Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Публицистические произведения периода Российской империи и новейшего времени как источник по истории Беларуси.





Ценным историческим источником является литературно-публицистическое наследие Франциска Скорины, Симона Будного, Василия Тяпинского, которая отразила их общественно-политические, философские, правовые, эстетические и педагогические взгляды и позволила нам изучать характерные черты общественной мысли Беларуси XVI в. Именно эти источники мы отнесем к первым публ. произв. нового времени.

Ф. Скорина (перед 1490–после 1551) в 1517–1519 гг. в Праге напечатал 23 книги Библии, которые имели предисловия и послесловия. В предисловиях Скорина пытался объяснить содержание каждой библейской книги «людям простым посполитым». Для этого он давал сведения по истории, географии, литературе, философии и праву античных народов. Скорина также объяснял в предисловиях, почему он решил издать Библию на старобелорусском языке, подчеркивая свой патриотизм.

В 1562 г. С. Будный (1530–1593) совместно с Лаврентием Крышковским и Матеем Кавячинским издал «Катехизис» М.Лютера и написал для него предисловие. В 1583 г. Будный написал свое последнее произведение «Про светскую власть», в котором описал историю споров левых и правых антитринитариев по вопросам отношения к собственности и власти. С позиций правых антитринитариев описал синод в Ивье в 1568 г., дисскусии с левым антитринитарием Мартином Чаховицом в 1578 г. За это произведение Будный был исключен из общины антитринитариев.

Антитринитарий Василий Тяпинский в своем родовом имении Тяпино Полоцкого воеводства напечатал Евангелия на церковнославянском и древнебелорусском языках в 1570-е гг. (по другим сведениям около 1580 г.). В Евангелии было публицистическое предисловие, в котором Тяпинский предлагал проводить образование на национальном языке для чего продолжать печатать книги на старобелорусском языке.

Большой пласт церковно-полемической остался нам от периода борьбы за Брестскую унию (см. вопр. №56). К светской же полемической литературе можно отнести такие памятники, как «Отписы» Филона Кмиты-Чернобыльского и «Трактат о нравах татар, литовцев и московитов» Михалона Литвина (псевдоним автора). Автором «Трактата» долгое время считали Михаила Тышкевича, но теперь большинство историков поддерживает мнение польского историка Е.Ольхманского, который считает автором Вацлава Николаевича, который был секретарем латинского отдела великокняжеской канцелярии. Произведение имеет черты памфлета, активно используется художественный прием гиперболы. Основная тема «Отписов» – пограничная жизнь и секретные данный о военных делах и намерениях Ивана Грозного.

В первой половине XVII в. появляются сатирические публицистические произведения светского характера: «Прамова Мялешки» и «Лист к Обуховичу». «Прамова Мялешки» написана в форме речи на Варшавском сейме 1589 г. смоленского каштеляна Ивана Мялешки (умер в 1622) в присутствии короля Жигимонта III Вазы. Но смоленским каштеляном И. Мелешка стал в 1615 г. Кроме того вся «Прамова» написана в сатирическом стиле. Автор – служилый белорусский шляхтич, настроенный против поляков и немцев. Он положительно относился к Жигимонту I, и очень отрицательно к Жигимонту II Августу, за то, что тот отдал Подляшье полякам. «Лист к Обуховичу» был написан в 1655 г. и адресован Филиппу Казимиру Обуховичу (около1600 – 1656), который сдал русским войскам Смоленск в 1654 г. Его автором декларируется смоленский шляхтич Сиприан Комуняка, хотя атрибуция данного источника является весьма спорной.







Date: 2016-07-05; view: 688; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию