Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы государственной власти





Формы государства

Форма государства – способ организации структуры государства, его органов; способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Понятие формы правления объясняет, из каких основных институтов складывается организация государственной власти, как они формируются и как они взаимодействуют друг с другом. По форме правления, прежде всего, различаются монархии и республики.

МОНАРХИЯ – такая форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит одному лицу(королю, императору, царю, шаху, султану и т. п.). Монархия характеризуется тем, что верховная власть, как правило, является наследственной (в исключительных случаях – выборной), бессрочной (пожизненной) и безответственной перед населением (ответственной только перед Богом). Но династический принцип наследования короны соблюдается не всегда:

– династии могут меняться в результате захвата силы,

– известны выборные монархии, в которых судьбу короны решала аристократия. Власть монарха (и сам институт монархии) легитимируется ее божественным происхождением. Даже в номинальной монархии монарх не подлежит юридической ответственности. Монарх, осуществляющий реальные властные полномочия, не несет законной политической ответственности за свою деятельность.

Монархии подразделяются на абсолютные (неограниченные) и конституционные (ограниченные). В настоящее время конституционная монархия существует в таких государствах, как Арабские Эмираты, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Тайланд, Япония и др. В ограниченных монархиях верховную власть наряду с главой государства осуществляет какой-либо представительный орган. Конституционные монархии подразделяются на дуалистические и парламентарные. В парламентарных монархиях правительство формируется партией, получившей Вов время выборов большинство в парламенте, или блоком партий, которые располагают большинством в парламенте. Главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатов. Власть монарха ограничена. В дуалистической монархии правительство формируется монархом, вне зависимости от партийного состава парламента.

РЕСПУБЛИКА – такая форма правления, при которой верховная власть избирается на определённый срок. Представительный орган (парламент) именуется по-разному (конгресс, Сейм, Национальное собрание и т.д.)

В республике высшие полномочия государственной власти осуществляются должностными лицами (президентом, депутатами парламента и т.д.). Признаки реальной республики – это выборность, коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов, законность, краткосрочность легислатур и замещения высших должностей исполнительной власти.

Для современных развитых государств характерны три формы правления: президентская республика, парламентская форма правления, смешанная (полупрезидентская) республика.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА – разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что избираемый (как правило, всенародно) президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти. В мире существует несколько моделей Президентских республик. По классической модели (США) президент с согласия верхней палаты парламента (сената) формирует администрацию, члены которой несут политическую ответственность только перед президентом. Он не может распустить парламент, парламент может сместить Президента только в порядке импичмента. Для латиноамериканских Президентских республик характерна полная свобода президента в назначении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской ответственности членов его кабинета (Коста-Рика, Уругвай). Для Президентских республик восточного полушария (Замбия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) характерно существование обособленного коллегиального органа исполнительной власти – правительства, возглавляемого президентом, а также наличие в большинстве случаев поста "административного" премьера.

РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА (полупрезидентская республика) – разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент (глава государства) избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен – юридически и реально – большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр, имеет право роспуска парламента (обычно при выражении вотума недоверия правительству). Для Республик смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом Республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958 г. К РСТ отечественная наука конституционного права также относит Португалию, Финляндию, Ирландию. Особенно широкое распространение РСТ получила в бывших социалистических странах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова). По ряду формально-юридических признаков к ней можно отнести и РФ.

 

Формы государственного устройства

Являясь одни из аспектов формы государства, государственное устройства играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между субъектами, определяя внутреннюю структуру государства. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами. С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

Унитарное считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств, отличается полным политическим единством. Оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы или области, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особого судоустройства (правда, есть унитарные государства, имеющие в своем составе автономии: Италия, Испания, Китай и др. В бывшем СССР унитарными государствами считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также все автономные республики.

Федерация – это союзное государство, состоящее из государственных образований (республик, штатов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Это – сложное государство, представляющее собой союз ряда государств – членов федерации. При данной форме государственного устройства образуются общие доя всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого из государств – членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы.

На сегодняшний день довольно-таки много стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально-политических причин.

Конфедерации представляют собой государственно-правовые объединения, сохраняющие независимое существование, союз суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию

 

Date: 2016-07-05; view: 267; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию