Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дознание, органы и должностные лица, участвующие при производстве дознания





 

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.[1]

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Задачами органов дознания являются:

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– изобличение виновных;

– обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:[2]

– дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

– производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

– руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

– дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Органы внутренних дел – основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

прокуратура.

Уголовно-процессуальная политика российского государства сконцентрирована на создании законодательства для результативной борьбы с преступностью. А также на том, чтобы не нарушались права, интересы личности, соблюдался благоразумный срок уголовного судопроизводства.

В положения УПК РФ постоянно вносятся различного рода изменения, сосредоточенные на улучшении уголовно-процессуальной деятельности.

Увеличение преступлений, которые требуют безотлагательного проведения некоторых процессуальных действий, не производство которых вероятно повлечет за собой невосполнимую утрату следов преступления, иных доказательств, перегруженность следственных органов, органов дознания, обусловили необходимость введения института сокращенной формы дознания в систему уголовно-процессуального законодательства. Изменения внесены Федеральным законом от 04.03.2013г. №23-ФЗ в УПК РФ, которым введен институт сокращенной формы дознания.

Такой институт для России не признан новым. Ранее, в УПК РФ, велась речь о сокращенных производствах, однако сокращенные производства касались рассмотрения дела в суде, а не предварительного расследования.

Основной задачей института сокращенной формы дознания выступает осуществление предварительного расследования в предельно короткие сроки по бесспорным преступлениям. Срок сокращенной формы дознания не превышает пятнадцати суток. Использование указанной формы вероятно по очевидным преступлениям.


Дознание служит упрощенной формой предварительного расследования, которое проводит дознаватель по делам, по которым согласно пункту 8 статьи 5 УПК РФ необязательно проводить предварительное следствие. Необходимость выделения дознания в некоторую форму расследования определена тем, что по менее опасным, не сложным с точки зрения их расследования преступлениям обеспечивалась более быстрая, упрощенная подготовка для передачи дела в суд. Дознание служит идее ускоренного уголовного процесса, при одновременном соблюдении достаточных гарантий прав и законных интересов личности. Институт дознания отвечает общей тенденции нынешнего развития уголовно-процессуального права в мире в целом[3].

С помощью ускорения предварительного расследования реализуется право на скорый суд. Принятый закон от 06.06.2007г[4] внес существенные коррективы в порядок производства дознания.

До внесения указанных изменений, дознание осуществлялось по уголовным делам, которые относились к подследственности органа дознания, при условии, что они возбуждены в отношении отдельных лиц. С несением изменений в закон, дознаватели расследуют все преступления, указанные в части 3 статьи 150 УПК РФ, вне зависимости от установления подозреваемого лица.

Указанные изменения позволили освободить следователей от расследования значительного количества уголовных дел о преступлениях легкой и средней тяжести.

Принятым законом увеличен первоначальный срок дознания до тридцати суток, определена процедура неоднократного его продления прокурором на срок до тридцати суток, шести месяцев, двенадцати месяцев. Ученые-юристы неоднозначно восприняли введенные изменения, так как в результате продления сроков дознания, убирается граница между дознанием и предварительным следствием[5].

В связи с внесенными изменениями возник новый участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения, именуемый начальником подразделения дознания.

Таким образом, под органами дознания понимают должностные лица, а также иные правоохранительные органы исполнительной власти, которые уполномочены в соответствии с федеральным законом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, осуществлять производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, возбуждать уголовные дела, проводить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, а также осуществляющие иные процессуальные полномочия в уголовном судопроизводстве.







Date: 2016-07-18; view: 282; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию