Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство как политический институт





Государство – основной институт власти в политической системе конкретного общества, совокупность учреждений и организаций, обладающих верховной властью на определенной территории. Предшественниками государства были различные формы социальной саморегуляции и самоорганизации людей – традиции, нормы, обычаи, родо- и племенные образования, характерные для первобытно-общинного строя.

В разных теориях дается различное объяснение причин возникновения государства: в теологической – воля Бога; в договорной – сила разума, стремление к организации общественной жизни; в материалистической – социально-экономические факторы; в теории завоевания – военнополитические факторы и т.д.

Признаки государства:

• публичная власть, материализованная в органах управления и распространяющаяся на всю территорию страны, на всех граждан (правительство, чиновничий аппарат, армия, полиция и т.д.);

• монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения;

• система налогов, податей, займов, необходимых для материального обеспечения государственной политики;

• территория – пространство, на которое распространяется юрисдикция государства;

• суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость в международных отношениях;

• монопольное право на принуждение и соответствующие органы для его осуществления (армия, полиция, службы безопасности, суд).

Функции государства – это основные направления деятельности по решению стоящих перед ним задач. Могут классифицироваться по разным критериям: в зависимости от продолжительности – на постоянные и временные; в зависимости от значения – на основные и неосновные, второстепенные; в зависимости от сферы осуществления – на внутренние и внешние.

Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся: функции защиты существующего политического строя, экономической и социальной системы, прав человека; хозяйственно-организаторская функция; культурно-воспитательная функция; экологическая функция. Внешние функции - оборона страны, защита ее интересов на международной арене, участие в международном разделении труда.

В зависимости от характера устройства и обеспечения прав человека в развитии государства выделяются два глобальных этапа – традиционный и конституционный.

Традиционные государства возникали и существовали преимущественно на основе обычаев. Власть над подданными в них институционально не ограничивалась, а граждане не были равноправны. Традиционные государства – это прежде всего монархии.

Конституционный этап связан с появлением первых конституций, явившихся результатом Великой французской революции и войны Соединенных Штатов за независимость. Для этого этапа в развитии государства характерны юридическая очерченность его полномочий и наличие институциональных гарантий прав человека.

Завершенность процесса формирования конституционного государства характеризуется понятием правовое государство. Современная модель правового государства характеризуется:

• всеобщностью права, в равной мере распространяющегося на власть и гражданина;

• верховенством закона;

• соблюдением прав и свобод личности в соответствии со стандартами, зафиксированными во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года;

• взаимной ответственностью государства и личности;

• разделением властей и их взаимодействием через систему «сдержек и противовесов»;

• законопослушанием граждан;

• действием в обществе демократических принципов, важнейший из которых – «разрешено все, что не запрещено».

Современное правовое государство является социальным, то есть стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования, социальную защищенность, соучастие в управлении государством, а в идеале – равенство жизненных шансов и возможностей для самореализации личности.

В функционировании современных государств взаимодействует несколько тенденций – этатистская и деэтатистская, интеграции и дезинтеграции. Этатистская тенденция проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества, деэтатистская – в активизации гражданского общества, усилении его контроля над государством, расширении влияния на государство политических партий и групп интересов. Тенденция интеграции проявляется в создании экономических, политических и военных объединений (НАТО, ЕС, АСЕАН и др.), тенденция дезинтеграции – в распаде ряда государств (СССР, Чехословакия, Югославия).


Возможности государств в проведении независимой политики ограничивают процессы глобализации - интенсификация взаимодействия между членами мирового сообщества, прогрессирующая проницаемость межгосударственных границ, формирование единого и универсального социума и др. Нарастание разрыва между суверенитетом де-юре и суверенитетом дефакто вынуждает государства делегировать свои полномочия не только надгосударственным структурам, но и «вниз» - региональным и муниципальным структурам.

Государства традиционно классифицируются по двум критериям – формам правления и формам территориального устройства. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.

Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. При монархической форме правления источником власти является одно лицо и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

Монархии бывают двух видов — абсолютные и ограниченные, конституционные. В абсолютных монархиях единственным носителем суверенитета государства является монарх и отсутствуют представительные учреждения (Саудовская Аравия, Бруней). В конституционных монархиях наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония).

Республики подразделяются на три разновидности – парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская) в зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) эту роль выполняет президент, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.

К президентско-парламентскому типу республик близка и Россия. Согласно Конституции Президент избирается населением по двухтуровой мажоритарной системе, обладает правом издания законодательных актов, назначения премьер-министра (с согласия Государственной Думы) и членов кабинета. По своему усмотрению он может отправить правительство в отставку и при определенных обстоятельствах вправе распустить Государственную Думу (ст. 111 и 117 Конституции РФ). Дума может требовать от Президента отставки правительства.

Системы власти с институтом президента, аналогичные российской, функционируют в Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Азербайджане и Армении.

Основные формы национально-территориального устройства – унитарная, федеративная и конфедеративная.

Унитарное государство отличают единая конституция, единая система высших органов власти и законодательства, единое гражданство. С точки зрения внутреннего устройства, унитарные государства бывают централизованными (в основном малые страны – Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Швеция и др.) и децентрализованными, с широкой автономией регионов в рамках полномочий, переданных в их ведение центральными органами власти (Италия, Испания, Франция).


Федерация – устойчивый союз государственных образований, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные органы власти, нередко конституции (наряду с союзной) и двойное гражданство. К числу федераций ныне относятся Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария. Для федерации характерно взаимодействие двух противоположных тенденций - к централизации и децентрализации.

Конфедерация – союз государств для осуществления конкретных совместных целей чаще всего в области военной, внешнеполитической, транспорта и связи, денежной системы. Эта форма государственного объединения непрочна и либо преобразуется в федерацию (как в случае США и Швейцарии), либо распадается, как это произошло, например, с Объединенной Арабской Республикой, в которую входили Египет и Сирия, Сенегамбией – объединением Сенегала и Гамбии.

Элементы конфедерации наличествуют в объединении европейских государств – Европейском Союзе (ЕС). В нем функционируют надгосударственные органы со значительными полномочиями (Совет Европейского Союза, Европарламент), координируется политика, имеются общие экономическое пространство и валюта.

Кроме основных форм национально-территориального устройства имеются и специфические. Это прежде всего объединения государств вокруг бывших метрополий (Британское Содружество наций, Франкофония), основывающиеся на общности языка, элементов культуры и наличии наднационального аппарата, и ассоциированное государственное объединение – СНГ.

 

Ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная)

 

Законодательная власть

Поскольку законодательная власть (парламент) избирается народом, в этом смысле следует говорить о ее приоритете и верховенстве. Так, Конституция США гласит: «Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената (верхняя палата) и Палаты представителей (нижняя палата)» (раздел I ст. I Конституции США). В Республике Беларусь парламент (Национальное собрание) является представительным и законодательным органом Республики Беларусь, который состоит из Двух палат – Палаты представителей (нижняя палата) и Совета Республики (верхняя палата) (ст. 90 Конституции республики Беларусь). Это означает, что парламент является законодательной властью, которая делегирована народом.

Принятие бюджета страны и другие финансовые функции являются прерогативой парламента (устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы и т. п.). Однако разработка и выполнение бюджета страны – это дело исполнительной власти. Важнейшей функцией парламента является контроль за деятельностью исполнительной власти, и прежде всего за исполнением бюджета и другим направлениям деятельности правительства, давать политическую оценку его деятельности.


Законодательная власть – это ветвь государственной власти, которая от имени народа и в его интересах принимает законы, назначает и осуществляет контроль за правительством и другими органами государства в соответствии с Основным законом государства.

Формирование парламента в различных современных цивилизованных странах имеет в каждой стране свои отличительные особенности, а также общие характерные черты. Как правило, нижние палаты почти всегда избираются народом, в том числе однопалатные парламенты (например, в Румынии). Верхние палаты, как правило, образуются путем косвенных выборов или при их частичном назначении (например, в состав Сената США входят по два сенатора от каждого штата, избираемые законодательным собранием соответствующих штатов) (абзац 1, раздел III, ст. I), а в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь от каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики и восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь (абз. 2 ст. 91 Конституции Республики Беларусь).

Главной задачей парламента является принятие законов. Для их принятия законодательно установлен порядок внесения в парламент. Например, правом законодательной инициативы в Республике Беларусь обладают Президент, депутаты обеих палат, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве 50 тысяч человек (абз. 1 ст. 99 Конституции Республики Беларусь).

Однако в ряде стран превалирующее значение имеет внесение законопроектов правительством, министерствами и департаментами (это имеет место как в парламентских так и в президентских республиках). После внесения законопроектов парламент приступает к их изучению, рассмотрению и принятию в каждой отдельной палате на сессиях. В палатах из числа депутатов образуются комитеты комиссии по отдельным направлениям деятельности парламента. Для руководства работой палат депутатами избираются председатели и их заместители. Порядок работы парламента регламентируется конституцией и другими законами (например, в Республике Беларусь определен Регламентом)'

 

Исполнительная власть

Исполнительная власть представляет собой систему исполнительных и распорядительных органов, действующих в строгом соответствии с законами, принимаемыми парламентом. В ряде стран исполнительная власть определяется в лице правительства (например, ст. 106 Конституции Республики Беларусь), в США исполнительная власти предоставляется Президенту (раздел 1 ст. II Конституций США). Поэтому следует считать, что исполнительная власть в каждой стране имеет свои особенности по структуре в зависимости от формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Однако основное её Назначение – это оперативное управление всеми процессами происходящими в обществе. Так, в учебнике «Общая теория права» под редакцией В. В. Лазарева называются два существенных признака исполнительной власти. Первый – это универсальность ее деятельности. Это означает, что «исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства», а второй в своем распоряжении имеет огромные «людские, материальные, финансовые и иные ресурсы», которые используются для реализации власти повсеместно в стране.

Правительство – центральный орган исполнительной ветви власти, поскольку все другие органы исполнительной власти в регионах страны подчинены и подответственны ему.

Важнейшие функции правительства:

осуществляет руководство всей системой исполнительной власти;

проводит в жизнь все законы, принятые парламентом касательно внутренней и внешней политики всей страны;

разрабатывает проекты бюджета страны и реализует их исполнение;

обеспечивает реализацию функций в сфере обороны страны, в экономической, финансовой, кредитной, социальной, культурной и иных сферах жизнедеятельности страны.

Кроме исполнительной и распорядительной деятельности правительство, как правило, обладает законодательной инициативой в парламенте, а также вправе принимать нормативные акты во исполнение законов, а в ряде стран – и правом принимать нормативные акты, равнозначные законам, делегированные парламентом (например, ордонансы во Франции вправе принимать Президент, который стоит во главе правительства).

Исходя из этого нормативные акты правительства могут издавать на основании законов, по делегированию парламента издавать и акты, регулирующие вопросы, которые могут касаться только самого парламента (делегированное законодательство). Например, в США Президент, главы департаментов и федеральных служб издают акты, которые обладают юридической силой, как и акты парламента США.

Таким образом, исполнительная ветвь власти представляет собой систему исполнительных и распорядительных органов по управлению всеми процессами, происходящими в обществе, на основании законов и других нормативных актов.

 

Судебная власть

Третья ветвь государственной власти – органы правосудия. Органы правосудия в каждой стране имеют свою особую структуру и могут классифицироваться на суды общей компетенции, административной и конституционной. Однако их роль едина – решать споры о субъективном праве. Фактически только судебные органы могут осуществлять правосудие.

Суды, рассматривая дела, подлежащие их компетенции, защищают нарушенные права участников судебных споров. Как правило, основанием их судебной деятельности является Конституция, а также специальные законы, регламентирующие их деятельность.

Роль судов состоит в том, что они обязаны обеспечить справедливость при разрешении возникающего конфликта на основании верховенства права. В целях достижения справедливости суды имеют специфическую структуру, и осуществление правосудия осуществляется гласно, путем состязательности спорящих сторон, как правило, решение суда основано на коллегиальности. В целях независимости и стабильности судов судьи назначаются пожизненно, например, в США.

Как было отмечено выше, суды классифицируются на суды общей, административной и конституционной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции рассматривают гражданско- правовые споры и дела по уголовным преступлениям.

Суды административной юрисдикции разрешают споры между физическими и юридическими лицами о правомерности поведения в отношении государственных структур и их должностных лиц.

Суды конституционной юрисдикции рассматривают несоответствие действующего законодательства конституции, могут толковать отдельные ее положения, а акты толкования становятся правовыми актами (США, ФРГ и др.). Законы, признанные судом, осуществляющим конституционный контроль, противоречащими конституции, теряют юридическую силу.

Судебная ветвь власти – это относительно независимая ветвь, действующая на основании законов, утверждающая справедливость, отменяющая неправовые нормы, разрешая конфликты в особой, только ей присущей специфической форме - судебном заседании.

 







Date: 2016-07-05; view: 408; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию