Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фотографическое исследование.





Очень важно сопровождать все визуальные исследования фотографированием. Фотография общего вида картины или части настенной росписи необходима как исходная, с ней будут сопоставляться последующие, все увеличивающиеся в масштабе изображения фрагментов и деталей произведения. В крупном масштабе фотографируют также участки, на которых можно увидеть изменения композиции. В натуральную величину или с некоторым увеличением снимают отдельные детали произведения.

Документирующая и исследующая фотография. В научной работе обычно принято различать два рода фотографии — документирующую и исследующую. По отношению к произведениям живописи всякая фотофиксация внешнего вида произведения относится к фотографии первого рода. Широко используется документирующая фотография в практике реставрационных работ.

Однако возможности фотографии этим не исчерпываются. В надлежащих условиях она становится методом исследования, помогая обнаружить в картине элементы, недоступные непосредственному наблюдению.

Если необходимо сосредоточить внимание на каком-либо отдельном участке живописи, то кроме общего вида произведения в большем масштабе фотографируют необходимые фрагменты. В сочетании со специальными приемами освещения такая съемка позволяет выявить ряд подробностей живописи, незаметных на снимке общего вида. При увеличении масштаба съемки последняя может перейти в макросъемку, то есть в фотографию, снятую до десятикратного увеличения без применения микроскопа (рис. 58).



58. Иван Аргунов. Портрет Шереметевой. Вторая половина XVIII в. Уменьшенное изображение картины, деталь, снятая в натуральную величину и макрофотография.

Макрофотографии позволяют выявить детали, которые плохо различимы вследствие малой величины или совершенно невидимы невооруженным глазом, как на оригинале, так и на обычном снимке.

Нужно помнить, что проекционное увеличение отдельной детали с обычного (уменьшенного) изображения не дает желаемого результата.

Основное фотографическое оборудование для съемки. Практикой установлено, что для фиксации большинства художественных произведений наиболее целесообразны снимки размером 13x18 или 18x24 см. Поэтому фотографировать живопись следует при помощи крупноформатных фотографических аппаратов, имеющих двойное растяжение меха, что дает возможность получать изображение деталей в размер оригинала.

Кроме того они допускают смещение объектива вверх, вниз и в стороны, облегчающее центровку изображения на матовом стекле, и обеспечивают наклон и разворот задней стенки камеры относительно вертикальной и горизонтальной осей, что позволяет избежать геометрического искажения изображения, когда объект съемки имеет тот или иной наклон и не может быть установлен перпендикулярно оптической оси объектива. Для фотографирования картин в павильоне целесообразно использовать специальные репродукционные установки.

Для правильно построенного в тональном отношении черно-белого снимка полихромного изображения при фотографировании необходимо использовать светофильтры. При фотографировании живописи обычно применяют желтые светофильтры ЖС-12 и ЖС-17, желто-зеленый светофильтр ЖЗС-6, зеленый ЗС-1, красный КС-2, синий СС-2 и оранжевый ОС-12 или идентичные им, а для специального фотографирования светофильтры и других цветов.

Для освещения при съемке необходимо иметь несколько осветительных приборов рассеянного и направленного света. К первой группе относятся приборы с углом рассеяния лучей от 50° до 150°, ко второй— от 1° до 50°.

Для фотографирования в выездных условиях (в музее, в памятнике архитектуры) можно рекомендовать осветители с галогенной лампой накаливания. Эти приборы относятся к числу осветителей рассеянного света и эксплуатируются только в условиях горизонтального положения лампы.

Для съемки в стационарных условиях с успехом могут быть использованы недорогие театральные осветители с зеркальными лампами, поставляемые в комплекте со стойками-штативами.

Для фотографирования живописи при искусственном свете можно пользоваться обычными лампами накаливания, но целесообразнее использовать специальные фотолампы, работающие с перекалом. Работа ламп в таком режиме увеличивает их мощность и обогащает излучение коротковолновыми сине-фиолетовыми лучами, благодаря чему активность ламп значительно возрастает. Кроме того, колбы этих ламп, изготовленные из матового стекла, обеспечивают более равномерное освещение объекта.

Равномерное освещение при съемке создают также люминесцентные лампы дневного света, не дающие перегрева живописи при съемке.


Фотографические материалы. Во всех случаях съемки живописи предпочтительнее использовать фототехнические пленки. Эти пленки мелкозернисты, имеют большую разрешающую способность, дают хорошо проработанное, сочное изображение, имеют самые разнообразные размеры, различную степень светочувствительности, контрастности и цветочувствительности, снабжены противоореольным слоем.

Выбор проявителя и режима обработки негатива обусловливается конкретной задачей съемки. Так, при съемке живописи, богатой полутонами и тонкими переходами цветов, следует применить нормальный или даже мягко работающий проявитель. Наоборот, для усиления контрастов изображения, например при выявлении плохо видимых участков живописи или текста, используют специальные, очень контрастно работающие проявители.

Техника съемки. Масштаб изображения снимаемого произведения зависит от ряда условий: его размера, задач съемки, возможности приблизить или удалить аппарат на нужное расстояние, наличия подходящих фотоматериалов и т. д.

Документирующий фотоснимок должен давать ясное и точное представление о действительных размерах произведения. С этой целью практикуется съемка с масштабом: вместе с объектом фотографируют помещенную в одной плоскости с ним обычную линейку. Сравнивая истинные деления линейки с их изображением, определяют, во сколько раз изменен действительный размер (рис. 59).



59.Фотография фрагмента картины (рис.51), снятого при разном освещении и с разным увеличением при съемке.

Во время реставрационных работ иногда приходится делать снимки реставрируемого объекта с интервалом в несколько месяцев. В этих случаях необходимо обеспечить постоянство условий съемки (характер и интенсивность освещения, точку съемки, масштаб изображения и так далее) и последующей обработки негатива для получения сопоставимых между собой фотографий.

Перед тем как начать фотографирование, картина должна быть обязательно вынута из рамы, так как рама не только скрывает края произведения, но и не дает возможности правильно осветить живопись. Приступая к съемке, нужно помнить, что плоскость фотографируемого объекта должна быть строго параллельна плоскости матового стекла фотоаппарата. Чтобы обеспечить такую параллельность, картину устанавливают вертикально, а фотоаппарат — горизонтально по ватерпасу. При этом оптическая ось объектива должна совпадать с центром картины. Обеспечить указанные условия значительно сложнее, но столь же необходимо и при фотофиксации настенной живописи. Специфические трудности возникают здесь из-за необходимости работать на лесах, кривизны снимаемой поверхности и невозможности отойти на требуемое расстояние от стены или приблизиться к ней.

Качество снимка во многом определяется освещением объекта съемки. В зависимости от размеров фотографируемого произведения подбирают такое число осветителей, чтобы была равномерно освещена вся поверхность оригинала. (Для картины среднего размера достаточно четырех ламп — по две с каждой стороны.) Равномерность освещения обеспечивают, передвигая осветители в стороны — ближе или дальше, выше или ниже, пока вся площадь картины не окажется ровно освещенной.

Выбор освещения при специальных видах фотографирования. Фотография вовсе не является строго объективным документом. В силу того, что светочувствительные материалы и фотообъектив видят окружающий мир иначе, чем глаз человека, — фотография способна в очень сильной степени исказить изображение привычных для нас вещей: подчеркнуть одно, скрыть другое, сделать видимым неразличимое для глаза и т. д. Поэтому в процессе получения документирующей фотографии приходится прибегать к целому ряду приемов, чтобы максимально правильно передать визуально наблюдаемые качества снимаемого объекта. Немалая роль в этом принадлежит свету.


Общий вид картины фотографируют преимущественно при равномерном освещении. При таком освещении мы привыкли видеть живопись в музеях, в памятниках архитектуры. Оно привычно для глаза и позволяет более правильно передать основное в произведении — его содержание, что и требуется от репродукции. Однако такие фотографии не позволяют судить о степени сохранности произведения, дают слабое представление об особенностях его исполнения, характере основы. Их трудно даже назвать документирующими. В случае утери оригинала по ним опознать подлинник или отличить его от копии практически невозможно. Однако стоит несколько изменить освещение — усилить его с одной стороны, ослабить или вовсе убрать с другой — как плоская поверхность обретает рельефность. Такая фотография дает уже представление о сохранности исследуемого произведения и некоторых особенностях его исполнения.

Тем не менее документальная ценность фотографии общего вида произведения даже при таком освещении из-за мелкого масштаба изображения не очень велика. Значительно более эффективна съемка отдельных фрагментов или деталей. Освещение в данном случае также может быть различным. Его выбор зависит от того, что необходимо выявить при исследовании. Для общей характеристики отдельного фрагмента он может быть сфотографирован при равномерном двустороннем освещении. Однако более полная фиксация особенностей фактуры может быть достигнута с помощью одностороннего освещения или большего увеличения при съемке (рис.59).

Направление выбранного света также определяется теми особенностями произведения, которые хотят подчеркнуть. Например, если нужно выделить дефекты основы (смятость или сломы холста), неровность штукатурки, свет направляют на поверхность живописи под очень небольшим углом. Идущий вдоль произведения световой поток выявит все особенности основы в поперечном направлении, а свет, идущий поперек (в случае съемки произведения станковой живописи его поворачивают на 90°), — в направлении, перпендикулярном ему. Сделанные в таких условиях фотографии, дополняя друг друга, дадут полное представление о всех особенностях исследуемого участка. При этом нужно стремиться выбрать оптимальный угол падения света. Например, приведенная на рис. 14 фотография не дает представления о характере фактуры красочного слоя из-за слишком жесткого освещения. Однако в другом случае еще более жесткое освещение (свет направлен почти параллельно поверхности картины) позволяет выявить скрытое под записью авторское изменение композиции (рис.60).



60. О.Нагель. Подростки из Веддинга. 1926. Общий вид и фотография фрагмента в скользящем свете.

Добиться максимального эффекта освещения участка, выбранного для изучения, легче всего при работе вдвоем, когда сотрудник, исследующий произведение, наблюдает за ним по матовому стеклу фотокамеры, а оператор по фотосъемке по его указанию меняет направление света. По матовому стеклу легко определить оптимальное увеличение фотографируемой детали.







Date: 2016-07-05; view: 422; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию