Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и природопользования.⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности - родовое понятие, обозначающее систему органов, осуществляющих функции государственного управления в названных сферах; законодательство различает: специально уполномоченные государственные органы, осуществляющие государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель; специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда; специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания; специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы. В настоящее время специально уполномоченными государственными органами являются: • Министерство природных ресурсов РФ; • Министерство сельского хозяйства РФ; • Федеральная служба земельного кадастра России; • Государственный комитет РФ по рыболовству; • Федеральная служба геодезии и картографии России; • Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; • Федеральная пограничная служба РФ1. Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) является: федеральным органом управления государственным фондом недр и лесным хозяйством; специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда; специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, охраны окружающей природной среды, государственной экологической экспертизы, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, охраны атмосферного воздуха, а также в пределах своей компетенции — в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных) и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель; федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал. МПР России и его территориальные органы в пределах своей компетенций-координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов. Предмет, задачи и пределы прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства. Подготовительная стадия организации прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства. Тактика осуществления проверочных действий. Основные вопросы, выясняемые в ходе проверки исполнения экологического законодательства.
Подготовка к проведению проверки исполнения экологического законодательства предусматривает: - изучение нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере; - установление государственных органов, органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по регулированию правоотношений в сфере экологии, контролирующих органов в этой сфере, изучение принятых ими правовых актов; - изучение приказов Генерального прокурора Российской Федерации Необходимо учитывать широкий круг правоотношений, регулируемых природоохранным (экологическим) законодательством: охрана земель; охрана атмосферного воздуха; обращения с отходами; охрана водных объектов; недропользование; использование лесов; использования охотничьих ресурсов; организация и проведение экологической экспертизы В природоохранные прокуратуры систематически поступает информация из Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования: ежедневно — о произошедших на поднадзорной территории чрезвычайных происшествиях природного характера, техногенных авариях на производственных объектах, причинивших значительный экологический ущерб; ежемесячно — акты проверок территориальных органов федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, компетентных в сфере охраны окружающей среды, которые также следует изучить. Эффективность внеплановой проверки обеспечивается правильным определением ее целей и задач, исходя из содержания имеющихся сведений о правонарушении. Выбор объектов проверки зависит от целей проверки и от того, какие органы власти, контроля и предприятия осуществляют деятельность на поднадзорной территории. К числу органов контроля в регионах следует отнести территориальные органы федеральных органов власти (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору), а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации (комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности; комитет по природным ресурсами; комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира) и др. Вопросы, подлежащие выяснению при проведении проверки При проведении проверки в региональных органах власти необходимо выяснить: · какие нормативные правовые акты приняты в изучаемой сфере правоотношений; · какие федеральные программы и программы субъекта Российской Федерации в области экологии приняты, в каком объеме они фактически реализуются в регионе, каковы объемы финансирования этих программ из федерального бюджета и из бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляется ли контроль за расходованием бюджетных средств; · участвуют ли органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в приемке производственных объектов, имеющих стационарные источники выбросов загрязняющих веществ; · обладают ли органы власти субъекта Российской Федерации информацией о размещении жилых строений в санитарнозащитной зоне предприятий; · утверждаются ли субъектом Российской Федерации ставки платы за загрязнение природы, согласованы ли они с уполномоченным федеральным органом. В ходе проверок в органах местного самоуправления прокурор выясняет полноту реализации полномочий этих органов, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и специальными федеральными законами, в том числе какие правовые акты приняты, какими актами регламентируется выделение бюджетных средств, законность этих актов, исполнение санитарного законодательства о работе с отходами производства и потребления, законности осуществления лесоустройства на территории земель населенных пунктов. Проверке подлежит также законность действий и актов государственных (муниципальных) учреждений и предприятий, исполнение требований законодательства, в том числе об исполнении обязательств и оказании услуг населению в сфере природопользования (например, в Республике Коми прокурорской проверкой был установлен факт неоднократного незаконного отказа должностных лиц лесничества в приеме заявлений об отведении делянок и отпуске населению древесины для отопления). В ходе проверок в контролирующих органах надлежит выяснить: - изданы ли приказы, положения, инструкции, регламенты осуществления деятельности органа; - обладает ли этот орган полной информацией о состоянии экологии, об источниках выбросов вредных веществ, имеются ли в органе сведения об объектах, причиняющих вред окружающей среде, всегда ли устанавливается и привлекается к ответственности виновное лицо, имели ли место факты освобождения от ответственности виновных лиц в связи с малозначительностью или незаконного прекращения административных производств; - устанавливается ли размер материального ущерба и каковы результаты мер по его возмещению, законны ли постановления о привлечении к ответственности, осуществляется ли контроль исполнения актов уполномоченных органов о привлечении к ответственности, передаются ли в правоохранительные органы материалы о преступлениях; - как часто проводятся внеплановые проверки предприятий, что является для этого основанием, законность приказов о проведении внеплановых проверок и актов о результатах проверок, эффективность контрольных проверок исполнения законодательства; - все ли предприятия со стационарными источниками выбросов вредных веществ зарегистрированы, имеются ли у них разрешения на выбросы вредных веществ, имеются ли предприятия, которые не оформили соответствующих разрешений; - взимаются ли сборы за выдачу разрешений (лицензий) на выбросы загрязняющих веществ, не противоречат ли основания и размеры сборов законодательству; - организован ли контроль за внедрением новых технических средств и оборудования на предприятиях, согласовывается ли размещение экологически опасных объектов, имеющих стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, с территориальными органами Минприроды России и Роспотребнадзора; - как обеспечивается контроль за соблюдением заключений государственной экологической экспертизы по проектам строительства объектов, имеющих источники выбросов в атмосферный воздух; - всегда ли выявляются лица, виновные в экологических правонарушениях, всегда ли они привлекаются к установленной законом ответственности, соблюдаются ли требования процессуальных норм законодательства; - всегда ли устанавливаются размеры причиненного окружающей среде вреда и принимаются меры к его компенсации, во всех ли случаях устанавливаются обстоятельства, способствовавшие правонарушениям; - направляются ли материалы о нарушениях законов, содержащих признаки преступлений, в правоохранительные органы. При проведении проверки в территориальном органе Росгидромета прокурор должен выяснить: - обеспечивается ли мониторинг загрязнения природы, погоды, водности, глобальных и региональных изменений климата; - кому предоставляется информация о состоянии погоды, в том числе за плату, и какая именно; - предоставляется ли информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении населению, органам государственной власти, секторам экономики, Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - полноту формирования государственных информационных ресурсов в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения. В территориальном органе Роспотребнадзора устанавливается: - осуществляется ли социально-гигиенический мониторинг окружающей среды, соответствует ли его проведение нормативным актам, какие меры принимаются в тех случаях, когда по результатам мониторинга выявлено несоответствие нормативам, утвержденным санитарными правилами и нормами; - какие предприятия, имеющие источники выбросов химических и биологических веществ в окружающую среду, подлежат санитарному надзору, ведется ли реестр этих предприятий, установлены ли санитарные защитные зоны этих предприятий; - регистрируются ли центром вредные вещества, которые используются в производстве и хранятся на территории субъекта Российской Федерации, и ведется ли учет их источников; - поступает ли в орган Роспотребнадзора информация об аварийных выбросах на предприятиях, проводится ли контроль состояния атмосферного воздуха при аварийных ситуациях и неблагоприятных метеорологических условиях; - какие меры реагирования применяются при установлении нарушений законодательства в области охраны природы, санитарных норм и правил; - соблюдаются ли требования законодательства об административных правонарушениях при привлечении виновных лиц к ответственности за нарушения санитарного законодательства. При проведении проверок в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения необходимо выяснить: - осуществляют ли сотрудники ГИБДД замеры токсичных веществ в отработанных газах автотранспортных средств, что является для этого основанием; - какие меры применяются к нарушителям законодательства об охране атмосферного воздуха. Вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверок исполнения природоохранного законодательства природопользователями, определяются целями проверки и характером поступившей информации о нарушении природоохранного законодательства. Важно проверить исполнение требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ в части размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, обращения с отходами производства и потребления и др. При проведении проверок исполнения законов в сфере лесопользования подлежит исследованию соблюдение лесопользователями условий договоров аренды лесных участков, выполнение мероприятий по противопожарной безопасности в лесах, соблюдение прав граждан на беспрепятственный доступ в леса, соблюдение санитарного законодательства. При проведении проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха на предприятии подлежит выяснению соответствие законодательству приказов и иных актов руководства предприятия; насколько обеспечено предприятие очистным оборудованием, имеются ли на него сертификаты соответствия, все ли источники выбросов загрязняющих веществ оборудованы средствами измерительного контроля; какие мероприятия проводятся по предупреждению и устранению аварийных выбросов и ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха, воды и др.; полнота организации производственного экологического контроля на предприятии, наличие регламентирующего контроль документа; создана ли служба контроля за выбросами; имеются ли соответствующие разрешения на выбросы, выданные в установленном порядке территориальным органом Минприроды России; каковы фактические выбросы вредных веществ предприятием, в каких документах они фиксируются, соблюдаются ли нормативы, установленные государственными органами в области природоохраны; имеет ли предприятие санитарный паспорт, регулярно ли он заполняется; утверждена ли в установленном порядке санитарно-защитная зона предприятия, обеспечивается ли соблюдение установленного режима ее использования; проводятся ли медицинские обследования персонала, были ли отмечены профессиональные заболевания, связанные с загрязнением атмосферного воздуха; своевременность и полнота возмещения предприятием ущерба, причиненного окружающей среде вследствие загрязнения природы; представляет ли предприятие в государственные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления сведения об организации производственного экологического контроля.
|