается у Руссо Ж.-Ж. в трактате "Об общественном договоре". Общественный договор даёт государству неограниченную власть над всеми его членами как участниками соглашения. Эта власть, направляемая общей волей, есть единый, неделимый, неотчуждаемый суверенитет народа. Для Руссо Ж.-Ж. общественный договор - это не договор "каждого - с каждым", как считал Гоббс Т. Общественный договор - это договор м.каждым и сувереном. У Гоббса Т. обязательства берут на себя в основном подданные. У Руссо Ж.-Ж. обязательства взаимные. кр.того, суверен - особая, условная фигура, он носитель общей воли, коллективного интереса. Так, по мнению Руссо Ж.-Ж., народ посредством суверена сам осуществляет свою власть в обществе. Для Гоббса Т. общественный договор нерушим и вечен, Руссо Ж.-Ж. считал возможным его расторгнуть или пересмотреть.

 







Date: 2016-07-18; view: 854; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию