Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы организации и осуществления государственной власти
Государственный суверенитет (ст. 4 Конституции РФ) Под государственным суверенитетом понимается такое свойство власти, которое состоит в абсолютном верховенстве её на определенной территории (территории государства). Суверенитет обладает признаками единства, неделимости и неотчуждаемости. Проблемы суверенитета главным образом связаны с признанием связанности государства международными обязательствами и с распределением суверенитета в федерации. На конституционном уровне закрепляется государственная независимость (государственный суверенитет) Российской Федерации, который принадлежит только федерации в целом [Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П]. Государственная целостность (стст. 4 и 5 Конституции РФ) Содержанием принципа государственной целостности является запрет на создание внутри государства других суверенных государств (вывод части территории в пределах государственных границ из-под юрисдикции России), а также неотчуждаемость территории иначе как в порядке, установленном федеральным законодательством. Запрет на создание суверенных государств на территории России может вступать в противоречие с правом наций на самоопределение, но как на международно-правовом, так и на конституционном уровне принцип целостности имеет приоритет и самоопределение должно осуществляется без его нарушения. Федеративное государственное устройство (стст. 1 и 5 Конституции РФ) Принцип федеративного устройства состоит в том, что государство составляют территориальные образования, имеющие самостоятельно формируемые органы власти, собственную территорию и население. Эти территориальные образования (субъекты федерации) обладают свойства самостоятельного субъекта права, сфера полномочий их органов определяется в нормативных актах, однако их существование не ставит под сомнение суверенитет и целостность федерации в целом [Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П]. В числе особенностей федеративного устройства России можно выделить национально-территориальный характер, асимметричность (неравенство прав субъектов) и наличие различных видов субъектов. Республиканская форма правления (ст. 1 Конституции РФ) В отличие от монархии, республиканская форма правления предполагает: (а) формальная конституционная законность в деятельности всех государственных органов, (б) определение компетенции органов законом, (в) формирование высших органов власти в результате выборов. Относительно определения России как парламентской или президентской республики(1) в литературе единого мнения нет. В парламентской республике (1)правительство несет политическую ответственность перед парламентом, назначается и отправляется им в отставку, (2) глава государства может избираться парламентом, (3) со стороны правительства существует контроль за решениями главы государства, который связан с неответственностью последнего (контрассигнация), (4) глава государства не имеет права вето в отношении законов, принимаемых парламентом, (5) глава государства представляет страну, но определяет внутреннюю и внешнюю политику правительство, (6) для решения кризисов отношений парламента и правительства глава государства может распустить парламент. Некоторые из перечисленных признаков (1) и (6) обнаруживаются и в России, что позволяет говорить о формальном закреплении смешанной формы правления. Разделение властей (ст. 10 Конституции РФ) Государственная власть осуществляется на основе разделения на на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение состоит в институциональной независимости органов, разделении их функций. Одни и те же люди не могут занимать должности в разных органах, один орган не может контролировать или вмешиваться в работу других ([Постановление КС РФ от 22.11.2001 N 15-П]; [Постановление КС Российской Федерации от 27 января 2004 г. N 1-П]), отменять или изменять их решения, один орган не может выполнять функции других органов, каждый орган обладает организационной самостоятельностью. Главной проблемой в России является положение в системе разделения властей Президента РФ. По этому поводу в российском государствоведении сложилась теория особой президентской власти, координирующей деятельность других властей. Правовое государство (ст. 1 Конституции РФ) Содержание этого принципа состоит в ограничении деятельности государствами правовыми нормами. Раскрывая его содержание более детально, что выделить такие составляющие, как (а) нормативное закрепление компетенции органов государственной власти, (б) преобладание права над произволом, (в) равенство в правах – формальное равенство, (г) судебный (независимый) механизм применения правовых норм, (д) ограничение власти правами отдельной личности. Свобода усмотрения у государственных органов остается, хотя и она должна регулироваться правом в виде установления целей и принципов деятельности. В «формальном» смысле принцип правового государства предполагает также (е) следование иерархии правовых норм. 4. Принципы функционирования правовой системы (ст. 15 Конституции РФ) Верховенство и прямое действие Конституции. Этот принцип был раскрыт выше как одно из юридических свойств конституции (см. Тему 2), и применительно к Конституции РФ он не имеет каких-либо существенных особенностей, хотя в теории и на практике существует различное понимание этих принципов ([Постановление КС РФ от 16.06.1998 N 19-П], [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8], [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8]) Действие международного права Конституция различает действие общепризнанных принципов и норм международного права (декларации, пакты и т.п., принятые, как правило, в рамках авторитетных международных организаций), а также международные договоры Российской Федерации. Для международных договоров предусмотрена процедура ратифицикации как условие вступления их в силу [Федеральный закон «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 N 101-ФЗ ] и имплементации в российскую правовую систему. Вступившие в силу международные договоры Российской Федерации обладают большей юридической силой, чем законы, но меньшей чем конституция. Место общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России не определено. Констатируется лишь, что они являются частью правовой системы, а следовательно, должны применяться как дополнительный источник правового регулирования, не имеющий приоритета над внутригосударственным законодательством. Законность и обязательное опубликование правовых актов Принцип законности состоит в обязанности не только граждан, но и всех органов и должностных лиц соблюдать Конституцию и законы. Законы, таким образом, являются обязательными в том числе и для органов, их издавших, а соблюдение формальной законности не должно приносится в жертву целесообразности либо оправдываться необходимостью. Обязательное опубликование всех правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, а также их обязанности влечет невозможность привлечения к ответственности на основании неопубликованных нормативных актов [Постановление КС РФ от 20.12.1995 N 17-П]. Date: 2016-07-18; view: 297; Нарушение авторских прав |