Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема → проблема → идея.





  1. Сюжет и фабула литературно-художественного произведения. Элементы сюжета.

Сюжет – ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя по определённым правилам демонстрации.

Фабула - ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных в хронологическом порядке (может не совпадать с сюжетом – «Герой нашего времени», «Одиссея»)

Типы построение сюжетов:

Хроникальный – временная связь. Концентрические – причинно-следственная связь.

Виды сюжетов:

Традиционный, вечные, оригинальные.

У Борхеса: 4 сюжета: об осаде города, о странствиях, о поиске, и самопожертвовании.

У Польти: 36 сюжетов.

Элементы сюжета:


Обязательные:

· Экспозиция

· Завязка

· Развитие

· Кульминация

· Развязка

 

 

Факультативные:

· Пролог

· Финал

· Эпилог

· Заглавие

· Эпиграф

· Авторские отступления


  1. Понятие конфликта. Своеобразие конфликта в эпосе, лирике и драме.

Конфликт – разногласие, противоречие, столкновение, острая борьба, воплощенные в сюжете литературного произведения. Столкновение сторон, мнений, сил. Это борьба характера с характером, характера с обстоятельствами. Может быть внешним и внутренним. В лирике конфликта быть не может, может быть только лирическое переживание. Эпос и драма без конфликта не могут существовать. Драма отличается остротой. Напряженностью конфликта, примирение может состояться только в конце произведения, нет места для сглаживания. Компромиссов. Эпос характеризуется тяготением к миру, гармонии, согласию, равновесию. Все конфликты эпический мир воспринимает как досадную неизбежность.

Эпос – повествование о событиях.

Лирика – повествование о чувствах.

Драма – изображение событий и чувств.

  1. Художественный образ, теории его происхождения. Структура образа. Классификация образов.

Художественный образ - любое явление, творчески воссозданное автором в худож. произведении.

Портрет - изображение внешности персонажа. Предметы и вещи - та обстановка которая окружает персонаж. Речь - важнейший показатель национальной и социальной принадлежности человека, свидетельство его темперамента, ума, одаренности, степени и характера образованности. Психологическийанализ - воссоздание духовной жизни персонажа. Внутренниймонолог - излюбленный прием писателя при изображении духовной жизни их персонажей. Авторскийкомментарий - несоответствие между тем, что делает или говорит герой. Воспоминанияисны - раскрытие внутреннего мира. Поступкидействия - самый важный показатель характера, его мировоззрения, всего дух мира.

Виды образов

· Иллюстративные (авторские отступления)

· Публицистические (высказывания героя)

· Фактографические (описания)

· Портретные

· Предметно-пространственные

Происхождение образа:

Концепция Потебни: образ содержится во внешней форме слова.

Концепция Полеевского: образ складывается из сравнений. Образы развиваются, и они взаимосвязаны. Образы существуют только в нашем сознании и являются синтезом всех чувств.

  1. Характер и тип в литературно-художественном произведении.

Тип -художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности и т. п. (например, тип маленького человека)

Характер -художественный образ человека, в котором, в отличие от типа, преобладают индивидуальные черты, социальная, бытовая, психологическая обусловленность свойств личности, проявляющихся в тех или иных обстоятельствах, причем индивидуальное может раскрываться на фоне типического и наоборот (например, Гамлет У. Шекспира - типичный человек конца эпохи Возрождения, но в то же время носитель присущих только ему качеств личности).

  1. Основные разновидности языка (литературный, поэтический, разговорный) и их особенности.

Литературный язык - обработанная форма общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.

Разговорный язык – используется в непринужденной обстановке, без предварительной подготовки и обязательно при непосредственном участии двух (или больше) собеседников.

Поэтический язык - тот или иной естественный язык, каким он предстает в определенном поэтическом произведении или совокупности таких произведений. В широком смысле этот термин относится к языку как поэзии, так и художественной прозы.

  1. Роль номинации в поэтической речи.

Номинация - называние предмета, признака, действия, как художественная реализация в соответствующей словесной формулировке определённой образной мысли.она является изобразительным средством поэтического языка. она точно воспроизводит явления мира, но ей свойственны некоторые выразительные возможности.

  1. Синонимы и их роль в поэтической речи.

Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.

Они помогают автору выразить свое отношение к тому, что он изображает, а также сделать это изображение более красочным, ярким.

У Пушкина в стихотворении «Пророк»: вместо стилистически нейтральный современных слов использованы синонимы-архаизмы с целью имитировать библейский текст.

Чаще всего писателям приходится использовать синонимы в таких произведениях, в которых большое место занимают диалоги: если в тексте много диалогов, то автору нужно употребить и много глаголов речи, а значит, он должен будет использовать синонимы.

  1. Художественные функции антонимов.

Антонимы -слова одной части речи, имеющие противоположенное значение.

Основная стилистическая функция антонимов - быть лексическим средством выражения антитезы.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой... («Евгений Онегин»)

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

(«Демон»)

  1. Омонимы, их разновидности. Художественные функции омонимов.

См. лекцию по совр. русскому

  1. Особые лексические ресурсы языка (славянизмы, архаизмы, диалектизмы, варваризмы, вульгаризмы и проч.) Принципы их классификации.

См. лекцию по совр. русскому

  1. Основные разновидности тропов. Их характеристика.

Троп - в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Метони́мия (др.-греч. μετονυμία — «переименование», от μετά — «над» и ὄνομα/ὄνυμα — «имя») — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом.

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность.

Сине́кдоха (|συνεκδοχή}}) — троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Гипе́рбола (из др.-греч. ὑπερβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».

Лито́та, литотес (от др.-греч. λιτότης — простота, малость, умеренность[1]) — троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения.

Дисфеми́зм (греч. δυσφήμη — «неблагоречие») — грубое или непристойное обозначение изначально нейтрального понятия с целью придания ему негативной смысловой нагрузки или просто для усиления экспрессивности речи, например: сдохнуть вместо умереть, морда вместо лицо.

Каламбу́р (фр. calembour) — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию[1].

Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна»

Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — это способ художественного изображения одного явления, предмета или существа через другое.

Олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному с целью создания ощущения, что предмет не такой, каким он кажется. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…»

Пафос (греч. πάθος — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением.

Сарка́зм (греч. σαρκασμός, от σαρκάζω, буквально «разрывать [мясо]») — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого. (Ювенал)

Эвфеми́зм (греч. ευφήμη — «благоречие») — нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений.

Зе́вгма (греч. ζεύγμα, лат. ´zeugma — «сопряжение», «связь») — фигура речи, заключающаяся в том, что слово, которое в предложении образует однотипные синтаксические сочетания с другими словами, употребляется только в одном из этих сочетаний, в других же опускается (Почтен дворянин за решеткою своей башни, купец — в своей лавке (Пушкин, «Сцены из рыцарских времен») — слово почтен здесь употреблено только один раз, во второй раз — подразумевается).

  1. Основные разновидности поэтических фигур (плеоназм, силлепс, анаколуф, градация и проч.). Их классификация и художественные функции.

Есть фигуры мысли и фигуры слова. Фигуры мысли - средства речевой выразительности, значение которых не меняется от передачи другими словами (риторический вопрос, восклицание и т.д., уступка, олицетворение). Фигуры слова - средства речевой выразительности, значение которых меняется от передачи другими словами (прибавление, убавление, перемещение, фоника). И вот к этим-то фигурам и относятся вышеназванные термины;) Далее - краткое определение, что есть что. Кстати, по ЕГО лекции: аноклув = плеоназм))

силлепсис - объединение в общем подчинении неоднородных членов (шел дождь и иван Петрович)

Далее список просто для поднятия настроения:

«Половой этот носил под мышкой салфетку и множество угрей на щеках».

«Шёл дождь и два студента, один в галошах, а второй в университет».

«Шёл дождь и два студента, один в кино, другой в пальто».

«Я пил чай с коньяком и поручиком».

«Мы болтали. Он о чувствах, а я ногой».

Градация (разновидность анадиплосиса) - усиление свойства в ряду слов ("Ручьи, реки, озера, океаны слез". (Ф.М. Достоевский.)

  1. Виды словесных и звуковых повторов, их художественные функции.

Повтор – это упорядоченное повторение слова, словосочетания и даже большей синтаксической единицы (предложения или его части). Упорядоченность выражается в том, что повторяющиеся единицы стоят в определенной позиции, то есть на определенном месте в предложении, его части, сложном синтаксическом целом, тексте.

Анафора: «Я тот, чей взор надежду губит //Я тот, кого никто не любит»,

Эпифора.

Повтор, при котором конец одной синтаксической конструкции может удваиваться за счет повторения его в начале смежной с ним конструкции, называется анади́плосис (подхват, стык). «О, весна, без конца и без краю, //Без конца и без краю мечта!» (Блок).

На основе повтора формируется параллелизм – повтор смежных синтаксических конструкций: предложений или их частей.

Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон, коварна и зла.

(Лермонтов)

На основе параллелизма формируется антитеза – противопоставление двух высказываний.

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче – все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,

Все жаворонки нынче – вороны.

(Цветаева)

  1. Понятие благозвучия (эвфония) и неблагозвучия (какофония) в поэтической речи. Причины появления эвфонии и какофонии.

ЭВФОНИ´Я (греч. εὐφωνόα — благозвучие, от εὖ — хорошо и φωνή — голос, звук) — учение о благозвучии, раздел поэтики, изучающий в стихе качественную сторону речевых звуков, накладывающих известную эмоциональную окраску на художественное произведение. Большое количество стилистических приемов относится к области Э., как то: ритм стиха, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, все виды звуковых повторов. Как фонетическое явление Э. в равной степени относится и к поэзии и к прозе.

Какофония (неблагозвучие) – негармоничное сочетание звуков и слов, неприятное на слух либо затрудняющее произношение. Причиной неблагозвучия речи может быть употребление длинных сложных слов (радиоаэронавигационный, рекогносцировка), сокращений и аббревиатур, тавтофония, труднопроизносимые звукосочетания на стыке слов и др. скопления, неудачное словообразование (длинношеее, пятьюдесятьюстами) и т.п.

Выразительным средством звукописи может стать подчеркнутое благозвучие и неблагозвучие. Благозвучные строки обычно отражают красоту описываемого предмета, передают положительные эмоции лирического героя, находящего в своей душе отзвук миру прекрасного (Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан, и ее золотистые косы, и холщовый ее сарафан. - Ес.).

Неблагозвучие поэтической речи нередко подчеркивает сложность и драматизм описываемых явлений, отсутствие в них гармонии, красоты. Например, у С. Есенина затрудненные артикуляции слов, приглушенное звучание стиха, отсутствие песенных интонаций отличают строки, в которых рисуется враждебный лирическому герою образ «железного гостя»: Видели ли вы, как бежит по степям, в туманах озерных кроясь, железной ноздрей храпя, на лапах чугунных поезд?

  1. Композиция литературно-художественного произведения. Факторы, определяющие композицию.

КОМПОЗИ´ЦИЯ [лат. compositio (от com или con — со, вместе и positio — положение, расположение) — составление, соединение] — закономерное, мотивированное расположение деталей в крупных частях художественного произведения и взаимное соотношение этих деталей.

Виды композиции:

Сюжетная

Образно-содержательная

Внешняя

Речевая

Фонетическая

Синтаксическая

Работа над композицией предполагает: построение образов персонажей, а также других образов произведения и их группировку; построение сюжета (если это эпическое или драм произв.), выбор формы повествования (в виде дневника, от автора, от героя, устного повествования), общую композицию, то есть сведения всех компонентов в единое целое.

В композ. произведения входит также его членение на части, главы, эпизоды, абзацы (в эпических произведениях), на акты, явлении (драм), на строфы (в лирич.).

  1. Основные разделы стиховедения и их задачи.

СТИХОВЕДЕНИЕ — раздел поэтики, изучающий свойства стихотворной речи и принципы ее анализа.

Фо́ника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. (эвфония, какафония и т.д.). занимается изучением сочетаний гласных и согласных звуков в звуковых комплексах и их конструктивной функции в организации стихового ряда. В силу этого учение о рифме, как о звуковом повторе, относится к Ф., а ритмообразующая ее роль входит в теорию ритма и композиции стиха.

Ритмика – раздел стиховедения, посвящённый изучению стихотворного ритма. Сюда входит изучение звуков речи с точки зрения их ритмообразующего значения, определения ритмической единицы и её модификаций в данной системе стихосложения, изучение строфики, фоники, рифмы, пауз и т. п. с точки зрения их ритмообразующего значения.

Строфика, раздел стиховедения, учение о сочетании стихов. Обычно включает обзор стихотворных размеров, тяготеющих к упорядоченной (строфической) группировке стихов, обзор тенденций, соблюдаемых при сочетании стихов (например, укорочение и ритмическое облегчение стихов к концу полустрофия и строфы, объём, строение и членение строф, их интонационно-синтаксическая законченность), обзор традиционно употребительных строф (4-стишие, 6-стишие, октава, онегинская строфа и пр.), обзор "твёрдых форм" целых стихотворений (рондо, триолет, сонет и пр.).

  1. Понятие рифмы, ее основные разновидности.

Рифма - композиционно-звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов, чаще — начиная с последнего ударного слога в рифмуемых словах.

Виды рифм:

мужские (ударение на последнем слоге), женские (ударение на предпоследнем от конца слоге), дактилические (ударение на третьем от конца слоге), гипердактилические (ударение на четвертом от конца слоге). Если Р. оканчивается гласным звуком, она называется открытой, если оканчивается согласным звуком, — закрытой.

Так же различают каламбурные, точные (кол-ко послеударных слогов совпадает), абсолютно точные (полное совпадение), относительно-точные (акустическое совпадение «вол-пол»)

Опьяняет смелый бег,

Овевает белый снег,

Режут шумы тишину,

Нежат думы про весну.

(В. Брюсов)

  1. Характеристика белого, безрифменного и холостого стиха.

Безрифменный стих – поэт не знает о наличии рифмы (античность)

Белый стих – поэт сознательно не использует рифму

Холостые – часть строк рифмуется, часть – нет.

 

  1. Понятие метра и размера, их соотношение.

МЕТР (от греч. μέτρον — мера) - стихотворный размер, основанный на последовательном чередовании однородных стоп, например: ямбический М., хореический М., дактилический М. Некоторые русские стиховеды (А. Белый, В. Жирмунский) рассматривают М. как некую идеальную схему чередования ударных и неударных слогов в стопном стихе, с которой не совпадает живой ритм стихотворения.

РАЗМЕР — определенные метрические нормы, в пределах которых проходит стиховой ритмический процесс. Все метрические стихи, построенные на кратных повторах стопы, имеют определенный размер, или пространство.

  1. Принципиальное различие стихотворной и нестихотворной (прозаической) речи.

В основе этого деления лежит речевая организация текста: прозаический текст - это речь отрывистая, членение речи здесь определяется смысловым и синтаксическим строем и автоматически из него вытекает; стихотворный текст, или поэтический, - это речь периодическая, ритмически организованная. Членение в стихотворном тексте качественно отлично от членения в прозаическом тексте, воспринимаемом как сплошное текстовое пространство.

Для стихотворного текста важны не синтаксические единицы, а единицы ритмически организованные; это замкнутые компоненты, стянутые перекрестными рифмами. Единицы членения - это строка, строфа, четверостишие (или двустишие). Стиховые строки не обязательно совпадают с синтаксическими границами предложений: стих обладает метром (размером). Это упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. Сильные и слабые места - это чередующиеся слоговые позиции в стихе, они образуют метр в виде двух- или трехсложной стопы. Сильные места метра занимают ударные слоги, слабые - неударные.

Ритмически организованная речь в большей степени, чем прозаическая, использует фигуры - анафоры, эпифоры, периоды, ретардации, стиховые переносы, стыки, параллелизмы.

  1. Понятие литературной стихопрозы.

СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты – мелодичность и напевность.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, -

Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома?

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

  1. Стихийная и намеренная метризация художественной прозы или нехудожественной речи.

Метризованная проза – это художественный прием силлабо-тонического упорядочивания ритма прозаического текста. Прозаик, желая придать тексту благозвучие, подчиняет ритм прозы регулярному силлабо-тоническому метру, делит весь текст на однородные стопы.

Иногда в хаотичном ритме прозы читатель может встретить одну или несколько метризованных фраз. Поскольку нет универсальных правил, позволяющих в каждом случае точно установить, сознательно или неосознанно метризовал писатель свою прозу, такие короткие ряды стоп в неметризованном тексте стиховеды называют «случайными метрами».

Часто писатель намеренно метризует строки в прозе с целью придать тексту большую благозвучность.

Метризованная проза образуется не только в результате «облагозвучивания» обычного прозаического текста. В нее могут быть превращены стихи. В этом случае в тексте произведения обнаруживаются все признаки стиха (ритм и метр, рифма и рифмовка, строфика), кроме одного, главного: нет графического членения на строки.

 

  1. Квантитативные и квалитативные системы стихосложения, их характеристика.

КВАЛИТАТИ´ВНОЕ СТИХОСЛОЖЕ´НИЕ (от лат. qualitas — качество) — термин традиционной поэтики, относимый к общеевропейской (или русской классической) системе равносложного, силлабо-тонического стиха, в котором нет различия слогов долгих и кратких, но имеется качественное различие ударных и безударных слогов.

КВАНТИТАТИ´ВНОЕ СТИХОСЛОЖЕ´НИЕ (от лат. quantitas — количество) — термин традиционной поэтики, относимый к системе античного стиха. Под количественностью (квантитативностью) стиха разумеется система долготы и краткости слогов. Определенное закономерное чередование долгих и кратких слогов в стопе и составляло, согласно этому взгляду, количественный ритм античного стиха.

  1. Метрическая система стихосложения. Классификация стоп и основные античные метры.

МЕТРИ´ЧЕСКИЙ СТИХ, метрическое стихосложение, — стих, построенный на основе метра, т. е. на периодической повторности определенной элементной группы ритмических долей (определенной стопы, или краты). Понятие М. с. не ограничивается только античной системой, а включает в себя всякий стих, сформированный на такой основе.

В античности:

Двухсложные:

U U дибрахий (пиррихий)

— U трохей (хорей)

U — ямб

— — спондей

Трехсложные:

U U U трибрахий

U — U амфибрахий

U U — анапест (палимбакхий)

— U U дактиль

— U — кретик (амфимакр)

— — U антанапест

U — — бакхий (антидактиль)

— — — молосс (тримакр, экстенсипес)

И т.д.

  1. Силлабическая система стихосложения.

СИЛЛАБИ´ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ´НИЕ (от греч. συλλαβή — слог) — система книжного равносложного («слогочислительного») стиха, существовавшая в России в 16—17 вв. и в первой трети 18 в. Все стихи носили тогда общее название виршей (или вершей); вирша — это двустишие, скрепленное рифмой. Силлабическими же они стали называться лишь в начале 19 в. Почти все поэты-виршевики 16—17 вв. были священнослужителями и писали стихи на славянском языке: в результате образовался разрыв между языком народной поэзии и языком виршевиков.

В основе силлабической системы лежит равносложие, т.е. - одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число было равно одиннадцати и тринадцати. В середине строки присутствовала цезура - внутристиховая пауза. Эмоциональное движение в стихе почти не наблюдалось, ибо в основной своей массе произведения были религиозно-моральной направленности и имели поучающий характер.

  1. Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные двусложные и трехсложные метры.

Силлабо-тоническая система -основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Учтен при этом опыт метрической системы. В основе силлабо-тоники лежит принцип строения русского народного стиха: соизмеримость соотносимых стихов по количеству и расположению ударных слогов. Ритмическими единицами в силлабо-тоническом стихе, как и во всяком другом, являются соотносимые между собой стихотворные строки - стихи. Соизмеримость же их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями ударных и безударных слогов. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний выступают стопы. Деление на стопы в русском силлабо-тоническом стихе (стопа здесь - сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными) в известной степени условно. Особенности русского языка не позволяют строго выдержать это деление, так как слова русского языка весьма неоднородны как по количеству слогов, так и по месту ударений. Многие из слов столь многосложны, что могут вместить в себя по две стопы и тем самым требовать не одного (как это имеет место в языке на самом деле), а двух ударений в слове. С другой стороны, в живом произнесении ударения в служебных словах, а иногда и в местоимениях, пропадают, и ударение в стихе переносится с одного слова на другое (перенесение ударения с данного слова на последующее называется проклитикой, а на предшествующее - энклитикой).

  1. Внутренняя структура силлабо-тонического стиха.

 

 

  1. Ритмические определители силлабо-тонического стиха (каталектика, гиперкаталектика, анжамбеман (enjambement)).

Катале́ктика (от др.-греч. κατάληκτος, усеченный) — в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении понятие окончания строки неполной урезанной стопой, в отличие от неурезанной при акаталектике. Соответственно, каталектический стих — любой стих, в котором последняя стопа полностью не сохраняется и урезана.

Гиперкатале́ктика (от др.-греч. ὑπερκατάληκτος, содержащий лишнее количество слогов) — в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении, понятие окончания стиха стопой, в состав которой включен дополнительный слог. Напр. гиперкаталектический дактилический диметр, —UU | —UU—, где второй дактиль увеличен на один долгий слог (—UU → —UU—). Понятие гиперкаталектики в известной мере условно, так как гиперкаталектический стих в большей степени принято рассматривать как каталектический большего размера, напр. гиперкаталектический дактилический диметр как каталектический дактилический триметр, —UU | —UU | —.

Акатале́ктика (от др.-греч. ἀκατάληκτος, неусечённый) — в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении понятие окончания строки полной неурезанной стопой, в отличие от урезанной при каталектике. Соответственно, акаталектический стих — любой стих, в котором все стопы сохраняются без изменений; в частности, последняя стопа не урезана.

  1. Тоническая система стихосложения. Основные виды тонического стиха.

Тоническая система - Система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. Внутри тонического стихосложения различается чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое, где учитывается также расположение ударений в стихе. В русской терминологии 18-го века под тоническим стихосложением подразумевали силлабо-тонику, как систему, отличную от силлабического стиха.

Дольник – вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 1 до 2.

"Дней (0) бык (0) пег,

Медленна (2) лет (1) арба,

Наш (0) бог (0) бег,

Сердце (1) наш (2) барабан."

Владимир Маяковский

Тактовик – стихотворный тонический размер, допускающий интервал между ударениями в пределах 1-3 слогов (в отличие от дольника, где интервал не превосходит 2 слогов, и акцентного стиха, где междуударный интервал не ограничен).

«… жил старик со своею старухой
у самого синего моря»

Акцентный стих - чисто тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются (в отличие от дольника и тактовика) любые, в том числе превосходящие 3 слога. Акцентный стих бывает только рифмованным (или, в древней германской и кельтской поэзии — аллитерационным); без предсказуемой фонетической поддержки такой стих считается свободным, или верлибром.

«А Балда приговаривал с укоризной:
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.»

  1. Свободный стих (верлибр).

ВЕРЛИБР (свободный стих) – нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости. Это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии, изосиллабизма (равенства строк по числу ударений и слогов) и регулярной строфики[3].

Улица быстрым потоком шагов,

Плеч, и рук, и голов

Катится, в яростном шуме,

К мигу безумий,

Но вместе –

К свершеньям, к надеждам и к мести!…

(«Восстание», пер. В. Брюсова).

  1. Понятие строфы. Классификация строф.

Строфа – сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью. Длина стихов, их чередование и система рифм обусловлены самой структурой С. Строфа содержит в себе от двух до 14 стихов (сонет, онегинская строфа). Если большой мерой правильного метрического стиха является тактометрический период, заключающий в себе определенное количество малой меры (крата, стопа, подия), то С., как высшую метрическую меру, можно назвать метрическим циклом Русское стихосложение обладает огромным богатством самых разнообразных С.; это многообразие обусловлено не только количеством стихов в С., но и системой различных метрических размеров, с комбинацией длинных и укороченных стихов, имеющих свой порядок рифмовки.

- двустишие (дистих),

- трехстишие (терцина),

«Земную жизнь пройдя до половины

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины»

- четырехстишие (катрен),

- пятистишие, - чаще - ли́мерик (форма короткого юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы)

- шестистишие (секстина),

- семистишие

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

- восьмистишие (октава),

- девятистишие (спенсорова строфа.),

- десятистишие (одическая строфа),

- четырнадцатистишие (сонет, онегинская строфа).


«Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же чёрт возьмёт тебя?»

«Меня неверным другом не зови.

Как мог я изменить иль измениться?

Моя душа, душа моей любви,

В твоей груди, как мой залог, хранится.

Ты - мой приют, дарованный судьбой.

Я уходил и приходил обратно

Таким, как был, и приносил с собой

Живую воду, что смывает пятна.

Пускай грехи мою сжигают кровь,

Но не дошел я до последней грани,

Чтоб из скитаний не вернуться вновь

К тебе, источник всех благодеяний.

Что без тебя просторный этот свет?

Ты в нем одна. Другого счастья нет


  1. Основные роды литературы. Их происхождение.

Эпос — род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность).Специфические свойства эпоса как литературного рода.

Лирика, лирическая поэзия (от греч. λυρικός -«исполняемый под звуки лиры, чувствительный» «лирический; лирный») воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора.

Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие) — один из трёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой[1][2], принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру[1][3]. Предназначенная для игры на сцене, драма от эпоса и лирики формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления[2]. Изображает события, а не описывает их.

  1. Характеристика основных эпических жанров.

· Эпопея - Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях, сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

· Рома́н — развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.

· По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

· Рассказ или нове́лла (итал. novella — «новость») — основной жанр малой повествовательной прозы. Завязка, кульминация, развязка. Экспозиция факультативна.

· Очерк характеризуется отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

  1. Специфические свойства лирики как литературного рода.

Этот жанр осваивает переживания. Чувства – необходимое лирическое переживание. Переживание – единство мысли и чувства по Белинскому. Лирическое переживание самоценно, самодостаточно, оно не требует пояснений из вне. Оно отличается единством тона, в отличие от драмы и эпоса.

Действительность отражается в произведении на основе вымысла, объективация в лирике есть исходное переживание, оно превращается в образ переживания. Переживание понимается и как предмет и как форма, в эпосе и драме важно самодвижение образа. Образ отделяется от автора. в лирике по мере разрастания образ приближается к облику автора. Лирическая мысль замыкается на личности автора. Лирический образ носит условный характер (в отличие от эпоса и драмы) Лирическое переживание обобщено. Субъект сознания наделен прямой, оценочной точкой зрения. Лирический герой это одна из форм выражения авторского сознания в лирике.

1Собственно автор.

2 Лирический герой - это объект и субъект собственного сознания

3 Ролевой герой - наделен оценочной и фразеологической точкой зрения, он является объектом не собственного, а более высокого сознания.

  1. Жанровые модификации лирики.

1. Ода – жанр воспевающий, торжественное лирическое стихотворения, воспевающее героический подвиг. Восходит к традициям классицизма. Например ода «Вольность».

2. Элегия – жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем о жизни, судьбе, своей мечте. Например «Элегия» Некрасова («Я лиру посвятил народы своему»), «Элегия» Пушкина («Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»), античные элегии: Каллимах и др.

3. Послание – обращение к другому лицу. Жанр, несвязанный с определенной традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация. Например «К Чаадаеву».

4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное определенному лицу. Например «Книжный червь»

Пусть книжный червь - жилец резного шкафа -

В поэзии узоры прогрызет,

Но, уважая вкус владельца-графа,

Пусть пощадит тисненый переплет!

5. Песня – Жанр восходит к традициям устного народного творчества. Например «песня Западных славян».

6. Романс – например «Стояла серая скала на берегу морском» (Лермонтов)

7. Сонет – например Шекспир.

8. Сатира – например «Румяный критик мой, насмешник толстопузый…».

  1. Понятие литературного метода.

Литературный метод - совокупность общих принципов эстетического освоения действительности.которые устойчиво повторяются у нескольких авторов

  1. Понятие стиля. Соотношение понятий «стиль» и «метод».

Стиль - эстетическое свойство художественного произведения (творчества писателя в целом, течения, направления, эпохи): общность всех сторон и элементов произведения (см. содержание и форма), придающая ему своеобразие, определенную оригинальность (например, стиль И.С. Тургенева отличается лаконизмом, скрытым психологизмом; Л.Н. Толстого, напротив, предельной детализацией и открытостью изображения душевных движений персонажей). Благодаря единству С. читатель может отличить произведение одного автора от творения другого, так как С. определяет устойчивый облик произведения искусства, его общую тональность, что проявляется в отборе изобразительных средств (см. изобразительные средства), выборе тем, сюжетов и т. п. Своеобразие С. проявляется, как правило, в системе стилевых примет (определяющих черт), которые свойственны произведениям данного автора (направления, течения и т. д.). Такими приметами являются, в частности, объективность - субъективность изображения действительности (С. эпический и лирический); описательность (когда преимущество отдается детальному изображению действительности, взятой в статический момент своего существования) - экспрессия (то есть изображение динамических картин, событий); а также внимание к внутренней жизни персонажа или лирического героя (то есть психологизм). В узком смысле С. называют индивидуальную авторскую манеру письма, проявляющую себя через отбор изобразительных средств, построение фраз, предпочитаемое употребление слов определенной эмоциональной окраски, интонацию речи, иными словами, через язык писателя как средство воплощения творческого замысла.

Под художественным или творческим методом понимают совокупность стилей целого направления.

ПОД ТИПОМ ТВОРЧЕСТВА ПОНИМАЕТСЯ ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ.ЛЁГШИЙ В ОСНОВУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ-РЕАЛЬНОЕ ИЛИ ИДЕАЛЬНОЕ.ПОД МЕТОДОМ ПОНИМАЕТСЯ-МЫШЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ ИДЕАЛАМИ ИЛИ РЕАЛЬНЫМИ ФАКТАМИ. И УМЕНИЕ ИХ ПИСАТЬ.ДЕЛАТЬ ОБРАЗЫ КАКИЕ-ТО.ОБОБЩАТЬ И ОТБИРАТЬ ФАКТЫ ИСХОДЯ ИЗ ЭТОГО ПРИНЦИПА МЫШЛЕНИЯ. И ТРЕТЬЕ-СТИЛЬ -РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭТОГО ТИПА ТВОРЧЕСТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА НА КАЖДОГО ПИСАТЕЛЯ И КАЖДОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

  1. Понятие литературного направления. Основные направления в европейской литературе.

Литературное направление - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления:

Классицизм в литературе – литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образам.

Сентиментализм в литературе - (вторая половина XVIII – начало XIX века) – от французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность. Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы.

Романтизм в литературе - (конец XVIII – вторая половина XIX в.) – наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме). В России русский романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский).

Символизм – литературное течение, одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс» - упадок, падение.

Реализм - (лат. вещественный, действительный) – направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

  1. Литературные течения и школы. Их место в литературном процессе.

Течение – оэтическая группировка, отмеченная большим или меньшим единством приемов художественного оформления у входящих в нее писателей.

Характерным признаком художественно-литературного течения является его хронологическая ограниченность. К течениям относятся, например — „dolce stil nuovo“ (новый сладостный стиль) — флорентийская группа поэтов конца XII — нач. XIII веков, Гвидо Кавальканти, Данте Алигиери, Дино Фрескобальди, Чино да Пистойа, Джанни Альфани, Лапо Джанни; французская «Плеяда» XVI века, поэты — Ронсар, Дю Беллэ, Баиф, Белло, Жодель, Дора; немецкий романтизм конца XVIII — нач. XIX век. представляемый (старшая группа) бр. Шлегелями, Тиком, Вакенродером, Новалисом; французский натурализм 70-х—90-х годов в лице Золя, Гонкуров, Мопассана, Гюисманса, Додэ; итальянский футуризм нач. XX века — Маринетти, Паоло Буцци, Коррадо Говони, Фольгорэ, Каваккиоли, Паллацески; русский символизм с нач. XX века — К. Бальмонт, Вал. Брюсов, Вяч. Иванов, Ал. Блок, Андрей Белый.

Относительное единство стиля, характерное для течения, не находится в противоречии с индивидуальным своеобразием каждого из принадлежащих к нему поэтов. Своеобразие это придает лишь значительность и яркость художественно-литературному течению.

Не стоит путать со школой того или иного писателя – то есть стремление воспроизвести его стиль и манеру письма.

 

 

Date: 2016-07-18; view: 576; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию