Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.

Вопросы к семинарам

 

  Философия науки ее предмет и функции.Философия науки как особый вид междисциплинарного знания. Взаимосвязь философии и науки. Единство и различие философского и конкретно-научного способов познания, частно-научных и философских теорий. Основные концепции взаимосвязи философии и науки: редукционистская (натурфилософия и позитивизм), антиинтеракционистская, диалектическая. Механизм и формы взаимосвязи философии и науки.
  Исторические этапы развития науки Преднаука (протанаука) и наука. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Западная и восточная средневековая наука. Становление опытной науки новоевропейской культуре.
  Особенности развития науки в 20– 21 веках.Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Транснаучная парадигма развития и содержания современного научного знания. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.
  Научная рациональность.Научная рациональность: понятие и содержание. Типы научной рациональности. Классическая и неклассическая научная рациональность. Критерии классической научной рациональности. Формирование парадигмы классической научной рациональности. Критерии неклассической научной рациональности. Проблема постнеклассической научной рациональности.
  Методология науки. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация. Методы эмпирического сбора научных данных: описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, модельный эксперимент. Обобщение и обработка эмпирических данных. Методология теоретического уровня. Методы формирования научного знания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, формализация, математизация. Методы развития научного знания: индукция, дедукция, абдукция, моделирование, эвристика. Методы систематизации теоретического знания: аксиоматический, гипотетико дедуктивный, исторический.
  Специфика и структура научного знания. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Проблема теоретической нагруженности факта. Структура теоретического знания. Теоретические модели и законы. Развитая теория.
  Динамика научного познания. Диалектика развивающейся науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. Проблемы рациональной реконструкции динамики научного знания и системная природа научного прогресса. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии научной дисциплины. Природа научной революции. Типы научных революций. Современные стратегии развития научного знания. Этапы становления науки: классика, неклассика, постнеклассика. Включение науки в социокультурный контекст (транснаучность).

 

 

Примерные вопросы для подготовки к итоговому контролю

  1. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.
    Основания науки. Структура оснований.
  2. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность.
    Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска.

3. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

  1. Единство и различие философского и конкретно-научного способов познания, частно-научных и философских теорий.

5. Основные концепции взаимосвязи философии и науки: редукционистская (натурфилософия и позитивизм), антиинтеракционистская, диалектическая.

  1. Преднаука (протанаука) и наука. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.
  2. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в генезисе науки.

8. Западная и восточная средневековая наука.


9. Становление опытной науки новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р.Бэкон, У.Оккам.

10. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки.

  1. Этапы становления науки: классика, неклассика, постнеклассика. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.

12. Транснаучная парадигма развития и содержания современного научного знания. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.

13. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.

14. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  1. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки.
  2. Позитивистская традиция в философии науки.
  3. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.
  4. Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развитии науки.

Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.

  1. Научная рациональность: понятие и содержание. Типы научной рациональности.
  2. Проблема постнеклассической научной рациональности.
  3. Наука и этика. Профессиональная ответственность ученого и этическое регулирование научных открытий.
  4. Будущее науки и проблемы современной цивилизации.
  5. Методология современной науки: методологический плюрализм, конструктивизм, коммуникативность, консенсуальность, целостность, эффективность и целесообразность научных решений.
  6. Методы эмпирического сбора научных данных: описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, модельный эксперимент. Обобщение и обработка эмпирических данных.
  7. Методология теоретического уровня. Методы формирования научного знания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, формализация, математизация.
  8. Методы развития научного знания: индукция, дедукция, абдукция, моделирование, эвристика.
  9. Методы систематизации теоретического знания: аксиоматический, гипотетико дедуктивный, исторический.
  10. Методологические подходы: системный, структурный, функциональный, комплексный, информационный, синергетический, кибернетический.
  11. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания.
  12. Теоретические модели и законы. Развитая теория. Модели как элемент внутренней организации теории.
  13. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний.
  14. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории.
  15. Диалектика развивающейся науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса.
  16. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.
  17. Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии научной дисциплины.
  18. Природа научной революции. Типы научных революций.
  19. Современные стратегии развития научного знания.

 



<== предыдущая | следующая ==>
Дифференциальное исчисление. | Как оценивать расстояния





Date: 2016-11-17; view: 715; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию