Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.
Вопросы к семинарам
| Философия науки ее предмет и функции.Философия науки как особый вид междисциплинарного знания.
Взаимосвязь философии и науки.
Единство и различие философского и конкретно-научного способов познания, частно-научных и философских теорий. Основные концепции взаимосвязи философии и науки: редукционистская (натурфилософия и позитивизм), антиинтеракционистская, диалектическая.
Механизм и формы взаимосвязи философии и науки.
|
| Исторические этапы развития науки
Преднаука (протанаука) и наука. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.
Западная и восточная средневековая наука. Становление опытной науки новоевропейской культуре.
|
| Особенности развития науки в 20– 21 веках.Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Транснаучная парадигма развития и содержания современного научного знания. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.
|
| Научная рациональность.Научная рациональность: понятие и содержание. Типы научной рациональности. Классическая и неклассическая научная рациональность. Критерии классической научной рациональности. Формирование парадигмы классической научной рациональности. Критерии неклассической научной рациональности. Проблема постнеклассической научной рациональности.
|
| Методология науки.
Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация. Методы эмпирического сбора научных данных: описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, модельный эксперимент. Обобщение и обработка эмпирических данных. Методология теоретического уровня. Методы формирования научного знания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, формализация, математизация. Методы развития научного знания: индукция, дедукция, абдукция, моделирование, эвристика. Методы систематизации теоретического знания: аксиоматический, гипотетико дедуктивный, исторический.
|
| Специфика и структура научного знания.
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Проблема теоретической нагруженности факта. Структура теоретического знания. Теоретические модели и законы. Развитая теория.
|
| Динамика научного познания. Диалектика развивающейся науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. Проблемы рациональной реконструкции динамики научного знания и системная природа научного прогресса. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии научной дисциплины. Природа научной революции. Типы научных революций. Современные стратегии развития научного знания.
Этапы становления науки: классика, неклассика, постнеклассика. Включение науки в социокультурный контекст (транснаучность).
|
Примерные вопросы для подготовки к итоговому контролю
- Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.
Основания науки. Структура оснований. - Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность.
Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. 3. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.
- Единство и различие философского и конкретно-научного способов познания, частно-научных и философских теорий.
5. Основные концепции взаимосвязи философии и науки: редукционистская (натурфилософия и позитивизм), антиинтеракционистская, диалектическая.
- Преднаука (протанаука) и наука. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.
- Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в генезисе науки.
8. Западная и восточная средневековая наука.
9. Становление опытной науки новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р.Бэкон, У.Оккам.
10. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки.
- Этапы становления науки: классика, неклассика, постнеклассика. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.
12. Транснаучная парадигма развития и содержания современного научного знания. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
13. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.
14. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
- Логико-эпистемологический подход к исследованию науки.
- Позитивистская традиция в философии науки.
- Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.
- Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки.
Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.
- Научная рациональность: понятие и содержание. Типы научной рациональности.
- Проблема постнеклассической научной рациональности.
- Наука и этика. Профессиональная ответственность ученого и этическое регулирование научных открытий.
- Будущее науки и проблемы современной цивилизации.
- Методология современной науки: методологический плюрализм, конструктивизм, коммуникативность, консенсуальность, целостность, эффективность и целесообразность научных решений.
- Методы эмпирического сбора научных данных: описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, модельный эксперимент. Обобщение и обработка эмпирических данных.
- Методология теоретического уровня. Методы формирования научного знания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, формализация, математизация.
- Методы развития научного знания: индукция, дедукция, абдукция, моделирование, эвристика.
- Методы систематизации теоретического знания: аксиоматический, гипотетико дедуктивный, исторический.
- Методологические подходы: системный, структурный, функциональный, комплексный, информационный, синергетический, кибернетический.
- Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания.
- Теоретические модели и законы. Развитая теория. Модели как элемент внутренней организации теории.
- Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний.
- Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории.
- Диалектика развивающейся науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса.
- Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.
- Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии научной дисциплины.
- Природа научной революции. Типы научных революций.
- Современные стратегии развития научного знания.
Date: 2016-11-17; view: 715; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|