![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Не числом, а умением
(Заключение)
Задача же эта такова, что она никогда не может быть разрешена отдельным человеком. Ф. Энгельс [102,Т.19,с.206]. Будь полезен государству: учись или умирай. В.Г. Белинский [10,Т.1,с.362]. В общественном развитии большую роль выполняют различные факторы. Первоначально единственными были природные силы, в том числе сила стада предлюдей (первобытной орды) и остальных животных. Пользуясь этой силой, наши предки не только выжили, но и стали людьми. Основой прогресса их жизни были, прежде всего, физиологические силы, начиная с их мускульной силы. Затем всё большее значение приобретали социальные, в том числе духовные, факторы. Социальные факторы являются основными в развитии человечества. Исходной формой этих факторов можно считать нравственность. Нравственность - важный регулятор, обеспечивающий выживание общества на основе сложившегося порядка. Она развивалась медленно и в большой мере зависела от обстоятельств жизни людей. Она отражала общечеловеческие интересы, как и интересы социальных групп людей. Гуманизация нравов делала их объединяющим фактором цивилизации. На основе нравов возникли и другие социальные факторы общественного развития. Религия была определённой формой осуществления нравственности. До тех пор, пока сохраняется низкий уровень жизни людей, религия имеет позитивное значение в их жизни, что не отрицает использования её в своих корыстных интересах реакционными кругами общества. Силовой фактор сохраняет значение в жизни общества, начиная с мускульной и включая превращенную его форму - власть, право, закон. Основным фактором общественной жизни стали интересы людей. Интересы одновременно объединяют и разъединяют индивидов в зависимости от обстоятельств. Особенно возросла роль интересов в эпоху господства частной собственности. В этих условиях альтруизм человеческих отношений был существенно потеснён эгоизмом, чистоганом. Эгоизм - ведущая сила эксплуататорских обществ и сохраняет это конституирующее значение до настоящего времени. Сообразуясь с нравами, интересы перекраивают их для обоснования выгод эксплуататорских слоев, классов общества. Сегодня интересы правят миром людей. Без учёта интересов не может быть плодотворным ни одно общественное мероприятие. Соблюдение интересов народа - главное условие стабильности общественной жизни, прогрессивного её развития. В то же время пока определяющими являются эгоистические интересы эксплуататоров. Антагонизм интересов трудового народа и эксплуататоров стал основным противоречием современной эпохи. Борьба ведётся не на жизнь, а на смерть. Социальный прогресс не исключает временных поражений сил добра, отстаивающих интересы трудящихся. В то же время несомненна победа гуманных сил цивилизации. И главным средством их победы могут быть только духовные факторы общественного развития. Высшей формой социальных факторов можно считать духовные. Сейчас нет определенности в понимании самой сущности духовного. В литературе высказывают самые различные взгляды по этому вопросу. Психика не сводится только к духовному, которое представляет всего лишь один элемент психики, сознания людей. Духовное соответствует нравственности, интересам, но не сводится и к ним. Простейшей формой духовного можно считать просвещенность людей, их эрудицию. На её основе произошло возрождение общества и она всё еще является основным элементом современных идеологий. Просвещенность принимала различные формы, в том числе в искусстве, живописи и т. д. Просветительство проявляется в миросозерцании, миропонимании, мировоззрении. Особенно важное значение просветительство приобрело с осознания принципа Ф. Бэкона: «Знание - сила». И до настоящего времени этот лозунг не потерял своего значения. Относительность простых форм духовности стала давно камнем преткновения для общественного прогресса. Знание из силы всё более становится тормозом, превращается в догматические доктрины, идеологии, которые сдерживают общественный прогресс. Догматизация знаний, доктрин ведёт к ортодоксальному вырождению общества, к разрыву интереса и идей в общественном развитии. Всё это давно поставило проблему выхода на первый план интеллекта и интеллектуального обоснования эрудиции, просвещенности. Интеллектуальность возможна только на определённом уровне эрудиции. В то же время вне интеллекта нельзя достигнуть адекватной современным потребностям эрудиции, развить научное мировоззрение людей. Интеллект состоит в способности самостоятельного мышления людьми, научного моделирования всех объектов реальности, теоретического осмысления их. Интеллект есть движущее ядро просвещенности, эрудиции и средство его развития. Однако интеллектуальность всё еще проходит долгие муки родов и не стала нормой общественного сознания. Просвещенность, эрудированность порой оказываются не достаточными. «Мудрое слово в устах малоумного становится безумием» [72,Т.8,с.231]. В таком случае человек начинает действовать так, как ему сказали надо было действовать прошлый раз и, чаще всего, он действует невпопад. Полузнание - опаснее незнания. При жизни «чужим умом», приходится обижаться на других, а не на себя. Воспитание предполагает не только передачу знаний, но и, прежде всего, развитие их способности мышления. Интеллектуальность развивается с древности и всё шире распространяется. В настоящее время назрела необходимость очередного качественного скачка в этом направлении - необходимо обеспечить большинство людей соответствующим современным потребностям интеллектом. Без этого общество не выживет в современную эпоху. Реакционные силы ведут психологическую, информационную «войну» против прогрессивного мира. Противостоять им и тем более выиграть «войну» можно только в том случае, если обеспечить интеллектуальную революцию. Движущей же силой интеллектуализации общества на современном этапе общественного развития могут быть только интересы трудового народа. Приверженность интересам эгоистической эксплуатации может быть достаточной для развития эрудиции, информированности людей. Приверженность же интересам трудящихся, одержимость борьбы за их интересы является исходным моментом для общественного прогресса на современном этапе. Только при таком условии истина, правда становится главным орудием борьбы за общественный прогресс, движущей силой современности. Идейность - высшая форма духовности, просвещенности. Она возникает на основе эрудиции и интеллекта и становится для них ведущей силой. Использование возможностей идейности зависит от овладения лежащим в её основе интеллектом во всех его формах. С древности известна идея лозунга: «Мышление - могущество (мощь)». Духовность становится идейностью только при овладении интеллектуальностью. Вне интеллекта духовность превращается в фанатизм, который чаще всего оказывается реакционной силой. Идейная, в противоположность эгоистической, идеология служит трудящимся. К ней можно прийти, только усвоив все накопленные обществом знания [88.41.303-305], развив способность мышления, поняв закономерности общественного прогресса и поставив себя на службу интересам трудящихся. Идейные люди должны решить поставленные прошлыми мыслителями проблемы, прежде всего, сделать общедоступным само мышление. Для этого надо преодолеть господствующие ошибки в понимании мышления как сумму догм, как эрудицию, которую якобы следует просто воспринять и тем самым решить сегодняшние проблемы. Нет политических, экономических, педагогических приёмов, способов, алгоритмов мыслительных действий, а имеются такие их комплексы, системы, которые применимы и в политике, и в экономике, и в педагогике. Овладение же ими возможно только на основе систематического, длительного овладения этими приёмами, методами, алгоритмами. Исследователи осознают проблемы интеллектуального развития общества, но пока наука еще не решила их. Философия, обществоведение в целом, в том числе педагогика, должны решить многие проблемы интеллектуализации общества для того, чтобы назвать мышление каждого человека в качестве основы его индивидуального и общественного прогресса. И только это может спасти общество, превратив духовность в действительный и действенный фактор современной общественной жизни. Духовность отличается от других факторов общественного развития тем, что ее можно освоить быстро, обеспечивать ею всех, не отнимая этого ресурса от остальных членов общества. Свет гениальности отдельных личностей возникал преимущественно стихийно. Проблема состоит в том, чтобы гарантировать всё большему числу людей идейность на основе интеллекта. Тем самым будет использована самая великая сила современности - прогресс разума ведёт к овладению обществом бесконечной мощи [23,Т.VIII,с.10] и создаёт условия для превращения мышления в высшее наслаждение [29,Т.1,с.145]. Движение вперёд не может быть вне должного восприятия всех прогрессивных идей прошлого. Сегодня надо быть и сократиком (идти на смерть за свои убеждения), платоником (считать идеи главным фактором успеха), аристотелевиком (овладеть мышлением в качестве фактора самосовершенствования), бэконистом (доверять, прежде всего, здравому рассудку своего чувственного восприятия), картезианцем (придавать должное значение рациональному восприятию мира), кантианцем (синтетически овладевать всеми возможностями духовного познания мира), гегельянцем (сделать диалектику основой системного понимания мира), марксистом и ленинцем (ставить идейность на службу народу, трудящимся). Нужно быть последователем всего прогрессивного опыта всех безымянных творцов общественного порядка, цивилизации, сознания. И пусть у каждого предшественника были и теневые стороны жизни, но всё это не является основанием отказа от позитивного в их учениях, переоценки позитивного при включении их вклада в общественный прогресс. И пусть «собаки лают» на караван из прошлого в будущее, груженный всем позитивным духовным наследством. Условна современная перегородка между последователями Маркса и Ленина и их оппонентами. Весьма часто имеет место перемена флагов и возникает ситуация «свой среди чужих и чужой среди своих». Настоящие исследователи могут ошибаться, а апологеты только иногда правы. Диалектическое мышление позволяет давать «развернутую истину» [102,Т.1,с.7], т. е. обеспечивать истинность самого исследования. «Истина - есть процесс» [88,Т.29,с.183]. Но истинный процесс исследования может быть только диалектическим, т. е. создавать «диалектически расчленённое целое» [102,Т.31,с.112]. Разработка системы категорий диалектического мышления должна быть такой, чтобы диалектическое мышление стало нормой понимания всех объектов. Такая разработка предполагает активизацию почти всех известных категорий познания, овладения ими. В результате овладевающий диалектическим мышлением должен усвоить много новых для него терминов, которые обычно не используют люди в повседневной жизни. Как не трудно такое восприятие новых слов, терминов, но без этого не может быть мышления вообще. На этот аспект развития новых теорий обращал внимание Энгельс в предисловии к «Капиталу» Маркса [102,Т.23,с.31-32]. Развитие диалектического мышления начинается со стереотипных рецептов диалектического метода, включает овладение операциями алгоритма диалектической логики и заканчивается творческой его формой. Диалектическое мышление может стать действительностью только на основе интеграции методологических, методических, дидактических разработок. Более того, для ускорения овладения им народом необходима диалектизация информации всех средств передачи сведений, искусства, всей жизни. Туфелька-инфузория не умирает, а каждый раз удваивается в неизменном качестве. Смена поколений - условие для духовного обновления, если этому соответствуют обстоятельства и люди становятся личностями. Историки духовной жизни могут ярко и неповторимо передать этот драматический аспект общественной жизни. Основой для такой интерпретации будут дихотомия добра и зла, мудрости и невежества и т. п. Назовем лишь один факт из истории русской культуры для иллюстрации. В становлении русской школы живописи особое значение имела духовная борьба «передвижников» за обновление: предшественники рисовали не хуже, но их произведения не соответствовали идее возрождения «русского духа», были во многом безыдейными. Бунтовщики победили и создали уникальное явление духовной жизни - реалистическую живопись ХIХ - ХХ века. Она и сегодня работает на общественный прогресс народа, имеет непреходящее значение. Прогресс духовной жизни обеспечен большим числом самопожертвований энтузиастов, идейных людей. Все эти факты иллюстрируют необходимость борьбы за новое. Старое не уступает без боя и сегодня. Борьба за новое также тяжела, как это было и раньше. И значение этой борьбы не меньше, а, пожалуй, больше, чем ранее. На этом фоне надо познать старую, острую, драматичную, актуальную проблему интеллектуальной революции как давно назревшую необходимость качественного скачка интеллектуализации общественной жизни посредством её диалектизации - становлении нормой диалектического мышления. Диалектический ликбез - исходное для диалектизации всей жизни и интеллектуальной революции вообще. «Взгляд, согласно которому будто бы идеями и представлениями людей созданы условия их жизни, а не наоборот, опровергается всей предшествующей историей, в которой до сих пор результаты всегда оказывались иными, чем те, каких желали, а в дальнейшем ходе в большинстве случаев даже противоположными тому, чего желали. Этот взгляд лишь в более или менее отдалённом будущем может стать соответствующим действительности, поскольку люди будут заранее знать необходимость изменения общественного строя (да будет так позволено сказать), вызванную изменением отношений, и пожелают этого изменения, прежде чем оно будет навязано им помимо их сознания и воли» [102,Т.20,с.639]. Эпоха социального творчества началась с идейности, воплотилась в реальную жизнь многих людей с Октябрьской революции, но и сегодня ей недостаёт диалектического интеллекта. Отсюда и ее крах в СССР. Возможности интеллекта всегда ограничены. Поэтому всегда надо исходить из относительности интеллекта. «Фактически каждое мысленное отображение мировой системы остаётся ограниченным, объективно - историческими условиями, субъективно - физическими и духовными особенностями его автора» [102,Т.20,с.36]. Субъективность творчества не отрицает возможного наличия в продуктах его труда объективно-истинных элементов. Основами творчества могут быть все методы, накопленные обществом за предшествующий период времени, начиная с метода проб и ошибок. Развитие мышления происходит по-разному и достигает различного уровня у субъектов. Можно развивать его прочтением всех исторических работ и, тем не менее, не быть способным мыслить. Можно вообще не читать исторических работ, а, тем не менее, освоить мышление и успешно его применять. Высшая форма мышления возникает тогда, когда забывают конкретные правила в качестве знаний и, тем не менее, фактически их применяют в мышлении. Так владеют грамматикой большинство образованных людей. Так надо развивать способность мышления [91,Т.2,с.236]. несознательно - сознательно - подсознательно Только развитие диалектических способностей людей позволит им понимать друг друга, однозначно ставить цели, достигать единства совместных действий. Многие главные негативные явления реального социализма были порождены тем, что диалектика не перешла с уровня учения на уровень теории, а поэтому господствует полузнание диалектики, что опаснее её незнания. В результате этого нормой стала деструктивная диалектика, т. е. отсутствие диалектического мышления и господство эклектики. Овладение диалектическим мышлением предполагает восприятие всех его категорий, типов мыслительных операций с ними. Когда говорят сейчас, например, «умножение», то каждый образованный человек воспринимает однозначно порядок мыслительных действий, который он должен выполнить. Аналогично надо овладеть всеми важнейшими элементами мыслительных действий, на основе которых происходит диалектическое понимание объектов. Для этого нужно иметь строгую, стройную систему понимания самого мышления, чего пока еще нет. Поэтому первоочередная задача овладения диалектическим мышлением состоит в том, чтобы создать систему категорий диалектического мышления, педагогически проэкспериментировать её с тем, чтобы затем рекомендовать её в качестве руководства к действию.
Система категорий диалектики ┌────────────┼───────────┐ создать ® познать ® применять (исследователи) (педагоги) (практики) Общество находится на первой стадии - создания системы категорий диалектического мышления. Предложенная работа - одна из гипотез. Концепцию диалектической логики необходимо совершенствовать по всем возможным направлениям представителями всех наук. Свой вклад в развитие диалектики должны внести и педагоги в процессе экспериментального обучения ей, апробируя её. Возможны не только количественные, но и качественные её изменения. Именно так развивалась математика и обучение ей, использование её. И иначе не может быть с иными формами интеллекта, в том числе логикой и диалектикой. Не считаю данное пособие истиной в последней инстанции и буду признателен за критику. В отношении данной гипотезы следует использовать древний принцип:
"ПОДВЕРГАЙ ВСЁ СОМНЕНИЮ".
ЛИТЕРАТУРА (Ссылки на произведения Платона, Аристотеля, Библию даны традиционно для этих работ - указано произведение и номер фрагмента текста).
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М.: Русский язык, 1975. 2. Айванхов О.М. Сексуальная сила или крылатый Дракон. - М.: 1993. 3. Альбин. Учебник платоновской философии /Платон. Диалоги. - М.: Мысль. 1986. 4. Альтшулер Г.С. Алгоритм изобретений. - М.: Московский рабочий, 1973. 5. Анохин П.К. Системный механизм высшей нервной деятельности. - М.: Наука, 1975. 6. Антология мировой философии. М.: Мысль, 1969 7. А он и не думает отмирать // Знание - сила, 1976, №10. 8. Аристотель. Соч. в 4-х Т. - М.: Мысль, 1976. 9. Арлазаров М. История одного истребителя //Знание-сила, 1977, №8. 10. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. - М.: Госполитиздат, 1948. 10а. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт. 1991. 11. Библейская энциклопедия. В 2 Т. - М., 1991. 12. Библиотека Флорентия Павленкова. Биографическая Серия. Т. 9. - Челябинск.: Урал, 1995. 13. Большая советская энциклопедия. 2-е и 3-е изд. - М. 14. Боно Э. Рождение новой идеи /О нешаблонном мышлении. - М.: Прогресс, 1976. 15. Буш Г. Аналогия и техническое творчество. - Рига, 1981. 16. Буш Г. Диалогика и творчество. - Рига, 1985. 17. Бэкон Ф. Собр. Соч. В 2 Т. - М., 1978. 18. Васильева Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра. // Вопросы философии, 1993, №9. 19. Вартанян Э.А. Путешествие в слово. - М.: Просвещение, 1987 20. Веденев А.А. Моделирование элементов мышления. - М.: Наука,1988. 21. Величко А.В. и др. Лексика научной речи для студентов-иностранцев гуманитарного профиля. - М.: Русский язык, 1985. 22. Венинджер М. Модели многогранников. - М.: Мир, 1974. 23. Веселовский В.Н. Философское значение законов сохранения материи и движения. - М.: Мысль, 1964. 24. Взгляд Платона на науку философии. - СПб, 1837. 25. Вильямс Р., Маклин К. Компьютер в школе. / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985. 26. Виппер Р.Ю.. История древнего мира. - М., 1993. 27. Власова И.В. и др. Русские: семейный и общественный быт. - М.: Наука, 1989. 28. Волков А.А. Хабаров И.А. Шестая мировая загадка. - М.: Советская Россия. 1984. 29. Воспоминания о Марксе и Энгельсе. - М.: Политиздат, 1983. 30. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М. 1977. 31. Гадамер Х.Г. Истина и метод./ Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1988. 32. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М., 1995. 33. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. // Соч. в 3 Т. М.: Мысль, 1975. 34. Гегель Г.В.Ф. // Соч. Т. IХ. - М., 1935. 35. Гегель Г.В.Ф.// Соч. - М.: Мысль, 1972. 35а. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. - М.: Мысль, 1998/ 36. Гендин А.М. О предмете и методологических основах социалистической прогностики //Вопросы методологии истории науки. - Иркутск, 1973. 37. Герцен А.И.// Собрание соч. В 2 Т, Т. 1, - М., 1985. 38. Гетё. Фауст. - М.: Гос. изд-во лит-ры, 1955. 39. Глядков В.А. Закон отрицания отрицания и его методологические функции. - М.: Наука, 1982. 40. Гусев О. Вместо кисти... воздух //Правда, 18 января 1980. 41. Дайсаку Икэда. К двадцатилетию первого визита в Россию. К ренессансу надежды и веры в сосуществование. ‑ М., 1994. 42. Данте А. Божественная комедия. песнь 116, строка 24. - Минск, 1987, 43. Декарт Р. //Соч. В 2 Т. - М.: Мысль, 1989. 44. Декарт Р. Избранные произведения. - М. 1950. 45. Диалектика в науках о природе и человеке //Труды III Всесоюзного совещания по философским вопросам естествознания. Человек, общество и природа в век НТР. - М.: Наука, 1983. 46. Диалектика отрицания отрицания. - М.: Политиздат, 1983. 47. Диалектика и научное познание / Ученые записки. Т.122. - Ташкент, 1974. 48. Диалектика и научное мышление. - М.: Наука, 1988. 49. Диалектический материализм /Под ред. А.П. Шептулина. - М.: Высшая школа, 1974. 50. Диалектическая логика /Серия 5 работ. - Алма-Ата.: Наука, 1986. 51. Дильс Г. Античная техника. - М-Л., 1934. 52. Дмитриев Г. История с транзистором //Техника - молодежи, 1989, № 3. 53.Единство и преемственность в преподавании общественных наук. - М.: Высшая школа, 1982. 54. Ермолаев В. Изобрели... колесо // Правда, 1977, 17 августа. 55. Жариков Е. и др. Творчество в научном познании. - Минск, 1976. 56. Зайцев Ю.П. А всё-таки они не вертятся //Химия и жизнь, 1978, № 9. 57. Знаменитые греки и римляне.//Сб./Авторы и составители М.Н. Ботвинник, М.Б. Рабинович. - СПб., 1993. 58. Зяблов В. Бывают ли открытия случайными // Знание - сила, 1977, № 9. 59. Индуктивная логика и формирование научного знания. - М.: Наука, 1987. 60. История советской психологии труда. - М.: Изд-во моск. ун-та, 1983. 61. История диалектики. ХIV-ХVIIIв. в. - М.: Мысль, 1974. 62. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. 63. Кант И.// Соч. В 6 Т. - М.: Мысль, 1963. 64. Кант И. Соч. В 8 Т. - М.: ЧОРО, 1994. 65. Карманов В. //Комсомольская правда. 1 сентября 1985. 66. Категориальные основы научного познания. - Куйбышев,1988. 67. Кедров Б.М. О методе изложения диалектики. - М.,1983. 68. Кедров Б.М. Метод Маркса и единство современных наук // Марксизм и наша эпоха. - М.: Политиздат, 1986. 69. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязи естественных наук. - М.: Наука, 1967. 70. Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. -М.: Госполитиздат, 1963. 71. Кедров Б.М. Классификация наук. - М.: Мысль, 1961. 72. Ключевский В.0. Соч. в 8-ми Т. - М.: Госполитиздат, 1956. 73. Клайн М. Математика. Утрата определённости. - М.: Мир, 1984. 74. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. О диалектическом и историческом материализме. - М.: Политиздат, 1984. 74а. Ковельман А.Б. Риторика в тени пирамид. - М.: Наука, 1988. 75. Козлов А.А. Философские этюды. - Киев, 1880. 76. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. 1-е и 2-е изд. - М.: Наука, 1975. 77. Конкин М.И. Закон отрицания. - М.: Изд-во моск. ун-та, 1960. 78. Краткие очерки истории философии. - М.: Соцэкгиз, 1960. 79. Крокодил, 1980, № 31. 80. Крупская Н.К. Воспоминания о Ленине. - М., 1957. 81. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. - СПб., 1876. 82. Ксенофонт. Воспоминание о Сократе. - М.: Наука, 1993. 83. Кто есть кто в Античном мире. - М., 1993. 84. Кукарцев М.А., Коломоец Е.Н. Античная философия. - Иваново, 1996. 85. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. - М., 1957. 86.Кэрролл Р. Палеонтология и эволюция позвоночных. - М.: Мир, 1992. 87. Левин-Дорш А., Кунов Г. Первобытная техника. Госиздат, 1924. 88. Ленин В.И. //Пол. Собр. соч. - М., 1978. 89. Лихтенштейн Е.С., Михайлов А.И. Редактирование научной технической литературы и информации. - М.: Высшая школа, 1974. 90. Логика и риторика. Хрестоматия. - Минск, 1997. 91. Локк Д. //Соч. В 3 Т.- М.: Мысль, 1988. 92. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.: 1993. 93. Лукиан из Самосаты. Избранная проза. ‑ М.: Правда, 1991. 94. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М.: Высшая шкода, 1988. 95. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. - М.: Русский язык, 1988. 96. Пульс реформ. Юристы и политологи размышляют. - М.: Прогресс, 1989. 97. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М.: Мысль, 1979. 98. Мареев С.Н. Встреча с философом Э.И. Ильенковым. - М., 1994. 99. Марков В.А. Проблемы сохранения. Современная наука. Философско-методологический анализ. - Рига, 1980. 100. Марков В.А. Диалектическая взаимосвязь категорий изменения и сохранения /Методологические вопросы современной науки в свете ленинских идей. - Рига, 1981. 101. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.: Политиздат, 1956 102. Маркс К., Энгельс Ф.// Собр/ соч/, 2-t изд. 103. Мейен С. Мудрость науки и загадки жизни //Знание-сила. 1980, №12, 104. Мельников В.Н. Логические задачи. - Киев, Высшая школа, 1989. 105. Металогические исследования. - Тбилиси, 1985. 106. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение.1984. 107. Методика составления информационно-поисковых тезаурусов в научно-отраслевых отделах. - М.: ВИНИТИ, 1985. 108. Методические рекомендации по использованию "единого лексического минимума русского языка для национальных школ". - М.: НИИ преподавания русского языка в национальной школе, 1985. 109. Миллер Д.А., Джинди П.М. Как дети учат слова // В мире науки. 1987, №11. 110. Минто В. Индуктивная и дедуктивная логика. - СПб, 1902. 111. Мифологический словарь. - М., 1991. 112. Монтень М. Опыты. В 3‑х кн. ‑ М.: Голос. 1992. 113. Мохоря Е.П. Принцип сохранения и его исходное понятие. Методологические вопросы современной науки. - Кишинев, 1978. 114. Мохоря Е.П. Диалектика сохранения и изменения. - Кишинев, 1986. 115. Мышковский Я.И. Жилища разных эпох. - М.: Стройиздат, 1975. 116. Наука и жизнь, 1984, №2. 117. Нерсесянц В.С. Сократ - М.: Наука, 1984. 118. Обществоведение. 14-е изд. - М.: Политиздат, 1976. 119. Обухова В. О сущности и границах действия триадической формы отрицания отрицания. Автореферат к.ф.н. - Л., 1975. 120. Откройте словарь // Учительская газета, 1989, 31 января. 121. Первушин В.А. Вопросы метода экономической науки. - Новосибирск, 1973. 122. Пернацкий В.И. Материалистическая диалектика. Элементы и система. - Иваново, 1974. 123. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1989. 124. Пипуныров В.Н. История часов с древнейших времен и до наших дней. - М.: Наука, 1982. 125. Пир. Философская поэма любви. Опыт поэтического изложения Платона Александра Нечаева. - СПб, 1894. 126. Платон. Избранные диалоги. - М. 1965. 127. Платон. Пир. Беседа о любви. /Пер. И.Д. Городецкого. - М.: Дилетант, 1908. 128. П латон. //Полн. собр. соч. В 15 Т. -Петербург, 1922. 129. Платон.// Собр. соч. В 4 Т., Т.1. - М.: Мысль, 1990. 130. Платон.// Соч. В 3 Т. ‑ М.: Мысль, 1970. 131. Платон. Диалоги. - М.: Мысль. 1986. 132. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1984. 133. Плутарх. Застольные беседы. - Л. 1990. 134. Плутарх. Алкивиад. В кн.: Избранные жизнеописания: В 3 Т, Т. 1. - М.: Правда, 1990. 135. Половинкин А.И. Законы строения и развития познания. - М.: Волгоград, 1985. 136. Попова С. Помощник хозяек // Знание - сила, 1984, №1. 137. Попова С. Карандаш. Так ли он прост? // Знание-сила, 1985, №7. 136. Пресе А. Пир Платона. - СПб, 1904. 139. Прогностика. Общие понятия. Терминология. - М. 1977. 140. Психология: Учебник для техникумов физической культуры. -М., 1984. 141. Пушкин А.С. // Соч. в 3 Т. - М.: Худ/ лит, 1974. 142. Развитие материи как закономерный процесс. - Пермь, 1978. 143. Ракитов А.И. Историческое познание. - М., 1982. 143а. Рассел Б. История Западной философии. - М.: ИЛ., 1959. 144. Репин И. Избранные письма в двух томах. 1867-1930. - М.: Искусство, 1969. 145. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1989. 146. Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы его структуры //Вопросы философии. 1983, №2. 147. Свидерский В.И. О диалектике и структуре в объективном мире и в познании. - М.: Соцэкгиз, 1962. 148. Селье Г. От мечты к открытию. - М.: Прогресс, 1987. 149. Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. - Л.: Наука, 1968. 150. Система: философская категория и реальность. - М.: Мысль, 1976. 151. Скрягин Л. Якоря. - М.: Транспорт, 1979. 152. Словарь иностранных слов. 15-е изд. - М.: Русский язык, 1988. 153. Словарь античности. Пер/ с нем. - М.: Прогресс, 1993. 154. Словарь иностранных слов. 15-е изд. - М.: Русский язык, 1988. 155. Словарь-справочник: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1985. 156. Слово о науке. - М.: Знание. 1978. 157. Собеседник. 1984, №10. 158. Советский энциклопедический словарь. - М. 1980. 159. Солнечные, лунные и звёздные часы. - М., 1988. 160. Столяров И. Совершенствование преподавания политической экономии //Экономические науки. 1978, №10. 161. Столяров И.А. Наука о развитии. - М. Политиздат, 1965. 162. Сочинения Ксенофонта. В пяти выпусках. Вып. 5. - Митава, 1880. 163. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарика, 1998. 164. Ж. Де Сталь. О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями. - М.: Искусство, 1989. 165. Сухомлинский И.П. Избранные педагогические сочинения. - М: Педагогика, 1979. 166. «Суд над Сократом». Составитель А. Кургатников. - СПб. Алетейя. 1997. 167. Сэги И. Методы почвенной микробиологии. - М.: Колос, 1983. 168. Талызин Н. Мы сокращаем расстояния // Комсомольская правда, 1976, 5 апреля. 169. Техника и наука, 1985, М. 170. Тойнби А.Д. Постижение истории. /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991. 171. Толстой Л.Н. Война и мир. - М.: Детгиз, 1956. 172. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. - М.: ВЛАДОС. Русский двор. 1997 173. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. - М.: Прогресс. 1990. 174. Уёмов А.И. Аналогия в практике научного исследования. - М.: Наука, 1970. 175. Успенский П.Д. Тертиум органум. - СПб. 1922. 176. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 Т. - М.: Педагогика, 1989. 177. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1988. 178. Философская энциклопедия. - М. 179. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1972. 180. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. 1989. 181. Философия и жизнь //Вопросы философии, 1987, №8. 182. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1972. 183. Холодковский Н.А. Вольганг Гете. Его жизнь и литературная деятельность. - СПб., 1902. 184. Хайрулин Г.Т. О понятийном аппарате педагогики //Советская педагогика. 1991, №5. 185. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение. 1981. 186. Цицерон. Философские трактаты. - М.: Наука, 1985. 187. Челпанов Г.И. Учебник логики. 1946. 188. Черноушек М. Психология жизненной cреды. - М.: Мысль, 1989. 189. Чечельницкая Е.К. О двух подходах к объективному основанию систематизации категорий //Вопросы философии и социологии. - Л.: Изд-во ленингр. ун-та. 1971. 190. Чупин П.П. Философские основы методики и логики научного познания. - Свердловск. 1975. 191. Шпагин М. История конверта //Наука и жизнь, 1981, №1. 192. Шпагин М. По старинному рецепту //Наука и жизнь, 1981, №7. 193. Шпаковская Т. Д., Петров А.В. Маленькие секреты большой стирки. - М.: Химия, 1989. 194. Щербаков Ю.А. Диалектическое единство сохранения и изменения как способ существования материи: Автореферат к.ф.н. - Л., 1977. 195. Яковлев Б. Рисование как общеобразовательный предмет. - М., 1986. 195. Яскевич Я.С. В поисках идеала строго мышления. - Минск, 1989. 196. Яхот О. Очерк марксистской философии. - М.: Политиздат, 1968. 197. 225 лет Академии художеств СССР. Каталог выставки: В 2 Т. - М.: 1985.
ПРИМЕЧАНИЯ 1. Компьютерный категориальный контроль.Подготовленный
программный продукт (система управления базой данных или СУБД, «оболочка» в соавторстве с В.И. Омельчишиным и К.А. Рязанкиным) позволяет легко вводить словарь в качестве базы данных, которую компьютер предъявляет студенту пятью разными способами (тестами) по заранее установленному проценту выборки. Используются следующие типы заданий: подмена определений к категориям, что студент должен выявить; предложение к определению ряда категорий, из которых студент должен выбрать соответствующую категорию; обратное соотнесение определений одной категории. Следующий тип задания состоит в наборе на клавиатуре названия категории к данному определению. Последний тип оказывается не доступным для современных студентов по трудности, но порой предпочитается некоторыми из них при тренинге. Используется также тест соответствия, когда определенной группе определений соответствует группа категорий. Эти тесты в целом легче, чем некоторые типы бумажных версий тестов по тем же категориям. Необходимо использовать все известные компьютерные версии тестирования и обучения в меру их доступности и возможности. 2. Не каждый из нас может играть на музыкальных инструментах, рисовать, вышивать и делать много других дел. Приходится мириться с этим ввиду того, что мы «специалисты». Нам приходится пользоваться плодами труда других: слушать их пение, смотреть картины и т. д. Данная работа - также плод специализации её автора на вопросах интеллекта, методологии науки, мыслительной способности людей. Надеюсь на то, что предлагаемая разработка диалектической логики достаточна для развития соответствующей способности тех, кто склонен развивать свои интеллектуальные способности. Видимо, не все воспримут предлагаемый подход по данному вопросу. Если кто-то не овладел диалектическим мышлением на основе данного практического руководства, не волнуйтесь и просто поверьте нам в данном деле - его специалистам. Судите о результатах овладения диалектическим мышлением по его плодам - доступности объяснения с его помощью интересующих вас сфер мира, действительности. 3. Обучаемые обычно внутренне сопротивляются перерыву восприятия текста посредством комментаторских сносок. Тем не менее, такие перерывы восприятия имеют дидактическое значение: прервать чтение с тем, чтобы сделать его осознанным, помешать отклонению внимания читаемого от идей текста, заставить обучаемого задумываться самостоятельно по поводу прочитанного, восстановив общую канву читаемого и т. д. Перерывы, конечно, должны быть оптимизированы и к месту, что легче провозгласить, чем осуществить на практике. Перерывы восприятия ┌────────────┼─────────────┐ сноски отсылки к прило- отсылки к другим (схемы) жению, примечанию работам Постраничные сноски, как и схемы, - простейшая форма такого перерыва чтения. Отсылки к приложению и примечанию более трудоёмки: надо найти приложение, примечание, воспринять их, сравнить с читаемым, обдумать соответствующий аспект проблемы и снова возвратиться к главной идее текста. Еще более существенны отсылки к другим работам. В качестве такой отсылки следует воспринимать все ссылки на другие работы в тексте, особенно на работы классиков науки. По возможности необходимо обращаться к соответствующим работам с тем, чтобы прочитать там несколько страниц до и после цитаты, подумать самостоятельно, соотнести с текстом пособия и тем самым сделать процесс восприятия идеи сознательным пониманием. 4. В соотнесении понятий «рассудок», «разум», «мышление», «интеллект» имеется много проблем. Рассудок часто трактуют как собственно мышление, а это значит, что его следует считать высшей формой отражения мира людьми. В то же время широко распространено понимание разума как более высокой развитой формы отражения мира людьми. Разумностью обычно называют диалектическое мышление [102,Т.20,с.537]. Рассудочность и разумность - исходные формы интеллекта по сравнению с мышлением, как высшей формой интеллекта. В то же время интеллектом можно считать более развитое отражение по сравнению с рассудочностью и разумностью. Можно найти аргументы каждому из высказанных мнений. Многое зависит от вкладываемого содержания в данные понятия. Вряд ли обоснованно отрицать наличие разума у всех нормальных людей (гомо сапиенс), не получивших даже образования. Соответственно они обладают и рассудочностью, которая может быть разного уровня развития. Простой рассудок возникает на основе перенятия опыта жизни между поколениями в процессе воспитания, научения, просвещения. Высшая его форма предполагает специальное обучение умению «философствовать». Мышление же, т.е. способность самостоятельно оперировать мыслями, возникает только на основе специального обучения этому [102,Т.20,с.14]. Предшествуя появлению мышления, рассудок и разум возникают в «недрах» соображения людей. На основе рассудка и разума возникает способность мышления с помощью процедур оперирования понятиями, истинность которых предопределена исторической практикой социально-экономического прогресса. 5. В качестве дидактических средств могут быть использованы написанные на основе данной интерпретации диалектического мышления работы: «Материальные производительные силы общества», депонированная в ИНИОНе АН СССР, «Методика применения аудиторного телевизионного комплекса при чтении лекций по общественным наукам (на примере политэкономии)», «Методика программированного контроля по общественным наукам (на примере политэкономии)», депонированных в НИИ ВШ, а также и некоторые другие работы, которые написаны на основе диалектического мышления. 6. Деятельность людей разнообразна. Пока не построена система основных её форм. Инстинктивные, целесообразные действия происходят на основе врождённых рефлекторных стереотипов. Не зная нейрофизиологических оснований своих инстинктивных действий, люди действуют целесообразно при достижении многих целей. Более сложным типом деятельности можно считать подражание, возникающее на основе стихийно, подсознательно возникающих умений, навыков выполнения определённых действий. Подражание также стереотипно, но возникает у индивида в процессе его научения в совместной жизни, деятельности. Более сложным типом деятельности является та, которая представляет собой копирование образцов действий других людей. Копирование представляет собой сознательное подражание другим. Роль копирования отмечали многие исследователи [50,Т1,с.140]. Копирование представляет собой сознательное повторение действий других, выполнение действий по образцам, по шаблонам, изготовленным другими. Изготовление продукции с помощью шаблонов имеет громадное значение в современной жизни. Печально, что современная наука и, отчасти, общественное сознание негативно к ним относятся. Без шаблонов наша жизнь прекратилась бы немедленно. Более сложные типы деятельности основываются на основе методов, т. е. более или менее определённых совокупностях правил и приёмов действия для достижения поставленных целей. При этом сознательно осваиваются многие приёмы методов, что не исключает и интуитивных элементов действия людей. Высшей формой деятельности является деятельность на основе алгоритмов, т. е. строго детерминированных процедур достижения поставленных целей. К ним можно отнести и инструкции, и методы расчётов и т.д. 7. Сейчас общепризнанно деление понятия «мышление» на «образное» и «понятийное». Руководствуясь таким делением умственных действий, считаем первую их форму соображением, а не мышлением. 8. Идеи можно представить статичными слепками объектов, отображающими одно их свойство или один их аспект. Образы представляют собой комплексы идей об объектах, которые всесторонне показывают объект. Понятие - более сложный способ отображения объектов. Понятием можно считать системное представление объекта. Оно в некотором смысле является более узким по сравнению с образом, так как понятие - всего лишь элемент теории об объекте. Теория есть система понятий, отображающая объект на основе строго установленных правил, приёмов. Общество развивает понятия на основе научных исследований. Тем самым для общественного сознания понятия являются результатами мышления. Индивиды воспринимают понятия из общественного сознания и на этой основе мыслят. Для них понятия - исходное мышлению. 9. Пока четко не обособлены трактовки понятий «значение», «смысл», «содержание». В литературе имеются различные мнения по этому вопросу. Возможна следующая гипотеза. Все слова многозначны, т.е. каждым из них обозначают несколько понятий. Из контекста использования слова виден его смысл, т. е. то его значение, которое имеет слово в данном сообщении. Следовательно смысл есть определённое значение слова, используемое в данном положении. Содержанием же слова является совокупность, система свойств отражаемого данным смыслом слова признаков объекта. В целом вырисовывается следующий их категориальный ряд: значение - смысл - содержание. 10. Мышление предполагает развитие образного представления объектов. На этом построена логика, математика и так же должна быть построена диалектика. В математике такую роль выполняет тригонометрия. Последняя даёт зрительный образ математического моделирования объектов. Аналогично в диалектике необходимо отработать соответствующие ей формы графической визуализации системного представления объекта. И как бы не воспринимали это некоторые исследователи, как бы они не игнорировали её, тем не менее, вся история развития педагогики базируется на принципе наглядности. И дело только в том, в какой мере затрачены усилия на поиск адекватных графических образов выражения понятия объектов на основе их развития, а также в какой мере исследователи развили эту свою способность. К сожалению, господствует в целом нигилизм при оценке этого аспекта мышления. Негативное отношение к образному отображению объекта ведёт к тому, что мышление оказывается недоступным даже для многих исследователей, которые применяют только отдельные его приёмы. Многие исследователи ведут поиск на уровне «образного мышления», т.е. соображения в строгом смысле слова. 11. Греческое слов «куча» (сорос) было использовано для иллюстрации затруднений мышления при превращении качества объекта. Клали одно зерно и спрашивали - «Куча?», затем постепенно добавляли зерна. На определенном стадии отвечающий начинал сомневаться - то, что только он назвал не кучей, теперь уже можно назвать кучей. При переводе на русский язык сначала переводили это слово. Поэтому в ранних произведениях оно дано в переводе. И сейчас некоторые авторы предпочитают его. В то же время все более международным термином становится греческое его произношение - «сорит». 12. Давно назрела необходимость качественного развития математики. И средством этому может быть только диалектическая логика, которая позволит теоретизировать математику посредством систематики ее содержания. Это можно проиллюстрировать соритом понятия логарифм: счет - сложение - умножение - степень - логарифм 13.Критика советской философии не отрицает того факта, что она была наиболее развитой в мире. Аналогично и работы о познании, диалектики, диалектической логике и т.п. Они не обеспечивали обучения утверждаемому ими мышлению. Тем не менее они были рациональны, давая те или иные элементы интеллекта. Их использование развивало эвристический потенциал исследователя, особенно когда он на их основе переходил к первоисточникам - произведениям классиков науки. Отбрасывание всех этих работ ввиду их дискредитации уменьшает эвристический потенциал исследователей.
14. Ступени диалектического мышления: стихийное ® диалектический метод (ДМ) ® диалектическая логика (ДЛ) ® творческая диалектика (ТД)
Мышление ┌───────┴──────┐ математическое ® диалектическое ┌───────┴──────┐ стихийное ® сознательное ┌───────┴──────┐ шаблонное (ДМ) ® стереотипное ┌───────┴──────┐ ДЛ ® творческое (ТД)
ТИТ ТДМ
ТТТ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обстоятельства Условия Причины
Факторы ┌───────┴──────┐ косвенные - непосредственные (обстоятельства) ┌───────┴──────┐ внешние - внутренние (условия) (причины)
Факторы ┌───────┴──────┐ Косвенные — непосредственные (предпосылки) (причины) ┌───────┴──────┐ обстоятельства - условия
Рис. 1. Соотнесение значимости основных факторов
Общественное сознание сосуществующие идеологии
методологические ядра развитых идеологий
Рис. 2. Общественное сознание как совокупность основных форм идеологии
Интеллект ┌──────────┼───────────┐ методология - мышление - моделирование ┌──────────┼───────────┐ логика - диалектика - математика
Рис. 3. Формы интеллекта
Мудрецы Мыслители Методологи
Степень опыт предков специальное образо- специальное образования и свой житейский вание на основе обучение опыт книг и т. п. мышлению
Уровень житейские заботы проблемы социаль- проблемы советов индивидов, общины ных слоев, классов общественного развития стран
Аргументиро- опыт, обычаи, эрудиция, интеллект ванность традиции “знание-сила” “мышление- советов могущество” Цель советов описание действий объяснение обоснование всеобщего всеми объектов факторами Способ научение просвещение обучение передачи
Рис. 4. Основные характеристики советников общества Диалектическое мышление ┌──────────┼───────────┐ “потребительское” - педагогическое - исследовательское ┌──────────┼───────────┐ стереотипное - научное - творческое ┌──────────┼───────────┐ фрагментарное - комплексное - полное
Рис. 5. Уровни форм диалектического мышления Восприятие диалектического мышления ┌──────────┼───────────┐ пассивным - проработкой - сознательным ожиданием текстов обучением с помощью ┌──────────┼───────────┐ современных - произведений - специально пособий классиков созданных философии науки пособий ┌──────────┼───────────┐ единственного - системы - под руководством педагога
Рис. 6. Методы восприятия диалектического мышления Овладение диалектическим мышлением ┌──────────────┼───────────────┐ воспринять - усвоить - признать (принять) ┌────────┼──────────┐ прослушать - прочитать - продумать пересказать упражняться применять ┌───────┼───────────┐ слушать - слышать - осознать
Рис. 7. Процесс овладения диалектическим мышлением
ЧТО ЭТО? 1
ПОЧЕМУ ЭТО?
Рис. 8. Ступени усложнения мира и диалектики понятий [102,Т.21,с.302]
В
Б Б
А А А
Рис. 9. Иллюстрация некоторых категориальных рядов, лежащих в основе диалектического мышления Методы выражения развития в понятиях Диалектический: одного на основе другого [102,Т.13,с.497] генетический, эволюционный и т.п.: одно из другого [88,Т.26,с.241] исторический: одно после другого [ 88,Т.39,с.67; 102,Т.16,с.212 и др.] Рис. 10. Основные параметры выражения развития объекта в понятиях 1-й тип о о о — о о - о о — о о — о о о о о--о о — о о — о о — о о --- о о-- о о о о — о о — о о --- о о --- о
2-й тип о ┌─────────┼───────────┐ о ------------о -------------о ┌──────────┼───────────┐ о ------ о -------- о ┌──────────┼───────┐ о о -----о
Рис. 11. Абстрактные матрицы систем диалектических моделей троны кресла стулья табуреты лавки (скамейки) лежаки сиденья (завалинки) деревья сидеть “где лучше” (неровности земли, камни и т.п.) сидеть “где попало” Рис. 12. Становление трона а ® б® в ® г ® д ® е ® ж ® и т. д. а- идентификация д- типизация е- классификация в- упорядочение ж- систематизация г- группировка б - соотнесение Рис. 13. Основные способы упорядочения форм объектов
кибернетика
диалектика
логика
разумение
созерцание
умствование
чувствование
раздражимость
реагирование
регуляция
естественное
Рис. 14. Основные формы (= уровни) отражения мира людьми отражение ┌─────────┼───────────┐ инстинкты ® интуиция ® интеллект
реагирование психика логика реакции соображения диалектика рефлексы сознание кибернетика
Рис. 15. Основные уровни отражения мира людьми кибернетика
диалектика
логика
психология биология
химия
физика
Рис. 16. Функции наук в объяснении основных форм отражения мира людьми
Рис. 17. Сложность процессов обработки отображения мира людьми на разных уровнях
кибернетика
диалектика
логика
сознание
разумность
рассудочность, созерцание психика, умствование
рефлексы, чувствование
реакция, раздражимость отображение, реагирование
естественное отражение мира
всегда до 7 мес. 7-12мес. 1-2год 2-7лет 8-11 11-15 с 15 лет с 25 лет лет лет Рис. 18. Морфология отражения мира людьми Диалектическая логика ┌─────────┼───────────┐ объект - осмысление - обоснование ┌─────────┼───────────┐ опознание - обозначение - овладение ┌─────────┼───────────┐ определение - описание - объяснение
Рис. 19. Структура элементов диалектической логики объект ┌───────┴──────┐ просто - опознание ┌───────┴──────┐ просто - обозначение ┌───────┴──────┐ просто - определение ┌───────┴──────┐ просто - описание ┌───────┴──────┐ просто - объяснение ┌───────┴──────┐ просто - обоснование
Рис. 20. Алгоритм диалектической логики
начало
“познай себя” “сделай себя” “стань интеллектуалом”
Рис. 21. Ход самовоспитания личности
цефализация информатизация интеллектуализация идеологизация
Рис. 22. Ступени становления личности Цефализация - рост значения головы в жизни животных; информатизация - развитие эрудиции на основе просвещения; интеллектуализация - рост значения процессов обработки информации в голове человека; идеологизация - рост идейности, гуманности как направляющей силы общественного прогресса.
Рационализм ┌─────┴──────┐ умствование - рассудочность (без языка) (человеческая) ┌───────┴──────┐ соображение - разумение (“обыденное сознание”) ┌───────┴──────┐ “здравомыслие” - мышление
Обученные
Грамотные Безграмотные
Животные
Рис. 23. Версия основных ступеней становления рационализма [102,Т.20,с.537].
Рационализм ┌──────┼───────┐ созерцание- соображение - умствование ┌───────┼──────┐ рассудок - разум - интеллект (стихийно) (сознательно) (системно) ┌──────┼───────┐ методология - мышление - моделирование ┌───────┼─────────┐ просто - алгоритмизация - программирование
Рис. 24. Версия трактовки основных ступеней рационализма Идеи ┌─────────┼───────────┐ образы — представления — понятия Рис. 25. Гипотеза соотнесения форм представления Понятие
содержание - имя - объем
= “дерево” =
Рис. 26. Характеристика понятий
Свойства ┌─────────┼───────────┐ фундаментальные - родовые - специфические (всеобщие) (общие) (сущностные)
Рис. 27. Основные формы свойств понятий
Обобщение
Абстрактные понятия
Конкретные Ограничение понятия
Рис. 28. Система понятий о действительности
сигналы сигналы ┌─────┼───────┐ ┌───────┴──────┐ позы - жесты - язык просто - сообщения ┌─────┼───────┐ ┌───────┴──────┐ звуки - речь - тексты просто - сведения
Рис. 29. Основные формы обозначения понятий
Интеллект ┌───────────────┼───────────────┐ естественный искусственный вещественный ┌─────┼──────┐ ┌──────┼──────┐ ┌─────┼───────┐ 1 2 3 4 5 6 7 8 1 - методология 6 - техника 2 - мышление 7 - технология 3 - моделирование 8 - организация 4 - алгоритмизация 5 - программирование
Рис. 30. Формы, ступени интеллекта
&n Date: 2016-11-17; view: 308; Нарушение авторских прав |