Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 11. Инфраструктура средств массовой информации
Для того чтобы печать, радио, телевидение как большая совокупность разнообразных средств массовой информации могли нормально функционировать, возникла и продолжает активно развиваться обширная инфраструктура (лат. infra - «под», «ниже» + «структура») - система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Эта система, с одной стороны, предоставляет газетам, журналам, телерадиоорганизациям все необходимое для их успешной деятельности - информацию, средства связи, технику и т.д., а с другой - обеспечивает доставку информационной продукции потребителям. Без такой инфраструктуры любая редакция попадет в положение, когда деятельность в «одиночку» окажется чрезвычайно сложной, трудной, дорогостоящей и будет осуществляться медленными темпами.
Важнейшими частями инфраструктуры являются информационные агентства и службы обмена информацией, производственно-технические подразделения, службы связи, система доставки и распространения, институты научного обеспечения работы СМИ и формирования кадров для них, ассоциации издательских и вещательных организаций и лиц, государственные органы, ведущие регистрацию и лицензирование, контроль за деятельностью СМИ и т.д. В деятельности журналистики задействованы также органы прокуратуры, наблюдающие за исполнением законодательства в области журналистики, и суды, рассматривающие гражданские и уголовные дела при нарушении законодательных актов.
Информационные агентства и службы - это система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро, пресс-центров, служб по связи с общественностью, рекламных служб. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ, налаживанию контактов с журналистами и т.д.
Ближайшим образом со СМИ связаны информационные службы, которые часто называют даже в ряду средств массовой информации («печать, телевидение, радиовещание, агентства»), поскольку они также заняты созданием массовой информации. Однако от газет, журналов, радио и телевидения информационные службы отличаются тем, что по преимуществу не «выходят» непосредственно на массовую аудиторию, а снабжают своей информацией газеты, журналы, радио и т.д. Однако бывает и так, что информационные службы выступают учредителями средств массовой информации (так, ИТАР-ТАСС выпускает журнал «Эхо планеты», а Росбизнесконсалинг - газету «РБК дейли»), но в этом случае они выступают как всякий другой социальный институт, имеющий право на учреждение своих изданий и программ.
Поскольку информация всегда была необходима различным политическим, экономическим и другим институтам общества, информационные службы возникли задолго до появления первых газет. В частности, функции сбора зарубежной информации выполняли дипломатические службы (в русском государстве - посольский приказ). Кадры первых изданий первоначально формировались из работников этих служб, а иногда возникали и на базе информационных служб (например, французская «Gazette»).
Однако крупные информационные службы, специализировавшиеся на снабжении информацией журналистики, возникли в середине XIX века, когда активно начала складываться массовая ежедневная пресса. Стало очевидным, что собственными силами газеты не могут получить необходимый объем информации, особенно зарубежной, а увеличение количества корреспондентов было слишком дорогим и нерациональным делом, поскольку достаточно было передать по телеграфу абонентам различных стран и регионов сообщения об одних и тех же событиях нескольких журналистов из агентств. Это привело к созданию почти одновременно в разных европейских странах телеграфных информационных агентств (сначала во Франции, потом в Германии и Англии; английское агентство Рейтер существует и в настоящее время).
Первые агентства, располагая значительной по количеству и разветвленной сетью корреспондентов, используя технические средства быстрой (сначала телеграф, затем телефон, телетайп, телекс, телефакс с использованием наземных и космических средств) связи, собирали и обрабатывали большой объем информации, оперативно передавая ее СМИ за соответствующую плату. Использовать эту информацию можно было лишь со ссылкой на источник (благодаря чему публикующее сообщение СМИ не несло ответственности за его содержание). При передаче такого сообщения возможны сокращения и компрессия, а также дополнительные комментарии.
Первоначально агентская информация носила событийный характер и, передаваемая по телеграфу, была предельно краткой (отсюда «телеграфный стиль»). Вот легендарный обмен сообщениями Херста и его корреспондента перед испано-американской войной 1898 года. «Все спокойно. Ничего не происходит. Войны не будет. Хочу вернуться. - Ремингтон». Ответ: «Прошу оставаться. Обеспечивайте рисунки. Я обеспечу войну. - Херст».
Однако по мере развития журналистики и расширения ее нужд в самой различной информации характер агентской информации менялся. Стали появляться развернутые сообщения, различные формы комментария. Наряду со стандартной информацией, передаваемой всем подписчикам-абонентам, возникла так называемая эксклюзивная информация (англ. exclusive - «исключительный»), подготавливаемая по специальному заказу редакции издания или программы только для помещения в этом канале информации. Агентства стали выпускать специализированные вестники, рассчитанные на конкретные группы «потребителей» - по тематике, характеру изложения материала, источникам сведений.
Появление возможности передачи по каналам связи факсимильной (т.е. точных изобразительных копий оригинала) информации привело к широкому распространению фотоснимков, рисунков, карт, схем и т.п. по фототелеграфу. С распространением радио, а затем телевидения возникли специализированные агентства аудиовизуальной информации (иногда они являются подразделениями «старых» информационных агентств). В настоящее время растет число самостоятельных студий аудио- и видеозаписи. В качестве своеобразного информационного агентства выступает также Интернет, подключаясь к которому СМИ имеют возможность «скачивать» для своих нужд огромные объемы информации самого разного характера по содержанию и по форме (текстовую аудио, визуальную). Однако юридическая и организационная неурегулированность функционирования Интернета порождает много проблем, которые еще предстоит разрешать всему мировому сообществу.
Нужды средств массовой информации в получении широкой, разнообразной, собранной и обработанной журналистами различных ориентации агентской информации повлекли создание наряду с крупными универсальными информационными агентствами специализированных информационных служб, небольших региональных агентств. Развертывается также деятельность отдельных «независимых» журналистов (за рубежом их называют free-lance, stringer), инициативно или по заказу готовящих сообщения и предлагающих их средствам массовой информации. Существуют как государственные, так и кооперативные и частные информационные агентства.
Универсальные агентства собирают, обрабатывают, распространяют информацию по широкому спектру тем в рамках региона, страны, всего мира. Последние обычно называют «мировыми агентствами», к ним относятся Ассошиэйтед Пресс, Франс Пресс, Рейтер, ИТАР-ТАСС (бывшее Телеграфное агентство Советского Союза, преобразованное в Информационное телеграфное агентство России). В СМИ, установивших договорные отношения с этими агентствами, получают информацию со всего мира практически непрерывно, а «бюллетени новостей», например Интерфакса, выходят несколько раз в день.
Сеть агентских служб постоянно расширяется. Возникают специализированные агентства по тематике, по характеру распространяемых материалов, по источникам сведений, по способу распространения. Возникает здоровая конкуренция, которая требует оперативности, широкой осведомленности, умения находить новости более важные, менее открытые, поиск которых требует находчивости, а нередко и риска. Поэтому информация Интерфакса и других информационных служб часто бывает уникальной, а при обращении их к одной теме - взаимодополняющей, взаимокорректирующей, а иногда и взаимоотрицающей. Все это делает работу с агентской информацией в редакциях СМИ сложной и интересной, требующей вдумчивого отношения и умелого сопоставления сведений, быстрой реакции на сообщения.
Пресс-центры и службы связи с общественностью создаются министерствами, ведомствами, крупными фирмами, общественными организациями в целях налаживания отношений со средствами массовой информации, информирования общественности о своей деятельности, проведения пресс-конференций и брифингов. Таковы, в частности, пресс-служба Президента или пресс-центр МИДа России. VIP-персоны нередко имеют пресс-секретарей.
Ведомственные пресс-центры являются посредниками между СМИ и подразделениями данного ведомства и действуют по нескольким направлениям.
Работники пресс-центров (в большинстве своем профессиональные журналисты, специализирующиеся по тематике ведомственной деятельности) консультируют сотрудников газет, журналов, радио, телевидения и оказывают им помощь в установлении контактов с различными подразделениями ведомства, в получении информации о его деятельности. В пресс-центрах скапливается большой объем сведений, которыми могут воспользоваться журналисты, здесь же готовятся специальные пресс-релизы (выпуски с подборками материалов различного типа), предлагаемые различным СМИ для публикации как в цельном виде, так и после дополнительной, отвечающей требованиям редакции обработки. Разумеется, в данном случае необходима ссылка на источник. Кроме того, пресс-центры направляют в различные газеты, журналы, редакции радио и телевидения специально подготовленные ими для публикации материалы. По заказу или по согласованию с руководством тех или иных СМИ в пресс-центрах готовят специальные подборки и даже полосы. Журналисты пресс-центров в силу широкой информированности и высокой компетентности в данной области нередко оказываются предпочитаемыми авторами. При этом важно помнить, что, являясь работниками ведомства, они могут быть склонны к одностороннему, «ведомственному», подходу в освещении тех или иных проблем, а сами ведомства через сотрудников своих пресс-центров могут заниматься саморекламой (причем не вполне добросовестной).
Другим направлением работы пресс-центров являются сбор, регистрация и систематизация материалов, касающихся сферы компетенции данного ведомства или прямо затрагивающих их деятельность (как в позитивном, так и в негативном плане). Пресс-центры информируют об этих материалах руководство и заинтересованных лиц, следят за реакцией и принимаемыми в подразделениях мерами, помогают в случае необходимости готовить ответные выступления от имени ведомства или его официальных лиц.
Во время важных политических форумов, общественных кампаний, крупных спортивных соревнований и т.д. помимо постоянных пресс-центров создаются временные. Они проводят аккредитацию прибывающих на эти мероприятия журналистов, собирают и распространяют большой объем информации, выпускают пресс-релизы, ведут работу с аккредитованными корреспондентами.
Наряду с агентствами пресс-центры становятся все более важным звеном информационной инфраструктуры журналистики, их значение растет, а объем деятельности увеличивается.
Близкими к пресс-центрам по роду выполняемой работы являются службы связи с общественностью (так обычно переводят с англ. термин public relation, часто используется аббревиатура PR). Но их функции шире, чем только налаживание контактов со СМИ, и более специфичны. Их основная задача - создание и распространение привлекательного образа (имиджа) «заказчиков», которыми выступают различные организации политического, экономического, культурного, религиозного, научного характера, отдельные политические деятели, предприниматели, менеджеры, ученые, артисты и т.д. и т.п. Цель этих служб - налаживание взаимопонимания, формирование положительного общественного мнения даже в ситуациях, критических для «заказчика», во время принятия непопулярных решений. При этом используются как СМИ, так и другие каналы информирования - плакаты, листовки, наклейки, значки, воздушные шары с соответствующими надписями и т.п., организуются презентации, поездки, встречи. Лицо (например, президент страны) или организация могут организовать свою собственную службу связи с общественностью, но могут обратиться и в службу, принимающую заказы на временное или постоянное «обслуживание» за соответствующую плату.
К информационной инфраструктуре журналистики прямое отношение имеют также рекламные агентства, принимающие заказы на подготовку и размещение рекламных материалов, в том числе на страницах прессы и в программах радио и телевидения. В редакциях СМИ существуют специальные рекламные отделы, которые занимаются контактами с агентствами и службами рекламы и проводят рекламную политику своих изданий и программ.
Кроме того, в функционировании инфраструктуры журналистики участвуют многие другие производители и хранители информации, которая может быть использована в СМИ. Это киностудии документальных и художественных фильмов, «Мультфильм» и др.; звукозаписывающие фирмы; различные хранилища - библиотеки, архивы письменных и кинофонодокументов, фильмофонды, Книжная палата и др.
В инфраструктуру журналистики наряду с агентствами входят также организации, задействованные в сфере международного обмена словесно-текстовой и аудиовизуальной информацией. Это организаторы всевозможных ярмарок и фестивалей, где можно приобретать информационную продукцию, и службы, представляющие и защищающие права авторов интеллектуальной собственности.
Техническую часть инфраструктуры составляют предприятия полиграфии; технические центры телевидения и радио; предприятия связи, в том числе космической; организации, занимающиеся книготорговлей, подпиской, распространением, доставкой прессы; производители телевизоров и радиоприемников, бумаги, пленок, оргтехники, оборудования для СМИ и т.д. Через них журналистика практически «входит» во все отрасли экономики и культуры страны. От технической части инфраструктуры очень многое зависит в оптимальном функционировании журналистики, поскольку, например, сбои в связи или высокие цены доставки могут серьезно блокировать поступление массовой информации «потребителю».
Система работы с кадрами - особая часть инфраструктуры журналистики. В нее входят факультеты и отделения журналистики университетов, готовящие журналистов подразделения других учебных заведений, различные семинары, курсы, занимающиеся повышением квалификации работников печати, радио и телевидения. Значительную роль играют творческие союзы журналистов, кинематографистов, писателей и др.
Организационно-управленческая инфраструктура включает множество социальных институтов самого разного уровня - от парламента, занимающегося законодательством в области журналистики и ее инфраструктур, до местных органов власти, ведущих, в частности, регистрацию выходящих на определенной территории СМИ. Важнейшим государственным органом, выполняющим многообразные функции, является Министерство культуры и массовых коммуникаций. Свои задачи выполняют объединения по защите интеллектуальной собственности. В статусе общественных организаций действуют Ассоциация телерадиовещателей, Ассоциация книгоиздателей, Всероссийская ассоциация издателей и редакторов газет. Эти и другие ведомства и объединения заняты организацией взаимодействий между заинтересованными сторонами, выработкой и согласованием возможных решений, координацией усилий по оптимизации функционирования журналистики и ее многочисленных инфраструктур.
Date: 2016-07-05; view: 380; Нарушение авторских прав |