Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К какому понятию относится данное определение: «совокупность независимых, преследующих свои цели индивидов и их добровольных объединений»?





a) Гражданское общество.

b) Политическая организация общества.

c) Народный фронт.

d) Страховое общество.

119. Назовите автора классической теории разделения государственных властей:

a) Шарль Луи де Монтескье.

b) Макс Вебер.

c) Им. Кант.

d) Питирим Сорокин.

Каково соотношение объекта и предмета научного исследования?

a) Объект и предмет – это полностью совпадающие, идентичные понятия

b) Это самостоятельные и не связанные между собой научные категории.

c) Данные категории тесно соотносятся, но полностью не совпадают, так как предмет является лишь частью объекта, исследуемого наукой.

d) В смысловом значении предмет более широкое по отношению к объекту понятие.

 

Глоссарий

 

Абсолютная монархия ― ни от чего не зависящая; форм правления, при которой одно лицо (монарх) обладает всей полнотой государственной власти и эта власть передается по наследству

Автономия ― самоуправление, независимость

Авторитаризм ― один из видов политического режима, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа) при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом.

Администрация ― система исполнительно-распорядительных государственных органов, обеспечивающая реализацию законов в масштабах всей страны или определенного региона

Амнистия ― смягчение наказания или освобождение от наказания лиц, осуждённых судом, а также прекращение уголовного преследования.

Аналогия закона ― решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи

Аналогия права ― решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права

Аппарат государства ― система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющие функции государства.

АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ― в науке конституционного права система органов, практически осуществляющих функции государства. В узком смысле - совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневное управление государством.

Бюрократия ― система управления чиновнической администрации

Вето ― отказ главы государства подписать законопроект, принятый законодательным органом

Вина ― психическое состояние, характеризующееся отношение правонарушителя к совершенному им деянию

Власть ― присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения; способность субъекта направить объект на достижение нужных целей

Вотум ― решение, принятое большинством голосов избирательного корпуса или предварительного учреждения по определенному вопросу

Гипотеза ― часть правовой нормы, содержащая условие ее действия.

Глобализация ― всемирное экономическое, политическое и культурное объединение

Государственный аппарат ― система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства

Государственный суверенитет ― присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях

ГОСУДАРСТВО ― в теории права определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения.

Гражданин ― лицо, принадлежащие к конкретному государству, имеющие закрепленное подтверждение принадлежности в соответствующих документах, пользующиеся правами и соблюдающие обязанности данного государства.

Гражданское общество ― совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющие контролировать действия государственной машины.

Гражданство ― устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности

Дееспособность ― установленная в законе возможность лица своими собственными действиями осуществлять права и обязанности

Деликтоспособность ― способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение

Демократия ― принцип организации коллективной деятельности, при которой обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива

Диалектика ― наука о развитии и взаимодействии явлений

Диктатура ― безраздельная политическая, экономическая и идеологическая власть, не ограниченная законом и осуществляемая единолично (или строго определенной группой лиц во главе с лидером)

Диспозиция правовой нормы ― основной элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов

Дисциплина ― определенные требования к поведению субъектов, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам

Дуалистическая монархия ― разновидность ограниченной монархии, при которой монарх, действуя в рамках конституции, и формально, и фактически сохраняет широкие властные полномочия

Закон ― нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдума, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения

Законность ― система требований общества и государства, состоящая в точной и неуклонной реализации норм права всеми и повсеместно

Иерархия ― порядок подчинения низших высшим

Импичмент – процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц

Индивид ― отдельный представитель общества, народа, класса, социальной группы.

ИНКОРПОРАЦИЯ (лат. incorporatio) ― способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке (напр., по отраслям права). В отличие от кодификации не преследует цели обновить содержание правовых актов.

Институт ― обособленность, детализации каких-то явлений, например, институтами гражданского общества являются демократия, семья, церковь.

Институт права ― упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА ― формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм. Основными видами источников права являются нормативные правовые акты и правовые обычаи, прецеденты судебные, а также международные договоры и внутригосударственные договоры (договоры нормативного содержания)

Казус ― случайное действие, которое имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юридической ответственности

Класс ― группа явлений, обладающая общими признаками.

Кодекс ― систематизированный единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт прямого действия, регулирующий определенную область общественных отношений

Кодификация ― форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания

Компетенция ― совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций

Конвенция ― (лат. conventio — договор, соглашение) — разновидность международного договора.

КОНФЕДЕРАЦИЯ (лат. confoederatio -союз, объединение) ― форма союза, при которой входящие в него государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Конфедерация. сочетает черты как международно-правовой, так и государственной организации. Общие органы координируют деятельность членов конфедерации. в определенных сферах (обычно внешнеполитической, военной, валютно-финансовой, таможенной, связи и коммуникаций). За всеми членами конфедерации. сохраняется право свободного выхода из нее.

КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ ― правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Легальность власти ― юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству; правовое, формальное ее закрепление.

Легитимация ― обретение властью законности

Легитимность ― добровольное признание ценности; легитимность власти – признание права власти на управление

Личность ― индивидуальность, осознающая свою индивидуальность.

Лоббизм ― деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или иных решений, с использованием неформальных коммуникаций в органах власти.

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ― способ воздействия юридических норм.

Метрополия ― государство по отношению к своим колониям

Механизм государства ― совокупность всех органов государства, осуществляющих его функции, как обладающие государственной властью, так и не обладающие ею.

Механизм правового регулирования ― система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях воздействия на правовое поведение людей.

МОНАРХИЯ (гр. monarchia ― единовластие) ― форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа монархий - абсолютная монархия и конституционная монархия.

Мораль ― лат. moralis — касающийся нравов) — способ регуляции отношений людей в обществе. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Норма права ― общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений

Нормативность ― признак права, выражающий в концентрированном виде всеобщность, обязательность, непрерывность и территориальную общность действия правовых предписаний

Нормативный акт ― правовой акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определенных общественных отношений

НОРМЫ ПРАВА БЛАНКЕТНЫЕ ― нормы права, действие которых основывается на содержании специфических правил (на которые ссылаются бланкетные нормы права).

НОРМЫ ПРАВА ДЕЛЕГИРОВАННЫЕ ― нормы права, изданные каким-либо государственным органом или организацией за рамками их компетенции по поручению вышестоящего государственного органа.

НОРМЫ ПРАВА ДИСПОЗИТИВНЫЕ ― нормы, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие предписание, содержащееся в них.

НОРМЫ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ― нормы права, содержащиеся в законах.

НОРМЫ ПРАВА ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ― юридические нормы, указывающие на недопустимость совершения лицом каких-либо действий. Так, в соответствии с нормами гражданского права не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий договора.

НОРМЫ ПРАВА ИМПЕРАТИВНЫЕ (категорические) ― нормы права, содержащие властные предписания, отступления от которых не допускаются. Примером может служить норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией.

НОРМЫ ПРАВА ОБЩИЕ ― нормы права, распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства.

НОРМЫ ПРАВА ОБЯЗЫВАЮЩИЕ ― нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия (напр., норма гражданского права, устанавливающая, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению).

НОРМЫ ПРАВА ОТСЫЛОЧНЫЕ ― нормы права, которые непосредственно указывают на другие нормы как на условие своего действия.

НОРМЫ ПРАВА ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ― нормы права, регулирующие общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения. Называются также нормами процессуального права.

НОРМЫ ПРАВА ПОДЗАКОННЫЕ ― нормы права, изданные во исполнение законов.

НОРМЫ ПРАВА РЕГУЛЯТИВНЫЕ ― нормы права, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений.

НОРМЫ ПРАВА СПЕЦИАЛЬНЫЕ ― нормы права, действующие лишь в отношении определенной категории лица (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т.п.).

НОРМЫ ПРАВА УПОЛНОМОЧИВАЮЩИЕ ― нормы права, которые предоставляют лицам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия (напр., нормы конституции, закрепляющие права граждан).

Обратная сила закона ― распространение действия нормативно правового акта на события, произошедшие до момента вступления его в силу, имеет место быть в исключительных и предусмотренных законом случаях.

Общество ― исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности.

Объективный ― существующий независимо от человека

Обязанность ― необходимое, должное поведение человека. В рамках содержания правоотношения выделяют – пассивную О., активную О. и юридическую О.

ОРГАН ГОСУДАРСТВА ― организованная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке руководства обществом. Органом государства может быть одно должностное лицо или известным образом организованная группа должностных лиц.

Ответственность ― обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Отрасль права ― упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений

Парламент ― высший представительный законодательный орган государственной власти

Политика ― искусство управления государством и обществом; основные нормы, принципы и деятельность по осуществлению государственной власти

Политическая партия ― это организованные группы, целью которых является завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении.

Политическая система общества ― это совокупность государственных и негосударственных организаций, связанных нормами и отношениями политико-правового характера, позволяющими участвовать в формировании и осуществлении государственной власти. Это отношения по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ― в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти.

Полномочия ― права, предоставленные кому-то на совершение чего-то

Помилование ― это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, ранее отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, то есть они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц

Права человека ― сфера, в которой человек может выступать как автономная личность, реализовывать свои интересы; их основной перечень закрепляется в международных декларациях и дублируется в национальном праве.

Правительство ― высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением. Основная задача правительства - проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом).

Право ― совокупность общеобязательных правил поведения, обеспеченных в случае их неисполнения мерами государственного принуждения.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ― система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности. В рамках одного государства может существовать одновременно несколько правовых культур. Особенно это характерно для многонациональных и мультирелигиозных обществ.

ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ ― одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ― совокупность источников права и юрисдикционных органов конкретного государства (а иногда и его обособленной части). В более широком смысле включает также ряд других компонентов - правовую культуру, правовую идеологию, правовую науку, иные, в т.ч. негосударственные правовые институты (адвокатура, нотариат, юридические фирмы, профессиональные сообщества юристов).

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО ― характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответственности власти как организационную основу правового государства, независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального.

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ (от лат. nihil -ничего) ― одна из форм правосознания и социального поведения (личности, группы), характеризующаяся отрицательным (скептическим) отношением к закону и ценностям права. Выражается в пренебрежении, сознательном игнорировании правовых предписаний на практике (в повседневной жизни), выступает одной из причин противоправного поведения, преступности.

Правовой статус личности ― система прав и обязанностей личности, закрепленный в действующем законодательстве страны.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА ― система признанных и гарантируемых государством (в законодательном порядке) прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Права и свободы представляют собой социальные возможности гражданина, признанные и обеспеченные государством, обязанности - притязания государства к гражданину, его поведению.

Правонарушение ― общественно опасное вредное виновное деяние деликтоспособного субъекта, служащее основанием юридической ответственности

Правоотношение ― общественные отношения субъектов права, урегулированных правовыми нормами

ПРАВОПОРЯДОК ― основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления идеи и принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Правоприменение ― подзаконная государственно властная деятельность компетентных субъектов, направленная на реализацию норм права другими субъектами.

ПРАВОСОЗНАНИЕ ― категория теории государства и права и криминологии, означающая сферу общественного, группового и индивидуального сознания, отражающую правозначимые явления и обусловленную правозначимыми ценностями, представлением должного правопорядка.

Правоспособность ― способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности

Правотворчество ― процесс создания компетентными органами государства общеобязательных норм права.

Презумпция ― от лат. рraesumptio – предположение, основанное на вероятности; юридическая презумпция представляет собой предположение о наличии обстоятельств, имеющих силу юридических фактов.

Прецедент ― случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ― процесс воплощения правовых норм субъектами права. К формам реализации права относятся: а) соблюдение норм права; б) исполнение норм права; в) использование норм права; г) применение норм права.

Регламент ― правила, устанавливающие порядок какой-либо деятельности

Республика ― форма правления, при которой органы высшей государственно власти избираются населением на определенный срок и подотчетны ему

РЕСПУБЛИКА (лат. res/publica от res ― дело, publicus ― общественный) ― форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.

Референдум ― всенародное голосование

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ― внешняя форма права, выражающая строение его источников.

СИСТЕМА ПРАВА ― строение национального права, заключающееся в разделении единых (по назначению в обществе) внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права. Отрасли права делятся на институты. Напр., такая отрасль, как гражданское право, делится на институты права собственности, обязательственного права, авторского права, права наследования и др.

Статус ― правовое положение

СУБЪЕКТ ПРАВА ― в национальном праве лицо (физическое и юридическое), государство, государственное или муниципальное образование, обладающие по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и.юридические обязанности (т.е. правосубъектностью).

Субъективный ― личностный, идущий от человека

Суверенитет ― от фр. souverainete - верх, власть.

Суверенная власть ― это верховная, независимая, неделимая, неотчуждаемая, всеобщая власть.

Суверенная демократия ― независимая ни от внешних ни от внутренних факторов политика государства в пути достижения демократии.

ТОЛКОВАНИЕ АУТЕНТИЧЕСКОЕ ― разновидность толкования нормативного, представляет собой разъяснение норм права, даваемое государственным органом, издавшим их. Аутентическое толкование характеризуется прямым разъяснением смысла правовых норм и носит обязательный характер для тех, кто их применяет.

ТОЛКОВАНИЕ БУКВАЛЬНОЕ (адекватное) ― толкование норм права, которое имеет место в тех случаях, когда смысл и словесное содержание нормы права совпадают (в отличие от толкования ограничительного или толкования расширительного).

ТОЛКОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ― толкование норм права, заключающееся в анализе структурной связи слов для выяснения ее смысла и содержания. Грамматическое толкование предполагает, что в слова вкладывается тот смысл, который имеет место в обыденном или специальном словоупотреблении.

ТОЛКОВАНИЕ ДОКТРИНАЛЬНОЕ ― разновидность неофициального толкования норм права, представляет собой разъяснение, даваемое авторитетными учеными-юристами.

ТОЛКОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ― толкование норм права, которое применяется, когда возникает необходимость раскрыть содержание толкуемой нормы, сопоставив ее с ранее действующей или изучив подготовительные материалы, связанные с ее разработкой. Так, смысл и содержание тех или иных конституционных норм устанавливается путем анализа материалов, отражающих процесс разработки и принятия конституции государства.

ТОЛКОВАНИЕ КАЗУАЛЬНОЕ ― вид официального толкования норм права; дается теми органами власти, которые применяют нормы права к конкретным случаям. Напр., приговор, где обосновывается мера наказания осужденного, указываются отягчающие и смягчающие вину обстоятельства и т.п.

ТОЛКОВАНИЕ ЛЕГАЛЬНОЕ ― разновидность толкования нормативного (наряду с аутентическим); носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено или разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, имеет право толковать нормативные акты, в т.ч. принимаемые высшими законодательными органами (издание руководящих разъяснений Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь).

ТОЛКОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ ― разъяснение и уяснение смысла и содержания норм права с помощью законов мышления. Складывается из различных приемов: логическая дедукция ряда правовых следствий из предписаний нормы права, толкование "от противного", заключение от меньшего к большему и наоборот.

ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА ― деятельность государственных органов, различных организаций и отдельных граждан, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания общеобязательной воли законодателя, выраженной в нормах права. Цель толкования норм права - правильно применять содержащиеся в них предписания к конкретным случаям жизни. Это такая стадия применения права, на которой уже известны факты, требующие юридической квалификации.

ТОЛКОВАНИЕ НОРМАТИВНОЕ ― вид официального толкования норм права (наряду с казуальным). Предназначается для общего руководства в процессе применения права, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов..

ТОЛКОВАНИЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ ― толкование норм права в случаях, когда словесное содержание нормы шире ее подлинного смысла.

ТОЛКОВАНИЕ РАСПРОСТРАНИТЕЛЬНОЕ ― толкование норм права, которое дается, когда словесное содержание нормы права уже ее истинного смысла.

ТОЛКОВАНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ― раскрытие смысла нормы права путем выявления ее места в системе соответствующего нормативного правового акта. Система нормативных правовых актов определяется законодателем в строгом соответствии с определенным основанием ее создания, а значит, по расположению нормы права можно (в определенных случаях) раскрыть ее подлинное содержание.

ТОЛКОВАНИЕ ТЕКУЩЕЕ ― разновидность неофициального толкования норм права; представляет собой разъяснение, даваемое в повседневной практике любым правоприменяюшим органом (судом, органом государственного управления и т.д.). Имеет значение лишь для конкретного случая.

УНИТАРИЗМ (фр. unitarism от лат. unitas ― единство) ― одна из двух форм территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство его частей не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться и отдельные автономные образования, в т.ч. имеющие многие атрибуты собственной государственности (напр., наличие в составе унитарной Украины Республики Крым).

Унитарный ― (лат. unitas — единство) — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.

ФАКТЫ ЮРИДИЧЕСКИЕ ― предусмотренные в законе обстоятельства, при которых возникают (изменяются, прекращаются) конкретные правоотношения. Делятся на две группы: события и действия.

ФЕДЕРАЦИЯ (фр. federation, от позднелат. foederatio ― объединение, союз) - форма государственного устройства. Представляет сложное (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию государственные образования (штаты, земли, провинции) являются ее субъектами и имеют свое собственное административно-территориальное деление. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти - федеральные и соответствующие органы членов федерации.

Форма государства ― способ организации государства ― его высших органов власти, территории и связи власти с населением

Формация (общественно экономическая формация) ― это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства.

Этатизм ― направление мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ― определенная законом мера должного поведения участника данного (конкретного) правоотношения - носителя этой обязанности.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ― предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия. Вид социальной ответственности.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ― совокупность определенных приемов, правил, методов, применяемых как при разработке содержания и структуры правовых актов, так и при их претворении в жизнь. Элементами юридической техники являются юридическая терминология, юридические конструкции, способы построения нормативных правовых актов.

Юридический факт ― жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношения

 

Рекомендуемая литература

 

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года № 2875-XII (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 года, от 17 ноября 2004 года). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

2. О нормативных правовых актах: Закон Республики Беларусь 10 января 2000г.: с изм. и доп.: текст по состоянию на 7 мая 2007г. // Нац. реестр прав. актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 118. – 2/1309.

3. О Конституционном Суде Республики Беларусь: закон Республики Беларусь 30 марта 1994г.: с изм.: текст по состоянию на 3 ноября 2005г. // Нац. реестр прав. актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 175. – 2/1144.

4. Об утверждении положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 29 сентября 1993 г. – № 656. – 2/1137

5. Об утверждении положения о проведении аттестации государственных служащих: Указ Президента Республики Беларусь, 6 ноября 2003 г. № 489 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003 г. – № 32. – 1/5059

 

Основная литература:

6. Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски решения / С.С.Алексеев. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – 580 с.

7. Алексеев, С.С. Теория права. Учебник / С.С.Алексеев. – М.: издательство БЕК, 1995. – 448 с.

8. Бабаев, В.К. Теория права и государства в схемах и определениях / В.К.Бабаев, В.М.Баранов, В.А. Толстик. – М.: Юристь, 2005. – 250 с.

9. Братусь, С.Н. Предмет и система советского гражданского права / С.Н. Братусь. – М.: Юристь, 1963. – 357 с.

10. Витченко, A.M. Метод правового регулирования социалистических общественных отношения / А.М. Витченко. – Саратов: СГАП, 1974. – 537 с.

11. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права. Учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2004. – 640 с.

12. Корельский, В.М. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2001. – 616 с.

13. Королев, А.И. Теория государства и права / А.И. Королев. – М.: юристъ, 1989. – 312 с.

14. Марченко, М.Н. Теория государства и права. Курс лекций / М.Н.Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. – 505 с.

15. Матузов, Н.И. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В.Малько. – М.: Юристь, 2004. - 512 с.

 

Дополнительная литература

16. Абрамович, А.М. Правовой статус гражданина. / А.М. Абрамович. – Минск, 1998. – 178 с.

17. Акопова, Е.М. Сложные субъекты применения норм советского трудового права / Е.М. Акопова // Известия СКНЦ ВШ, серия общественные науки. – 1974. – № 4. – С. 66

18. Алексеев, С.С. Государство и право. Начальный курс/ С.С. Алексеев. – М.: Юридическая литература, 1993.– 176 с.

19. Алексеев, С.С. Общая теория права / С.С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1982. – 152 с.

20. Алексеев, С.С. Право. Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. - М., 1999. – 198 с.

21. Алексеев, С.С. Проблемы теории права / С.С. Алексеев. – Свердловск, 1973. – 211 с.

22. Алексеев, С.С. Структура советского права / С.С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1975. – 248 с.

23. Алексеева, Л.Б. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации / Л.Б. Алексеева, В.М. Жуйков, И.И. Лукашук. – М.: Изд-во «Права человека», 1996. – 162 с.

24. Аметистов, Э.М. Права человека. Основные международные документы / Э.М. Аметистов, В.А. Карташкин. – М.: Международные отношения, 1989. – 162 с.

25. Андреев, Л.А. Социальная регуляция как осознанная необходимость / Л.А. Андреев. – Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 1978. – 92 с.

26. Аракчеев, В.С. Процедурно-правовые нормы: понятие и значение в регулировании трудовых отношений: автореф. дис. … канд. юрид. Наук: 12.00.01 / В.С. Аракчеев. – Томск, 1981. – 38 с.

27. Бабаев, В.К. Теория государства и права / В.К. Бабаев. – М.: Юристъ, 2001. – 371 с.

28. Баглай, М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права / М.В. Баглай, В.А. Туманов. – М.: Бек, 1998. – 374 с.

29. Байтин, М.И. Нормы права / М.И. Байтин. – М.: Юристъ, 1997. – 412 с.

30. Баранов, В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права / В.М. Баранов. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1978. – 261 с.

31. Баришпольская, Т.Ю. Гражданские процесс и процедура: (Понятие, служебная роль, проблемы теории и практики): дис. …канд. юрид. наук: 12.00.15 / Т.Ю. Баришпольская. - Томск, 1988. – 156 с.

32. Бекназар-Юзбашев, Т.Б. Права человека и международное право / Т.Б. Бекназар-Юзбашев. - М.: ЦИНО общества Знание России, 1996. – 112 с.

33. Беспарточный, Б.Д. Гражданское общество: духовная жизнь / Б.Д. Беспарточный. – Курск, 2001. – 296 с.

34. Блатова, Н.Т. Устав Организации Объединенных наций / Н.Т. Блатова. // Международное право в документах. – 1997. – №4. – С. 56

35. Бойцова, В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт / В.В. Бойцова. – М.: БЕК, 2006. - 452 с.

36. Бородовский, Е.И.Большой юридический словарь / Е.И. Бородовский. – М.: Инфра – М., 1999. – 951 с.

37. Бота, Л. История, философия, принципы и методы правозащитной деятельности / Бота Л. – М.: Изд-во «ИНТУ», 2005. – 481 с.

38. Валеев, Д.Х. Процессуальное положение лиц, участвующих в исполнительном производстве: автореф. дис. …канд. юрид. Наук: 12.00.15 / Д.Х. Валеев. – Казань, 1999. – 36 с.

39. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий / Г.А. Василевич. – Минск, 2000. – 377 с.

40. Василевич, Г.А., Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич. – Минск, 2003. – 289 с.

41. Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2004. – 517 с.

42. Власенко, Н.А. Коллизионные нормы в советском праве / Н.А. Власенко. – Иркутск: изд-во Иркутского ун-та, 1984. – 227 с.

43. Водолагин, С. Концепция о правах человека как составная часть правовой системы / С. Водолагин // Российская юстиция. – 2003. – № 8. – С. 56.

44. Вопленко, Н.Н. Официальное толкование норм права / Н.Н. Вопленко. – М., 1976. – 186 с.

45. Воржецов, А.Г. Правовое и социальное государство: Запад и Россия / А.Г. Воржецов. – Казань, 1999. – 83 с.

46. Гаврилов, В.В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов / В.В. Гаврилов. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004. – 166 с.

47. Гайков, В.Т., Тер-Сааков А.Г. Поощрительные нормы в уголовном праве / В.Т. Гайков, А.Г. Тер-Сааков: под редакцией Д.Ю. Шапсугова. – Ростов Н/Д: изд-во Ростовского юрид. ин-та Северо-Кавказской академии госслужбы, 1999. – 135 с.

48. Глотов, С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия / С.А. Глотов. – Краснодар: Советская Кубань, 2001. – 118 с.

49. Головко, А.А. Концепция прав человека в новой Конституции Республики Беларусь / А.А. Головко // Правовое государство: Ежегодник научных трудов. Институт государства и права АНУ. – 2004. – № 6. – С. 26.

50. Головко, А.А. Проблемы взаимодействия демократии и суверенитета / А.А. Головко // Право и демократия. Выпуск 7. Минск. – 1999. – №5. – С. 32.

51. Головко, А.А., Человек, личность, гражданин / А.А. Головко. – Минск: «Беларусь», 1997. – 117 с.

52. Гордон, Л.А. Социально-экономические права человека: своеобразие, особенности, значение / Л.А. Гордон // Общественные науки и современность. – 2006 – № 3. – С. 26.

53. Горшенев, В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе / В.М. Горшенев. – М., 1972. – 243 с.

54. Горшенев, В.М. Теория юридического процесса / В.М. Горшенев. – Харьков, 1985. – 381 с.

55. Гусев, А.Д. О правах человека и гражданина / А.Д. Гусев // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 3. – С. 68.

56. Дюрягин, И.Я. Нормы социалистического права / И.Я. Дюрягин. – Свердловск, 1986. – 116 с.

57. Жарков, Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения / Жарков Б.Н. – М.: Изд-во «Знание», 2003. – 89 с.

58. Завадская, Л.Н. Механизм реализации права / Л.Н. Завадская. – М.: Наука, 1992. – 259 с.

59. Зайцев, И.М., Рассахатская Н.А. Гражданская процессуальная форма: понятие, содержание и значение / И.М. Зайцев, Н.А. Рассахатская // Государство и право. – 1995. – № 2. – С. 50

60. Зыкин, И.С. Обычай в советской правовой доктрине / И.С. Зыкин // Сов. государство и право. – 1981. – № 3. – С. 128.

61. Иванова, З.Д. Законность – основа взаимодействия норм права и правоотношений в советском обществе / З.Д. Иванова. – М.: ВЮЗИ, 1988. – 112 с.

62. Каминская, В.И. Место процессуальных норм в системе советского права / В.И. Каминская // Демократические основы советского социалистического правосудия. – М. – 1965. – С. 67

63. Карташкин, В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве / В.А. Карташкин. – М.: Институт государства и права РАН, 2005. – 95 с.

64. Кваша, А.А. Правовые установки граждан: автореф.дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01 / А.А.Кваша. - Волгоград, 2002. – 18 с.

65. Кищин, В.А. Правовая реформа в России / В.А. Кашин, В.В. Фомин // Государство и право. – 2005. – №6. – С.124

66. Кленова, Т.В. Уголовно-правовые нормы в системе уголовного законодательства / Т.В. Кленова. – Куйбышев, 1987. – 69 с.

67. Колодов, Е.Ю. О некоторых рекомендациях органов ООН по правам человека в области отправления правосудия / Е.Ю. Колодов // Адвокат. – 2001. – № 10. – С. 69.

68. Комаров, С.А. Общая теория государства и права: Учебник / С.А. Комаров. – М., 1997. – 363 с.

69. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Бюллетень международных договоров. – 2001. - № 4. – С 34-36.

70. Кондратов, В.К. Конституционный статус гражданина / В.К.Кондратов. - М., «Финист», 1999. – 241 с.

71. Королев, А.И. Теория государства и права / А.И. Королев. – М.: юристъ, 1989. – 312 с.

72. Котляревский, С.А. Правовое государство и внешняя политика / С.А. Котляревский. – М.: Международные отношения, 1993. – 363 с.

73. Кравец, И.А. Конституция и правоваясистема: проблемы совершенствования и развития (российский и зарубежный опыт) / И.А. Кравец. – Новосибирск: НГУ, 2005. – 325 с.

74. Красавчиков, О.А. Гражданские организационно-правовые отношения / О.А. Красавчиков //Советское государство и право. – 1966. - № 10. - С. 56

75. Краснояружский, С.Г. Индивидуальное правовое регулирование / С.Г. Краснояружский // Государство и право. – 1993. – № 7. – С. 39

76. Краснянский, В.Э. Правовая информация в системе государственного и хозяйственного управления / В.Э. Краснянский. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1985. – 148 с.

77. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь / К.Н. Кунцевич. – Минск, 2000. – 241 с.

78. Кучинский, В.А. Основные права и свободы граждан / В.А. Кучинский. – Минск, 1998. – 271 с.

79. Лазарев, В. В. Правоположения: Понятие, происхождение и роль в механизме юридического воздействия / В.В.Лазарев // Правоведение. – 1976. – № 6. – С. 9

80. Лазарев, В.В. Роль процессуальных норм в обеспечении эффективности правоприменения / В.В. Лазарев. – Ярославль, 1976. – 291 с.

81. Левин Л. Права человека / Л. Левин. – М., 2004. – 284 с.

82. Лейст, О.Э. Санкции в советском праве / О.Э Лейст. – М.: Всесоюзный ин-т юридических наук, 1962. – 263 с.

83. Лукашева, Е.А. Межнациональные конфликты и права человека / Е.А. Лукашева // Права человека и межнациональные отношения. - М. – 1994. – С. 49.

84. Лукашева, Е.А. Права человека / Е.А. Лукашева. – М.: Норма, 2001. – 254 с.

85. Лукашева, Е.А. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Е.А. Лукашева. – М.: Норма, 2003. – 173 с.

86. Лукашева, Е.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Е.А. Лукашева // Государство и право. – 2003. – № 5. – С. 45.

87. Лучин, В.О. Процессуальные нормы в советском государственном праве / В.О. Лучин. – М., 1976. – 106 с.

88. Магаррамов, М.Д. Правовое государство: теоретико-методологические проблемы. – М., 2004. – 82 с.

89. Малько, А.В. Правовые стимулы и ограничения: двоичность информации как метод анализа / А.В.Малько //Общественные науки и современность. – 1994. – № 5. – С. 72

90. Мартышин, О.В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации / О.В. Мартышин //Государство и право. – 2005. – №4. – С.9-12

91. Марченко, М.Н. Источники права / М.Н. Марченко. – М.: ТК Велби, 2006. – 768 с.

92. Матвеева, Т.Д. День прав человека / Т.Д. Матвеева // Международная жизнь. – 2002. – № 11. – С. 27.

93. Матузов, Н.И. Личность, права, демократия / Н.И. Матузов. – Саратов, 2002. – 277 с.

94. Матузов, Н.И. Правовая система и личность / Н.И. Матузов. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1987. – 293 с.

95. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 529 с.

96. Мелков, Г.М. Международная защита прав и свобод человека / Г.М. Мелков. – М.: Юридическая литература, 1999. – 168 с.

97. Мелтонян, Р.М. Поощрительные нормы Уголовного Кодекса Российской Федерации: дис. …канд. юрид. наук: 12.00.08 / Р.М. Мелтонян. – Рязань, 1999. – 162 с.

98. Морозова, Л.А., Влияние глобализации на функции государства/ Л.А. Морозова // Государство и право. – 2006. – № 6. – С.101-107.

99. Муромцев, Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) / Г.И. Муромцев // Правоведение. – 1992. – № 2. – С. 23.

100. Мюллерсон, Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность / Р.А. Мюллерсон. - М.: Юридическая литература, 1997. – 142 с.

101. Недбайло, П.Е. Объективное и субъективное в праве / П.Е. Недбайло // Правоведение. – 1974. – № 1. – С. 21

102. Недбайло, П.С. Юридическая процессуальная форма: теория и практика / П.С. Недбайло, В.М. Горшнев. – М., 1976. – 312 с.

103. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: учебник для юр. вузов и факультетов/ В.С. Нерсесянц. – М.: Издат. группа НОРМА - ИНФРА, 1999. – 552 с.

104. Николайко, Н.В. Права человека и система ООН / Н.В. Николайко. – Киев: Навукова Думка, 2001. – 269 с.

105. Основин, В.С. Государственное право / В.С. Основин // Процессуальные нормы и отношения в советском праве. – Воронеж. – 1985. - С. 96-99

106. Певцова, Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи / Е.А. Певцова // Государство и право. – 2005. – №4. – С. 28-36

107. Пиголкин, А.С. Толкование нормативных актов в СССР / А.С. Пиголкин. – М., 1962. – 237 с.

108. Пиголкин, А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: автореф. дис. докт. юрид. наук: 12.00.01 / А.С. Пиголкин. – М., 1972. – 67 с.

109. Поройко, М.С. Обязывающие и управомочивающие нормы в уголовном праве: дис. на соиск.учен. степени канд. юрид. наук: 12.00.01 / М.С. Поройко. – Ярославль, 2000. – 136 с.

110. Права человека: сб. науч. ст. / РАН Российской Федерации; науч. ред. Л.Н. Шестапов М., 1993. – 322 с.

111. Пьянов, Н.А. Консультации по теории государства и права: Правовое регулирование и его механизм / Н.А.Пьянов // Сибирский Юридический Вестник. – 2003. – № 1. – С. 16

112. Рогов, П.Ю. Права человека / П.Ю. Рогов. – М.: Инфра-М, 2004. – 217 с.

113. Романов, А.К. Правовая система Англии / А.К. Романов. – М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, 2002. – 342 с.

114. Рукавишникова, И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений / И.В.Рукавишникова // Правоведение. – 2003. – №1. – С. 19

115. Румянцев, О.Г., Додонов, В.Н. Юридический энциклопедический словарь / О.Г. Румянцев, В.Н. Додонов. – М.: Инфра-М. НОРМА, 2000. – 749 с.

116. Савицкий, В.М. Проблемы судебного права / В.М. Савицкий. – М., 1983. – 86 с.

117. Сенере, С. Права человека и право народов: два раздельных мира? // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 2. – С. 29

118. Сенякин, И.Н. Специальные нормы советского права / И.Н. Синякин. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. – 72 с.

119. Сильченко, Н.В. Теоретические проблемы учения о нормах международного частного права / Н.В. Сильченко, О.Н. Толочко // Государство и право. – 2000. – № 1. – С. 35-39

120. Синюков, В.Н. Российская правоваясистема. Введ. в общ. Теорию / В.Н. Синюков. – Саратов: Полиграфист, 1994. – 494 с.

121. Скобелкин, В.Н. Обеспечение трудовых прав рабочих и служащих (Нормы и правоотношения) / В.Н. Скобелкин. – М.: Юрид. лит., 1982. – 384 с.

122. Соколов, Н.Я. Юридическая профессия: понятие, сущность и содержание / Н.Я. Соколов // Государство и право. – 2004. – №9. – С. 93-96

123. Сорокин, В.Д. Правовое регулирование: Предмет, метод, процесс (макроуровень) / Д.В.Сорокин. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. – 505 с.

124.Сорокина, Ю.В. Государство и право: философские проблемы. Курс лекций / Ю.В.Сорокина. – М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2004. – 210 с.

125. Спасов, Б.П. Закон и его толкование / Б.П. Спасов. - М., 1986. – 246 с.

126. Стирк, П.М., Вейгалл, Д. Введение в политические идеи / П.М. Стирк, Д. Вейгалл. – М.: Правозащитный центр «Мемориал», 2005. – 135 с.

127. Стрекозов, В.Г., Казанчев, Ю.Д. Государственное (конституционное) право / В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев. – М.: Зерцало, 1997. – 164 с.

128. Сюкияйнен, Л.Р. Доктрина как источник мусульманского права / Л.Р. Сюкияйнен // Источники права. – 1985. – № 2. – С. 65.

129. Тихиня, В.Г., Пастухов, М.И. Конституционное право. Энциклопедический словарь / В.Г. Тихиня, М.И. Пастухов. – Минск, 1996. – 234 с.

130. Тихомиров, Ю.А. Закон и формирование гражданского общества / Ю.А. Тихомиров // Советское государство и право. – 1991. – № 8. – С. 25.

131. Трубецкой, Е.Н. Энциклопедия права / Е.Н. Трубецкой. – Санкт-Петербург: Лань, 1998. – 189. с.

132. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

133. Туманов, В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе / В.А. Туманов // Государство и право. – 1993. – №8. – С. 52-58

134. Тункин, Г.И. Международное право: наследство ХХ века / Г.И. Тункин // Российский ежегодник международного права. – 2004. – № 7. – С. 14.

135. Фаткуллин, Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Курс лекций / Ф.Н. Фаткуллин. – Казань, 1987. – 247 с.

136. Фельдман, Д.И., Курдюков Г.И., Лазарев В.В. Теоретические проблемы методологии исследования государства и права / Д.И. Фельдман, Г.И. Курдюков В.В. Лазарев. – Казань, 1975. – 341 с.

137. Хлобустов, О. Права человека: история и современность / О.Хлобустов // Диалог. – 2006. – № 11. – С. 34.

138. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для высш. учеб. заведений/ В.Н. Хропанюк; под ред. В.Г. Стрекозова. – М., 1993. – 344 с.

139. Черданцев, А. Ф. Толкование советского права / А.Ф. Черданцев. – М., 1979. – 214

140. Черданцев, А.Ф. Специализация и структура норм права / А.Ф. Черданцев // Правоведение. – 1970. – № 1. – С. 44

141. Черданцев, А.Ф. Специфика правового отражения / А.Ф. Черданцев // Правоведение. – 1973. – № 2. – С. 103-104

142. Шейнин, Х. Новые аспекты судебной защиты прав и свобод граждан / Х. Шейнин // Российская юстиция. – 2004. – № 8. – С. 48.

143. Шилобод, М.И. Политика и право / М.И. Шилобод. – М.: Дрофа, 2005. – 93 с.

144. Экштайн, К., Шафхаузер Р., Вершинин С. Как упорядочить отношения гражданина и чиновника. Административные процедуры на примере законодательства Швейцарии / К. Экштайн, Р. Шафхаузер, С.Вершинин. – М.: ЭКОМ, 2000. – 145 с.

145. Энтин, М.Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы / М.Л. Энтин. – М.: Международные отношения, 2002. – 183 с.

146. Яковенко, О.В. Правовая процедура: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / О.В. Яковенко. - Саратов, 1999. – 180 с.

147. Яковлев, Н.К. Права и свободы человека / Н.К. Яковлев. - М.: «МГУ», 2004. – 319 с.

 

 

 

Date: 2016-07-18; view: 2076; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию