Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Международный туризм в РоссииСтр 1 из 29Следующая ⇒ Иллюстрация 1 Лекция 3 ТУРИЗМ В РОССИИ План: 1 Современное состояние внутреннего туризма 2 Международный туризм в России 3 Приоритетные направления развития туризма в России
Иллюстрация 2 Современное состояние внутреннего туризма Внутренний туризм – путешествия по стране лиц, постоянно проживающих в ней. Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. По данным Федерального агентства по туризму по итогам 2015 года в России насчитывается около 50 млн. (из них 2 млн. – организованные туристы, остальные – самодеятельные). Вместе с тем, отмечен рост числа приобретения турпакетов примерно на 20% в год. Это говорит о том, что происходит переориентация с самостоятельного туризма, традиционного, на организованный.
Иллюстрация 3 Информационное агентство «Туринфо» провело опрос среди ведущих отечественных туроператоров, составило рейтинг десяти самых популярных туристических направлений. Рейтинг составлен с учетом количества туристов, посетивших те или иные курорты, воспользовавшись услугами турфирм. Таблица – Рейтинг популярности внутренних туристских направлений
Иллюстрация 4 Самые популярные виды отдыха на внутреннем рынке: пляжный - 38%, культурно-познавательный – 20%, деловой – 18%, оздоровительный, спортивный (экстремальный) – 15%, событийный, паломнический, экологический, сельский, круизный и др. - совокупно 9%. Иллюстрация 5 В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» в 2011–2015 годах начато строительство более 152 объектов обеспечивающей инфраструктуры в 36 кластерах на территории 28 регионов России. При этом 45 объектов уже введено в эксплуатацию, 21 объект проходит процедуру согласования по вводу в эксплуатацию, а ещё 86 находятся в стадии строительства. Всего на реализацию мероприятий программы на 2015 год потрачено более 4 млрд. рублей из средств федерального бюджета. На каждый рубль, выделенный из федерального бюджета, приходится в среднем 3 рубля внебюджетных инвестиций. Продолжается формирование и ведение Единого федерального реестра туроператоров. По состоянию на декабрь 2015 года в этом информационном ресурсе зарегистрировано более 4 тыс. туроператоров. При этом количество туроператоров по внутреннему и международному въездному туризму по сравнению с 2014 годом возросло на 540 и составляет 3291. В части развития сети туристских маршрутов начато формирование и развитие новых межрегиональных туристских маршрутов федерального масштаба, в числе которых «Серебряное ожерелье России», «Русские усадьбы», «Восточное кольцо» и др. Поддерживается развитие новых видов туризма: индустриального (разработка туристических маршрутов с администрацией Нижнего Тагила, руководством Уралвагонзавода), полярного (рабочая группа с представителями Русского географического общества, Ассоциации полярников и Национального туристического союза), событийного (поддержка Ростуризмом в 2015 году различных мероприятий в Ярославской, Мурманской, Тверской, Свердловской областях, Республиках Карелия, Татарстан, Крым и других), военно-патриотического (Всероссийская патриотическая программа «Дороги Победы», Всероссийская историко-патриотическая акция «Линейка памяти»). Особое значение придаётся повышению качества и созданию конкурентоспособного российского турпродукта. В этих целях в 2015 году российские туроператоры, ранее работавшие только в сфере выездного туризма, переориентировались в том числе и на внутренние направления, предложив пакетные туры. В 2015 году сформировано и реализовано более 600 тыс. таких туров, в стоимость которых заложены проживание, питание, трансферы. Соответствующие программы в этом году реализованы в Крыму, Сочи, Анапе, Кавминводах. В дальнейшем планируется распространить эту практику и на другие регионы. Для реализации стратегии продвижения туристского потенциала России за рубежом и внутри страны сформирован национальный маркетинговый центр «Visit Russia\Вpeмя отдыхать в России». Под эгидой центра открыта сеть национальных туристских офисов Visit Russia в Финляндии, Германии, ОАЭ, Китае и Италии, проводятся выездные ознакомительные пресс-туры для ключевых туроператоров и СМИ. В целях продвижения внутреннего российского турпродукта запущен в опытную эксплуатацию национальный туристский портал (НТП) Russia.travel. Основу контента портала составляют туристические объекты России, которых в настоящее время агрегировано уже более 12 тыс., – это достопримечательности, исторические места, памятники, объекты культурного наследия и другие. Иллюстрация 6 Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В целом Россия, несмотря на огромный туристский потенциал, остается одной из немногих стран с невысоким уровнем развития внутреннего туризма. Одной из главных проблем внутреннего туризма эксперты называют отсутствие конкуренции в области туристических услуг, что могло бы повлиять на соотношение цены и качества. При этом отчетливо выявилось несоответствие существующего туристского продукта и современного туристского спроса. Причина этого кроется в почти полном отсутствии двух-трехзвездных гостиниц туристского класса, предлагающих качественное обслуживание, и низком уровне подготовки персонала для работы на туристском рынке. Основные тенденции в туристском спросе на рынке внутреннего туризма заключаются в сохранении приоритетов на традиционные виды отдыха - пляжный на юге России, круизный в Поволжье, оздоровительный и горнолыжный. Однако постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму и разновидностям специализированного туризма, таким как охота, рыбалка, а также событийный и экологический туризм. В перспективе в России планируется создать круглогодичные курорты подобно Сочи, на территории которых будет возможно развитие разных видов туризма. В фокусе внимания государства и инвесторов, в первую очередь, находятся 7 регионов, получивших право на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа: Краснодарский и Ставропольский края, Калининградская и Иркутская области и Республика Бурятия, а также Алтайский край и Республика Алтай. А в целом 43 региона России активно занимаются развитием внутреннего туризма. Необходимыми условиями успешного развития внутреннего туризма в России так же, как и въездного туризма, является формирование качественного туристского продукта, наличие грамотной маркетинговой стратегии продвижения внутреннего туристского продукта на российском рынке, отработанные методы и механизмы реализации рекламно-информационной политики, создание системы профессиональной подготовки персонала, привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.
Международный туризм в России Иллюстрация 7 В 2014 году Россия стала более привлекательной для туристов. В авторитетном рейтинге конкурентоспособности в секторе туризма и путешествий, подготовленном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), РФ поднялась на 45 строчку и теперь находится между Турцией и Барбадосом. В 2013 году наша страна была на 63-м месте. Эксперты ВЭФ связывают такой резкий рывок России в рейтинге главным образом с девальвацией рубля — отдыхать в нашей стране стало дешевле. Также специалисты отмечают значительное улучшение в области авиационных перевозок. К числу негативных факторов относятся жёсткие визовые требования и невысокий уровень безопасности. По итогам 2015 года въездной туризм показал рост примерно 1,5 млн. иностранных туристов (8%). Страны, формирующие основные потоки в Россию: Китай, Германия, США, Великобритания, Франция, Корея, Финляндия, Испания. Наибольший рост показали Иран, Индия, Китай (эти страны примерно плюс 60, плюс 30%) и Испания. Если до сих пор основная часть туристов приезжала в Россию в тёплое время года, в 2015 году впервые появились запросы на зимние туры. Выездной туризм сократился примерно на 20%. Если доля туризма в ВНП большей части развитых стран составляет от 5 до 15%, а в некоторых достигает 50%, то в современной России, как показывает исследование, проведенное «Oxford Economics», сектор туризма и путешествий в 2013 году внес в ВВП 5,3 трлн. рублей, или 5.9% от общего валового продукта (172 место в мире), что превышает вклад автомобилестроения и химического производства. В 2014 году вклад туризма в ВВП России увеличился на 11,2% по отношению к 2014 году. В мировом ВВП доля России 2,5%. В докладе The Travel & Tourism Competitiveness Report 2015 Всемирного экономического форума были названы следующие показатели: - Россия занимает 120 место в мире в связи с визовыми ограничениям (WEF); - по количеству занятых в индустрии туризма 126 место (6,3%) (лидируют Сейшелы 22,7%, Мальта, 14,8%, Кабо Верде 14,5%). По данным Росстата, выездной туризм сократился примерно на 20%. В лидеры рейтинга посещаемости за 9 месяцев 2015 года вышли Турция, Египет и Греция. Иллюстрация 8 Иллюстрация 9 Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами: - новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР); - упрощение порядка выезда; - расширение внешних деловых контактов; - увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами; - доступность цен на выездные туры; - большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и т.п.). По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Иллюстрация 10 В развитии въездного туризма в нашей стране существует ряд проблем, среди которых: - острый недостаток качественной гостиничной инфраструктуры; - для многих регионов существует проблема транспортной доступности туристических центров; - низкий уровень бюджетных расходов на отрасль ограничивает продвижение туристических возможностей России в целом и ее регионов на мировом рынке; - существует высокий дефицит квалифицированного персонала, способного предложить качественное обслуживание туриста; - не создано эффективное законодательство для привлечения частных инвестиций в отрасль; - во многих регионах не создана предпринимательская среда, которая необходима для развития туристической отрасли; - в России наиболее строгий среди стран, ориентированных на развитие туризма, визовый режим (стоимость получения российских виз варьируется от 60 до 480 $); - высокая стоимость туристических услуг (проживание в гостиницах, питание, транспорт и др.); - недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны на зарубежных направляющих и на внутреннем рынках и др. Иллюстрация 11 Иллюстрация 12 Потенциал российского въездного туризма объясняется, во-первых, наличием у нашей страны многочисленных туристических ресурсов, которые благодаря своей уникальности, экзотичности, доступности чрезвычайно востребованы среди потенциальных иностранных туристов. Во-вторых, проявляемый иностранными средствами массовой информации и простыми обывателями интерес к России и происходящим к ней событиям упрощают продвижение национального туристического продукта России на мировом туристическом рынке, обеспечивая известность национальных туристических центров и объектов туристического показа. В-третьих, культура российских народов, благодаря мировой известности их наиболее ярких представителей, историческим триумфам и, не в последнюю очередь, многочисленным мигрантам, проживающим в настоящее время во многих странах мира, популярна практически повсеместно. Наконец, в четвертых, формирование конкурентоспособного российского туристического продукта вполне возможно благодаря сравнительно высокой квалификации рабочей силы. Согласно Федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы" в течение 8 лет на развитие туризма в России будет выделено около 100 млрд. рублей. Деньги направляются на самые привлекательные инвестиционные проекты, которые будут реализовываться на территориях с наибольшим туристско-рекреационным потенциалом, в том числе, и на развитие инфраструктуры: строительство дорог, аэропортов, отелей и кемпингов. Например, количество средств размещения к 2020 году планируется довести до 4000. К 2020 г. объем услуг, оказанных в сфере внутреннего и въездного туризма, включая услуги турфирм, гостиниц и аналогичных средств размещения, должен вырасти до 34–36 млрд. долл. и, по прогнозам специалистов, к указанному году Россия может войти в первую десятку стран мира, обеспечивающих популярные направления международного туризма. Количество иностранных граждан, посетивших Россию, должно составить 38,7 млн. чел. в год.
Иллюстрация 13
|