Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автоматизированные информационные системы правоохранительных органов. Экспертные системы





Опыт практического применения АИС показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению АИС следует считать классификацию по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации. При таком подходе к классификации можно наиболее тесно связать АИС и соответствующие информационные технологии.
Можно выделить следующие виды АИС:

 

автоматизированные системы обработки данных (АСОД);

автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);

автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС);

автоматизированные рабочие места (АРМ);

автоматизированные системы управления (АСУ);

автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО);

экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений.

Автоматизированная информационно-справочная система (АИСС) в области права – автоматизированная система правовой информации, предназначенная для хранения документированной и фактографической информации и выдачи справок по узким тематическим раСравнительно новым и перспективным направлением использования компьютерных технологий являются экспертные системы, относящиеся к системам искусственного интеллекта.

Эти системы способны накапливать, обрабатывать знания из некоторой предметной области, на их основе выводить новые знания и решать на основе этих знаний практические задачи, объясняя ход решения. С помощью экспертных систем решаются задачи неформализованные, слабо структурируемые, алгоритмы решения которых не существуют в силу неполноты, неопределенности, неточности, расплывчатости рассматриваемых ситуаций и знаний о них.

С точки зрения систематизации законодательства в экспертных системах должна быть реализована система сведений и данных, содержащихся в нормах права, в отличие от систематизации нормативных правовых актов в информационно-поисковых системах.

Экспертные системы в области права – это системы, в которых на основе специально систематизированной правовой информации решаются конкретные задачи юридической практики. Данные системы при решении определенного класса задач могут заменить собой эксперта-юриста. Привлекая знания экспертов, заложенные в их информационный банк данных, они объясняют, аргументируют и делают выводы.

Функционирование экспертной системы связано с решением трех основных проблем:
проблемы передачи знаний от экспертов-людей компьютерной системе;

проблемы представления знаний, то есть реконструирования массива знаний в определенной правовой области и представления его как структуры знаний в памяти компьютера;
проблемы использования знаний.

зделам. Основная функция АСУ – обеспечение руководства информацией. Автоматизированная система управления обеспечивает автоматизированный сбор и передачу информации об управляемом объекте, переработку информации и выдачу управляемых воздействий на объект управления.

 

38. Правовые основы информационной работы в РФ.

В России 22 февраля 1995 ᴦ. вступил в действие Федеральный закон Об информации, информатизации и защите информации ”, регулирую­щий отношения в сфере создания и распространения информации. Законом была введена такая категория, как государственные информационные ре­сурсы, а на органы государственной власти была возложена обязанность и ответственность за сбор, хранение и предоставление людям социально и экономически значимой для общества информации, создаваемой и исполь­зуемой самой властью.

Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:

· как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

· как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы – формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.


Для регулирования общественных отношений используется как издание специальных правовых актов (к примеру, Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 23 сентября 1992 ᴦ.), так и включение соответствующих норм в другие правовые акты.

Среди базовых законов, определяющих правовой режим баз дан­ных можно назвать:

- Гражданский Кодекс Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации " Об авторском праве и смежных правах ", принятый 9 июля 1993 ᴦ.

Российский комитет по информатизации (Роскоминформ) в течение нескольких лет пытается скоординировать в России деятельность по зако­нодательству в информационной среде. В 1995 ᴦ. Роскоминформ опубли­ковал проект очередного варианта " Концепции формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации и информаци­онной безопасности в Российской Федерации ". На его основе разработан проект "Программы формирования и развития информационного законо­дательства в Российской Федерации", который в настоящее время дора­батывается.

В Рос­сии сегодня правовая среда является благоприятной для развития информационной деятельности и рынка информационных продуктов и услуг, а также самого широкого международного сотрудничества в данной области. Правовые проблемы, которые встречают российские информационные службы, не являются специфическими, и постоянные изменения и ужесточения рос­сийского законодательства мешают им не больше, чем другим российским предприятиям и организациям. Сегодня становится всœе более очевидным, что простых решений проблем российской информационной инфраструк­туры и обеспечения страны информацией не существует.

 

39. Государственные информационные ресурсы.

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

- федеральные ресурсы;

- информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

- информационные ресурсы субъектов РФ [1].

Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Ряд федеральных органов управления можно назвать исключительно «информационными», поскольку их главной задачей или, по крайней мере, одной из главных задач является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят: Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат), Государственный комитет РФ, но стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др.

Особое место среди универсальных «информационных» ведомств занимает Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), формирующее информационные ресурсы для высших органов власти. ФАПСИ генерирует более 40 баз данных по очень широкому тематическому спектру и на основе самых разнообразных источников, включая данные Госкомстата, СМИ, ведомственных и региональных источников, а также на основе деятельности собственных информационных служб.


Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами [2]

 

40. Государственные системы правовой информации.

В соответствии с Президентской программой "Правовая информатизация федеральных органов государственной власти", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. № 808, задачи сбора, обработки, хранения, анализа правовой информации и организации ее использования возложены на Минюст России.

Центральным узлом информационно-вычислительной системы Минюста России является Научный центр правовой информации при Минюсте России (НЦПИ). В 43 субъектах Российской Федерации созданы учреждения Минюста России - центры правовой информатизации (ЦПИ).

К числу основных информационных ресурсов Минюста России относятся:

комплекс баз данных правовой информации, объединенных в программно-технологический комплекс (ПТК) "ФОНД", содержащий более 340 тыс. правовых актов СССР и законодательства Российской Федерации, начиная с 1922 г.;

база данных действующего российского законодательства "ЭТАЛОН", содержащая около 30 тыс. действующих нормативных актов в актуальной редакции;

фонды правовых актов на бумажных носителях;

Государственный реестр общественных объединений и религиозных организаций;

база данных судебной статистики.

Значительные ресурсы правовой информации имеются в ФАПСИ. Фонд правовой информации ФАПСИ представлен шестью информационно-справочными системами: "Банк правовых актов", "Электронное собрание законодательства Российской Федерации", "Электронные бюллетени и Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации", "Централизованная картотека правовых актов субъектов Российской Федерации", "Банк правовых актов субъектов Российской Федерации", "Банк ведомственных правовых актов".

Фонды и банки данных правовой информации создаются также и в других федеральных ведомствах и региональных органах власти. При этом координация этих структур с информационной системой Минюста России явно недостаточна. Это отрицательно отражается на критических для правовой информации параметрах полноты и актуальности создаваемых баз данных. Во многих случаях имеется дублирование функций, что в условиях резкой нехватки ресурсов особенно нетерпимо.


 

41. Справочные правовые системы, распространяемые негосударственными структурами.

Государственные и негосударственные справочные правовые системы. Основные негосударственные справочные правовые системы "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс", ЮСИС, «Эталон» их структура и характеристика, сравнительный анализ.

К сожалению, проекты создания крупных государственных автоматизированных правовых систем оказались незавершенными в силу разных причин. Одними из таких причин являются их громоздкость, зависимость от телекоммуникационных систем, дороговизна и неповоротливость.
К примеру, работа над справочной правовой системой (СПС) «Эталон» Министерства юстиции РФ велась около 10 лет и она близка к своему завершению, но до сих пор все еще в таком незавершенном состоянии находится уже несколько лет. Основной причиной не использования ее во всех государственных органах заключается в недостаточной согласованности со стороны министерств и ведомств в части порядка обмена официальными нормативными документами и регулярной их актуализации (обновления).
вочная правовая база "Эталон" представляет собой полнотекстовую базу данных с действующими официальными редакциями текстов нормативных актов. Информация, содержащаяся в базе данных системы "Эталон", обновляется дважды в неделю. Законодательные акты не позже чем через неделю со дня принятия вводятся в базу данных "Эталон", включаются в систему и немедленно становятся доступными пользователям, работающим в удаленном режиме.
Преимуществом СПС «Эталон» является наличие большого массива информации о деятельности судебных органов и Министерства юстиции РФ. Наличие оперативной информации о деятельности правоохранительной судебной деятельности значительно расширяет возможности для повышения эффективности их деятельности по укреплению правопорядка и законности.
начала 90-х годов велась аналогичная работа по созданию негосударственных (СПС).
Первой негосударственной СПС «Гарант» (была создана в 1990 году) в компании «ГАРАНТ-СЕРВИС».
Среди негосударственных (частных) компьютерных фирм лидирующее место занимает Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис" (создано в 1990 г.). Сегодня это высокотехнологическое и наукоемкое производство различных информационных продуктов и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Общее число работников предприятия – свыше двух тысяч. В практической и научной деятельности "Гаранта" неразрывно соединены данные юридической науки и информатики. Фирма активно сотрудничает с Государственно-правовым управлением Аппарата Государственной Думы, рядом других федеральных учреждений и организаций.
Нормативные акты поступают в "Гарант" непосредственно из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации, Федеральной таможенной службы РФ, Государственной налоговой службы РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и других официальных органов. По заказу этих организаций компания «ГАРАНТ-СЕРВИС» производит различные автоматизированные базы данных. С помощью Интернет-технологии компания проводит видеоконференции на правовую тематику. Активно занимается образовательными программами. Как известно, в нашей академии уже несколько лет силами работников кампании «Гарант» проводятся студенческие олимпиады на знание справочной правовой системы и использование ее для решения правовых ситуаций.
Правовые базы и Справочники составляют справочную правовую систему "Гарант". Федеральное законодательство представлено в универсальных и специализированных правовых базах. Универсальная база – "Законодательство России".
Такой порядок дает возможность не только просто и эффективно обновлять информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью.
Система "Гарант" формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства. В системе представлено банковское, таможенное, жилищное, земельное законодательство, уголовное и административное право, международное право (Россия – СНГ), судебная и арбитражная практика. Российское законодательство представлено в сети Интернет. По заказу Государственной Думы НПП "Гарант-Сервис" разрабатывает компьютерные средства для законотворческой и законопроектной деятельности.
Основным ее достоинством является ориентированность на экономическую тематику профессиональной деятельности, поэтому она пользуется наибольшим спросом у организаций реального сектора экономики.
В последнее время в СПС «Гарант» включен большой массив неофициальной информации правового характера: комментарии юристов и других специалистов, публикуются электронные версии монографий и других изданий известных юристов, дореволюционных юридических книг, юридических журналов и др. Это, несомненно, дополняет достоинства названной справочной системы.
СПС «Консультант Плюс» создана в середине 1994 году и занимает сегодня ведущее место среди пользователей, особенно в государственном секторе. Однако и реальный сектор экономики является крупным заказчиком этой системы.
Сеть этой справочной системы объединяет более 300 региональных информационных центров, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям Информационные правовые ресурсы "Консультант Плюс" - самые крупные из всех существующих СПС. Объединение обслуживает более 100 тысяч пользователей, из них — более 20 тыс. в органах государственной власти. В его составе работает до 10 тыс. сотрудников.
Технология "Консультант Плюс" позволяет обновлять информационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат. Этим она выгодно отличается от других СПС.
В пополнение включаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов.
Региональные информационные центры ежедневно получают текущие дополнения и изменения из эталонного банка Координационного Центра Сети по системе электронных телекоммуникаций. Пользователю пополнение доставляется либо по модему, либо курьером регионального центра.
В результате процедуры обновления, занимающей несколько минут, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.
Одним из приоритетных направлений работы Сети "Консультант Плюс" является сотрудничество с правотворческими органами. На настоящий момент в государственных учреждениях используется более 6 тысяч систем. Эффективность и надежность сервиса и технологии "Консультанта Плюс" позволяет обслуживать органы власти и управления вплоть до местного уровня, в том числе в самых удаленных регионах России. Объединение создает центры правовой информации в каждом регионе страны. Кроме того, установлены коммерческие и научные связи с рядом аналогичных зарубежных фирм и организаций.
В середине 90-х годов создана еще одна СПС – «Кодекс», которая содержит в своей базе данных более 25 тысяч нормативных актов России. Каждая отрасль права представлена: основными документами; множеством инструкций; приложениями и комментариями, подробно разъясняющими тот или иной законодательный акт. Все содержащиеся в базе документы получены по официальной рассылке из органов государственной власти, причем большая часть документов передается в электронном виде.
Имеется база данных "Правовое регулирование бизнеса в России" на английском языке.
Помимо законодательных актов в правовой системе "Кодекс" содержится также консультационная информация, разъяснения отдельных положений законов, практика их применения; ответы на некоторые вопросы, возникающие в работе юриста. Собранная в этой базе информация в основном была опубликована в периодических изданиях, таких, как "Экономика и жизнь", "Финансовая газета" и др. Все материалы, содержащиеся в базе, были получены в электронном виде непосредственно от их авторов и благодаря специальной технологии обработки документов не содержат ошибок.
У каждой из названных СПС имеются свои преимущества и недостатки. В целом все они друг друга в чем-то дополняют.
Компьютерные фирмы работают в тесном контакте с правотворческими органами, вследствие чего повышается их влияние на эффективность правотворческих решений.
Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги. Формируется мировой рынок информационных технологий. Законы конкуренции и рынка обеспечивают неуклонное повышение качества информационных продуктов.
В нашу с вами задачу будет входить ознакомление со всеми СПС и овладение практическими навыками работы.
На практических занятиях нам предстоит изучить основные характеристики наиболее распространенных государственных и негосударственных справочных правовых систем, провести их сравнительный анализ, а также особенности обращения, поиска и получения информации при использовании этих систем.
Необходимо иметь представление об условиях их приобретения и применения. На практических занятиях вам будет предоставлена возможность работать по специально разработанному учебному пособию «Компьютерный практикум».

42.Информационная безопасность компьютерной сети. Защита коммерческих данных.

Информационная безопасность – это состояние защищенности информационной среды. Для отдельной организации информационная безопасность определяется как состояние, при котором информационная среда находится в стабильном состоянии и не подвергается несанкционированным воздействиям извне. При этом корпоративные данные доступны, целостны и конфиденциальны в рамках конкретной компании. Под указанными признаками понимаются[15]:

1) конфиденциальность: обеспечение доступа к информации только зарегистрированным пользователям;

2) целостность: обеспечение достоверности и полноты информации и методовее обработки;

3) доступность: обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.

Защита информации как деятельность – это мероприятия по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных воздействий на защищаемую информацию[16].

Как следует из сказанного, информационная безопасность – это отсутствие недопустимого риска и утечек информации, т.е. несанкционированных действий участников сетевой коммуникации или третьих лиц.

Под понятием «безопасность автоматизированной информационной системы» следует понимать наличие конфиденциальности, доступности, целостности, подотчетности и подлинности ресурсов информационной системы.

Деятельность по защите информации в организации осуществляется как собственными силами предприятия (организация соответствующих подразделений), так и специальными государственными органами. В Российской Федерации ими являются Комитет Государственной думы по безопасности; Совет безопасности России; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК);Федеральная служба без опасности Российской Федерации (ФСБ России); Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

На каждом предприятии, в чьей деятельности имеется конфиденциальная информация, в обязательном порядке принимается корпоративный стандарт информационной безопасности.

Также выделяется категория сотрудников, которые имеют доступ к конфиденциальным данным, в связи с чем они подписывают внутренний документ.

Исследователи предлагают следующую классификацию средств защиты информации [17]:

1) средства защиты от несанкционированного доступа: средства авторизации; мандатное управление доступом; избирательное управление доступом; управление доступом на основе ролей; журналирование (также называется «аудит»);

2) системы анализа и моделирования информационных потоков (CASE-системы);

3) системы мониторинга сетей: системы обнаружения и предотвращения вторжений (IDS/IPS), анализаторы протоколов, антивирусные средства, межсетевые экраны;

4) криптографические средства: шифрование, цифровая подпись;

5) системы резервного копирования;

6) системы бесперебойного питания: источники бесперебойного питания; резервирование нагрузки; генераторы напряжения;

7) системы аутентификации: пароль; сертификат; биометрия;

8) средства предотвращения взлома корпусов и краж оборудования;

9) средства контроля доступа в помещения;

10) инструментальные средства анализа систем защиты: мониторинговый программный продукт.







Date: 2016-07-05; view: 1697; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию