Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Финансовая система Республики Беларусь и ее состав. Конституционные основы финансовой системы Республики Беларусь.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Финансовая система Республики Беларусь и ее состав. Конституционные основы финансовой системы Республики Беларусь Реферат по финансовому праву студента 3 курса 1-24 01 02 «Правоведение» заочной формы обучения, группа П-136 Блинникова В.П.
Научный руководитель Старший преподаватель Поляковой Л.Г.
Могилев ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Финансовая система Республики Беларусь и ее состав. Конституционные основы финансовой системы Республики Беларусь.................................................................................................... 2. Стадии бюджетного процесса (общая характеристика)................... Финансовая система Республики Беларусь и ее состав. Конституционные основы финансовой системы Республики Беларусь.
Финансовая система РБ включает в себя следующие сферы: 1. Общегосударственные (централизованные) финансы. Централизованные финансы — экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства. 2. Финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы). Децентрализованные финансы — экономические отношения, связанные с кругооборотом денежных фондов хозяйствующих субъектов. Состав финансовой системы РБ характеризуется звеньями, которые выражают государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности. Основные звенья — это государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования. Общегосударственные финансы представляют систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и их использованию для выполнения функций государства (социальных, экономических, политических) путем распределения национального дохода, созданного хозяйствующими субъектами. Выделяют два уровня централизации: республиканский и региональный. Звеном финансовой системы является государственный бюджет. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную часть национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, управления и т.д. Немалое значение в составе общегосударственных финансов имеют внебюджетные фонды. Их наличие обусловлено ограниченностью бюджетных ресурсов и возможностью привлечения дополнительных средств на конкретные цели: социальные услуги населению, стимулирование развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики. В любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач. Важную роль в реализации поставленных задач играет финансовая политика. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий, направленных на формирование финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм. Финансовый механизм — совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений, а также способы их количественного определения. Финансовое право не имеет самостоятельного метода правового регулирования и использует административно-правовой метод или метод государственно-властных предписаний, для которых характерны империативный характер, неравное положение сторон. Один из участников в этих отношениях, выступающий от имени государства, наделен властными полномочиями относительно других участников. Однако, эти полномочия ограничены законом: последний наделяет вторую сторону правом защиты своих интересов в установленном порядке. Метод властных предписаний в основном распространяется на обязанности юридических и физических лиц уплачивать причитающиеся налоги. Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества. Под финансовой системой Республики Беларусь надо понимать совокупность финансовых институтов, с помощью которых государство осуществляет мобилизацию и распределение денежных средств, и совокупность специальных государственных органов и учреждений, которые в пределах своей компетенции осуществляют финансовую деятельность.[1] На вершине иерархии законодательных норм, регламентирующих финансовую деятельность, находятся конституционные положения. Предписания финансового характера, содержащиеся в конституциях, в силу стоящего за ними многовекового опыта и традиций обладают тем преимуществом, что покоятся на строгом распределении компетенции между различными органами государства и, как утверждают некоторые исследователи, имеют не столько нормативную, сколько социальную природу. Конституция Республики Беларусь регламентирует основные Положения финансового права Республики Беларусь. Она определяет финансово-кредитную систему и финансовые средства субъектов финансовой деятельности. Конституционные основы финансового права носят общеобязательный характер, поскольку многие из них либо прямо закреплены в нормах Конституции, регламентирующих финансовую деятельность, либо логически вытекают из их смысла. Практическое значение принципов финансовой деятельности заключается в том, чтобы в процессе этой деятельности правильно применялись правовые нормы и их истолкование не противоречило тому смыслу, который изначально вкладывался в них законодателем; действия соответствующих государственных органов и хозяйствующих субъектов не только бы соответствовали тем предписаниям правовых норм, которые регулируют финансовую деятельность государства, но и обеспечивали бы ее экономическую рациональность и эффективность. Весь процесс образования, распределения и использования денежных фондов государства должен идти в строгом соответствии с финансовым законодательством, которое не может противоречить основному закону государства – Конституции, соблюдение которого обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. От эффективности проведения финансовой политики зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения. Конституция как основной закон государства регламентирует все сферы общественных отношений, в том числе и общественные отношения, складывающиеся по поводу создания, распределения и использования фонда денежных средств. Финансовая система строится изначально на основных принципах, которые заложены Конституцией и в дальнейшем свое развитие получают в соответствующих законах. Раздел VII Конституции Республики Беларусь посвящен финансово – кредитной системе. Однако этим разделом не ограничиваются конституционные основы финансовой деятельности Республики Беларусь. Многие статьи других разделов Конституции являются основополагающими началами той или иной сферы финансовой деятельности. Уже в ст.1 Конституции Республики Беларусь мы можем наблюдать закрепление за Республикой Беларусь самостоятельного осуществления внутренней и внешней политики, в том числе и финансовой политики государства. Предусмотренный Конституцией принцип разделения властей (ст.6 Конституции Республики Беларусь) предусматривает распределение полномочий в сфере финансовой деятельности государства между органами законодательной и исполнительной власти. Например, в бюджетной сфере Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов (ч. 2 ст. 97 Конституции Республики Беларусь), а Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении (ст. 107 Конституции Республики Беларусь).[2] Так ст. 7 Конституции Республики Беларусь обязывает своевременно доводить до сведения нормативные акты государственных органов, в том числе и финансового законодательства следовательно правотворчество в финансовой сфере должно осуществляться открыто и гласно, с последующим информированием всех заинтересованных субъектов хозяйствования и граждан о результатах финансовой деятельности государства. Данное положение находит свое отражение в п.5 ст.8 Бюджетного кодекса Республики Беларусь [3] гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия Закона о Республиканском Бюджете, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Это положение также закреплено в ст.34 Конституции Республики Беларусь, где государством гарантируется право на получение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, об экономическом состоянии страны, а также в ст.135, где государство обязывает публиковать отчеты об исполнении бюджетов.[4] Из вышесказанного следует, что ст.7, ст.34, ст.135 Конституции Республики Беларусь — основа прозрачности финансовой деятельности. Финансовая деятельность должна обладать социальной направленностью, которая выражается в политике государства по созданию условий, обеспечивающих здоровье нации, охрану труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, развитие социальных служб, установление адресной социальной (денежной или иной) помощи и др. Все это не может быть реализовано без соответствующего финансового обеспечения. Таким образом, субъекты финансовой деятельности должны изыскать и определенным образом распорядиться аккумулированными для этих целей финансовыми ресурсами. Реализация данного принципа обеспечена конституционно-правовыми нормами.[5] Так, в соответствии со ст. 2 Конституции Республики Беларусь государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Согласно ст.45 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях. Государство проявляет особую защиту о ветеранах войны и труда (ст.47 Конституции Республики Беларусь). В контексте построения в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики данный принцип с практической точки зрения представляется весьма актуальным. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления основывается на ст. 121 Конституции Республики Беларусь, согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы. Данный принцип предполагает направленность финансово- правовых норм на обеспечение сочетания общегосударственных (республиканских) интересов с социально — экономическими интересами развития местных территорий.
Date: 2016-07-05; view: 1316; Нарушение авторских прав |