Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 3 Политические и правовые учения в феодальном обществе





 

Занятие 1.

Дайте подробный ответ на следующие вопросы:

1.Каково было отношение христианства к языческому государству?

2.Какие теоретические проблемы вставали перед церковью в связи с христианизацией государства? Проанализируйте потенциально возможные варианты решения этих проблем.

3.Церковь может отождествляться с церковной иерархией и ее авторитетом. А может интерпретироваться как единство всех верующих во главе с самим Христом. Какие идеи Августина могли быть использованы для усиления первого понимания в ущерб второму? Аргументируйте свой ответ.

4.Сравните, как идея богоустановленности власти трактуется в христианской и в исламской традициях. Какие особенности мусульманского подхода вы можете назвать?

5.Каковы основные различия во взглядах на власть и собственность в раннем христианстве и первоначальном исламе? Чем можно объяснить эти различия?

6.В чем заключаются преимущества той формы правления, которую Фома Аквинский называл политической монархией?

7.Как концепция права Фомы Аквинского связана с христианской этикой?

8.Каковы особенности понимания свободы личности и условий ее достижения в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона?

9Какими причинами можно объяснить слабую расчлененность проблем этики, экономики, политики и права в памятниках древнерусской литературы? Сформулируйте несколько принципиально различных подходов к ответу на последний вопрос.

10.Исламские идеологи утверждают, что «мусульманская демократия основана на суверенитете шариата» - всецелом подчинении халифата мусульманскому праву. Что означает «суверенитет шариата» и каковы политико-правовые последствия реализации этого принципа?

Дайте аргументированный ответ на следующие вопросы:

11.Какими интересами объясняется тесный союз церкви и московской династии в деле формирования и укрепления Русского централизованного государства?

12.Как должны строиться отношения церкви и государства по учению православной церкви?

13.Русский политический идеал носит семейный характер. Царь в нем - «хозяин земли русской», (муж) и «батюшка» для крестьян. Как этот идеал повлиял на формирование политической культуры Московской Руси и ее политической мысли? Используйте при ответе на последний вопрос анализ идей «Сказания о царе Константине» И.С. Пересветова и полемику Ивана Грозного с Андреем Курбским.

 

 

Занятие 2

 

Дайте правильный ответ:

1.Кто в XI веке говорил об историческом значении принятия христианства на Руси, сравнивал иудаизм и христианство:

а) В.Мономах

б) Илларион

в) Пересветов

г) Я. Мудрый

д) Нестор

 

2.Кто считал, что историческое предназначение Русского государства «быть не Империей, а Святой Русью»:

а) Петр 1

б) Филофей

в) Пересветов

г) Я. Мудрый

д) И. Волоцкий

 

3.Кто говорил (в 16 в.), что право церкви обеспечивается имуществом. «Церковь должна быть богатой»:

а) И. Волоцкий

б) Пересветов

в) Я. Мудрый

г) Петр 1

д) Филофей

4.Кто в своих посланиях (письмах) царю в 16 веке предлагал варианты радикальной судебной и военной реформ:

а) Сперанский

б) Филофей

в) Курбский

г ) Пересветов

д) И. Волоцкий

 

5.Что было ведущим сводом законов на Древней Руси вплоть до конца 16в:

а) «Повесть временных лет»

б) «Задонщина»

в) Москва - третий Рим»

г ) « Русская Правда»

д) Судебник 1550

 

6.По чьей инициативе был принят Судебник 1550 г.:

а) И. Волоцкого

б) Сперанского

в) Курбского

г) Пересветова

д) Филофея

 

7.Кто говорил, что «Два Рима пали, третий – стоит, а четвертому не бывати»:

а)Пересветов

б) Филофей

в) Сперанский

г) Я. Мудрый

д) Петр 1

 

8. В каком источнике древнерусской правовой мысли впервые системно изложены нормы обычного права, правовое положение различных слоев общества, ответственность общины за преступления своих членов:

а) «Задонщина

б) «Русская Правда»

в) «О Законе и Благодати»

г) «Повесть временных лет»

д) «Слово о полку Игореве» ж) Поучение В. Мономаха

 

9.Кто в 13 веке был сторонником выборности народом высшей исполнительной власти? Он же лишал (в своем учении) духовенство религиозной прерогативы - быть посредником между богом и людьми:

а) Падуанский

б) Бердяев

в) Герцен

г) Ф.Аквинский

д) М.Аврелий

10.Какой деятель написал «Комментарий к «Никомаховой Этике Аристотеля»:

а) Августин Блаженный

б) Фома Аквинский

в) Иоанн Златоуст

г) Сенека

д) Марк Аврелий

 

11.Кто автор знаменитых в средние века трудов «Сумма теологии», «О правлении государей»? В них автор выдвигает пять доказательств существования бога и четыре основных, с его точки зрения, закона:

а) Августин Блаженный

б) Фома Аквинский

в) Иоанн Златоуст

г) император Марк Аврелий

д) император Юстиниан

 

12.Какой деятель написал «Комментарий к «Политике» Аристотеля»:

а) Августин Блаженный

б) Сенека

в) Иоанн Златоуст

г) Фома Аквинский

д) Марк Аврелий

 

13.Какой деятель ввел в ИППУ понятие «суверенитет»:

а) М. ПадуанскиЙ

б) Фома Аквинский

в) Ш. Монтескье

г) Г. Гроций

д) Ж. Боден

 

14. Кто в работе «Защитник мира» (14 век) отвергал учение о божественном происхождении государства?:

а) Б. Спиноза

б) М. Падуанский

в) Ф. Аквинский

г) Я. Гус

д) Т.Мюнцер

 

15. Кто в 14 веке считал, что «Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, определяет различия между грехами и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос»:

а) М. Лютер

б) Макиавелли

в) Ж.Кальвин

г) Ф.Аквинский

д) М. Падуанский

 

16. Кто считал, что «государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности»:

а) Сократ

б) Платон

в) Аристотель

г) Ликург

д) Солон

17. Этот выдающийся теолог — мыслитель средневековья обосновал концепции «теодицеи» и «креационизма». Кто он?:

а) Э. Роттердамский

б) Августин Блаженный

в) Ф. Аквинский

г) И. Златоуст

д) Д. Дидро

 

18. Кто, проповедуя креационизм, говорил: «Все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать... Оно рождается в деятельности человека»?:

а ) А. Августин

б) Марк Аврелий

в) Э. Роттердамский

г) Т. Гоббс

д) Ф. Аквинский

19. Кто из мыслителей 16 века в канун Реформации порицал католическую церковь и духовенство, прозорливо предсказывая, что католическая религия «близка к своей гибели либо к мучительным испытаниям»:

а) Вольтер

б) Ламетри

в) Н.Макиавелли

г) Руссо

д) Гольбах

20. Родоначальники теологической теории происхождения государства:

а) Гоббс и Спиноза

б) Платон, Аристотель

в) Гроций, Руссо

г) Ф. Аквинский

д).Августин (Блаженный)

 

21. Кому принадлежит высказывание «Наша душа – это бог, нашедший приют в теле человека»; «Человек для человека – святыня»:

а) Платон

б) Сенека

в) Гроций

г) Руссо

д) Ф. Аквинский

 

22. Кто утверждал: «Все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать… Оно рождается в деятельности человека»

а) Ф.Аквинский

б) Гоббс

в) Спиноза

г) Платон

д) Аристотель

 

23. Кто из русских мыслителей писал, что соблюдение законов – не только основа благополучия государства, но и нравственная база общественной жизни, а беззаконие означает падение нравственности?:

а) И. Волоцкий;

б) А. Курбский;

в) А. Филофей;

г) Ф. Карпов

д) И.Пересветов.

 

24. Кто из русских мыслителей заявлял о тождестве права и справедливости, а закон должен содержать реально выполнимые требования?:

а) А. Карпов

б) А. Курбский

в) И. Пересветов

г) А. Филофей

 

25. Кто говорил, что «Два Рима пали, третий - стоит, а четвертому не бывати»:

а) Н. Сорский

б) Филофей

в) Пересветов

г) Я. Мудрый

д) И. Волоцкий

26. Кто в своих посланиях (письмах) царю в 16 веке предлагал ограничить верховную власть сословно-представительным органом?:

а) Филофей

б) Сперанский

в ) Пересветов

г) Курбский

д) И. Волоцкий

 

27. Кто в своих посланиях (письмах) царю в 16 веке предлагал варианты радикальной судебной и военной реформ?:

а) Пересветов

б) Сперанский

в) Филофей

г) Курбский

д) И. Волоцкий

 

 

28. Сборник постановлений церковного собора, проходившего в 16 веке с участием царя и членов Боярской думы, регулировал церковную жизнь, имущественные правоотношения и вопросы преступлений и наказаний, - это:

а) Четьи-Минеи

б) Стоглав

в) Судебник

г) Пятиглавие

д) Библия

 

29.Кто требовал отторжения всех богатств церкви и лишения ее права владения населенными землями:

а) Н. Сорский

б) Филофей

в) А. Блаженный

г) М. Падуанский

д) И. Волоцкий

 

30. Кто писал, что цель человеческого закона – «хорошая жизнь на земле». Цель божественного закона – вечное спасение?:

а ) М. Падуанский

б) Сперанский

в) Филофей

г) Курбский

д) И. Волоцкий

 

Занятие 3

 

Выполнить контрольную работу

 

Общие методические указания

Ниже приводятся три варианта контрольных работ по истории политических и правовых учений. Студент в течении практического занятия должен подготовить контрольную работу по одному из вариантов, предложенному преподавателем.. Каждый вариант контрольной работы состоит из двух вопросов, относящихся к изученным разделам курса. Студент должен изучить рекомендованную литературу и источники, отобрать наиболее существенный фактический материал, продумать выводы и обобщения и глубоко раскрыть вопросы. Рекомендованный список литературы может быть дополнен по усмотрению студента.

Необходимо соблюдать общие требования к оформлению письменной работы: объем не должен превышать 15 страниц, работа должна быть написана от руки, чисто, аккуратно, в удобной для прочтения форме, страницы необходимо пронумеровать, оставив поля для замечаний рецензента. Каждая цитата (или иное обращение к литературному источнику) должна иметь соответствующую ссылку, оформленную соответствующим образом (автор, название, место и год издания, страница). Писать надо только о том, что непосредственно относится к вопросу, логично, аргументировано и в полном объёме.

 

Вариант 1

 

1. Идеальный политический и правовой строй в произведениях Платона "О государстве" и "Законы".

2. Политические и правовые учения Древней Руси (IX – XII века).

 

Методические указания

Для ответа на первый вопрос необходимо заранее ознакомиться с трудами Платона "Государство" и "Законы". Важно уяснить конструкцию идеального государства. Платон делил общество на три сословия, используя принцип разделения труда. Основой государства, по его мнению, являются четкие и суровые законы, которые регламентируют все вопросы жизни людей, а также принцип справедливости (только для свободных).

Ответ на второй вопрос должен строиться на основании изучения памятника русской политической литературы «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, а также русской летописи «Повесть временных лет» монаха Нестора по следующему плану: истоки политико-правовых учений и взглядов, их содержание, сущность и оценка.

 

 

Вариант 2

 

1. Проект идеального правового государства Аристотеля.

2. Русская политико-правовая мысль в XIV - XVI веках

 

Методические указания

Отвечая на первый вопрос, надо изучить политические тексты Аристотеля, знать его общую концепцию развития общества, государства и права. Следует обратить внимание на характеристику, данную Аристотелем, "правильной" формы государства (объединение двух неправильных форм: олигархии и демократии), которое он называет "полития". Особо следует отметить взгляды Аристотеля на роль права в идеальном государстве.

При освещении второго вопроса следует показать особенности социально-политической жизни Руси указанного периода, раскрыть сущность теории «Москва – Третий Рим», представления монаха Филофея об историческом процессе, легитимности царской власти, а также соотношении духовной и светской властей. Необходимо раскрыть содержание идейной борьбы «стяжателей» и «нестяжателей», проекты государственно-правового развития И.Грозного, А. Курбского, И. Пересветова.

 

Вариант 3

 

1. Особенности политико-правовой идеологии основных направлений ислама в странах Арабского Востока.

2. Учение Ф. Аквинского о законе и праве.

 

 

Методические указания

При подготовке к первому вопросу следует показать причины возникновения ислама, дать характеристику его основных источников, философских и мировоззренческих основ, главных отличий от христианства, взглядам на государство, право и власть.

Ответ на второй вопрос следует начать с характеристики Ф. Аквинского, как представителя учения называемого схоластикой. Затем необходимо показать теоретические основы учения Ф.Аквинского, дать классификацию системы права с подробным обоснованием каждой её части. Требуется осветить взгляды Ф. Аквинского на общество, государство, а также на то, как он решал вопрос соотношения церковной и государственной власти.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. О.В. Мартышина. - М.: Норма, 2008. - 899 с.

История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Нор­ма, 2009. - 704 с.

Дополнительная:

История политических и правовых учений: хресто­матия / под ред. О.Э. Лейста. - М.: Городец, 2007.

Мачин И.Ф. История политических и правовых уче­ний: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007.

 

Тема№4 Политические и правовые учения в Европе в период ранних антифеодальных революций

 

Занятие 1.

Ответьте на следующие вопросы:

1.Как соотносится благо народа, государства и государя в концепции Н. Макиавелли?

2.Какова для Макиавелли взаимосвязь целей и средств в политике? Справедливо ли называть «макиавеллизмом» любые виды политического аморализма? Аргументируйте свой ответ.

3.Почему светская власть в трактовке М. Лютера есть скорее бремя, чем привилегия?

4.Как учение Ж. Кальвина связано с идеями Августина? Что общего между этими учениями и в чем вы видите различия?

 

Дайте ответы:

 

1. «Власть государя должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти... служат хорошие законы и хорошее войско», - утверждал:

а) Гуго Гроций;

б) Никколо Макиавелли:

в) Жан Боден;

г) Мартин Лютер.

2. Крупнейшим вкладом Ж. Бодена в развитие политико-теоретического знания является:

а) формирование теории естественного права;

б) развитие идеологии Реформации;

в) разработка проблемы суверенитета государства;

г) введение термина «государство» в политическую науку Нового времени.

3.Кто считал, что «Государство незыблемо, если правительство не дает повода заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение»:

а) Ж. Боден

б) Н.Макиавелли

в) М.Лютер

г) Ж.Кальвин

д) Ф.Аквинский

4. Кто считал, что «Самое опасное для правителя – посягать на имущество подданных… Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства»:

а) Спиноза

б) Ф.Аквинский

в) Макиавелли

г) М.Лютер

д) Ж.Кальвин

5.Кто в канун Реформации порицал католическую церковь и духовенство, прозорливо предсказывая, что католическая религия «близка к своей гибели либо к мучительным испытаниям»:

а) Ян Гус

б) Н.Макиавелли

в) М.Лютер

г) Ж.Кальвин

д) Ф.Аквинский

 

6. Кто из лидеров Реформации осуждал крестьянские волнения и считал, что «Мятеж - подобен большому пожару»:

а) Мюнцер

б) Ян Гус

в) Лютер

г) Кальвин

д) Ян Жижка

 

7.Кто считал, что «народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя:

а) Эрлих

б) Аристотель

в) Монтескье

д ) Макиавелли

8.Кто является автором знаменитой работы «Левиафан», где изложены проблемы происхождения государства, и социально-этическая сущность человека: «Homo homini lupus est» (Человек человеку - волк):

а)Т. Гоббс

б) Монтескье

в) Макиавелли

г) Д. Локк

д) Б. Спиноза

 

9.Кто из мыслителей 17 века считал, что «Государство - есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа». Его идеал — монархия, и он выступал против разделения властей:

а) Монтескье

б) Макиавелли

в) Д. Локк

г) Т. Гоббс

д) Б. Спиноза

 

10. Кто в Новое время (17 в.) разработал системное учение о социальных аспектах общества. Он утверждал, что государство - это «искусственное тело», «механическое чудовище», созданное не по воле Божьей, а по естественным причинам... до образования государства люди находились в состоянии «войны всех против всех»:

а) Д. Дидро

б) Т. Гоббс

в) Ф. Бэкон

г) Локк

д) Р.Декарт

 

11.Кто в начале 17 века утверждал, что верховная власть - душа государства, судьи и чиновники - суставы, советники - память, законы - разум и воля:

а) Г. Гроций

б) Макиавелли

в) Монтескье

г) Т. Гоббс

д) Ж. Боден

 

12. Кто в 17 веке утверждал, что «законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен»:

а) Т. Гоббс

б) Г. Гроций

в) Д. Локк

г) Монтескье

д) Б. Спиноза

 

13. Кто обосновал разделение властей на исполнительную, законодательную и природную?:

а) Платон

б) Монтескье

в) Вольтер

г) Макиавелли

д) Локк

 

14. Кто в начале 17 века решал вопросы войны и мора с позиций юриспруденции, а не политики?:

а) Монтескье

б) Макиавелли

в)Г. Гроций

г) Т. Гоббс

д) Б.Спиноза

 

15.Представители договорной (естественно-правовой) теории происхождения государства:

а) Т. Гоббс,Д. Локк

б) Платон, Михайловский

в) Г. Гроций,Ж. Руссо

г) Конфуций, Аристотель

д) А. Радищев, Ф. Аквинекий

 

16. Кто сказал: «Человеку только кажется, что он поступает свободно: людьми владеют страсти»:

а) Б. Спиноза

б) Т. Гоббс

в ) Д.Локк

г) Г Гроций

д)Ж. Руссо

 

17. Кто считал, что двигателем деятельности человека являются эмоции, страсти, стремление к выгоде, власти, богатству:

а) Монтескье

б) Макиавелли

в)Г. Гроций

г) Т. Гоббс

д) Б.Спиноза

18. Кто в 17 веке предлагал прекратить рассуждения о душе, а заняться «делом»: он описал свойства и закономерности внимания, исследовал объем памяти, а также реакции человека в различных ситуациях:

а) Ш. Монтескье

б) Ф. Бэкон

в ) Д.Локк

г) Г Гроций

д)Ж. Руссо

 

19. Кто считал, что «существующие законы служат только для прикрытия насилия… Причина этого – частная собственность»:

а) Платон

б) Монтескье

в) Вольтер

г) Макиавелли

д) Беккариа

 

20. Кто считал, что «Государство - есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа». Его идеал – монархия, и он выступал против разделения властей:

а) Б. Спиноза

б) Т. Гоббс

в ) Д.Локк

г) Г Гроций

д)Ж. Руссо

 

21. Назовите «волеустановленные формы права», которые были определены Г. Гроцием?:

а) божественное право;

б) государственные законы;

в) естественное право;

г) право народов.

 

22. Что по Г. Гроцию означает «право в собственном смысле слова»?:

а) договорное право;

б) государственные законы;

в) естественное право;

г) божественное право.

 

23. Кому принадлежит тезис о том, что право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь?:

а) Ж. Руссо

б) Протагору

в) Г. Гроцию

г) Спинозе.

 

24. Почему, по мнению Спинозы, «естественное право каждого… в гражданском состоянии не прекращается»?:

а) как в естественном, так и в гражданском состоянии человек действует по законам своей природы, побуждаемый страхом и ради своей пользы

б) исключительно из-за страха

в) исключительно из-за пользы

г) исключительно из-за стремления выжить

 

25. Какой фактор, по мнению Т. Гоббса, может превратить естественные законы, исполнение которых не обязательно, в безусловный императив?:

а) государство

б) гражданское общество

в) монарх

г) сила

26. «При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, также как и сами разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре...», - утверждал:

а) Фома Аквинский;

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

г) Ирнерий.

27. Автором работы «О граде Божием» является:

а) Фома Аквинский;

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

г) Ирнерий.

28. Четыре вида законов: вечный, естественный, человеческий и божественный в своем учении обосновывал:

а) Фома Аквинский;

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

г) Ирнерий.

29. В своем сочинении «Защитник мира» ответственность за все беды и несчастья человечества возлагал на церковь:

а) Фома Аквинский.

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

г) Ирнерий.

30. Основателем школы глоссаторов в Болонье является:

а) Фома Аквинский;

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

г) Ирнерий.

 

Занятие 2.

 

Дайте ответы на следующие вопросы:

1.Каковы были этические последствия кальвинистского учения для развития европейской политической культуры?

2.Каких принципов необходимо придерживаться в оценке идей Т. Мора и других утопистов прошлого, чтобы не утратить научную объективность?

3.Перечислите те черты идеального государства Т. Мора, которые, на ваш взгляд, являются социально неприемлемыми и аргументируйте ваш выбор.

4.Семья и семейные отношения мешают тотальной рационализации, они отсутствуют в идеальном государстве Т. Кампанеллы. Какие причины лежат в основе необходимости уничтожения семьи в рационально устроенном обществе? Возможна ли рационализация сферы семейно-брачных отношений, если ее не трактовать как сферу имущественного права?

 

Укажите правильный ответ:

1.Кому принадлежат слова: «Дворянами именуются те, кто праздно живет на доходы со своих огромных поместий, не заботясь ни об обработке земли, ни о народе... Подобные люди вредны во всякой республике»:

а) Монтескье

б) Макиавелли

в) М. Падуанский

г) Т. Гоббс

д) Б.Спиноза

 

2.Кто считал, что «Государство незыблемо, если правительство не дает повода заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь - в презрение»:

а) Монтескье

б) Б.Спиноза

в) Т.Гоббс

г) Макиавелли

д) Вольтер

 

3..Кто утверждал, что «Самое опасное для правителя - посягать на имущество подданных... Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства»:

а) Монтескье

б) Макиавелли

в) Б.Спиноза

г) Вольтер

д) Т. Гоббс

 

4. Кто в своей работе «Государь» утверждал, что людей «следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отмстить, а за большое - не может»:

а) Макиавелли

б) Монтескье

в) М. Падуанский

г) Т. Гоббс

д) Б. Спиноза

 

5.Кто в начале 17 века, решая вопросы войны и мира - различал войны справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические):

а) Г. Гроций

б) Макиавелли

в) Т. Мюнцер

г) Т. Кампанелла

д) Кальвин

 

6.Кто явился автором труда «О праве войны и мира», где были заложены основы международного права?:

а) М. Падуанский

б) Фома Аквинскяй

в) Иоанн Златоуст

г) Ж. Боден

д) Г. Гроций

 

7. Кто является основателем рационалистической доктрины естественного и международного права:

а) Т.Мор

б) М.Лютер

в) Г. Гроций

г) Вольтер

д) Спиноза

 

8.Кто разработал в начале 17 века основы договорной теории происхождения государства:

а) Б. Спиноза

б) Макиавелли

в) М. Падуанский

г) Д. Локк

д) Г. Гроций

 

 

9.Кто считается родоначальником французского Просвещения и современной политико-правовой теории? Он же выступал за всеобщее избирательное право:

а) Монтескье

б) Гроций

в) Спиноза

г) Руссо

д) Дидро

 

10.Кто впервые ввел термин «государство» и утверждал, что «государство» происходит от слова «государь»?:

а) Макиавелли

б) Локк

в) Цицерон

г) Аристотель

д) Юстиниан

 

11. Кто явился основоположником международного права?:

а)Г. Гроций

б) Макиавелли

в) Аристотель

г) Юстиниан

д) Дидро

 

12. Как Т. Гоббс (Англия, XVII в.) определяет естественный закон и позитивный закон?:

а) естественный закон – это возможность делать все, что не вредит природе и человеку

б) позитивный закон – закон монарха

в) естественный закон есть свобода что-либо делать или не делать что-либо

г) позитивный закон – предписание делать или не делать что-либо

 

13.. Какие требования Д. Локк (Англия, XVII в.) предъявлял к закону?:

а) отсутствие противоречий и пробелов

б) ясность и простота содержания закона

в) закон должен указывать индивиду поведение, соответствующее его интересам и служащее общему благу

г) закон должен быть стабильным и долговременным

 

14. Какие требования Д. Локк (Англия, XVII в.) предъявлял к режиму законности?:

а) стабильность

б) кто бы ни обладал властью, ему вменяется управлять согласно постоянным законам провозглашенным народом

в) все граждане должны знать и выполнять законы

г) никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам

 

15. Из чего, считает Д. Локк (Англия, XVII в.), проистекает высокий престиж закона?:

а) закон – инструмент сохранения и расширения свободы личности, который гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других

б) там, где нет законов, там нет свободы

в) нельзя достичь блага всех, если не обеспечить посредством законов свободу каждому

г) всеобъемлющий характер закона

 

16.Стимулами деятельности человека являются эгоистические интересы и аффекты (желание, радость, печаль):

а) Спиноза

б) Макиавелли

в) Гоббс

г) Вольтер

д) Дидро

 

17.В каком памятнике права древности справедливость объявляется велением богов?:

а) Законы Ману

б) Законы XII Таблиц

в) Законы Хаммурапи

г) Уложение о наказаниях

 

18.Кто первым в Греции начал освещать проблемы права с позиции равенства и справедливости?:

а) Солон

б) Пифагор

в) Тесей

г) Клисфен

 

19.Кто из философов древней Греции считал, что законы обеспечивают людям благоустроенную жизнь и их надо строго соблюдать?:

а) Гераклит

б) Горгий

в) Демокрит

г) Протагор

 

20.Кто из великих греков теоретически обосновал, что в рамках демократического правового государства существует гражданское общество и гражданское самосознание. Законы в таком государстве отражают волю граждан, которые принимают активное участие в правотворчестве?:

а) Фукидид

б) Демосфен

в) Ликофрон

г) Алкидам Элейский

 

21.Кто выдвинул идею о том, что государство проявляется через право?:

а) Фукидид

б) Ликофрон

в) Демосфен

г) Калликл

 

22.Кому принадлежит определение права как политической справедливости?:

а) Сократу

б) Платону

в) Аристотелю

г) Полибию

 

23.Кому принадлежит изречение: «политическое правление – правление закона»?:

а) Цицерону

б) Лекрецию Кару

в) Аристотелю

г) Паю Гракху

 

24.Кто выдвинул идею об изменчивости естественного права в зависимости от места, времени и обстоятельств?:

а) Эпикур

б) Платон

в) Гай

г) Цицерон

 

25.Кто в период античности первым определил государство как «правовое общение людей»?:

а) Демосфен

б) Аврелий Августин

в) Цицерон

г) Лукреций Кар

 

 

Занятие 3.

 

Дайте ответы на следующие вопросы:

1.Государство, по Г. Гроцию, есть «союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Какие особенности понимания «общей пользы», свойственные доктрине Гроция, вы можете назвать?

2.В чем состоит различие общества и государства согласно теориям Т. Гоббса и Дж. Локка? Какие различия в теоретических подходах Т. Гоббса и Дж. Локка предопределили различное решение проблемы отношений личности и государства в их концепциях?

3.Проведите сравнительный анализ трактовки проблемы свободы личности в христианстве и теории «естественных прав человека». Против каких социальных табу была направлена идея: «разрешено все то, что не запрещено законом» (Гоббс)?

 

Дайте ответы на тесты:

1. Мнение о том, что война совершенно не совместима с правом, критиковал:

а) Гуго Гроций;

б) Никколо Макиавелли;

в) Жан Боден;

г) Мартин Лютер.

2. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех» утверждал:

а) Джон Локк;

б) Томас Гоббс;

в) Гуго Гроций;

г) Никколо Макиавелли.

3. Автором известного произведения «Об общественном договоре, или Принципы политического права» является:

а) Джон Локк;

б) Томас Гоббс;

в) Жан-Жак Руссо;

г) Шарль Монтескье.

4. По мнению Д. Локка, первое место в стране отводится власти:

а) исполнительной;

б) судебной:

в) законодательной:

г) федеративной.

5. Автором «Правды воли монаршей в определении наследника державы своей...» является:

а) В.Н.Татищев;

б) Ф. Прокопович;

в) Петр I;

г) А. Курбский.

Кто считал, что «Государство - есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа». Его идеал – монархия, и он выступал против разделения властей

а) Т. Гоббс

б) Д. Локк

в) Жан-Жак Руссо;

г) Шарль Монтескье.

7. Кто из лидеров Реформации считал, что идеальное государство - это «Христианский союз и братство»:

а) Кальвин

б) Ян Гус

в) Т.Мюнцер

г) Лютер

д) М. Падуанский

 

8. Кто из лидеров Реформации считал, что «Мятеж – подобен большому пожару»:

а) Лютер

б) Т. Мюнцер

в) Спиноза

г) Я.Гус

д) Кальвин

 

9.Кто утверждал, что лучше убить, чем грозить, грозя — создаешь и предупреждаешь врага, убивая — отделываешься от врага окончательно?:

а) Макиавелли

б) М. Падуанский

в) Иоанн Златоуст

г) Г. Гроций

д) Ж. Боден

 

10. Кто в 16 веке разработал вопросы войны и мира, назначение должностных лиц, проблемы суды и помилования, он являлся сторонником монархической власти с элементами аристократии и демократии?:

а) М. Падуанский

б) Ж. Боден

в) Фома Аквинский

г) Г. Гроций

д) Спиноза

 

11.Кто считал, что в «каждой республике бывает два противоположных направления: одно – народное, другое – высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы»:

а) Макиавелли

б) Ж. Боден

в) Фома Аквинский

г) Г. Гроций

д) Спиноза

12. Кому принадлежат слова: «Дворянами именуются те, кто праздно живет на доходы со своих огромных поместий, не заботясь ни об обработке земли, ни о народе… Подобные люди вредны во всякой республике»:

а) Макиавелли

б) Лютер

в) Т.Мюнцер

г) Спиноза

д) Я.Гус

 

13. Кто в Новое время придавал законодательству и праву наибольшее значение. Он утверждал, что «Благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет»?:

а) Ж. Боден

б) Фома Аквинский

в) Г. Гроций

г) Спиноза

д) Макиавелли

 

14. Кто из политических деятелей Нового времени считал, что «религия – могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию»:

а) Ж. Боден

б) Макиавелли

в) Т.Мюнцер

г) Спиноза

д) Я.Гус

15. Кто считал, что «народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя:

а) Фома Аквинский

б) Макиавелли

в) Г. Гроций

г) Спиноза

д) Руссо

16. Кто считал, что, человек по своей природе зол и эгоистичен, стремится к господству над другими?:

а) Ж. Боден

б) Ч. Беккариа

в) Т.Гоббс

г) Б. Спиноза

д) Н. Макиавелли

 

17. Назовите древнеримского юриста, автора знаменитого изречения: «Тому, что установлено вопреки смыслу права, мы не можем следовать как юридическому правилу»?:

а) Марциан

б) Цицерон

в) Гай

г) Юлиан

 

18. Кто считал, что государство, игнорирующее право, является погибшим?:

 

а) Платон

б) Аристотель

в) Сократ

г) Августин

 

19. Кто впервые в политико-юридической литературе ввел понятие «политическая монархия», при которой власть государя зависит от закона?:

а) Фома Аквинский

б) Сократ

в) Платон

г) Аристотель

 

20. Кто из мыслителей сказал, что «суверен издает законы, но не создает право». Право «несет с собой справедливость, а закон – приказ»?:

а) Полибий

б) Боден

в) Макиавелли

г) Цицерон

 

 

21. Какую оценку Ю. Крижанич дал русским законам?:

а) они соответствуют естественному праву

б) российские законы чрезвычайно жестокие

в) российские законы гуманны

г) законы России более гуманны, чем законы Турции

 

22. Кто из русских мыслителей XVII–XVIII вв. предлагал составить «Книгу законов России», которая должна стать предметом всенародного обсуждения?:

а) В. Татищев;

б) М. Щербатов;

в) И. Посошков;

г) Ф. Прокопович.

 

23. Идея государства, построенного не по божественному промыслу или естественному закону, а по предначертаниям разума, была сформулирована:

а) в ренессансных утопиях

б) в раннехристианских ересях

в) в ведической традиции

г) в Конституции СССР 1936 года

24. Автором теории «Москва — третий Рим» был:

а) Иван IV (Грозный);

б) Максим Грек;

в) Нил Сорский;

г) монах Филофей.

25. В известной переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским преобладали политико-правовые аргументы:

а) веры;

б) централизма и местничества;

в) божьего суда;

г) упреков и обид.

 

 

26.Родоначальники патриархальной теории происхождения государства:

а) Гоббс и Спиноза

б) Платон, Михайловский

в) Гроций, Руссо

г) Конфуций, Аристотель

д) Нил Сорский, Филофей

 

27. Главный идеолог «нестяжателей»?:

а) Н. Сорский

б) Иван IV (Грозный)

в) Максим Грек

г) монах Филофей

д) В.Мономах

28. Кто говорил (16 в.), что право церкви обеспечивается имуществом «Церковь должна быть богатой»:

а) М. Падуанский

б) Филофей

в) Пересветов

г) Н. Сорский

д) И. Волоцкий

29. В каком историческом памятнике 15-16 вв. говорится о мировом предназначении Русского государства, о том, что оно - центр христианства:

а) «Повесть временных лет»

б) «Задонщина»

в) «Москва-третий Рим »

г) «Русская Правда»

д) «0 Законе и Благодати»

 

30. Какой деятель позднего Рима написал сочинение «Град Божий»?:

а) М. Падуанский

б)Августин Блаженный

в) Филофей

г) Пересветов

д) Н. Сорский

 

 

Тема№5 Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.)

Занятие 1.

Дайте ответы на вопросы:

1.Что понимается под политической и что под гражданской свободой в концепции Ш. Монтескье? Какова взаимосвязь между гражданской и политической свободой? Как концепция разделения властей, разработанная Монтескье, связана с поиском равновесия внутренних сил общества?

2.Какие реальные проблемы теории народного представительства (и представительной демократии в целом) вскрыл Ж.-Ж. Руссо своей критикой? В чем проявляется столь характерный для всех мыслителей этой эпохи механицизм мышления в учении Руссо?

3.Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) во многом отразила господствовавший механистический подход, характерный для эпохи. Попробуйте обосновать этот тезис.

 

Укажите правильные ответы:

1.Этот французский мыслитель в 18 веке утверждал, что общество, как и вселенная, подвержено бурным переменам...Это быстрая смена веществ, сталкивающихся друг с другом и исчезающих... а в обществе - социальные «сословия пожирают друг друга» («Племянник Рамо»):

а) Дидро

б) Вольтер

в) Монтескье

г) Ламетри

д) Руссо

 

2.Кто в Новое время придавал законодательству и праву наибольшее значение. Он утверждал, что «Благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет»?:

а) Монтескье

б) Макиавелли

в ) М.Падуанский

г) Гоббс

д) Спиноза

 

3.Этот мыслитель 18 века объяснял, почему человек потом, проживая в обществе, становится плохим, хотя от природы он добр и честен. Виновными в этом, как он считал, являются: частная собственность, социальные порядки, религия?:

а) Вольтер

б) Ламетри

в) Дидро

г) Руссо

д) Гольбах

 

4.Кто обосновал разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную?:

а) Локк

б) Вольтер

в) Монтескье

г) Макиавелли

д) Платон

 

5.Этот мыслитель 18 века в работе «О духе законов» он обосновал социально-этическую концепцию географического детерминизма и функциональной роли религии:

а) Руссо

б)Дидро

в) Монтескье

г) Вольтер

д) Гольбах

 

6. Кто в 18 веке сформулировал принцип закономерности общественно-политического развития народов... Он под свободой понимал «право делать все, что дозволено законом»:

а) Г.Гроций

б) Макиавелли

в) Монтескье

г) Вольтер

д) Спиноза

 

7. Кто в 18 веке выделил следующие виды права: естественное, божественное, каноническое, международное, общегражданское, частное гражданское, семейное, право завоевания и др.?:

а) Монтескье

б) Макиавелли

в) Д. Локк

г) Т. Гоббс

д) Б. Спиноза

 

8. Кто считается родоначальником французского Просвещения и современной политик» - правовой теории?... Он же выступал за всеобщее избирательное право:

а) Г.Гроций

б) Макиавелли

в) Монтескье

г) Локк

д) Спиноза

 

9.Этот великий французский философ - просветитель был атеистом. Он считал - «Церковь - главный тормоз на пути прогресса и просвещения...» «Раздавите гадину'» (призыв к революционерам):

а) Руссо

б) Дидро

в) Монтескье

г) Вольтер

д) Гольбах

 

10. Кто из французских мыслителей считал, что «если бы Бога не было, то его следовало бы придумать... для народа Бог необходим как вознаграждение наказание...»:

а) Руссо

б) Дидро

в) Монтескье

г) Вольтер

д) Гольбах

 

11. Этот французский философ 18 века утверждал, что существуют «три ступени происхождения неравенства: имущественное неравенство, порождено частной собственностью, политическое неравенство, порождено появлением государства и социальное неравенство, порождено деспотизмом власти:

а) Вольтер

б) Ламетри

в) Дидро

г) Руссо

д) Гольбах

 

12. В работе «Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми» этот мыслитель утверждал, что «Общество портит человека, который от природы - добр, честен...»:

а) Вольтер

б) Ламетри

в) Дидро

г) Руссо

д) Гольбах

 

13. Кто из французских просветителей был воинствующим атеистом, в своей работе «Разоблаченное христианство» он писал: «Богу нет места во Вселенной, он не создавал Природу... Философия должна заниматься уничтожением религиозных заблуждений»:

а) Руссо

б) Гольбах

в) Ламетри

г) Д. Дидро

д) Р. Декарт

 

14. В Конституции какого государства впервые были закреплены основные принципы правового государства:

а ) Франции

б) Англии

в) США

г) Нидерландов

д) Российской Федерации

 

15.В какой стране впервые закреплено в Конституции и осуществлено реально разделение властей:

а) Англии

б) Италии

в) Франции

г) США

д) Японии

 

16. Кто впервые обосновал принцип разделения властей?:

а) Локк, Монтескье

б) Локк, Маркс

в) Макиавелли, Монтескье

г) Гоббс, Локк

д) Платон, Аристотель

 

17. В основе закона, по мнению Монтескье (Франция, XVIII в.), лежит?:

а) общее мнение людей

б) разумность

в) правда

г) воля

 

18. Кому из мыслителей Франции XVIII в. принадлежит изречение: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»?:

а) Вольтер

б) Руссо

в) Монтескье

г) Марат

 

19. Что считал Монтескье (Франция, XVIII в.) основополагающим принципом законодательства?:

а) надлежащая логика закона

б) абстрактный характер закона

в) единство формы и содержания закона

г) умеренность законодательства

 

20. Какие требования Монтескье (Франция, XVIII в.) предъявлял к закону?:

а) закон должен соответствовать правовой политике государства

б) закон должен быть логичен и абстрактен

в) закон должен отвечать требованиям естественного права

г) закон должен быть сжатым, простым, полезным, чистым и понятным гражданам

 

21. Чьи идеи (18 в.) – «о равенстве перед уголовным законом; нет преступления и нет наказания без указания о том в законе; соответствие тяжести наказания тяжести преступления» стали классическим направлением в уголовно – правовой науке:

а) Вольтер

б) Бекариа

в) Ламетри

г) Руссо

д) Гольбах

 

22.Последовательность законов, сформулированных Ш. Монтескье, предшествующих человеческим законам:

а) стремление добывать себе пищу

б) просьба, обращенная одним человеком к другому

в) мир среди людей

г)желание жить в обществе

 

Занятие 2.

Дайте ответы на вопросы:

1.Известно, что черновик текста Декларации независимости 4 июля 1776 г. (США), хранящийся в библиотеке Конгресса, содержит сделанное рукой Т. Джефферсона исправление. Автор вычеркнул «право на собственность» из перечня неотчуждаемых прав и вписал «право на стремление к счастью». Как бы вы прокомментировали этот факт?

2.Сильная федеральная связь в США есть во многом плод конституционных усилий Гамильтона. В чем состоит опасность «произвольных* решений законодательной власти, которую видел А. Гамильтон?

3.Какие особенности американского подхода к проблеме равенства и путей его достижения выделял А. де Токвиль как наиболее существенные?

Укажите правильные ответы:

1. Кого считают родоначальником классической науки уголовного права? Он протестовал против пыток и смертной казни. «Смертная казнь - это война общества с гражданином»:

а) Монтескье

б) Макиавелли

в) Д. Локк

г) Ч. Ломброзо

д) Ч. Бекариа

 

2.В работе «О преступлениях и наказаниях» (1764) он утверждал, что свобода гражданина в его «праве делать все, что не противоречит законам..., но сами власти должны в первую очередь строжайше соблюдать законы», без этого не может быть «законное общество», т. е. правовое государство:

а) Ч. Бекариа

б) Макиавелли

в) Д. Локк

г) Ч. Ломброзо

д) Монтескье

 

3. В работе «О преступлениях и наказаниях» этот правовед говорил о равенстве всех перед уголовным законом, «ибо нет преступления и нет наказания без указания о том в законе, соответствие тяжести наказания тяжести преступления»... эти положения стали классическими в уголовно - правовой науке:

а) Д. Локк

б) Макиавелли

в) Ч. Бекариа

г) Ч. Ломброзо

д) Монтескье

 

4. Кто является автором Декларации независимости США и выдвинул принцип конституционного ограничения государственной власти? Его идеал - демократическая республика фермеров:

а) Андерсон

б) Пейн

в) Падуанский

г) Гамильтон

д)Джефферсон

5.Кто в 1776 г., критикуя несовершенство государственного строя Англии, предложил свое название государства, которое должны образовать колонисты это название «США»:

а) Андерсон

б) Пейн

в) М. Падуанский

г) Гамильтон

д) Джеферсон

6. Кто утверждал, что причины преступности лежат в социальных условиях:

а) Д. Локк

б) Макиавелли

в) Ч. Бекариа

г) Ч. Ломброзо

д) Монтескье

 

7. Назовите автора следующего утверждения: «Свобода гражданина в его праве делать все, что не противоречит законам…, но сами власти должны в первую очередь строжайше соблюдать законы, без этого не может быть «законное общество», т. е. правовое государство»:

а) Ч. Бекариа

б) Н.Макиавелли

в) Д. Локк

г) Ч. Ломброзо

д) Монтескье

 

8.Кто из французских мыслителей считал, что основой нравственности является естественное стремление человека к свободе и счастью, благорасположенность и сочувствие:

а) Андерсон

б) Пейн

в) Ж. Руссо

г) Ч. Бекариа

д) Ч.Ломброзо

 

9. Кто из французских мыслителей связывал происхождение общественного неравенства с появлением частной собственности,…а очередной виток неравенства он связывал с возникновением государства:

а) Андерсон

б) Пейн

в) Ж. Руссо

г) Ч. Бекариа

д) Ч.Ломброзо

 

10. Кто из мыслителей России (XVIII в.) утверждал, что закон может быть справедлив и нравственен, если он соответствует определенному виду права?:

а) М. Щербатов

б) С. Десницкий

в) Я. Козельский

г) В. Татищев

д) М.Сперанский

11. Кто из мыслителей конца XVIII – начала XIX вв. ввел в научный оборот понятие «правовое государство»?:

а) Кант

б) Гегель

в) Г. Гуго

г) Г. Пухта

д) Ч. Бекариа

 

12. Представители исторической школы права (Германия, конец XVIII–начало XIX вв.) утверждали, что право возникает:

а) с помощью божественных сил;

б) естественным путем;

в) спонтанно, через стихийное образование правовых норм;

г) вследствие законодательной деятельности государства или по договору.

 

Date: 2016-07-18; view: 870; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию