Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мысленный эксперимент 2 page





Сознание ┌───┼────┐ ум ® разум ® рассудок ┌────┼─────┐ думанье ® мышление ® интеллект

Одно и то же слово имеет разное значение для людей: для одних оно оказывается просто словом, для других оно термин, а для третьих - категория. Употребляя слово, мы не знаем как его воспринимает слушатель, а поэтому мы и не знаем всегда «как наше слово отзовется» (Ф.И. Тютчев).

Неодинаковое владение словами, терминами, категориями является причиной многих конфликтов между людьми. Это отмечал, в частности, Ф. Бэкон: «Но тягостнее всех идолы площади, которые проникают в разум вместе со словами и именами. Люди верят, что их разум повелевает словами. Но бывает и так, что слова обращают свою силу против разума» [17,Т.2,с.25]. «Неверное употребление слов - причина серьезных заблуждений» [91,Т.1,с.569]. В связи с этим «... те, КТО СЕРЬЕЗНО желает ИСКАТЬ или отстаивать ИСТИНУ, должны считать своим долгом изучить способы, как избавиться от неясности, сомнительности, двусмысленности, которые, естественно, бывают в словах при отсутствии надлежащего внимания» [91,Т.1,с.569].

«Несомненно, что те, кто намерен участвовать в беседе, должны сколько-нибудь понимать друг друга. Если это не достигается, то как можно беседовать друг с другом? Поэтому каждое слово должно быть понятно и обозначать что-то, и именно не многое, а только одно; если же оно имеет несколько значений, то надо разъяснять, в каком из них оно употребляется» [8,Т.1,с.180].

Имеется много трудов классиков науки, которые посвящены проблемам слов, терминов, категорий в научном познании мира. Важно использовать работы Ф. Бэкона, «Опыт о человеческом разумении» Д. Локка, особенно его третью книгу [91].

Адекватное использование категорий является важнейшим условием существования самих наук и овладения ими. Энгельс специально обращал внимание в предисловии к «Капиталу» Маркса на значение категорий [102,Т.23,с.31]. Ленин многократно показывал значение категориального аппарата в научном познании. «Спорить о словах, конечно, не умно...» [88,Т.30,с.33], «о словах мы спорить не станем» [88.11.252]. Тем не менее без установления значения слов не может быть спора и даже простого разговора: «... надо выяснить точно понятия, если хотеть вести дискуссию» [88,Т.30,с.93]. Не следует спорить о словах, но нельзя спорить вообще, если не использовать адекватно слова. Спор о словах имеет важное значение ввиду того, чтобы не допускать прикрытия этим спором реальных противоречий [102,Т.26,Ч.III,с.85]. При «терминологической путанице неизбежна бессмыслица» [102,Т.20,с.523]. «Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого легкого, - писал В.Г. Белинский, - есть необходимое условие всякого истинного мышления, ибо слова - суть выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия от другого» [7]. Овладение словами, терминами, категориями является исходным мышления, основой интеллекта. «Мышление есть познание через понятия» [64,Т.3,с.102]. «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе как с помощью категорий; мы не можем познать ни одного мыслимого предмета иначе как с помощью созерцаний, соответствующих категориям» [64,Т.3,с.149].

«Наоборот, диалектическое мышление именно потому, что оно имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий, - возможно только для человека» [102,Т.20,с.537]

Отстаивая адекватное использование категорий, следует иметь в виду тот факт, что всегда относительно их использование, т. е. имеет место некоторая неопределенность в их трактовке, высказанная Руссо: «Занимаясь сочинительством, я сотни раз думал, что в длинном произведении невозможно употреблять слова всегда в одном и том же значении. Ни в одном языке нет стольких терминов, оборотов и фраз, сколько потребно, чтобы выразить все оттенки нашей мысли. Давать определение каждому понятию и всегда ставить это определение на место определяемого слова невозможно, ибо в таком случае не избежать замкнутого круга. Определения были бы хороши, если бы сами не состояли из слов. Тем не менее я уверен, что несмотря на бедность нашего языка, мы можем изъясняться понятно, даже если будем употреблять одни и те же слова в разных значениях; для этого нужно только одно: чтобы соседние слова проясняли смысл многозначного слова, а период, в который оно включено, служил своего рода определением» [164,с.79].

Овладение словами происходит постепенно. Первоначально их воспринимают пассивно, без понимания их содержания или на основе контекстуального восприятия их значения [106,с.4]. Затем происходит обогащение знания содержания используемых слов и активное пользование ими. Овладение словами происходит всю жизнь ввиду появления новых слов или придания нового значения традиционным словам. Средством этому служат многообразные издания - словники, словари, справочники, энциклопедии, учебные пособия, тезаурусы и т.п.

При овладении наукой необходимо специально обращать внимание на восприятие, усвоение и понимание используемых слов, терминов и категорий или на тезаурус своей профессии. К сожалению, педагогика скорее игнорирует этот аспект обучения и пока нет системы дидактических пособий, которая обеспечивала бы продуктивность овладения словами, терминами, категориями [184]. Такое положение сложилось и при развитии интеллекта вообще, диалектического мышления в частности.

Терминология

┌───────┼──────┬───────┐

словники ® словари ® глоссарии ® тезаурусы

Словники - списки слов, словосочетаний и т.п. [120]. Их обычно составляют филологи, лингвисты. Словари разрабатывают специалисты соответствующих наук. В них указывают не только перечни слов, но и их определения. Подготовлены различные типы словарей, в том числе дидактические, терминологические стандарты. Глоссарии - тематические, специализированные словари. Тезаурусы - систематизированные глоссарии, система слов определенных профессий.

Помогают овладевать словами, терминами и категориями различные формы учебных пособий, особенно в тех случаях, когда в тексте выделяют слова или дают их перечень по темам, разделам.

Предтечей словарей по интеллектике можно считать словарь, приписываемый Платону. Факт его составления до нашей эры свидетельствует о понимании важности словарей для развития способностей людей.

Словники, словари, справочники, энциклопедии как правило рассчитаны на специалистов. Их, во-первых, недостаточно для того, чтобы обеспечить всех обучаемых. К тому же, во-вторых, они содержат много понятий, не являющихся всеобще употребительными и не столь нужных на начальных стадиях обучения. В третьих, в этих пособиях дают обычно многословное раскрытие всех основных значений слова, что делает их громоздкими и неудобными для многократной, систематической проработки.

Философские словари, терминологические словари нужны не только начинающим специалистам [см. 88,Т.51,с.272]. Они - важнейший элемент учебно-методических комплексов при обучении всем наукам. Интеллектуализация общественной жизни предполагает качественное поднятие роли категориального аппарата, обеспечивающего развитие мышления людей вообще, в том числе логического и диалектического. Сейчас нет таких словарей, которые обеспечили бы легкое осмысление категорий и сделали бы их нормой сознательного диалектического мышления.

Категории диалектического мышления многочисленны. Некоторые из них становятся известными индивидам с детства. Другие используют весьма редко в связи с узким значением отражаемых ими явлений диалектического мышления. Последние нужны специалистам. В связи с этим следует выделить три группы категорий диалектического мышления.

все

познаваемые (пассивные)

обязательные (активные)

Минимальный состав категорий является фундаментом диалектического мышления. Он - обязательный минимум для всех. Им необходимо владеть активно, что предполагает высокий уровень освоения его. Необходимо использовать и другие категории, которые достаточно знать пассивно, т. е. понимать их содержание при чтении текста и т.п.

В пособии отобран минимальный состав категорий логического и диалектического мышления. Он является результатом разработки самоучителя диалектического мышления и входит в учебно методический комплекс последнего [ТДМ]. Он может быть набором пассивно усваиваемых категорий для начинающих и активно усвоенных категорий на более высоком уровне овладения диалектическим мышлением.

В пособии приведены те значения слов, терминов, категорий, которые соответствуют отстаиваемой в самоучителе диалектического мышления трактовке его. По сравнению с обычными словарями, определения даны кратко, а их смысл соответствует теории сознательного диалектического мышления.

Категории развиваются постоянно [88,Т.29,с.229], что обусловливает совершенствование пособия. Прежде всего, следует вести поиск с целью более строгого установления перечня (номенклатуры) категорий диалектического мышления, который обеспечивал бы овладение им. Предлагаемый здесь набор категорий является исходным, и его необходимо обновлять. Предлагаемый набор категорий не может трактоваться в качестве строго определенного и окончательного. Особое значение имеют определения предлагаемых категорий. Развитие науки предполагает не столько появление новых категорий, сколько уточнение содержания их трактовки. Главным детерминатором содержания категорий должна стать соответствующая теория, в частности теория сознательного диалектического мышления, что не отрицает ее собственной относительности, гипотетичности.

Содержание категорий раскрывают посредством их определений. Категории могут быть определены различно, и каждое определение отражает отдельные стороны объекта [102,Т.12,с.732]. Все определения категорий ограничены и не отражают всех сторон объекта. Каждому объекту можно дать несколько более или менее равнозначных определений. «Дефиниций может быть много, ибо много сторон в предметах» [88,Т.29,с.216]. Для некоторых категорий установлен ряд устоявшихся определений, другим не дают определений, а показывают их содержание описанием, перечислением свойств обозначаемых объектов. Особенно опасны современные попытки определений, состоящие из десятков слов, хотя в идеале достаточно двух слов. «Эклектическая погоня за полным перечнем всех отдельных признаков и отдельных "фактов"... бессмысленная попытка внести в общее понятие все частные признаки единичных явлений» [88,Т.5,с.142].

«Дефиниции не имеют значения для науки, потому что они всегда оказываются недостаточными. Единственно реальной дефиницией оказывается развитие самого существа дела, а это уже не есть дефиниция. Для того, чтобы выяснить и показать, что такое жизнь, мы должны исследовать все формы жизни и изобразить их в их взаимной связи». «Но для ОБЫДЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ краткое указание наиболее общих и в то же время наиболее характерных отличительных признаков в так называемой дефиниции часто бывает полезно и даже необходимо, да оно и не может вредить, если только от дефиниции не требуют, чтобы она давала больше того, что она в состоянии выразить» [102,Т.20,с.634-635].

«... Не забывая условного и относительного значения всех определений вообще, которые никогда не могут схватить всесторонних связей явлений в его полном развитии, следует дать такое определение империализма, которое бы включало следующие пять основных признаков....» [88,Т.27,с.386]. Именно такое развернутое определение категорий представляет собой сущность теории и показывает их содержание. В то же время развернутые определения неудобны. Поэтому необходимо использовать и краткие определения, не забывая о том, что «слишком короткие определения, хотя и удобны,... все же недостаточны» [88,Т.27,с.386].

««Всякое определение опасно», - говорили римляне» [176,Т.2,с.11]. Многие современные определения категорий диалектического мышления полностью проявляют такую функцию определений. Они ушли от слов обыденного языка и тем самым потеряли свой смысл на уровне здравого рассудка людей. В то же время они не пришли к уровню категорий диалектического мышления, поскольку современные доктрины по данному вопросу нельзя признать теориями.

Определение есть превращенная форма суждений. Если суждение указывает только на родовой признак понятия, то определение должно указать и специфический его признак. Для этого надо подвести его под определение родового понятия. «Что значит дать "определение"? Это значит, прежде всего, подвести данное понятие под другое, более широкое» [88,Т.18,с.149]. Подведение под более широкое понятие есть начало определения. Для того, чтобы оно не привело к подмене понятия, необходимо указать специфическую особенность определяемого объекта по сравнению с родовым. Указание видовых особенностей есть вторая часть определения.

В целом же определение должно иметь две части: указание родового и видового свойств объекта. Для достижения этой высшей формы определений необходимо логически и диалектически обработать все формы интеллекта, в т. ч. логику, диалектику. Этого пока нет, а поэтому определения относительны.

Приводимые в пособии определения являются краткими. Они не исчерпывают всех свойств отражаемых объектов. Если такое определение категории непонятно, то надо обратиться к другим справочным и учебным пособиям и прежде всего к лежащей в основе определения теории сознательного диалектического мышления.

Определения категорий составлены не только с целью сообщения информации, но и как средство контроля усвоения обучаемым категорий. В связи с этим были предпочтительны те версии определений, которые уменьшали их тавтологичность, что не исключает из определений однокоренных слов, содержащихся в имени понятия.

Совершенствование определений категорий предполагает их логико-диалектическую систематику на основе разработки соответствующих теорий. Возможность и направление этой работы можно проиллюстрировать на следующем примере. В настоящее время не придано должного значения словам: душа, дух, идеи. Их воспринимают в качестве данных здравым рассудком и не требующих определений. Часто их оценивают в качестве синонимов, а не различных понятий.

душевность ┌───┴────┐ нравственность ®духовность ┌───┴───┐ просвещенность ® идейность

Душевность присуща всем нормальным людям. В простом случае она проявляется в нравственности обыденной жизни людей. Духовность - более развитая форма душевности, базирующейся на какой-либо доктрине, хотя бы религиозной и соответственно модифицированной, даже экстремистской. Идейность - высшая форма душевности, духовности. Ее достижение возможно только эрудированными, интеллектуальными людьми, что само по себе недостаточно. Идейность есть высшая форма человечности, гуманности, при которой приоритет отдается общечеловеческим ценностям.

Для усвоения категорий необходимо систематически прорабатывать данный материал. Не нужно специально запоминать определений понятий (зазубривать их), а следует пытаться понять обозначаемое данным понятием явление, объект. При этом, само произношение слова можно и зазубрить систематическим проговариванием. В таком случае вырабатывают «моторность» произношения слова, даже не зная его содержания. Что же касается содержания понятий, то его зазубривание бессмысленно и вредно. Читая его, надо попытаться осознать обозначаемый объект и его место в действительности. Если осуществлять это систематически во время отдыха, в транспорте и т.п., то происходит осмысление слов, превращение их в категории. Конечно, главным средством их усвоения следует признать их использование в качестве элементов сознательной деятельности - мышления. Все это возможно только на основе ДЛ и постоянной тренировки такого понимания всех объектов реальности.

Нельзя ограничиться только пассивным просмотром словаря, а изредка его следует читать вслух. Нужен самоконтроль познания категорий. Наиболее рациональным средством являются компьютерные тесты. Их необходимо использовать для тренинга, т.е. для осуществления главного принципа обучения «Повторение - мать учения».

Предлагаемый словарь должен постоянно уточняться, дополняться и т. п. Его надо превратить в тезаурус составлением других его элементов, в частности антонимов (рациональное - иррациональное, имманентное - трансцендентное и т.п.) и т.д.

СЛОВАРЬ

Абдукция - правдоподобный вывод от частного к частному

Абсолютизация - одностороннее преувеличение некоторых свойств объекта

Абсолютная истина - неопровержимое, неизменное в идеальном отражении мира

Абсолютное - независимое, безотносительное, самостоятельное, ничем не обусловленное явление мира

Абстрагирование - мысленное отвлечение от ряда свойств объекта

Абстрактное - мысленный образ объекта, односторонне отражающий один

его аспект

Абсурд - нелепость, бессмыслица, неявно внешне выраженная противоречивость одновременного утверждения и отрицания положения

Агитация - распространение идей, побуждающее к определенному действию

Агностицизм - учение, полностью или частично отрицающее возможность познания мира

Адекватное - соответствие отображения оригиналу или образа объекту

Акроним - слово, составленное из частей разных слов, для обозначения организации, страны или иного явления

Аксиома - максима, постулат, исходное самоочевидное положение теории

Активный словарь - слова, которые человек использует в речи

Актуальный ряд категорий - последовательность слов, отображающих от сложной к простой форме объекта

Аллегория - иносказательное выражение отвлеченной идеи в конкретном образе

Алгоритм - строго установленная процедура последовательных интеллектуальных действий для достижения цели

Алогизм - умозаключение, противоречащее законам логики

Альтернатива - исключающие друг друга возможности; необходимость выбора одного из нескольких возможных решений

Анализ - мысленное разложение объекта (явления) на элементы с целью его познания

Аналог - сходное, подобное; объект, адекватно отражающий определенный аспект другого объекта

Аналогия - установленное сходство некоторых свойств разных объектов

Анахронизм - отжившие представления и явления мира

Анкета - опросный лист для получения каких-либо сведений

Антагонизм - непримиримое противоречие противоборствующих сил

Антиномия - противоречие взаимно исключающих друг друга идей, одинаково доказанных в данной системе

Антитеза - противопоставление; понятие, противоположное другому

Антоним - слово, противоположное по значению другому слову

Апатия - состояние полного безразличия, равнодушия

Апология - неумеренное, чрезмерное восхваление, защита кого-либо или чего-либо

Апостериори - эмпирические знания, полученные из опыта

Априори - мнение, не проверенное опытом; доопытное представление об объекте

Аргумент - положение, приводимое для подтверждения истинности идеи

Аргументация - приведение обособленных мыслей и фактов для подтверждения идеи

Аспект - определенная совокупность свойств объекта, интересующая исследователя в данный момент; точка зрения, взгляд на что-либо

Ассоциация - связь между представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое

Ассимиляция - усвоение организмом окружающей среды в качестве условия существования

Атеизм - система взглядов, отрицающая веру в бога, сверхъестественное

Атрибут - неотъемлемое, существенное свойство объекта

Аффект - состояние сильного возбуждения и потеря самоконтроля

Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение

Беседа - диалог по определенной теме; обмен мнениями людей

Бесконечность - безграничность и беспредельность развития материи, неисчерпаемость познания

Бытие - бесконечный в пространстве и времени реальный мир, существующий независимо от сознания

Валидность - надежность, ценность, достоверность научного метода или результата

Вдохновение - психическое состояние субъекта, обеспечивающее высокую продуктивность его деятельности

Вера - способность воспринимать информацию в качестве очевидного факта без проверки ее собственным опытом

Вербализация сознания - переход идеи в слова внешней или внутренней речи как результат взаимодействия первой и второй сигнальной системы

Верификация - проверка, опытное подтверждение или опровержение положения в науке

Вероятность - степень возможности события, которое может произойти или нет

Вещь - отдельный предмет материального мира, имеющий относительное существование

Взаимодействие - процесс взаимного влияния материальных тел

Взаимосвязь - единство всех материальных объектов

Вздор - нелепость, глупость, ерунда

Видимость - иллюзорное, ошибочно воспринимаемое свойство объекта

Видовое свойство - менее общее свойство объекта по сравнению с другим его свойством, обособляющее его от других форм объекта

Влечение - инстинктивное желание, которое побуждает индивида действовать так, чтобы это желание удовлетворить

Внешнее - свойства объекта, непосредственно доступные чувствам человека

Внимание - сосредоточенность ума субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте

Внушение - всякое психическое воздействие одного человека на другого, вызывающее определенные представления, суждения, поступки

Возбуждение - временное усиление жизнедеятельности организма под воздействием условий существования

Воззрения - субъективный образ какого-либо объекта, точка зрения

Возможность - явления, которые возникают ввиду объективной тенденции развития объекта

Возникновение - появление и становление новых форм объекта

Воля - сознательная целеустремленность человека к осуществлению чего-либо

Воображение - способность создавать новые образы на основе преобразования полученных впечатлений

Вопрос - название подлежащего выяснению неизвестного об объекте

Воспитание - восприятие индивидом общественной культуры передачей опыта жизни между поколениями

Воспоминание - процесс извлечения информации из памяти, мысленное воспроизведение чего-либо, сохранившегося в памяти

Восприятие - образ, возникающий в результате воздействия объекта на органы чувств

Впечатление - след, оставленный в сознании чем-нибудь пережитым, воспринятым

Временной ряд - последовательность категорий, выражающая направления изменения объекта

Всеобщая связь явлений - результат и проявление универсального взаимовлияния объектов

Всеобщее - свойство, присущее всему множеству форм объекта

Вторичное множество - подмножество элементов в качестве единого целого

Выведение - мыслительные действия, в результате которых новое знание получается из предшествующих более общих знаний объекта

Вывод - получение новых идей из ранее известных

Вымысел - выдумка, не соответствующая действительности

Вырождение - нисходящая тенденция изменения форм объекта ввиду потери свойств, потери преемственности с исходным.

Высказывание - выражение, относительно которого всегда можно утверждать, что оно либо истинно, либо ложно

Выяснение - поиск неизвестных свойств объекта

Гармония - соразмерность и упорядоченность частей единого целого

Генезис - процесс возникновения, происхождения, становления объекта

Генетический метод - система приемов познания, исследования объекта на основе его происхождения

Генетический ряд - структурная последовательность форм объекта от простой к сложной, проявляющая преемственность свойств объекта

Гипертрофия - чрезмерно преувеличенное явление

Гениальность - наивысшая степень проявления творческих сил человека

Гипотеза - недоказанное положение умозрительного объяснения объекта, имеющее большую вероятность истинности

Глупость - неспособность человека к адекватному суждению, бестолковость

Гносеологический ряд категорий - последовательность слов, отражающих свойства объекта от фундаментальных к конкретным

Гносеология - наука о составе, структуре, системе форм знания

Грамотность - способность читать и писать

Группа - совокупность однородных по определенному признаку объектов

Группировка - соединение в одном месте предметов или информации о них, характеризующихся общим свойством

Гукание - произнесение коротких сочетаний гласных и согласных звуков детьми

Гуление - произнесение нараспев гласных, присущее обычно детям

Дарование - талант, врожденные способности человека

Дебаты - публичный обмен мнениями по какому-либо вопросу

Дедукция - вывод, умозаключение на основе перехода от общего к частному свойству объекта

Дезинформация - сознательное искажение сведений об объекте с целью обмана субъекта

Деидеологизация - ложный призыв к отказу от использования идей, нравственных оценок в жизни индивидов, общества и государства; идеология навязывания своих идей своим противникам.

Деизм - учение, признающее существование бога в качестве безличной первопричины мира

Действие - деяние человека, проявляющееся внешне в его поведении

Действительность - реально существующий и развивающийся мир

Демагогия - обман преднамеренным искажением фактов, лестью и т.п.

Демонстрация - аргументирование истинности тезиса на основе ряда фактов

Детерминизм - учение о закономерной, объективной связи явлений

Дефиниция - определение посредством указания родового и видового свойств объекта; значение слова, выраженное другими словами (Лейбниц)

Деятельность - сознательное, целенаправленное действие людей

Диалектика - учение о развитии объектов природы, общества и мышления

Диалектическая модель - идеальный образ свойств объекта, выраженный на основе его развития

Диалектический метод - совокупность приемов, нужных для понимания объекта на основе его развития

Диалектический ряд категорий - последовательность форм объекта, показывающая их соотнесение по сложности, возникающей ввиду его развития

Диалектическое мышление - оперирование идеями об объекте в соответствии с теорией развития; системное объяснение объекта на основе его развития

Диалог - обмен идеями между двумя лицами, происходящий на основе принятых правил

Дилемма - значимый выбор из двух, обычно равновероятностных, возможностей

Дилетант - непрофессионал, занимающийся чем-либо, но не делающий из этого постоянного занятия

Дискретность - прерывность, отграниченность друг от друга относительно замкнутых элементов некоторого комплекса

Диспут - публичный спор на научные, литературные и т.п. темы

Диссидент - инакомыслящий человек, отколовшийся от господствующей идеологии

Доверие - ожидание от человека поступков, соответствующих моральным мотивам и принятым нормам деятельности

Довод - мысль, суждение, приводимое в доказательство чего-либо

Догадка - предположение о вероятности, возможности чего-нибудь; сообразительность, способность интуитивно улавливать существо дела

Догма - положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах

Догмат - основное положение в учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике

Догматизм - некритическое отстаивание неизменных понятий без учета новых данных науки и практики

Доказательство - установление истинности положения на основе построения полисиллогизма

Доктрина - учение об объекте определенного авторитета науки или партии

Достоверность - степень обоснованности, истинности знания, не вызывающая сомнений

Доступное множество - часть реального множества форм объекта, известная субъекту

Дуализм - признание равноправными двух начал в основе объяснения мира, материи и духа

Думать - ментальный процесс оперирования с мыслями без их произнесения

Дух - внутренний, психический мир человека, определяющий его отношение к действительности

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании нравственных интересов над материальными

Единичное - отдельный объект, воспринимаемый обособленно

Жаргон - язык узкой социальной или профессиональной группы людей, отличающийся и от национального, и от научного языка набором слов, понятных только этой группе

Date: 2016-11-17; view: 281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию