Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генезис идей гражданского общества





Как известно, термин "гражданское общество" использовался в разных значениях с XVIII в., Социологическая концепция которого берет свое начало от традиции шотландской моральной философии. Правда, идеи близки к его сущностной основы (по общественному договору, статусной и морального равенства людей, контроля за деятельностью власти и т.д.) были высказаны значительно раньше. Прошло почти две тысячи лет с тех пор, как Цицерон начал термин "civilis societas", что в переводе с латыни означает "гражданское общество". Этот срок он трактует как объединение людей, "связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов", через соответствующий цепочку, которым выступает гражданское общество. На базе этого создается сообщество людей, которая достигает согласия для реализации общих интересов. А вот государство, за Цицероном, является построением, которую народ присвоил с целью осуществления триады задач: достижение равенства всех реализации интереса и обеспечения мира[1].

Соглашаясь с первоочередности Цицерона в определении гражданского общества, нужно учесть предостережения Томаса Гоббса, который высказал мнение о гражданском обществе в рамках "scienta civilis". Т. Гоббс утверждает, что первым это понятие использовал Сократ, а за ним - Платон, Аристотель, Цицерон и другие древние философы. Английский философ отождествлял гражданское общество с государством: "Ни один закон не может быть несправедливым. Закон создает Сувереная Власть, а все, что делает такая Власть, оправданно". Т. Гоббс предлагает своеобразную модель гражданского общества, органически связанную с государством.

Сама идея гражданского общества берет начало в Древней Греции и древнем Риме, в частности по творчеству Платона, Цицерона и др., Когда сложились представления о гражданстве, гражданина и возникло понятие общества как общности граждан. Однако долгое время сам термин "гражданское общество" отождествлялся с государством, точнее - не отличался. Для древних греков вся общественная жизнь была политической, то есть полисной, которая определяло совокупность граждан и городского населения, и государства. Но было в них понятия "полития", которое определяет одновременно и права общества, и форму правки, и конституцию, и особенности государственного управления. А общество - это совокупность граждан, проживающих в политии - городе государстве, отличающейся от села. Гражданин в древнем Риме -личный свободный человек (то есть не раб), подвергнут Римской империи (не иностранец), житель Итальянского полуострова (а не провинции или колонии). Римлянин имел гражданские обязанности: служил в армии, участвовал в народном собрании и политике. Он имел права, даже привилегии: его нельзя было отдать на позорную казнь - распять на кресте.

С ростом производительности труда, дифференциацией различных сфер общества, освобождением из-под всеобъемлющей государственной власти, единение людей в различные ассоциации становится многочисленными и разнообразными.

Это объединение связывает общий интерес - граждане хотят свободы, автономии от государства и коллективной жизни. Проблема соотношений общества и государств в связи с этим становится одной из важных в трудах мыслителей середины ХVII в. Т. Гоббса, Локка. Эта проблема получила развитие в XVIII - XIX в., В трудах Ж. Ж. Руссо, Ш.-Л.Монтескье, Д.Вико, В. фон Гумбольдта, Канта, Гегеля, Маркса.

Начиная с XVII века, мыслители не отождествляли гражданское общество с существующим государством или реальными формами государственного управления. Наоборот, они отмечали, что в действительности реальное государство чаще всего подавляет гражданское общество, и считали законным только то правительство, которое ввели, и подчиняться которому добровольно согласились бы все граждане. Дж.Локк, например, считал "абсолютную монархию, которая некоторым представлялась единственной формой правления в мире, на самом деле, несовместимой с гражданским обществом и, следовательно, невозможной формой гражданского правления. Таким образом, понятие "гражданское общество", которое появилось в XVII в., Уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализация интересов граждан.

Известный представитель немецкого Просвещения XVII в. В. фон Гумбольдт четко провел распределение между государством и гражданским обществом, выделив три основные различия между ними: во-первых, это система национальных общественных заведений, которые формируются "с низу же индивидами, и система государственных институтов; во-вторых, "естественное и общее право" и позитивное право, является государством: в-третьих, "человек" и "гражданин". Он делает вывод о том, что "государственный строй не есть самоцель, а лишь средство для развития человека. Государственная деятельность, по Гумбольдту, должна подчиняться удовлетворению интересов и потребностей человека[2].

Идею покорения государства интересам общества, индивида поддерживал И. Кант. Он считал, что гражданское общество - это совокупность отношений между свободными гражданами, и высшей целью истории должна стать такое государство, в котором будут развиваться все первоначальные задатки человеческого рода. И.Кант сформировал основные принципы, на которых основывается существование гражданского общества: свобода члена общества как человека; его равенство с другими людьми; самостоятельность члена общества как гражданина.

Существенный вклад в разработку теории гражданского общества внес немецкий философ Г.В.Гегель. В своей работе «Философия права» он докладной выразил свои взгляды на гражданское общество. Для него гражданское общество - это прежде всего система потребностей, применена на частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей.

Гегель считал, что гражданское общество может возникнуть только на определенном, достаточно высоком этапе развития человечества, и гражданское общество он противопоставлял дикости, неразвитости. Под ним понимается, конечно, классическое буржуазное общество, созданное, по его словам, только в современности.

Главным элементом в гражданском обществе, считал Гегель, выступает человек - его роль, функции, положение. Отдельная личность является для самой себя целью, и ее деятельность направлена ​​прежде всего на удовлетворение собственных потребностей (природных и социальных). Здесь она представляла собой эгоистического индивида. Однако, в то же время, такой индивид может удовлетворить свои потребности не иначе, как находясь в коллективе, в определенных отношениях с другими людьми. "В гражданском обществе каждый для себя - цель, все другие для него ничто. Но без соотношений с другими он не может достигнуть всего объема своих нужд". Гражданское общество, по Гегелю, - это не просто совокупность отдельных индивидов, а сложное объединение разных социальных групп, которые сформировались в результате разделения общественного труда, имеют внутреннюю структуру и "общественный порядок", который обусловлен, прежде всего, отношениями между богатыми и бедными. Основными принципами, на которых функционирует гражданское общество, Гегель называет следующие:

а) частную собственность,

б) личную свободу,

в) публичную осведомленность,

г) свободно сложившееся общественное мнение,

д) справедливые и строго соблюденные законы.

Царящие в обществе частнособственнические отношения казались Гегелю незыблемыми, а неравенство людей - врожденным. Без частной собственности, по Гегелю, свобода личности невозможна.

Большой вклад в развитие идей о гражданском обществе внесли К.Маркс и Ф.Энгельс. Маркс пришел к четкому осознанию того, что в изучении государства необходимо опираться на анализ гражданского общества.

Не государство порождает общество, а, наоборот, семья и гражданское общество составляют предпосылки государства. В своих ранних работах К.Маркс использовал понятие "гражданского общества" для обозначения ним структуры семьи, сословий, классов, собственности, распределения, реальной жизни людей, подчеркивая их объективный характер и экономические основания. К.Маркс показал, что именно гражданское общество, составляя первооснову человеческого общежития и деятельности, является главным двигателем исторического прогресса. "Возьмите определенную степень развития производства, обмена и потребления, - писал он, - и вы получите определенный общественный строй, определенную структуру семьи, сословий, классов, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества. Сфера деятельности гражданского общества, по Марксу, - не только экономика, но и культура, идеология и порожденные ими общественные движения[3].

Известный итальянский политический деятель и ученый А.Грамши, анализируя механизм господства управляющего класса в первой половине ХХ века, выделил три его составные части, три "общества": экономическое (экономический фундамент господства буржуазии – владения оной средствами производства и распределения), политическое и гражданское. Совокупность тех частей, которые осуществляют функцию принуждения и прямого господства (военного, полицейского, правового) составляют "политическое общество". Однако такого общества, которое бы соответствовало системе "охраны общественного порядка и соблюдения законов", не существует. Оно переплетается с той частью общества, которая называется "гражданским обществом". Это совокупность всех тех рычагов и органов в государстве, которые позволяют буржуазии осуществлять идейное и нравственное руководство подчиненными классами. В связи с этим А. Грамши писал: "На Востоке государство было всем, гражданское общество находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между государством и обществом были упорядоченные отношения, и если государство начинало шататься, сразу же выступала на поверхность прочная структура гражданского общества. Государство было лишь передовой траншеей, позади была крепкая линия крепостей и казематов".

Приведенные взгляды показывают, что вопрос о гражданском обществе было исторически поставлен ​​как вопрос о разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия. Речь шла о новом этапе развития цивилизации, новый виток общественного прогресса, который должен был получить ответственное официальное назначение и выражения. И мыслители выделили основные характерные черты этого этапа. Во-первых, развитие гражданского общества связано с представлением жестоких границ сословно-феодального строя с появлением капиталистических, производственных отношений. Во-вторых, гражданское общество возникает на определенном этапе общественного развития и связано с исторически преходящими формами; оно является силой, которая постоянно составляет вместе с государством диалектическое единство. В-третьих, в рамках гражданского общества неизбежно возрастает значение лица в человеке, который превращается из подданного в гражданина.

Гражданское общество называется так не потому, что оно состоит из граждан, а потому что создает определенные условия для граждан.

1.2 Содержание понятия "гражданское общество"

На протяжении большей части ХХ века проблема гражданского общества не получила должного развития не только в нашей стране, но и на Западе. Сам термин "гражданское общество" вновь стал актуальным в 70-80 гг.

Главной причиной этого была резкая активизация экспансии государства в сферы частной жизни граждан не только в социалистических, но и и в несоциалистических, развитых странах. Существенным содержанием этого процесса было переосмысление понятий гражданских прав. Гражданство наполнялось социальным содержанием, превращалось в юридическое, также закреплено право гражданина на получение определенной услуги - бесплатного образования, медицинской помощи, пенсии и т.п.- от государства.

В 80-е годы появилась новая трактовка понятия "гражданское общество", связанная с именами таких политических деятелей и ученых, как В. Гавел, Дж.Кин, А.Арато, У.Уейр. Формируются свои определения гражданского общества и отечественные ученые, такие как А.Мигранян, В.Ступишин, Ю.Васильчук, и Кравченко и другие. Таким образом, возникло много различных определений понятия "гражданское общество"; в каждом определении особый акцент падал на один из его аспектов. И все же сущность всех определений можно свести так: гражданское общество - это современность негосударственных общественных отношений (экономических, духовно-нравственных, семейно-бытовых и др.) И институтов, которые дают возможность человеку реализовать его гражданские права, выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества[4].

"Внегосударственные" общественные отношения не означают полной изоляции от государства, противопоставление ему в любых формах. Это такие отношения, которые могут существовать и иметь развитие в определенной независимости от властных структур.

Однако гражданское общество и государство соединены друг с другом вторым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управляющего - посреднические функции в общественной жизни не может не касаться гражданских ценностей и институтов. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично - с гражданским обществом. Например, правящая политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, связанная в своей деятельности с государственным аппаратом.

Таким образом нельзя считать, что гражданское общество противостоит государству, представляет ему антитезу, что гражданскому обществу присущ принцип абсолютной свободы анархии, а государству - позитивистский принцип "порядок и прогресс". Действительно, обе эти части реального общества дополняют друг друга. Это две стороны одной медали. Без государства нет гражданского общества, хаос, дезорганизация, распад, а без гражданского общества нет демократического правового государства, а есть тирания, тюрьма, насилие. Одно зависит от другого.

Гражданское общество и государство призваны не противостоять друг другу, а гармонично взаимодействовать на основе права. Исключаются такие понятия, как война законов и властей, нетерпимость произвола чиновников, использование силовых приемов в политической борьбе, юридический нигилизм, вмешательства бюрократических структур в частную жизнь граждан.

Вместе с тем, наиболее распространенной точкой зрения на понимание гражданского общества является его отождествление с внегосударственной, внеполитической сферой социума, обладание особыми признаками и характеристиками (демократичностью, открытостью, плюрализмом, свободой выбора, личной автономией). Кроме того, "внегосударственность", "внеполитичность" здесь понимаются не в смысле полной, абсолютной изолированности от государства, политики, а как относительную самостоятельность, автономность, своеобразную "страховку" от произвольного вмешательства государства, волюнтаристского диктата. Внегосударственные, внеполитические отношения,- отношения такие, которые могут развиваться в определенной зависимости от властных структур.

Гражданское общество имеет свою внутреннюю структуру. Для него характерны не вертикальные, как в государстве, иерархические связи, а горизонтальные - между организациями, ассоциациями, союзами и отдельными гражданами. Эти связи очень разнообразны, их условно можно разделить на три слоя.

Первый - это экономические связи и отношения, которые составляют основу жизнедеятельности общества. Они базируются на экономическом плюрализме, разнообразии форм собственности при соблюдении интересов как лица, так и общества в целом. Каждый член гражданского общества обладает вполне конкретной собственностью или имеет право на пользование и подчинения собственностью, произведенным им общественным продуктом по собственному усмотрению.

Второй слой - это социокультурные отношения, в которых реализуются потребности в продолжении рода, в здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации и т.д. Эти потребности охватывают религиозные, семейные, этнические так другие устойчивые связи. Данные потребности удовлетворяются через такие институты, как семья, церковь, воспитательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и др.

Гражданское общество жизнеспособно, если его члены имеют высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития, внутренней свободы, и способны к самостоятельным действиям при включении в тот или иной институт общественной жизни.

Третий слой составляют отношения, связанные с потребностями в политическом участии, с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Эта прослойка отношений предполагает наличие у индивида конкретных политических позиций. Политические интересы и предпочтения осуществляются с помощью групп по интересам, политических партий, движений и т.д. Именно этот слой гражданского общества включает в себя наиболее социально активные институты, тесно связанные с государственно-политической системой общества (прежде всего, политические партии)[5].

В структуру гражданского общества включаются следующие элементы:

• государственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предприятие);

• независимые от государства производители (частные фирмы, банки, корпорации)

• политические партии и движения;

• общественные объединения и организации (ассоциации, союзы, общества и т.п.);

• сфера исполнения и негосударственного образования;

• семья;

• церковь.

В структуру гражданского общества не входит государство, однако интересы разумных соотношений прав и свобод граждан, жизнедеятельности и стабильности общества как системы требует сохранения оптимального равновесия между государством и гражданским обществом. Объективно деятельность институтов и организаций гражданского общества, связанных с личным выбором, теми или иными преимуществами, ценностными ориентациями, нацелена на изменение в распределении власти и поэтому носит политический характер. Это касается не только политических партий, но и к тем группам по интересам (профсоюзы, предпринимательство, фермерские организации) и объединений, передвижения людей из разных социальных групп для достижения общей цели, которые стремятся к решению большей части своих задач без государственной власти, на общественном уровне.

Как только потребительские организации или другие общественные организации пытаются влиять на государственные структуры решения для своих специфических задач, для принятия определенных законодательных решений, они, не меняя своего первоначального назначения, начинают играть политическую роль. Таким образом, в роли неполитической организации, они является составной частью политической системы общества.

Какие же основные признаки гражданского общества? В современной литературе по политологии существует достаточно широкий количественный разброс в определении признаков - от 2-х до 10. Наиболее существенными из них являются: экономическая свобода, которая применена на праве каждого гражданина иметь собственность и получать справедливую возможность за честный труд. Свободный собственник должен быть свободным от диктата, от вмешательства в его производственные дела государственных органов политической власти. Вместе с тем, опыт ХХ века показал, что чрезмерное освобождение владельцев от средств производства, от влияния политических структур, может усиливать анархию и беспредел в экономике, что приведет к кризису[6].

Однако неумеренное вмешательство политики в экономику может привести к более глубоким кризисам.

Термин "демократия" трактуется как основной способ организации, подчинения и регулирования отношений между элементами социальной структуры общества, главным образом, по поводу их экономических и социальных интересов. Демократия любого уровня предполагает наличие "управляющих" и "управляемых". Степень зрелости гражданского общества зависит от соотношений этих элементов демократии. Оптимальный вариант для гражданского общества - равенство сторон. В идеале же - доминирование (не абсолютно) "управляемых" над "управляющими" профессионалами.

Полное обеспечения прав и свобод человека и гражданина, безусловное признание и защита естественных прав.

Равенство всех перед законом и правосудием, гарантированная защита прав и свобод на основании закона, имеют юридическую силу во всем мировом мире.

Гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партии общественные объединения по интересам и профессиональным признакам.

Свобода граждан в образовании партий и общественных движений.

Свобода слова, печати, взглядов, независимость от государства средств массовой информации и их деятельность за пределами государственной цензуры.

Существование механизмов стабилизирует отношения между государством и гражданским обществом, обеспечивает функционирование последнего государственными структурами. Этот механизм, формальный или неформальный, требует законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.п.

Для юристов важно знать и понимать еще и такие общепризнанные принципы гражданского общества, которые были освящены мировым политически-юридическим опытом: презумпция невиновности и формула "что не запрещено законом – то законом разрешено".

Согласно первому предполагается, что каждый человек честный, порядочный и ни в чем не виновный, пока в установленном порядке не будет доказано обратное, причем бремя доказательства лежит на тех, кто обвиняет, а не на том, кого обвиняют. Второй принцип означает, что свободный человек в свободной стране имеет право начинать любые действия, не отрицаемые законом и моралью. Регулирующая роль государства сводится к необходимому минимуму: охраны правопорядка, борьбы с преступностью, созданию нормативных условий для разнообразной деятельности граждан. Его задача - «не мешать» нормальному движению общественной жизни.

Таким образом, главными действующими лицами гражданского общества является человек как личность, как индивид, имеющий определенную обусловленную систему потребностей, интересов, ценностей. Наличие возможностей реализаций этой системы и делает человека главным участником общественного развития, членом гражданского общества[7].

Гражданское общество - это своеобразные общественное пространство,в котором люди связаны и взаимодействуют между собой как независимые как друг от друга, так и от государства, индивиды. Это система снабжена социокультурной и духовной сферами, их воспроизводством и передачей из поколения в поколение, системой независимых от государства общественных институтов и отношений. Отношения призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей как личных, так и коллективных.


Date: 2016-07-18; view: 1318; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию