Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Периодизация и критерии возрастного развития. Основные теоретические подходы.
Возрастная психология- это раздел психологии в, к-м изуч-ся вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода псих-го развития к др-му на основе смены типов ведущей Д-ти. Рост - это количественное изменение объекта, без изменения внутренней структуры, элементов и процессов. Развитие - это качественное изменение, существенное изменение, другие образования механизмов, процессов, структурах, свойствах компонентов. Психологи в онтогенезе психического развития выделяют несколько периодов. Критерии по которым выделяют эти периоды различны. Большинство отечественных психологов поддерживают концепцию Леонтьева, который предложил критерий ведущая деятельность. С его т.зр. личностью не рождаются, а становятся в совместной деятельности с др людьми. Ведущая деятельность – это деятельность которая оказывает наибольшее влияние на развитие личности ребенка или его интеллект.- деятельность, котор. в определенном возрасте человек уделяет наибольшее внимание и которая оказывает серьезное влияние на сферы: интеллектуальную, личностную. - деятельность, внутри которой зарождаются и проявляются этапы новых типов деятельности, которые станут ведущими на более поздних этапах.
Кризис новорожденного
Кризис 1 года (малый кризис)
Кризис 3-х лет (большой кризис)
Кризис 6-7 лет (малый кризис)
Кризис подросткового возраста (большой кризис)
Кризис ранней юности
Кризисы возраста выделил Выготский. Переход от одного возраста на другой неравномерно. На стыке возрастов – называется кризисным, означает, что закончился один период и начался другой. Понятие уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Выготский вводит два понятия:- зона ближайшего развития (когда ребенок с подсказкой может решить данное ему задание)- актуальный уровень развития (без помощи взрослого ребенок справляется с поставленной задачей) Зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определенное с помощью задач, решаемых под руководством взрослых – потенциальные возможности ребенка. Их можно определить совместной деятельностью, помогая ему, с чем он пока не может справиться (наводящие вопросы, объясняя принципы решения, предложить продолжить, алгоритм). Уровень актуального развития – характеризует уровень трудностей задач, решаемых самостоятельно ребенком без участия взрослых. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. В то же время обучение не должно искусственно забегать вперед. Оно должно соответствовать возможностям ребенка. Эльконин развил учение Выготского и предложил свою периодизацию, в кот использовал 3 критерия: вед деятельность, соц. ситуация развития (система отн-й м\у ребенком и соц действит-тью, не равна соц среде), центральное психол новообр-е (обобщ рез-тат психич и соц изменений, возникающий на дан ступ развития и опр-щий сознание ребенка). 2 группы видов деят-ти: 1-виды деят-ти, оказывающие влияние на личность реб-ка, ориентирующие на нормы общ-ва (ч-к – ч-к) 2-виды деят-ти, оказывающие влияние на интеллект ребенка, т.е. реб-к усваивает общественно выработанные способы действия с предметами (ч-к - вещь) Ребенок поочередно осваивает системы этих отношений и происходит их чередование. Закон периодичности – к каждой точке своего развития ребенок подходит с расхождением между тем, что он усвоил из системы ч-к – ч-к и тем, что он усвоил из сист ч-к – вещь. Когда расхождение сильное происходит кризис, после которого идет развитие той сферы, кот отставала. Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития (см.Развитие психики) ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой Социальной ситуацией развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.
Теория развития личности Фрейда. Основные психо-сексуальные стадии развития личности (Фрейд).В основе развития личности по Фрейду лежит преобразование и перемещение либидо по разным эрогенным зонам.Основные стадия сексуального развития личности.
Оральная – получает удовольствие от раздражения ротовых полости. Сосание груди, жевание, глотание, обследование объекта. Анальная – получение наслаждения от испражнения каловых масс (удержание или испражнение). От раздражения в области ануса. Фаллическая – в этом возрасте ребенок проявляет особый интерес к половым органам. Любит раздеваться. Впервые дети начинают либидоносную привязанность к родителям.Привязанность мальчика к матери – комплекс Эдита.У девочек к отцу – комплекс Электры.Лишь страх кастрации заставляет ребенка отказаться от любви к родителям.Завершается стадия идентификацией с родителем своего поля.Но подражая, преследуется цель понравиться родителю. Латентая стадия – либидо спит, сублимируется.Генитальная стадия – гетерасексуальные отношения. Активный процесс полового созревания.Процесс поступательного движения либидо может нарушаться. Нарушение возникает в следствии фиксации, задержка либидо в какой-либо зоне. 1. Фиксация происходит, если потребности полностью удовлетворяются. 2. Нарушается и при регрессии, т.е. возврат. Когда потребности не удовлетворяются. Длительная фиксация либидо в области какой-то конкретной зоне приводит к формированию типа характера.
Date: 2016-11-17; view: 733; Нарушение авторских прав |