Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3. Спрос, предложение, рыночное равновесие





Вопрос 2. Институциональные аспекты функционирования рыночной экономики

Эффективность действия рыночного механизма во многом зависит от желаний и воли людей. В современном обществе волевые отношения его членов закрепляются в структуре прав, морально-этических норм, экономических и других стимулов, которые в целом определяют поведение каждого человека.

Наличие развитой системы правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения, является одной из предпосылок эффективности рыночной экономики, с одной стороны, а с другой – сами эти отношения регулируются, как правило, государством и его органами.

Таким образом, в обществе всегда существует система институтов, т. е. формальных и неформальных норм и правил поведения, которые разрабатываются и устанавливаются государством и обществом и, в конечном счете, дают возможность индивидам структурировать и координировать свою деятельность.

Одним из наиболее значимых для эффективного функционирования рынка является институт прав собственности.

Под правами собственности понимаются санкционированные нормы поведения, совокупность которых регулирует отношения между людьми, возникающие в процессе использования ими экономических благ.

Права собственности – это отношения между людьми, возникающие как следствие ограниченности ресурсов по поводу их использования. Они определяют нормы поведения людей в отношении ограниченных ресурсов, т. е. то, что каждый человек должен соблюдать во взаимодействии с другими людьми при использовании ограниченных ресурсов, каковы будут издержки соблюдения или несоблюдения этих норм.

Вопрос 3. Спрос, предложение, рыночное равновесие

Спрос - это потребность в товарах, подкрепленная наличием платежных средств у покупателей. Объем (величина) спроса характеризуется количеством продукта, которое потребители хотят и могут купить в определенное время при данной цене. Цена спроса - максимальная цена, которую потребители готовы заплатить за товар.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. И наоборот, чем выше цена товара, тем ниже на него спрос.

Цены являются основным элементом рыночного механизма, влияющим на спрос. Но существуют еще несколько важнейших неценовых факторов, воздействующих на спрос. Среди них выделяются следующие:

- доход покупателей. Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса.

- число потребителей. Поскольку рыночный спрос равен сумме спросов отдельных индивидуальных потребителей, увеличение их числа ведет к росту спроса.

- цена и полезность других товаров, в частности, взаимозаменяемых товаров (субститутов) и взаимодополняющих товаров (товаров- комплементов). Товары-субституты - это товары, удовлетворяющие аналогичную потребность и конкурирующие за потребителя. Увеличение цены на один из них ведет к увеличению спроса на другой товар (рост цены на сливочное масло сопровождается увеличением спроса на маргарин). Товары-комплементы — это товары, которые могут быть использованы совместно с другими товарами (например, проигрыватели и пластинки, компьютеры и дискеты). Рост цен на один дополняющий товар ведет к уменьшению спроса на другой товар.

- инфляционные ожидания. На реальный спрос оказывает влияние не только реальное изменение в доходах и ценах, но и ожидаемое. К примеру, ожидание повышения цен увеличивает спрос.

- субъективные вкусы и предпочтения. На вкусы потребителей большое воздействие оказывает мода, реклама, семейное и социальное положение потребителей, их возраст, пол, национальные традиции и т. д.

Предложение — это то количество товара, которое продавцы хотят и могут произвести и продать по определенной цене. Цена предложения — это цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество данного товара. Закон предложения выражает прямую зависимость величины предложения от цены товара. Согласно закону предложения, объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем выше, чем выше цена на товар.

Выделяют следующие неценовые факторы предложения:

- цены экономических ресурсов. Увеличение цен на ресурсы приводит к росту затрат на производство и снижению предложения;

- степень использования достижений научно-технического прогресса (НТП). Именно НТП в наибольшей степени дает возможность снижения издержек производства, и, следовательно, увеличения предложения товаров (сдвига кривой предложения вправо вниз).


- цены на альтернативные товары. Чем больше производится одного товара, тем меньшее количество альтернативных товаров по причине ограниченности ресурсов может быть произведено;

- число продавцов. При прочих равных условиях рост числа продавцов увеличивает предложение. И наоборот, увеличение степени монополизации рынка сопровождается уменьшением количества продавцов, ростом цен и снижением объема выпуска;

- ожидания продавцов. Рост производства не всегда означает увеличение предложения. Если ожидается, что цены возрастут, то текущее предложение будет снижено, т. е. будет осуществляться задержка продажи с целью последующей реализации по более высокой цене.

- налоги и субсидии. Налоги предприниматели воспринимают как часть издержек производства. Поэтому рост налогов на производство приводит к уменьшению предложения товара на рынок, а их снижение - к росту предложения. Субсидии - это «налоги наоборот», это денежные средства, выплачиваемые государством производителям общественно значимых товаров (например, детского ассортимента, некоторых продовольственных товаров). За счет полученных субсидий собственные издержки производителя снижаются, поэтому предложение данного товара увеличится.

Равновесие на рынке достигается при установлении равновесной цены. Равновесная цена — это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. При этом ни покупатели, ни продавцы не заинтересованы в изменении условий покупки-продажи данного товара. Следовательно, важнейшей характеристикой равновесного состояния рынка является его стабильность.







Date: 2016-07-05; view: 265; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию