Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок оценивания выпускной квалификационной (дипломной) работы…..26





МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

УТВЕРЖДАЮ

 
 


Проректор по учебной и методической работе

 

__________________________С.И.Сильченко

«29» декабря 2014 г.

Января 2006 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ, ЗАЩИТЕ И ОЦЕНКЕ
ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ

(ДИПЛОМНЫХ) РАБОТ

по специальности 030501.65 «Юриспруденция»

квалификации «юрист»

Обсуждены и рекомендованы на заседании УМС, протокол № 20 от 24.01.2008 г.

Одобрены на заседании Ученого совета, протокол № 1 от 31.01.2008 г.

Одобрены на заседании Ученого совета, протокол № 7 от 31.08.2009 г.

Одобрены на заседании Ученого совета, протокол № 10 от 28.12.2009 г.

Одобрены на заседании Ученого совета, протокол № 8 от 14.12.2010 г.

Одобрены на заседании Ученого совета, протокол № 6 от 14.12.2011 г.

Одобрены на заседании Ученого совета, протокол № 2 от 31.01.2013 г.

Одобрена на заседании Ученого совета, протокол №8 от 23 декабря 2013 г.

Одобрены на заседании УМС, протокол № 59 от 25.12.2014 г.

Москва


 

 

Методические указания по подготовке, защите и оценке
выпускных квалификационных (дипломных) работ.
– М.: Издательство Международного юридического института, 2015 – 45 с.

 

Составители:

Кандидат экономических наук, доцент Коваль А.В.

Кандидат юридических наук, доцент Ходусов А.А.

Кандидат юридических наук Субботин Г.А.

 

 

Настоящие методические указания устанавливают общие требования к выбору темы, назначению руководителя, содержанию, объему, оформлению, порядку оценивания и процедуре защиты выпускных квалификационных (дипломных) работ, выполнение которых предусмотрено для студентов всех форм обучения (очной, очно-заочной и заочной) по специальности 030501.65 «Юриспруденция».

Целью Методических указаний является установление общего порядка выбора темы дипломного исследования, назначение руководителя и рецензента, требования по подготовке, написанию и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ. Излагаются общие требования к оформлению выпускной квалификационной (дипломной) работы, а также правила оформления источников и литературы.

 

 

Ó Международный юридический институт, 2015

Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается

без письменного разрешения издательства

 

Содержание

Общие положения ………………………………………………………………….4

2. Выбор темы и руководство ВКР …………………………………………………...7

3. Составление плана исследования, подбор необходимой литературы и фактического материала…………………………………………………………….…9

4. Подготовка текста ВКР и его графическое оформление ………………………..12

5. Правила оформления выпускной квалификационной (дипломной) работы...…18

6. Порядок защиты выпускной квалификационной (дипломной) работы ….….…23

6.1 Подготовка и допуск выпускной квалификационной (дипломной) работы

к защите.……………………………………………………………………………….23

6.2. Процедура защиты выпускной квалификационной (дипломной) работы……24

6.3. Критерии оценки выпускной квалификационной (дипломной) работы…..….26

Порядок оценивания выпускной квалификационной (дипломной) работы…..26

7. Приложения …………………………………………………………………….….29

8. Глоссарий…….…………………………………………………………….……….45

 

1. Общие положения

В соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) в Международном юридическом институте[1] защита выпускной квалификационной (дипломной) работы (далее - ВКР) является одной из форм проведения ГИА по специальности 030501.65 «Юриспруденция».

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100[2] Юриспруденция выпускная квалификационная работа юриста представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа юриста показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.


Выпускная квалификационная (дипломная) работа юриста должна:

- носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов;

- отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

- отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;

- быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Подготовка и защита ВКР является завершающим этапом освоения основной образовательной программы высшего образования и имеет целями:

· систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных, управленческих и экономических задач;

· приобретение опыта систематизации полученных результатов исследований, анализа, оптимизации и формулировки новых выводов и положений как результатов выполненной работы;

· выяснение степени подготовленности студентов к профессиональной деятельности.

Подготовка студентом ВКР преследует следующие задачи:

· развитие умения проводить критический анализ литературы, творчески обсуждать результаты работы, вести научную полемику;

· закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы, оформления научно-справочного аппарата (плана работы, списка использованных нормативных правовых актов и литературы, ссылок на источники) в соответствии с ГОСТом;

· овладение методикой научного исследования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов;

· систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний и умение их применять для решения конкретных задач по анализу действующего законодательства, правоприменительной практики, выявлению пробелов и совершенствованию действующего законодательства;

· выяснение подготовленности студента к самостоятельной научно-исследовательской и практической работе в качестве квалифицированного юриста.

· изучение, обобщение опыта, накопленного в отечественной и зарубежной юридической практике для подготовки обоснованных предложений по реализации выявленных в процессе исследования возможностей совершенствования законодательства.

 

По итогам подготовки и защиты ВКР студент должен:

Знать:

· основные положения юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов материального и процессуального прав, правовых статусов субъектов, правоотношений применительно к отрасли его специализации;

· предмет правового регулирования соответствующей отрасли права и механизм правового регулирования данных отношений;

· основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности;

· методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений, их общие закономерности возникновения, развития и функционирования;


· объекты правоотношений в соответствующей отрасли права, их основные виды;

· назначение основных институтов соответствующей отрасли в правоприменительной деятельности;

· правила и стандарты подготовки и оформления научного исследования.

 

 

Уметь:

· собирать нормативную и фактическую информацию, имеющую значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;

· проводить анализ юридических норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности, а также судебной и административной практики;

· обосновывать и принимать в пределах профессиональной компетенции решения, а также анализировать возможные последствия их реализации;

· составлять соответствующие юридические документы;

· собирать нормативную и фактическую информацию, имеющую значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;

· анализировать научную и специальную литературу по учебным дисциплинам;

· толковать и применять источники соответствующей отрасли права;

· юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

· принимать правовые решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.

Владеть:

· методами самостоятельной работы и навыками ознакомления с юридической практикой;

· рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;

· навыками анализа теоретико-практических проблем соответствующей отрасли права и поиска их решения;

· навыками реализации норм материального и процессуального права;

· навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

· навыкамианализа правоприменительной и правоохранительной практики.

Сроки подготовки и защиты выпускных квалификационных (дипломных) работ устанавливаются соответствующими учебными планами. Учебный отдел факультета (филиала) доводит до студентов требования к выполнению выпускных квалификационных работ в начале последнего года обучения, но не позже, чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

Подготовка и написание ВКР включает следующие этапы:

1. выбор темы ВКР, ее одобрение кафедрой и утверждение приказом ректора института;

2. составление плана ВКР, его утверждение руководителем;

3. составление руководителем ВКР задания студенту на подготовку ВКР;

4. подбор литературы и нормативно-правовых источников, написание содержания ВКР;

5. завершение подготовки и написания ВКР в целом;

6. проведение предварительной защиты ВКР на кафедре института (филиала);

7. проверка содержания ВКР на оригинальность текста в соответствии с порядком, определенным приказом МЮИ от 1.02.2013 г. № 15 ов;


8. доработка ВКР с учетом замечаний и рекомендаций, сделанных в ходе предварительной защиты и предварительной проверки на оригинальность текста;

9. оформление отзыва руководителем ВКР;

10. рецензирование ВКР;

11. представление оформленной и сброшюрованной ВКР с отзывом руководителя и рецензией на кафедру для принятия решения о допуске ее к защите.

Процесс подготовки и написания ВКР должен быть закончен не позже срока, определенного графиком учебного процесса учебного плана.

2. Выбор темы и руководство выпускной квалификационной
(дипломной) работой

Вся работа по организации ознакомления студентов с рекомендованными темами ВКР, их выбору, назначению руководителей ВКР проводится выпускающими кафедрами института (филиала) совместно с учебным отделом факультета (филиала).

Общий список рекомендованных тем ВКР разрабатывается и, с учетом новейших правовых, социально-экономических, политических потребностей общества, ежегодно обновляется выпускающими кафедрами на их заседании.

Утвержденный и одобренный на заседаниях кафедр общий список рекомендованных тем ВКР включается в фонд оценочных средств и рассылается в учебный отдел факультета (филиала) и на кафедры филиалов до начала учебного года в установленном порядке.

Формирование перечня тем происходит с учетом проблематики всех учебных дисциплин, включенных для изучения студентами по соответствующей специализации. Не допускается включение в общий перечень тем, которые не соответствуют предмету основной отрасли специализации. При этом допускается формулировка тем по проблематике, являющейся смежной с основной отраслью специализации, но при этом параметры исследования должны точно указывать, что объект и предмет исследования не выходят за рамки предмета специализации.

Тема ВКР должна быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития соответствующих отраслей, подотраслей и институтов юридической науки, отражать потребности правоприменительной практики.

По предложению кафедр филиалов тематика ВКР может быть расширена ими с учетом региональных условий. Предложения кафедр филиалов по расширению тематики ВКР не позднее, чем за два месяца до начала учебного года, представляются на выпускающие кафедры института для рассмотрения и одобрения, и при положительном решении, вносятся в общий список рекомендованных тем ВКР.

Общий список тем выпускных квалификационных (дипломных) работ учебный отдел факультета (филиала) доводит студентам в начале последнего года обучения, но не позднее, чем за шесть месяцев до защиты ВКР.

Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы. Закрепление за студентом темы ВКР осуществляется на основании его личного заявления на имя заведующего кафедрой, представляемого на соответствующую кафедру не позднее, чем за шесть месяцев до защиты ВКР (Приложение 2).

Заведующий выпускающей кафедры на основании пожеланий студента, выраженного в заявлении, соответствия профиля преподаваемых дисциплин тематике ВКР, а также учета общей учебной нагрузки преподавателя принимает решение о закреплении руководителя ВКР.

При этом следует обеспечить примерно равный объем вовлеченности научно-педагогических работников выпускающей кафедры в процесс руководства ВКР.

Студент выбирает тему ВКР, основываясь, как правило, на информации, полученной в ходе прохождения учебной и производственной практик или результатах и опыте собственной трудовой деятельности.

Выбор темы выпускной квалификационной (дипломной) работы должен быть связан с содержанием преддипломной практики, чтобы в ходе нее была возможность изучить практические аспекты проблемы исследования и собрать необходимый эмпирический материал для будущей работы.

Студент также может предложить кафедре свою тему дипломной работы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки (например, теоретический анализ обзоров судебной, следственной, административной или иной практики по тем или иным категориям дел, законопроектов, экспертных заключений по проблемам применения норм прав).

В случае, когда по одной из тем заявление на выбор темы представили несколько студентов из одной учебной группы (потока), заведующий кафедрой в ходе личной беседы с такими студентами выясняет мотивы выбора именно этой темы и предлагает либо другую тему, не противоречащую интересам студента, либо вносит редакционные изменения в формулировку темы.

Закрепление тем ВКР и руководителей по предложению кафедр производится приказом ректора института, как правило, за 6 месяцев до начала государственной итоговой аттестации. Студентам-выпускникам, выполняющим выпускную квалификационную работу на стыке смежных специальностей, разрешается решением кафедры иметь, в порядке исключения, руководителя и консультанта.

Избранные и утвержденные приказом ректора темы ВКР и руководители могут быть заменены в исключительных случаях по ходатайству выпускающих кафедр внесением изменений в приказ о закреплении тем ВКР и руководителей не позднее, чем за 3 месяца до защиты.

Руководитель выпускной квалификационной (дипломной) работы осуществляет контроль над процессом ее подготовки, написания и участвует в следующих мероприятиях:

· разрабатывает вместе со студентом структуру, определяет параметры исследования (цель, задачи, объект и предмет исследования) и отражает их в задании по ВКР (см. Приложение 3), которое вручается студенту;

· осуществляет контроль за выполнением основных этапов подготовки и написания ВКР на весь период ее выполнения;

· рекомендует студенту необходимые основные законодательные, нормативные правовые акты, научную, методическую литературу, справочные материалы, учебные пособия и другие источники по теме работы;

· проводит индивидуальные консультации;

· проверяет выполнение работы (по частям и в целом);

· направляет подготовленную работу на проверку оригинальности в соответствии с установленных в институте порядком;

· определяет требование к докладу на защите ВКР и оказывает помощь в его подготовке.

Руководитель отвечает за своевременную и качественную подготовку ВКР студентом и ее оформление.

После завершения студентом-выпускником исследования руководитель дает письменный отзыв, в котором содержится характеристика текущей работы студента по выбранной теме, а также рекомендация по допуску к защите, отмечается ее актуальность, практическая значимость, оцениваются степень самостоятельности автора ВКР, его склонность к исследовательской деятельности и т.д. (Приложение 5).

 

3. Составление плана исследования, подбор необходимой литературы
и фактического материала

 

План выпускной квалификационной (дипломной) работы представляет собой расположенный в определенной логической последовательности перечень ее структурных частей (глав и параграфов, подлежащих раскрытию).

Если студент уже работал над избранной темой раньше (курсовые работы, доклады на студенческих кружках и др.) и знает примерный круг проблем и вопросов по данной теме, то сразу же после одобрения темы на кафедре он должен приступить к составлению плана будущей дипломной работы и обсудить его с руководителем.

Если студент впервые приступает к работе над темой, начинать сразу с составления плана не рекомендуется. Прежде всего, необходимо определить круг вопросов и проблем, которые следует рассмотреть в дипломной работе. Для этого требуется изучить несколько основных работ (монографий, статей), наиболее полно освещающих тему, либо, если вопрос в теории недостаточно разработан, практику правоприменительной деятельности правоохранительных органов. Лишь после этого можно приступать к составлению плана.

Подбор литературы следует начинать сразу же после выбора темы дипломной работы. Первоначально с целью обзора имеющихся источников целесообразно обратиться к электронным ресурсам в сети Интернет
(Приложение 10). Благодаря оперативности доступа к данным типам источников информации, не потратив много времени, можно создать общее представление о предмете исследования, выделить основные рубрики (главы, параграфы, проблемные модули) будущей дипломной работы. При подборе литературы следует также обращаться к предметно-тематическим каталогам и библиографическим справочникам.

Предварительное ознакомление с источниками следует расценивать как первый этап работы над дипломной работой. Для облегчения дальнейшей работы необходимо тщательно фиксировать все просмотренные ресурсы (даже если кажется, что тот или иной источник непригоден для использования в работе над ВКР, впоследствии он может пригодиться, и тогда его не придется искать).

Основным результатом предварительного анализа источников должен стать рабочий план, который представляет собой черновой набросок исследования. Работа над ним необходима, поскольку дает возможность еще до начала написания текста выявить логические несоответствия, неточности, информационные накладки и повторы, неудачные формулировки названий глав и параграфов. Форма рабочего плана может быть произвольной. В дальнейшем рабочий план обрастает конкретными чертами.

Составление качественного плана исследования в значительной степени обеспечивает успех написания ВКР в целом, поэтому к данному этапу подготовки выпускной квалификационной работы следует подойти очень ответственно.

Особое внимание следует обратить на последовательность постановки вопросов: каждый последующий пункт должен иметь связь с предыдущим вопросом. Окончательный вариант плана дипломной работы утверждается руководителем и по существу должен представлять собой содержание работы.

Императивных указаний в части требований к содержанию глав нет, но есть определенные законы исследования, исходя из которых рекомендуется раскрывать [3]:

· систему правового и государственного регулирования той группы отношений, которая указана в названии темы (в т.ч. эволюцию отечественного законодательства, сравнительный анализ советской и иностранных моделей).

· субъектный состав описываемых правоотношений: кто такие, их правовой статус, требования о специальной правоспособности, правомочия и т.д.

· модель и содержание договора или договоров, посредством
которых(-го) субъекты оформляют свои отношения.

Проблемы правоприменительной, арбитражной, судебной практики в отдельные разделы выделять не стоит. Их надо как иллюстрации применять по тексту, подтверждая, например, проблемность тех или иных положений действующего законодательства, из-за которых стороны не могут однозначно применить какую-то норму и поэтому обращаются в суд.

Оптимальный вариант плана выпускной квалификационной (дипломной) работы вырабатывается постепенно. Включенные в него вопросы могут меняться, уточняться, формулироваться более удачно. Возможно, последующее расширение или сужение первоначально запланированных глав и параграфов, их замена в связи с появлением новых нормативных актов, интересных научных работ, сбором дополнительного практического материала и т.д.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа выполняется на основе анализа действующего законодательства, подзаконных и иных нормативных актов, научной, учебной, практической и методической литературы. При написании дипломной работы следует также использовать материалы информационной сети Интернет, справочные правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс» и пр.

Подбор студентами необходимой литературы может осуществляться с использованием предметно-тематических и алфавитных каталогов научных библиотек, картотек и указателей научных работ, журнальных статей, специальных библиографических справочников, издаваемых по различным тематикам, тематических сборников литературы, на основе рекомендаций руководителя и иными путями.

Важно, чтобы студент не только хорошо владел методологической базой по теме исследования, но и имел представление о фактических правовых последствиях применения того или иного закона.

Сбор необходимого для подготовки ВКР фактического материала осуществляется в период прохождения преддипломной практики. В ходе практики рекомендуется сделать необходимые выписки из локальных нормативных актов и служебной документации предприятия или организации, в которой организована практика. Если имеется возможность и необходимость, собрать статистические данные, имеющие отношение к теме дипломной работы. После этого необходимо обобщить материал, определить его достоверность и достаточность для подготовки выпускной квалификационной работы.

После того, как изучена и систематизирована отобранная по теме литература, а также собран и обработан фактический материал, возможны некоторые изменения в первоначальном варианте плана ВКР.

Для выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы рекомендуется использовать, прежде всего, нормативные правовые акты, регламентирующие исследуемую проблему (Конституцию РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, указы Президента РФ, решения глав субъектов РФ, акты органов исполнительной власти и местного самоуправления, локальные нормативные акты, а также иной нормативный материал). Рекомендуется опираться на публикации нормативных актов в официальных изданиях, к числу которых относятся «Собрание законодательства РФ» и другие ведущие федеральные и региональные юридические издания (Российская газета; Российские вести; Собрание законодательства Российской Федерации; Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ; Бюллетень Верховного суда РФ; Вестник Высшего арбитражного суда РФ; Вестник Конституционного Суда РФ; Бюллетень Минюста России и т.д.).

4. Подготовка текста ВКР и его графическое оформление

К написанию выпускной квалификационной (дипломной) работы следует приступать, когда изучена литература и подобран необходимый материал.

Результаты проведенного исследования должны быть изложены понятным языком, стилистически и грамматически правильно, логически последовательно, без исправлений и подчисток, без пропусков и произвольных сокращений. Изложение текста должно осуществляться в форме безличного монолога, ведущегося от третьего лица. Например, «автор полагает», «по мнению автора» и т.д. Использование форм первого лица не допускается. Например, «я считаю», «мной предлагается» и т.д.

Каждая дипломная работа, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист (Приложение 1).

2. Содержание (Приложение 4).

3. Введение.

4. Основная часть, включающая обычно две или три главы, в каждой из которых выделяется, как правило, 2–3 параграфа.

5. Заключение.

6. Список литературы (Приложения 7,8).

7. Приложения (если в них есть потребность).

1. Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется по строго определенным правилам.

2. После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки дипломной работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются.

3.Во введении лаконично и убедительно раскрываются аспекты, определяющие интерес к данной теме и способ ее раскрытия:

а) обоснование актуальности избранной темы через оценку современного состояния разрабатываемой проблемы;

б) формулировка объекта и предмета исследования;

в) определение цели ВКР и задач исследования;

г) характеристика научно-нормативной базы по проблематике темы ВКР (указание на то, что является правовой и научной основой дипломной работы;

д) обоснование структурно-логической схемы работы.

Указанные смысловые блоки введения можно в тексте выделить жирным курсивом.

Например.

Актуальность и значимость темы исследования определяются следующими аспектами:

Во-первых,.....

Во-вторых,...... и т.д. 4-5 аргументов

Таким образом, актуальность темы определяет цель ВКР и задачи исследования.

Целью выпускной квалификационной (дипломной) работы является......

Для достижения постановленной цели намечено решение следующих задач исследования:

Объектом исследования являются....

Предмет исследования -

Правовой основой ВКР являются...

Научную основу работы составляют.....

Для достижения целей и выполнения задач дипломного исследования была определена следующая структурно-логическая схема. Работа состоит из... глав. В первой.... во второй.... и т.д.

а) Обоснование актуальности) темы исследования одно из основных требований, предъявляемых к выпускной квалификационной (дипломной) работе студента-выпускника. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.

Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния права, управления и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Важно обосновать необходимость изучения проблемы в новых или изменившихся законодательных, политических, социально-экономических условиях. Требуется обозначить недостаточность разработанности проблемы в научных исследованиях.

б) Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения; элемент реальности. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях.

Проще говоря, это определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни (социально-экономи­ческой, политической, организационно-правовой и т. д.).

Объект исследования в области юридической деятельности чаще всего связан с определенной группой правоотношений. Категория объекта всегда шире понятия предмета, который представляет собой какую-либо часть, сторону явления или процесса.

Нередко возникают сложности в определении объекта исследования из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности.

Предмет исследования это определенный элемент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами либо относительной автономностью существования.

Определение предмета исследования это, прежде всего, в какой-то мере уточнение «места и времени» действия. Исследователь как бы заявляет: да, я знаю, что существуют другие свойства и другие определения, другие связи и другие отношения, но мои интересы – здесь», я избрал именно эту сферу (этот предмет), и здесь будет проходить все действие.

Другими словами, предмет исследования представляет собой логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе аспекта, «среза», отдельных проявлений наблюдаемого объекта.

Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

Например. Тема. Правовое регулирование формирования и раздела имущества супругов (бывших супругов).

Под правовым регулированием понимаются нормативные правовые акты и практика их применения в организации различных видов общественной деятельности. В этой связи - объектом исследования является правоотношения, складывающиеся по поводу формирования и раздела имущества супругов (бывших супругов) в современных условиях.

Предмет исследования – система правового регулирования правоотношений, складывающихся по поводу формирования и раздела имущества супругов (бывших супругов) в РФ в современных условиях.

Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента-выпускника, именно предмет определяет тему квалификационной (дипломной) работы. Для его исследования фор­мулируются цель и задачи.

в) Цель выпускной квалификационной (дипломной) работы представляет собой формулировку результата исследовательской деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Другими словами, цель работы – исследовать намеченную тему. Часто при формулировке цели используются обороты: «Целью данной работы является исследование…», «Работа нацелена на изучение…». У ВКР может быть только одна цель, поскольку для исследования намечена только одна тема.

Применительно к указанной выше теме, целью ВКР является – исследование современной системы правового регулирования правоотношений по поводу формирования и раздела имущества супругов (бывших супругов), а также практики ее применения в судебных спорах.

Задачи выпускной квалификационной (дипломной) работы призваны конкретизировать цель, обозначить те теоретические и практические результаты, которые должны быть получены в дипломной работе. Задачи исследования конкретизируют общую цель исследования. Они основываются на теоретическом анализе проблемы и на оценке состояния ее решения в практике.

Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы:

1. Решение теоретических вопросов проблемы (выявление сущности понятий, разработки критериев, условий и т.п.).

2. Экспериментальное изучение практики решения проблемы, выявление ее реального состояния.

3. Обоснование и экспериментальная проверка предполагаемой системы мер, совокупности способов, условий, факторов, принципов и т.п., обеспечивающих решение проблемы.

Следует отметить, что задачи работы в своей совокупности должны обеспечить достижение поставленной цели выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Постановка задач обычно логически связана с намеченными разделами ВКР.

Следует учесть, что введение и заключение – важнейшие части выпускной квалификационной (дипломной) работы. Именно к ним обычно обращаются члены Государственной экзаменационной комиссии для беглого ознакомления с текстом дипломной работы. Рецензент также внимательно изучает введение и заключение, сопоставляет их, проверяя соответствие намеченных исследователем задач и полученные результаты.

Хотя введение открывает выпускную квалификационную (дипломную) работу, его окончательный вариант, как правило, пишется уже после завершения работы над основной частью диплома.

 

4.Основная часть состоит, как отмечалось, из глав, разделенных на параграфы.

Нумерация глав и параграфов соотносятся между собой, как общее и частное. Т.е. в Главе 1 параграфы нумеруются 1.1, 1.2, 1.3. В Главе 2 – соответственно 2.1, 2.2, 2.3 и т.д. по главам.

Дробление параграфов на дополнительные подразделы (например, 1.1.1, 1.1.2, 1.1.2.1) не допускается. По объему главы между собой, так же как и параграфы, должны быть примерно сопоставимы.

Изложение материала в выпускной квалификационной работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Каждый раздел ВКР должен иметь определенное целевое назначение и является базой для последующих, поэтому следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.

Желательно, чтобы в каждом разделе приводились краткие выводы. Это позволит четко сформулировать итоги каждого этапа исследования, освободить общие выводы по работе от второстепенных подробностей.

Как правило, первая глава содержит описание проблемы, вводит в саму проблему, описывает состояние исследований на эту тему в теории, анализирует исторический опыт (исторические проблемы). В данной главе, как правило, оценивается уровень теоретической разработанности проблемы и потребности практики в исследуемой сфере. Объем данной главы должен составлять не более 20-25 % от общего объема ВКР.

Традиционно первая глава носит исторический и теоретический характер.

Обычно во второй главе проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики. В этой же главе приводятся доказательства ранее выдвинутых положений и строится аргументация, приводятся расчеты, формулируются выводы и предложения.

Безусловно, представит определенный интерес сравнительное исследование зарубежного опыта по решению аналогичных проблем.

Третья глава имеет обычно практическую направленность, посвящается глубокому анализу практики решения исследуемой проблемы, в том числе на примере региона.

 

5.В заключении суммируются теоретические и практические выводы, а также те предложения, к которым автор пришел в результате проведенного исследования. Данные выводы и предложения должны быть четкими, понятными и доказательными, логически вытекать из содержания глав и параграфов работы.

На их основе у рецензента, членов государственной экзаменационной комиссии должно сформироваться целостное представление о содержании, значимости и ценности представленного исследования.

Желательно сформулировать практические рекомендации по использованию полученных результатов, а также определить направления для дальнейших исследований в данной сфере.

Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части.

Типичными ошибками является повторение содержания введения, основной части работы, сделанные выводы по разделам. Студенту не следует в заключении указывать, что цель достигнута и задачи исследования решены. Эту оценку дадут руководитель и рецензент.

На практике наиболее удобно заключение построить как ответ на поставленные во введении задачи. Для более удобного изложения основных положений заключения рекомендуется нумеровать их.

Объем заключения обычно составляет до 5% от общего объема дипломной работы и обычно занимает 3-4 страницы.

 

6. Список использованной литературы должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.32.2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» и правилами библиографического описания документов ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» (Приложения 7,8). В список обязательно должны быть включены все издания, на которые есть ссылки в тексте, а также те важнейшие источники, которые были использованы в процессе подготовки работы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях. Записи необходимо начинать с красной строки. Все источники, используемые при написании работы, располагаются в алфавитном порядке.

 

7. Приложения не являются обязательным элементом структуры ВКР. Приложения целесообразно вводить, когда автор использует относительно большое количество громоздких таблиц, статистического материала, варианты юридических актов, других документов. Такой материал, помещенный в основную часть, затруднил бы чтение работы. Обычно в тексте достаточно лишь сослаться на подобную информацию, включенную в приложение.

Приложения размещаются в конце работы, после списка использованной литературы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь тематический заголовок и общий заголовок «Приложение №____».

Если приложение представляет собой отдельный рисунок или таблицу, то оно оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к иллюстрациям, таблицам.

Иллюстрации и таблицы нумеруются в пределах каждого приложения в отдельности. Например: рис. 3.1 (первый рисунок третьего приложения), таблица 1.1 (первая таблица первого приложения).

Приложения могут оформляться отдельной брошюрой. В этом случае на титульном листе брошюры указывается: Приложение к выпускной квалификационной (дипломной) работе и далее приводится название работы и автор.

Помимо сброшюрованного текста ВКР к защите могут быть подготовлены сопроводительные графические материалы, иллюстрирующие суть исследуемой проблемы.

Графические материалы позволяют наглядно проиллюстрировать замысел и основные итоги проведенного исследования, а также сэкономить отведенное на доклад время. Их наличие положительно сказывается на итоговой оценке выпускной квалификационной (дипломной) работы. К защите выпускной квалификационной (дипломной) работы они выполняются в виде схем, диаграмм, таблиц, экономико-математических моделей на листах ватмана обычного формата, либо на электронных носителях, позволяющих применять мультимедийные технологии. При этом буквенный текст и цифровой материал следует оформить так, чтобы они свободно воспринимались с расстояния 4–5 метров.

Указанные материалы могут быть оформлены также на стандартных листах (формат А4) и предложены каждому члену комиссии в виде так называемого «раздаточного материала». Количество, состав и содержание графических материалов должно быть согласовано с руководителем (обычно 3–5 листов).

Однако наличие сформулированных выше общих требований к ВКР выпускников вовсе не исключает, а наоборот – предполагает, широкую инициативу и творческий подход студентов при разработке избранной темы. Более того, использование оригинальных способов решения стоявших перед выпускником задач является одним из основных критериев высокой оценки качества выпускной квалификационной (дипломной) работы со стороны государственной экзаменационной комиссии.

Качество оформления выпускной квалификационной (дипломной) работы учитывается государственной экзаменационной комиссией при выставлении итоговой оценки.







Date: 2016-07-05; view: 866; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.064 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию