Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и природопользования.





Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности - родовое понятие, обозначающее систему органов, осуществляющих функции государственного управления в названных сферах;

законодательство различает:

специально уполномоченные государственные органы, осуществляющие государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель;

специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда;

специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания;

специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы.

В настоящее время специально уполномоченными государственными органами являются:

• Министерство природных ресурсов РФ;

• Министерство сельского хозяйства РФ;

• Федеральная служба земельного кадастра России;

• Государственный комитет РФ по рыболовству;

• Федеральная служба геодезии и картографии России;

• Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

• Федеральная пограничная служба РФ1.

Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) является:

федеральным органом управления государственным фондом недр и лесным хозяйством;

специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда;

специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, охраны окружающей природной среды, государственной экологической экспертизы, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, охраны атмосферного воздуха, а также в пределах своей компетенции — в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных) и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель;

федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал.

МПР России и его территориальные органы в пределах своей компетенций-координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов.

Предмет, задачи и пределы прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства. Подготовительная стадия организации прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства. Тактика осуществления проверочных действий. Основные вопросы, выясняемые в ходе проверки исполнения экологического законодательства.

 

Подготовка к проведению проверки исполнения экологического законодательства предусматривает:

- изучение нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере;

- установление государственных органов, органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по регулированию правоотношений в сфере экологии, контролирующих органов в этой сфере, изучение принятых ими правовых актов;

- изучение приказов Генерального прокурора Российской Федерации

Необходимо учитывать широкий круг правоотношений, регулируемых природоохранным (экологическим) законодательством: охрана земель; охрана атмосферного воздуха; обращения с отходами; охрана водных объектов; недропользование; использование лесов; использования охотничьих ресурсов; организация и проведение экологической экспертизы

В природоохранные прокуратуры систематически поступает информация из Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования: ежедневно — о произошедших на поднадзорной территории чрезвычайных происшествиях природного характера, техногенных авариях на производственных объектах, причинивших значительный экологический ущерб; ежемесячно — акты проверок территориальных органов федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, компетентных в сфере охраны окружающей среды, которые также следует изучить.

Эффективность внеплановой проверки обеспечивается правильным определением ее целей и задач, исходя из содержания имеющихся сведений о правонарушении.

Выбор объектов проверки зависит от целей проверки и от того, какие органы власти, контроля и предприятия осуществляют деятельность на поднадзорной территории.

К числу органов контроля в регионах следует отнести

территориальные органы федеральных органов власти (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору), а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации (комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности; комитет по природным ресурсами; комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира) и др.

Вопросы, подлежащие выяснению при проведении проверки

При проведении проверки в региональных органах власти необходимо выяснить:

· какие нормативные правовые акты приняты в изучаемой сфере правоотношений;

· какие федеральные программы и программы субъекта Российской Федерации в области экологии приняты, в каком объеме они фактически реализуются в регионе, каковы объемы финансирования этих программ из федерального бюджета и из бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляется ли контроль за расходованием бюджетных средств;

· участвуют ли органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в приемке производственных объектов, имеющих стационарные источники выбросов загрязняющих веществ;

· обладают ли органы власти субъекта Российской Федерации информацией о размещении жилых строений в санитарнозащитной зоне предприятий;

· утверждаются ли субъектом Российской Федерации ставки платы за загрязнение природы, согласованы ли они с уполномоченным федеральным органом.

В ходе проверок в органах местного самоуправления прокурор выясняет полноту реализации полномочий этих органов, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и специальными федеральными законами, в том числе

какие правовые акты приняты, какими актами регламентируется выделение бюджетных средств, законность этих актов, исполнение санитарного законодательства о работе с отходами производства и потребления, законности осуществления лесоустройства на территории земель населенных пунктов. Проверке подлежит также законность действий и актов государственных (муниципальных) учреждений и предприятий, исполнение требований законодательства, в том числе об исполнении обязательств и оказании услуг населению в сфере природопользования (например, в Республике Коми прокурорской проверкой был установлен факт неоднократного незаконного отказа должностных лиц лесничества в приеме заявлений об отведении делянок и отпуске населению древесины для отопления).

В ходе проверок в контролирующих органах надлежит выяснить:

- изданы ли приказы, положения, инструкции, регламенты осуществления деятельности органа;

- обладает ли этот орган полной информацией о состоянии экологии, об источниках выбросов вредных веществ, имеются ли в органе сведения об объектах, причиняющих вред окружающей среде, всегда ли устанавливается и привлекается к ответственности виновное лицо, имели ли место факты освобождения от ответственности виновных лиц в связи с малозначительностью или незаконного прекращения административных производств;

- устанавливается ли размер материального ущерба и каковы результаты мер по его возмещению, законны ли постановления о привлечении к ответственности, осуществляется ли контроль исполнения актов уполномоченных органов о привлечении к ответственности, передаются ли в правоохранительные органы материалы о преступлениях;

- как часто проводятся внеплановые проверки предприятий, что является для этого основанием, законность приказов о проведении внеплановых проверок и актов о результатах проверок, эффективность контрольных проверок исполнения законодательства;

- все ли предприятия со стационарными источниками выбросов вредных веществ зарегистрированы, имеются ли у них разрешения на выбросы вредных веществ, имеются ли предприятия, которые не оформили соответствующих разрешений;

- взимаются ли сборы за выдачу разрешений (лицензий) на выбросы загрязняющих веществ, не противоречат ли основания и размеры сборов законодательству;

- организован ли контроль за внедрением новых технических средств и оборудования на предприятиях, согласовывается ли размещение экологически опасных объектов, имеющих стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, с территориальными органами Минприроды России и Роспотребнадзора;

- как обеспечивается контроль за соблюдением заключений государственной экологической экспертизы по проектам строительства объектов, имеющих источники выбросов в атмосферный воздух;

- всегда ли выявляются лица, виновные в экологических правонарушениях, всегда ли они привлекаются к установленной законом ответственности, соблюдаются ли требования процессуальных норм законодательства;

- всегда ли устанавливаются размеры причиненного окружающей среде вреда и принимаются меры к его компенсации, во всех ли случаях устанавливаются обстоятельства, способствовавшие правонарушениям;

- направляются ли материалы о нарушениях законов, содержащих признаки преступлений, в правоохранительные органы.

При проведении проверки в территориальном органе Росгидромета прокурор должен выяснить:

- обеспечивается ли мониторинг загрязнения природы, погоды, водности, глобальных и региональных изменений климата;

- кому предоставляется информация о состоянии погоды, в том числе за плату, и какая именно;

- предоставляется ли информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении населению, органам государственной власти, секторам экономики, Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- полноту формирования государственных информационных ресурсов в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения.

В территориальном органе Роспотребнадзора устанавливается:

- осуществляется ли социально-гигиенический мониторинг окружающей среды, соответствует ли его проведение нормативным актам, какие меры принимаются в тех случаях, когда по результатам мониторинга выявлено несоответствие нормативам, утвержденным санитарными правилами и нормами;

- какие предприятия, имеющие источники выбросов химических и биологических веществ в окружающую среду, подлежат санитарному надзору, ведется ли реестр этих предприятий, установлены ли санитарные защитные зоны этих предприятий;

- регистрируются ли центром вредные вещества, которые используются в производстве и хранятся на территории субъекта Российской Федерации, и ведется ли учет их источников;

- поступает ли в орган Роспотребнадзора информация об аварийных выбросах на предприятиях, проводится ли контроль состояния атмосферного воздуха при аварийных ситуациях и неблагоприятных метеорологических условиях;

- какие меры реагирования применяются при установлении нарушений законодательства в области охраны природы, санитарных норм и правил;

- соблюдаются ли требования законодательства об административных правонарушениях при привлечении виновных лиц к ответственности за нарушения санитарного законодательства.

При проведении проверок в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения необходимо выяснить:

- осуществляют ли сотрудники ГИБДД замеры токсичных веществ в отработанных газах автотранспортных средств, что является для этого основанием;

- какие меры применяются к нарушителям законодательства об охране атмосферного воздуха.

Вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверок исполнения природоохранного законодательства природопользователями, определяются целями проверки и характером поступившей информации о нарушении природоохранного законодательства. Важно проверить исполнение требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ в части размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, обращения с отходами производства и потребления и др.

При проведении проверок исполнения законов в сфере лесопользования подлежит исследованию соблюдение лесопользователями условий договоров аренды лесных участков, выполнение мероприятий по противопожарной безопасности в лесах, соблюдение прав граждан на беспрепятственный доступ в леса, соблюдение санитарного законодательства.

При проведении проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха на предприятии подлежит выяснению соответствие законодательству приказов и иных актов руководства предприятия; насколько обеспечено предприятие очистным оборудованием, имеются ли на него сертификаты соответствия, все ли источники выбросов загрязняющих веществ оборудованы средствами измерительного контроля; какие мероприятия проводятся по предупреждению и устранению аварийных выбросов и ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха, воды и др.; полнота организации производственного экологического контроля на предприятии, наличие регламентирующего контроль документа; создана ли служба контроля за выбросами; имеются ли соответствующие разрешения на выбросы, выданные в установленном порядке территориальным органом Минприроды России; каковы фактические выбросы вредных веществ предприятием, в каких документах они фиксируются, соблюдаются ли нормативы, установленные государственными органами в области природоохраны; имеет ли предприятие санитарный паспорт, регулярно ли он заполняется; утверждена ли в установленном порядке санитарно-защитная зона предприятия, обеспечивается ли соблюдение установленного режима ее использования; проводятся ли медицинские обследования персонала, были ли отмечены профессиональные заболевания, связанные с загрязнением атмосферного воздуха; своевременность и полнота возмещения предприятием ущерба, причиненного окружающей среде вследствие загрязнения природы; представляет ли предприятие в государственные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления сведения об организации производственного экологического контроля.

Date: 2016-07-05; view: 1476; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию