Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категориальный аппарат онтологии





 

 

Категориальный аппарат онтологии как язык онтологического видения мира начал складываться в древнегреческой философии. Как указывалось выше, первым ввел в философию понятие бытия Парменид. Он же и применил первые категории для его характеристики. Применяя современный философский язык, отметим, что в терминологии Парменида встречаются (или подразумеваются) соотносительные понятия, и, утверждая какой-либо признак, он пользуется определением через отношение к противоположному. «Бытие и небытие» (в современных концепциях — равноценное «ничто»). «Существование и сущность» (бытие есть, но оно не есть чувственная реальность и доступно только мышлению). «Однородность» (общее) и «единичное» (конкретное, которое в бытии не представлено). «Сплошность» (протяженность) и «дискретность» (характеристики пространства в зависимости от признания наличия пустоты). «Время и вечность» (отсутствие течения, остается одна длительность). «Конечность и бесконечность» (нет ни концов, ни начал). «Мышление и бытие». «Необходимость (как предел) и случайность». И главное, Парменид описал условия образования категории (всеобщего понятия) бытия.

Термин «быть» в философии становится категорией онтологии, где речь идет об истинно сущем, едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое существование. Бытие как философская категория обозначает реальность, лежащую за пределами возможности человеческого опыта, а поэтому не зависящую ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Бытие – это реально существующая, объективная самостоятельная, вечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существова­нии мира:

1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, индивиды и общество РАВНО су­ществуют, хотя и в разных формах;

3) их различное по форме существование — предпосылка единства мира;

4) мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания, его людей.

Категория «бытие» — одна из первых по происхождению категорий философии, многие смысловые значения которой были заложены еще в мифологии. Она наиболее отчетливо вы­ражает ориентацию философии на осмысление предельно об­щих свойств (атрибутов) и отношений объектов реальности. Свойство объектов, процессов и явлений иметь существование, быть реальностью или просто быть «здесь» и «теперь» — одно из них. Это неотъемлемый атрибут каждой наличной вещи. Одна­ко конкретные вещи «стареют», разрушаются, исчезают, но не бесследно, чаще всего, а превращаясь в другие вещественные образования. Поэтому осмысление бытия как атрибута кон­кретных вещей было связано с представлением о бытии как су­ществовании мира в целом, т.е. изначально имело универсаль­ную мировоззренческую направленность.

Бытие охватывает в себе все то, что существовало, существует и будет существовать, т.е. объективную и субъективную реальности. Природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные по формам своего существования, они, прежде всего, благодаря своему существованию, образуют целостное, единое бытие.

Понятие бытия является одной из основных катего­рий философии. Значение категории бытия для философии трудно пе­реоценить. Не случайно Гегель называл поэму Парменида «О природе», в которой проблема бытия занимает цен­тральное место, началом философии. Философское по­нимание бытия означает существование как таковое или существование вообще. Все вещи и явления мира, человек и его сознание, мир в целом, знание о мире и его состав­ляющих существуют, поэтому их можно объединить под понятием бытия.

Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятельности.

Вместе с тем философия не останавливается на про­стой констатации существования человека и окружающего его мира, раскрывая различные виды и способы существо­вания. Определяя смысл отношения «бытие-небытие», она дает понимание противоречивости, напряженности, многообразия бытия; предоставляет возможность преодо­леть ограниченность познания через призму индивиду­ального бытия.

Антиномией бытия выступает понятие небытия. Несуществующая часть бытия является небытием. Но при этом сопоставлении «существование» будет более общим, чем «бытие», так как оно охватывает и небытие. Есть понятие «не- существование», которое иногда применяется как потенциальное бытие, а иногда как прошедшее и будущее состояния бытия. Здесь видно, что «бытие» во временном разрезе шире, чем «существование». Есть понятие «реальность», которое охватывает содержание существующей части бытия. Реальность по своему содержанию разделяется на виды, например, реальность физическая (охватывающая физическое событие), химическая, биологическая, социальная, духовная и т. п. Реальность охватывает и группы сосуществующих явлений, находящихся, по отношению к будущему, в потенциальной реальности или же реальной возможности.

Если под бытием понимается нечто, то под небытием понимается ничто. У Гегеля ничто называется абсолютным (чистым) бытием, и, согласно его утверждению, нечто возникает из ничто. Под небытием можно понимать отсутствие прошлых и будущих событий в настоящем. Сегодняшняя действительность вчера была еще небытием (но она была потенциальным бытием). Завтрашнее состояние мира тоже пока небытие (но является потенциальным бытием). Конечно, мы можем судить о прошлом по его следам в настоящем, а о будущем – по тенденциям развития действительности. Сегодняшняя действительность завтра уходит в небытие, т. к. многие живые существа завтра станут мертвыми, т. е. жизнь превращается в смерть. Смерть означает отсутствие жизни. Жизненное бытие данного индивида превращается в небытие. Таким образом, нельзя вести речь об абсолютном небытии. Под небытием (ничто) можно понимать, в гносеологическом смысле, те объекты, свойства и связи которых пока находятся «за горизонтом» нашего познания. Мы не только не знаем, существуют ли эти объекты, но зачастую просто не можем представить себе их природу.

Под небытием понимается также и отсутствие некоторых классов объектов, их свойств и связей в определенной области действительности. Например, в физическом вакууме отсутствует все то, что нам известно. Возможно, там существуют гипотетические Вселенные, построенные из качественно иных физических элементов, чем наша, и подчиняющиеся иным законам природы но для нас они представляют собой небытие. Бог для атеиста – небытие, ничто, для верующего – нечто действительное, реальное, существующее.

Интересна позиция А.Н. Чанышева, которую он изложил в своей статье «Трактат о небытии». «Историческая ошибка сознания состояла в выведении небытия из бытия. Собственно говоря, философия начинается с абсолютизации бытия…» - пишет он. Чанышев высказывает мысль, что именно небытие лежит в основе бытия, а не наоборот. Подтверждение этому он находит в некоторых восточных философиях, а также в философии Вайшешика. Там различали относительное небытие – отсутствие чего-либо в другом (S не есть в Р) и абсолютное небытие отличие одной вещи от другой (S не есть Р).

Подводя итог, Чанышев замечает: «…многие философы понимали, что небытие существует. Но и они думали, что небытие существует постольку, поскольку существует бытие. Я же утверждаю, что небытие не только существует, но что оно первично и абсолютно. Бытие же относительно и вторично по отношению к небытию».

Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которое субстанция существует. В основе материального бытия лежат непосредственно материя и материальные взаимодействия, а в основе духовного бытия лежат духовные отношения. В философских трактовках субстанции имеются два направления: онтологическое и гносеологическое. Ф. Бэкон рассматривает субстанцию как предельное основание бытия и отождествляет субстанцию с формой конкретных вещей. Р. Декарт считал, что в основе бытия лежат две самостоятельные субстанции: материальная и духовная. Материальная субстанция определяется протяженностью и количественной изменяемостью, духовная субстанция определяется мышлением. Спиноза считал, что мышление и протяженность – не две самостоятельные субстанции, а два атрибута единой субстанции. Лейбниц считает, что в основе мироздания лежит множество самостоятельных субстанций (монады). Согласно гносеологическому направлению, субстанция является условной идеей, которая лежит в основе мира (Локк). Беркли отвергает и материальную, и духовную субстанции, считая субстанцию гипотетической ассоциацией восприятия мира. По И. Канту, субстанция – условие возможности всякого синтетического единства восприятия, т. е. опыта.

В некоторых современных философских концепциях наблюдается негативное отношение к категории субстанции. Например, неопозитивисты считают, что субстанция огрубляет человеческие представления о мире, является продуктом упрощенного и обыденного понимания сущности бытия.

Еще более упрощенное понимание структуры мироздания связано с категорией субстрат. Субстрат (лат. substratum— основа, подстилка) – общая материальная основа явлений-совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований.

В некоторых метафизических концепциях субстрат рассматривается как абсолютно элементарные неделимые частицы, элементарные основы, из которых построен мир. Например, для Левкиппа, Демокрыта, Эпикура, Лукреция Кара субстратом выступают неделимые элементы, т.е. мир состоит из атомов и пустоты, для Анаксагора – апейрон, для Платона – абсолютная идея, дух, для Фалеса – вода, для Гераклита – огонь и т. д. Аристотель подчеркивает, что «все... просто существующее возникает из какого-нибудь субстрата, это очевидно из наблюдений. Всегда ведь лежит в основе что-нибудь, из чего происходит возникающее, например, растения и животные из семени».

В современных физических науках субстратом определенного вещества являются молекулы, субстратом молекулы атомы, субстратом жизни – нуклеиновые кислоты и белковые вещества. Субстратное понимание бытия метафизично по своей сущности, поскольку субстрат рассматривается как нечто абсолютно устойчивое, лишенное изменения и развития. Р. Декарт считал, что в основе бытия лежат две самостоятельные субстанции: материальная и духовная. Материальная субстанция определяется протяженностью и количественной изменяемостью, духовная субстанция определяется мышлением. Спиноза считает, что мышление и протяженность – не две самостоятельные субстанции, а два атрибута единой субстанции. Лейбниц считает, что в основе мироздания лежит множество самостоятельных субстанций (монады). Согласно гносеологическому направлению, субстанция является условной идеей, которая лежит в основе мира (Локк). Беркли отвергает и материальную, и духовную субстанции, считая субстанцию гипотетической ассоциацией восприятия мира. По И. Канту, субстанция – условие возможности всякого синтетического единства восприятия, т. е. опыта.

Субстанция — то, что лежит в основе всего существую­щего, суть предельное основание всех вещей и процессов. Философские направления в самом общем плане и обо­значаются по пониманию ими субстанциальности мира. Те философские учения, которые объясняют мир из од­ной субстанции, называют монистическими. Монизм - та­кое видение мира, когда основой всего существующего признается одно начало, которое может рассматриваться либо как материальное, либо как идеальное. Различают материалистический (Фалес, Демокрит, Гераклит, Спи­ноза) и идеалистический (Платон, Гегель) монизм. На­ряду с монистическим толкованием мира в философии встречаются и дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала — матери­альное и духовное (Р. Декарт).

Одной из основных категорий онтологии является также категория сущего. Со времен Парменида и Аристотеля категории сущего и бытия употреблялись как аналогичные. В дальнейшем понятие бытия определяется как основание сущего. «Если сущее есть то, что «есть», то бытие, которое ему присуще, есть то, благодаря чему имеет место сущее. Бытие есть основание сущего как такового. Под «основанием» мы понимаем принцип, т.е. то, из чего нечто происходит, благодаря чему оно определено; под этим здесь подразумевается не логический, а реально-онтологически конститутивный принцип, т.е. внутреннее основание бытия сущего». Бытие в таком случае понимается как акт бытия или как наличное бытие.

Сущность определяется в философском словаре как многообразие, в котором бытие, категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности суще... является идентичным. «Сущее- многообразие, в котором бытие является идентичным. "Сущее и бытие различаются так же, как разл... и бытие различаются так же, как различаются истинное. Высказанное предложение выражает убеждение; то, что делает его истинным или ложным, есть фак... и истина - универсалия культуры субъект-объектного ряда (см.: Универсалии, Категории культуры), содержани..., действительное и действительность - философская категория, отражающая то, что есть, что реализовалось, появилось, сотворилось, ста..., реальное. Фактуально наличное и, как правило, независимое от рассудочных схем. Реальное подразделяется на... и реальность. Таким образом, вопрос, который нам предстоит рассмотреть - это вопрос о том, что можно иметь.... Того, что истинно, очень много, но само истинное бытие в этом многом одно и то же. Действительное многообразно, но в нем одна действительность, идентичный модус (лат. modus - мера, образ, способ) - 1) философский термин, с помощью которого в 17-18 вв. обозн... бытия» – говорит Н. Гартман. Сущее есть то, что есть; оно не идентично данному, т.к. охватывает также и неданное

Категории сущности и существования рассматривались в истории философии по-разному и особенно тщательно были разработаны в философии экзистенционализма, где утверждался тезис о том, что существование предшествует сущности.

В истории философии понятие существования употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличии от сущности постигается не мышлением, а опытом. В настоящее время понятие существования обычно отождествляют с бытием, а понятие сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории субстанции.

Важнейшее место при анализе перехода бытия в небытие занимает категория времени. Прошлое становится небытием для данного состояния предмета, а будущее есть небытие для настоящего. «Время не есть какое-то особое течение или особая дли­тельность сама по себе, лишь вмещающая в себя вещи или события мира. Время — и на это, как мы помним, осо­бое внимание обращал еще Лейбниц, и это было подтвер­ждено также Энгельсом — есть порядок, есть последова­тельность бытия самих вещей и событий, порядок их развития, их внутренней связи и их взаимного чередования»

 

Date: 2016-07-05; view: 1209; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию