Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концептуальные основы и общие начала информатизации судебной деятельностиСтр 1 из 5Следующая ⇒
Лекция 6. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вопросы лекции 1.Концептуальные основы и общие начала информатизации судебной деятельности 2. Информационные системы Конституционного Суда Российской Федерации 3.ГАС "Правосудие" 4.Информационные системы Верховного Суда Российской Федерации 5.Информационные системы в арбитражных судах. 6.Информационные системы мировых судов
В результате изучения лекции студент должен: Знать • общие положения информатизации судебной деятельности; • значение информационных систем судебной деятельности; • структуру Государственной автоматизированной системы "Правосудие"; Уметь • определять проблемы информационного обеспечения судебной деятельности; • анализировать особенности и перспективы развития информационных систем судебной деятельности; • использовать информационные системы судебной деятельности; Владеть • навыками применения технологий информационных систем судебной деятельности; • методами использования информационных систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов. • Концептуальные основы и общие начала информатизации судебной деятельности В условиях проводимой судебно-правовой реформы особое значение приобретает совершенствование качества судопроизводства, расширение доступа граждан к правосудию и обеспечение гласности разбирательства дел судами, в том числе путем создания и эффективного применения компьютерных технологий и информационных систем. Информатизация судебной деятельности в России является одним из главных направлений реформирования судебной системы. Информатизация судебной деятельности — организованный процесс создания благоприятных условий для доступа к информации, используемой в судопроизводстве, ее хранения, обработки и передачи в электронной форме на основе ресурсов и услуг судебных информационных систем в целях повышения эффективности правосудия. Судебные информационные системы представляют собой совокупность баз данных, обеспечивающих обработку технологий и программно-технических средств, применяемых в судебной деятельности. В связи с наличием трех независимых ветвей судебной власти судебные информационные системы развиваются по трем направлениям: 1) информатизация Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ; 2) информатизация системы федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также мировых судей субъектов РФ; 3) информатизация системы арбитражных судов РФ. Внедрение информационных систем в судебную деятельность началось в конце 1980-х гг. До этого времени компьютеры использовались преимущественно в высших судах и отдельных судах областного уровня, так, например, работы по использованию информационных технологий в Челябинском областном суде начались еще в 1988 г. Несмотря на специфику информатизации судебной деятельности и трудную формализуемость процессов судопроизводства за последние годы, в России реализовано большое число проектов по оснащению судей и работников аппаратов судов средствами новых информационных технологий. Достаточно упомянуть, что только в федеральных судах общей юрисдикции число поставленных компьютеров по состоянию на 31 декабря 2012 г. составило свыше 100 тыс. компьютеров (156). Кроме того, следует заметить, что судебные органы сами являются производителями правовой информации. Как известно, судебные акты являются официальной правовой информацией в силу ее правоприменительной природы. Масштабы "производства" судебной правовой информации впечатляют — сегодня в судебной системе общей юрисдикции насчитывается свыше 22 тыс. судей федеральных судов и 6801 мировых судей (157). Ежегодный прирост судебных информационных ресурсов исчисляется миллионами юридических дел, рассматриваемых в судах. Например, ежегодно в Челябинской области федеральными и мировыми судьями рассматривается более 500 тыс. дел. Если считать, что в каждое судебное дело в качестве участников вовлекается минимум два лица, то в год процедура рассмотрения судебных дел затрагивает интересы каждого третьего-четвертого жителя области. На сайте Челябинского областного суда приводятся и другие цифры: в течение года Челябинский областной суд рассматривает более 35 тыс. судебных дел и материалов. Количество посетителей, прибывающих на заседания в качестве сторон судебного процесса только по делам кассационной инстанции, составляет до 400 человек в день. В других крупных городах страны также отмечается очень высокая нагрузка па одного судью. Согласно статистическим данным судебная нагрузка в 2012 г. в среднем по системе арбитражных судов составила 57 дел на одного судью в месяц (158), по системе федеральных судов общей юрисдикции средняя нагрузка по России — 76 дел в месяц. Эти цифры свидетельствуют о том, что в условиях постоянно растущей нагрузки на судей, жестких требований по сокращению сроков и повышению качества рассмотрения дел современные информационные системы судебной деятельности становятся жизненной необходимостью для судей. Такие системы способны обеспечить судьям быстрый доступ к законодательной базе, к обобщенным материалам судебной практики по делам, аналогичным рассматриваемым, и иной необходимой информации, особенно в новых и развивающихся областях права. Они обеспечивают высокое качество исполнения судебных документов и оперативность судебного делопроизводства. Внедрение современных технологий и информационных систем диктуется также необходимостью расширения информирования лиц, участвующих в деле, и общества о деятельности судов. Это одно из условий открытости судебного разбирательства. Важным обстоятельством, свидетельствующим о необходимости повышения эффективности информационного обеспечения судопроизводства, является несовершенство документооборота в ряде районных судов и у мировых судей, где еще сохранилось использование традиционных технологий формирования судебных документов и средств их передачи курьером или с помощью обычной почты, что значительно увеличивает трудозатраты и сроки рассмотрения дел. Формирование и претворение в жизнь политики информатизации судебной деятельности требует четкого определения и взаимного согласования целей, задач и комплекса мероприятий, реализующих эти задачи в информационной сфере с учетом государственной информационной политики, основных положений Стратегии развития информационного общества в РФ, Доктрины информационной безопасности РФ, международных обязательств, тенденций социального, научно-технического и экономического развития России в контексте тенденций совершенствования зарубежных судебных систем. Основные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в концепциях информатизации высших судов России (160), в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ и Федеральной целевой программе " Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406. Целями информатизация судебной системы являются: • доступность всего объема информации о законодательстве РФ и судебной практике для судей и работников аппаратов судов; • полнота и достоверность информации о деятельности судов; • повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных и обеспечение объективного анализа правоприменительной практики; • повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов; • качественная информационно-аналитическая поддержка принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности. Современные технологии призваны обеспечить закрепленный Конституцией РФ принцип публичности судебного разбирательства через увеличение степени транспарентности, доступности и открытости правосудия, повышение доверия к судебной системе со стороны общества. Решение указанных задач подразумевает переход к "электронному правосудию" с одновременным созданием соответствующей нормативной правовой базы. Работы в этом направлении активно ведутся, так, 22 декабря 2008 г. был подписан Федеральный закон № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (158). Законом регламентируются нормы обнародования сведений о работе судебной системы: принципы, способы, формы, организация и основные требования но обеспечению доступа к информации. Доступ к информации о деятельности судов планируется осуществлять различными способами: присутствием в открытом судебном заседании, ознакомлением с электронными архивными фондами, обнародованием данных в СМИ, предоставлением информации по запросу, размещением ее в зданиях судов и, наконец, в сети Интернет. Вводится обязательность размещения всеми судами в сети Интернет информации о своей деятельности и текстов судебных актов, перечень и особенности размещения которых прописаны в законе. Достижение целей информатизации осуществляется решением следующих задач: 1) организация разработки проектов информационных систем судебной деятельности, их взаимодействия с правоохранительными органами, органами государственного управления и гражданами с применением компьютерных и телекоммуникационных средств; 2) формирование необходимой нормативно-правовой базы использования судебных информационных и коммуникационных технологий, основывающейся на правовых актах прямого действия; 3) организация финансирования работ по развитию комплексов средств информатизации, поддержания их в работоспособном состоянии и эффективного использования; 4) создание системы обеспечения функционирования ГАС "Правосудие"; 5) подготовка и переподготовка кадров по новым информационным технологиям путем модернизации форм образования в судебной системе. Приоритетными направлениями создания информационных систем обеспечения судебной деятельности для всех ветвей судебной власти являются: • формирование информационных судебных ресурсов и согласование их структуры; • организация электронного документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и использования электронных документов судопроизводства); • разработка и внедрение информационных технологий обеспечения и поддержки принятия управленческих и процессуальных решений в судебной системе; • организация использования средств ведения электронных записей судебных заседаний (с использованием технологий видеопротоколирования, а также видеосерверов, микшеров, усилителей и прочего оборудования, допускающего реализацию гибких программируемых интерфейсов удаленного управления перечисленным оборудованием); • обеспечение использования средств обмена открытой и конфиденциальной судебной информацией (на основе унифицированных транспортно-коммуникационных сред), включая использование средств "видеоконференцсвязи" для организации дистанционного участия сторон в судебном процессе; • автоматизированный сбор и обработка судебной статистики. Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы" предусматривает, что в рамках реализации мероприятий по информатизации судебной системы должны быть обеспечены: • открытость и доступность для граждан информации о деятельности судов РФ; • предоставление возможности гражданам использовать информационные технологии как при получении информации о деятельности судов РФ, так и на каждом этапе судебного процесса начиная с даты обращения в суд до окончания судебного процесса; • снижение нагрузки на судей и работников аппаратов судов посредством оптимизации деятельности судебного делопроизводства и деятельности судов РФ по отправлению правосудия. В целях развития информационно-коммуникационных технологий в Верховном Суде РФ и судах общей юрисдикции планируется: • создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ; • создание комплекса сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также проведение работ но переводу судебных архивов в электронный вид; • создание условий для электронного судопроизводства, предусматривающего упрощение процедур подачи в суд исковых заявлений, жалоб в электронном виде, получения копий документов и ознакомления с материалами дела; • создание технических условий для обеспечения взаимодействия судов общей юрисдикции с информационными системами Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний и других ведомств в электронном виде; • оснащение судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи; • оснащение федеральных судов общей юрисдикции комплектами оборудования для допроса потерпевших и свидетелей без возможности их визуального наблюдения; • повышение качества работы судов (быстрое и качественное разрешение судебных дел), повышение открытости, доступности и прозрачности деятельности судов, судебных органов и органов судейского сообщества на основе информационно-коммуникационных технологий за счет применения систем видео- и аудиопротоколирования хода судебных заседаний, программно-технических средств оцифровки документов и оборудования видеоконференцсвязи. В целях развития информационных технологий в арбитражной системе предполагается реализация следующих мероприятий: • создание "облачной" вычислительной архитектуры, которая позволит максимально эффективно, надежно и безопасно использовать технологии и специализированное "облачное" программное обеспечение для автоматизации судебного и общего делопроизводства, что в дальнейшем существенно сократит затраты на развертывание, поддержку и модернизацию программного обеспечения; • расширение возможностей использования мобильных устройств в качестве доступа к информационным ресурсам, программным комплексам и базам данных арбитражных судов РФ посредством использования "облачных" технологий для судей и работников аппарата судов — мобильного правосудия; • создание системы персональной видеоконференц-связи судей арбитражных судов РФ, в частности внедрение программно-аппаратного комплекса видеоконференц-связи судей арбитражных судов, оборудование залов судебных заседаний видеокамерами купольного типа и создание системы хранения видеозаписи всех судебных заседаний; • развитие электронного правосудия и интеграция с информационными системами органов государственной власти; • создание в арбитражных судах специализированных правовых электронных библиотек; • создание мобильных подвижных офисов судей с применением видеоконференц-связи для проведения выездных заседаний в географически удаленных населенных пунктах страны; • организация входного сканирования всех поступающих в арбитражные суды документов и формирование электронных дел (пилотный проект "Электронное дело"), В целях информатизации Конституционного Суда РФ предполагается реализация следующих мероприятий: • создание комплексной электронной интегрированной информационно-аналитической системы обеспечения конституционного судопроизводства; • создание системы мобильного правосудия, обеспечивающего непрерывный доступ к информационным системам судей и сотрудников Секретариата Конституционного Суда РФ, а также участие сторон в слушаниях по делу; • создание электронного механизма взаимодействия с заявителями при подаче обращений с возможностью интеграции с инструментами межсудебного и межведомственного взаимодействия, что значительно облегчит подачу обращений в Конституционный Суд РФ за счет реализации подачи обращения в электронном виде и др. Определяя общие начала информатизации судебной деятельности в России, необходимо в числе приоритетных направлений выделить проблему организации взаимодействия судебных и правоохранительных органов с юридическими вузами по совместному формированию унифицированной межвузовской информационной среды для реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Юриспруденция" (163), а также программ повышения квалификации и переподготовки судей, работников следственных органов, прокуратуры и иных смежных структур. Обеспечение доступа вузов к электронной судебной правовой информации, в частности к актам судебного применения, дает возможность существенно повысить эффективность учебного процесса. Длительное время обучение информационным технологиям судопроизводства в различных юридических вузах развивались автономно, что являлось следствием разобщенности создания смежных технологий судопроизводства в правоохранительных и судебных органах, органах прокуратуры и учреждениях Минюста России, отсутствия координации работ по развитию технологий судопроизводства в смежных структурах. Немалую роль сыграло и отсутствие финансовой поддержки опережающего создания электронных образовательных ресурсов и применения передовых образовательных технологий в учебном процессе, а также неразвитость технологических стандартов, обеспечивающих единые требования к разработке и применению электронных образовательных ресурсов в сфере информационных технологий и систем, низкий уровень технологичности электронных образовательных ресурсов и их оторванности от ресурсов информационных систем, используемых в сфере судопроизводства. Экономически эффективные подходы к информатизации образования предполагают разработку целостной концепции повышения квалификации и переподготовки судей и работников аппаратов судов, а также работников следственных органов и иных структур, участвующих в судопроизводстве. Цели программ по информатизации образования в судебной системе нельзя рассматривать в отрыве от целей судебной реформы и целей развития информационных систем правоохранительных и судебных органов РФ, которые изменяются по мере развития и усложнения задач судопроизводства, научных и профессиональных знаний в рассматриваемой сфере.
Date: 2016-07-18; view: 4068; Нарушение авторских прав |