Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система государственных органов Российской Федерации





МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МВД РОССИИ

 

Кафедра конституционного и международного права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Характеристика принципов организации и деятельности

Органов государственной власти в Российской Федерации.

 

Выполнил: курсант 1 курса 1556

уч. гр. Ващенко Д.В.

 

Проверил: доцент кафедры

конституционного и

международного права, к.ю.н.,

полковник полиции, Ипполитов П.Л.

 

 

К защите__________________________

Научный руководитель______________

Дата защиты_________ Оценка_______

Барнаул 2016

 

 

Содержание

Введение. 3

1. Система государственных органов Российской Федерации. 5

2. Принципы организации и деятельности органов государственной власти. 9

3. Принципы организации и деятельности органов законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 15

4. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 20

5. Принципы организации и деятельности органов судебной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 25

Заключение. 28

Список источников и использованной литературы.. 29

 

 

 

 

Введение.

 

Согласно статье 1 (часть 1) Конституции Российской Федерации Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Этим предопределяются принципы организации органов государственной власти, сама их организация, порядок формирования и функционирования, а также характер их взаимодействия в единой системе государственной власти.

Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что сегодня проблема системы органов государственной власти и проблема разделения властей стоит наиболее остро, в данной курсовой работе, я постараюсь изучить принципы работы, а также систему органов власти.

Объектом исследования является характеристика принципов организации и деятельностиорганов государственной власти в Российской Федерации.

Предметом исследования являются органы государственной власти и их система.

Цель работы: заключается в проведении исследования системы органов государственной власти и принципов организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

Задачи:

- уточнение базовых понятий исследования;

- критический анализ основных теоретических подходов к объяснению принципов организации и деятельности органов государственной власти;

- выявление специфики и особенностей деятельности органов государственной власти в России;

- анализ системы органов государственной власти в Российской Федерации.

Структура работы: курсовое исследование состоит из введения, пяти глав, заключения и списка используемой литературы.

 

Система государственных органов Российской Федерации

 

Государственный аппарат Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов, которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов. Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

В государственно-организованном обществе власть носит государственный характер. Государство - это организация публичной власти, которая предполагает наличие системы органов государственной власти. [1]В узком смысле слова можно сказать, что государство -это и есть система органов государственной власти.[2]

Система органов государственной власти - это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.[3]

Для реализации государственных функций государственные органы наделяются государственно-властными полномочиями внешнего и внутреннего характера. Их деятельность облекается в правовые формы, и принимаемые ими акты имеют иерархию по юридической силе и значению. Они осуществляют правотворческую, а также правоприменительную и правоохранительную деятельность, в процессе которой опираются на интеллектуальную, организационную, материальную и принудительную силу государства. Каждый из них представляет собой относительно самостоятельное, обособленное звено государственного аппарата. Вместе с тем государственные органы образуют в своей совокупности определенную систему, основывающуюся на конституционно закрепленных принципах.

Государственные органы в Российской Федерации составляют систему осуществления государственной власти. Это единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью России (ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления. Граждане России, реализующие свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы, а также своих представителей.[4]

Под системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность федеральных, региональных (субъектов федерации) а также местных органов государственной власти.[5]

В Российской Федерации единство системы государственных органов обеспечивается вместе с разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.[6] Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Существующая между органами государственной власти тесная организационно-правовая взаимосвязь характеризуется тем, что одни органы избираются, назначаются или формируются другими органами, одни из них руководят другими, одни подотчетны и ответственны, подконтрольны и подчинены другим.

К ведению Российской Федерации п. “г” ст. 71 Конституции Российской Федерации относит “установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти”.[7] Конституция России (ч. 1 ст. 11) прямо называет федеральные органы. На основании указанной нормы государственную власть на федеральном уровне осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Статья 71 (п. “г” Конституции Российской Федерации). Особенности правового регулирования организации и деятельности федеральных органов, относящихся к той или иной ветви государственной власти, закрепляются другими положениями Конституции Российской Федерации (гл. 4 “Президент Российской Федерации”, гл. 5 “Федеральное Собрание”, гл. 6 “Правительство Российской Федерации”, гл. 7 “Судебная власть”) и конкретизируются в ряде федеральных конституционных законов.[8]

Под системой федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, установление которой отнесено к ведению Российской Федерации (п. “г” ст. 71), следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов.[9]

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, как гласит ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации, создается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти. В систему органов местного управления входят государственные органы, организованные по территориальному или функционально-отраслевому принципам, осуществляющие управленческую деятельность посредством структурных подразделений в административных границах конкретной территории.[10]


2. Принципы организации и деятельности органов государственной власти

 

Система органов государственной власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции.[11]

Принципы организации и деятельности органов государственной власти – это требования, основополагающие начала, в соответствии с которыми формируются и функционируют органы государственной власти.[12]

Органы государственной власти действуют на принципе суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается в то же время на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.[13]

Другим важнейшим принципом системы органов государственной власти является принцип единства системы государственных органов, это означает, что вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства. При этом Президент как глава государства координирует функциональную деятельность органов государственной власти на федеральном уровне.

Единство системы государственных органов Российской Федерации обеспечивается единообразным порядком образования органов, которые учреждены федеральным законом, наделением органов государственной власти едиными общими полномочиями. Законодательные органы правомочны принимать законы, а исполнительные – организуют их исполнение, а также осуществляют оперативное текущее государственное управление. При этом каждый орган государственной власти, действуя в соответствии со своей компетенцией, реализует общие (единые) государственные цели и задачи. Ведь орган государства вне зависимости от своей видовой принадлежности, уровня (федеральный орган или орган субъекта Российской Федерации) призван обеспечивать достижение общих (общесоциалъных, а значит, общегосударственных) интересов, поэтому всякий орган государства по этой причине выступает элементом общей системы государственных органов.

Важнейшим принципом системы государственных органов Российской Федерации является принцип разграничения предметов ведения, полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации определяет компетенцию самой Федерации и совместную компетенцию Федерации и ее субъектов. Так называемые «остаточные» полномочия входят в предмет ведения только субъектов Федерации и в данном случае субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов[14] (статья 72, пункт «н» части 1; статья 77, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Государственная власть в субъектах Российской Федерации должна базироваться на тех же принципах формирования и функционирования, включая выборность и сменяемость, что и федеральная государственная власть.[15]

Из сопоставления п. «н» ч. 1 ст. 72 и ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации следует, что «общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти» соотносятся между собой как общее и частное. Из этого следует:

– федеральный законодатель на основе ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации вправе устанавливать только общие принципы организации элементов системы власти в субъектах Российской Федерации (представительных и исполнительных органов). Принятие иных федеральных законов по предмету, указанному в п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции, исключается;

– субъекты Российской Федерации осуществляют в своем законодательстве конкретизацию общих принципов, установленных федеральным законом;

– субъекты Российской Федерации, являясь связанными требованиями основ конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, самостоятельно определяют элементы и связи в системе своих органов власти.

Важнейший принцип системы органов государственной власти – это принцип выборности, этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов Российской Федерации и её субъектов – Президента Российской Федерации, Президентов и других высших должностных лиц субъектов Федерации.[16]

С принципом выборности ряда органов государственной власти тесно связан и другой принцип - принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти.[17] Граждане участвуют, прежде всего, в выборах представительных органов государственной власти и в выборах органов местного самоуправления. Таким принципом обеспечивается легитимный, демократический характер формирования и деятельности органов государственной власти, обеспечиваемый участием граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, открытостью деятельности органов государственной власти, подконтрольностью исполнительных структур власти представительным органам.

Соответствующие органы и должностные лица становятся носителями государственной власти в результате свободных выборов непосредственного выражения власти народа на основе волеизъявления большинства и осуществляют свои полномочия в пределах и формах, определяемых Конституцией Российской Федерации и законами, причем право на осуществление властных полномочий предоставляется только на определенный срок (срок легислатуры). Возобновление этих полномочий в противоречие с требованиями Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов, а также конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации является нарушением статьи 3 (часть 4) Конституции Российской Федерации.

Принцип приоритета прав личности, который означающий, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются смыслом и основным содержанием деятельности всех органов государственной власти (ст. 2 Конституции). [18]

Принципом деятельности системы государственных органов является право граждан обжаловать в вышестоящий государственный орган или в суд неправомерные действия или бездействие органов государственной власти.[19]

Еще один принцип системы органов государственной власти – это принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов, данный принцип предполагает широкое освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, периодическую информацию широких слоев населения о работе этих органов, проблемах, стоящих перед ними.[20] Принцип гласности предполагает более тесное взаимодействие органов государственной власти с населением, контроль общественности за порядком формирования и деятельности органов государственной власти.

Важно выделить принцип разделения властей, на котором строится система органов государственной власти в Российской Федерации и её субъектах. [21]В соответствии с этим принципом органы государственной власти Российской Федерации делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную). Данные органы образуют основу конституционной системы органов российского государства.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей также является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.[22]

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-

распорядительная деятельность – органами исполнительной власти, судебная власть – судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении функций, на законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено в тоже время необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, а так же чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

Три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы «сдержек и противовесов», отработанной мировым конституционным опытом.[23]

В рамках разделения властей органы исполнительной власти самостоятельны.[24] Данный принцип выражается в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов законодательной власти, имеют собственное функционально-компетенционное выражение, позволяющее им действовать, выражая исполнительство в качестве своей особой функции, вторжение в которую для других государственных органов недопустимо.

В таком случае очевидно, что осуществление государственной власти на основе ее разделения не может и не должно быть абсолютизировано, что неизбежно привело бы к полной независимости ее ветвей, т.е. фактически к вторжению одной ветви власти в сферу другой.

Принцип разделения властей предполагает и влияние на каждую из них со стороны прокуратуры, которая должна принимать меры к устранению нарушения законов, от какого бы органа государственной власти, его структурного подразделения или должностного лица они ни исходили.[25]

Date: 2016-07-18; view: 341; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию