Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность, причины, экономические эффекты международной миграции рабочей силы. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Миграционные процессы обусловлены целым рядом причин, которые можно объединить в две группы – экономические и неэкономические. К экономическим причинам миграции относят, в первую очередь, различие в уровне экономического развития стран: значительный разрыв в оплате труда, качестве жизни, предоставляемых социальных услугах и социальном обеспечении вынуждает мигрантов переезжать с целью поиска лучших условий труда и жизни. Немаловажную роль в трудовой миграции играет и различие стран в степени обеспеченности трудовыми ресурсами (например, недостаток населения в трудоспособном возрасте в промышленно развитых странах и его избыток в развивающихся приводит к стабильному миграционному потоку между ними). Причиной трудовой миграции может быть и дисбаланс на рынке труда – несоответствие существующего предложения предъявляемому спросу. Среди неэкономических причин международной миграции рабочей силы выделяют политические (несогласие с действующим политическим режимом, преследование политических диссидентов), религиозные и этнические (притеснение в рамках межконфессиональных и межнациональных конфликтов), семейные (воссоединение с семьей). Также к неэкономическим причинам можно отнести индивидуальное стремление мигрантов к самореализации. Международная миграция рабочей силы – явление многоаспектное, поэтому рассматривать его можно не только с точки зрения типологизации мигрантов, но и в рамках разных подходов к классификации самого перемещения трудовых масс. Здесь в качестве критерия классификации изначально берут территориальный признак, исходя из которого миграция рабочей силы представлена внутриконтинентальной (перемещение рабочей силы на ограниченной территории одного континента) и межконтинентальной (на другие континенты). Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно описываются как отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако, отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада и Австралия– страны, возникшие в результате иммиграции. Часто иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей. Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии и Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих странах Персидского залива. Более того, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые все равно нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60-80% иммиграции в ФРГ и Францию. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, в некоторых регионах есть дающие экспортный доход стране отрасли производства, которые не выжили бы без иммигрантов. Таковы горно-рудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике, Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии. «Странами-донорами» обычно называются страны, откуда исходит эмиграция. «Принимающими странами (реципиентами)» называют страны иммиграции. Причины: в современных условиях экономические причины являются первостепенными по сравнению с политическими и морально-идеологическими. Кроме того, существуют внешнеэкономические причины миграции рабочей силы:
Различают следующие виды миграции рабочей силы: первый – это миграция малоквалифицированной рабочей силы (как правило, это миграция из развивающихся стран в промышленно развитые); второй – это миграция высококвалифицированной рабочей силы, так называемая «утечка умов». «Утечка умов» – это односторонняя миграция научно-технических кадров в рамках мирового хозяйства преимущественно в промышленно развитые страны, ведущая к утрате «странами-донорами» квалифицированных специалистов. Осуществляется такая миграция по следующим основным каналам:
привлечение местных квалифицированных кадров на работу в филиалах транснациональных компаний (такая миграция называется «косвенной»). - В зависимости от географических направлений различают: внешнюю и внутреннюю миграцию населения. Под внутренней понимается перемещение населения между городами и регионами одной страны, а под внешней – из одной страны в другую. В свою очередь внешняя миграция делится на:
- В зависимости от долговременности каждого перемещения, миграция населения делится на:
3)- В зависимости от правового статуса миграция может быть–легальной и нелегальной. Нелегальные мигранты – это лица, которые в поисках роботы въезжают в страну нелегально или прибывают в неё на законных основаниях и нелегально трудоустраиваются. Тенденции: - изменение потоков мигрантов – раньше доминировали потоки из развивающихся стран в развитые страны на других континентах – сейчас внутриконтинентальная миграция (восточная и центральная европа), -в середине 90х усиление глобализации экономики создало предпосылки к появлению новых направлений и интенсификации миграционных потоков: трудовая миграции между развитыми странами дополнилась миграцией между развивающимися странами чего ранее не было. Это вызвано бурным экономическим ростом таких стран как Бразилия Индия Китай Венесуэла и Гонконг. В своих регионах эти страны стали реципиентами избыточной рабочей силы соседних государств. Кроме того им понадобились высококвалифицированные кадры, которые изначально они привлекали также из-за рубежа. -Также, богатые нефтедобывающие страны стали привлекать большое количество рабочих мигрантов. - рост масштабов миграции сопровождается ростом нелегально миграции и формированием этнической преступности в среде нелегальных мигрантов, что обостряет политическую ситуацию в странах реципиентах. -основную часть мигрантов составляют рабочие, а не служащие, однако сейчас повышается мобильность высококвалифицированных кадров, ученых и трудящихся в сфере искусства и развлечений. Центром притяжения такой рабочей силы по-прежнему является США но и юго-восточная Азия выходит в лидеры в данном аспекте. Одна из главных закономерностей современной международной миграции заключается в значительном и постоянном увеличении ее масштабов, вовлечении в этот процесс практически всех стран. Это явление становится типичным в социально-экономической жизни современного общества. В начале 2000-х гг. только в мировом капиталистическом хозяйстве насчитывалось не менее 25 млн трудящихся-мигрантов. С учетом же их семей, мигрантов-сезонников и других категорий общая численность иммигрантов примерно в 3–4 раза выше. Более половины из них выехали из развивающихся стран, две трети из них находятся в промышленно развитых странах. Основной поток международной миграции в последнее время устремляется в США. Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600 тыс. человек (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,3 млн человек). Лидерство по масштабам в качестве примера более локальных национальных центров притяжения мигрантов можно назвать Австралию, Канаду, нефтедобывающие страны Арабского Востока. 2. Социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы. Положительные: Для стран экспортеров: 1. Отъезд избыточной рабочей силы(соц фактор и снижение безработицы) 2. По возвращению рабочие имеют достойную квалификацию 3. Приток иностранной валюты в виде денежных переводов трудящихся эмигрантов своим семьям в 2004 г 150 млрд долл. Получатели крупнейшие – Мексика-16млрд, Индия 9,9 млрд, Филиппины- 8,5. Для стран реципиентов: 1. Может улучшиться структура трудовых ресурсов, заполнятся дефицитные ниши, 2. Демографический прирост народонаселения 3. Увеличение занятости в непрестижных но нужных отраслях где местные не хотят работать – в 2006 году в Австралии 24,5% иностранной рабочей сил из всего числа, в Канаде 19%, Швейцарии 18,3%, США – 12,4, Австрия, Бельгия – 10%, Германия 9% 4. Увеличивается потребительский спрос и емкость внутреннего рынка 5. При экономическом спаде иностранцев легче уволить и социальная стабильность сохраняется лучше, безработица среди местных растетмедленнее. Отрицательные: Для стран экспортеров: 1. Отток наиболее деятельного и инициативно населения, высококвалифицированной силы, ученых итд, с отъездом которых затраты на их подготовку безвозвратно теряются. Утечка умов и молодых рук. 2. Ухудшается возрастной состав населения страны тк уезжают в основном молодые и трудоспособные Для стран реципиентов: 1. Иностранцы работают на тяжелых и низкооплачиваемых работах, что делает страну реципиента во многом зависимой от мигрантов, чтобы поддерживать нормальное функционирование отдельных отраслей 2. Социальное напряжение на национальной и этнической почве вызванное широкой занятостью иностранцев в определенных отраслях, особенно в период экономического спада. 3. Среди иммигрантов доминируют определенные национальности и в основном они не ассимилируют с местными, неохотно изучают язык, этнические кварталы и тд. Такая ситуация взращивает этническую преступность в среде мигрантов Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников. Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. На национальном уровне регулирование миграции осуществляется следующими органами: Министерством труда (следит за использованием иностранной раб. силы) Министерством юстиции (служба по иммиграции, и др. службы пограничного контроля); Министерством иностранных дел (консульское управление выдает въездные визы); национальными миграционными службами; посредническими миграционными фирмами. Основные методы регулирования международной миграции рабочей силы: Административно-правовые: меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране; действие национальных служб иммиграции в т.ч. контроль за въездом в страну иммигрантов, выдача разрешений на въезд, на работу, на время пребывания иммигрантов в стране) меры межправительственных соглашений регулирования миграции рабочей силы. Экономические: осуществление вербовки иностранных рабочих – предоставление работы, сравнительно высокого уровня зарплаты, жилья и медобслуживания, получение квалификации и образования; привлечение к вербовке иммигрантов частный посредников; выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей. Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Регулирование иммиграции заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий: работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу; специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие; представители редких профессий – реставраторы картин, огранщики алмазов, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения; специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели; крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места. Основные черты иммиграционного законодательства: Профессиональная квалификация. Устанавливаются жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Ограничения личного характера. Предъявляются жесткие требования к состоянию здоровья иммигранта, политическому и социальному облику, устанавливается возрастной ценз (обычно 20-40 лет). Количественное квотирование (устанавливается максимальное количество иммигрантов). Экономическое регулирование вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Например, фирмы имеют право нанимать иностранцев только по достижении определенного объема продаж или после внесения определенных платежей в госбюджет Временные ограничения. Устанавливаются максимальные сроки пребывания иностранных работников на территории страны, по истечении которых они должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране. Географические приоритеты. Законодательно устанавливается географическая и национальная структура иммиграции, которая регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Традиционные государственные меры по реэмиграции заключаются в следующем: Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. Программы профессиональной подготовки иммигрантов. Предполагается, что получив образование в развитой стране, иммигранты могут рассчитывать на более престижную и высокооплачиваемую работу у себя на родине. Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местом работы для реэмигрантов (например, Германия и Турция). При формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций. Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 году согласно Версальскому договору. Местонахождение – Женева (Швейцария). Членами ее являются более 170 стран. В качестве специализированного учреждения с 1946 г. входит в систему ООН. Основными целями МОТ являются: обеспечение полной занятости и рост уровня жизни; поощрение экономических и социальных программ; соблюдение основных прав человека; охрана жизни и здоровья трудящихся; регулирование миграции населения поощрение сотрудничества между предпринимателями и трудящимися. Членами МОТ могут быть: правительства стран участниц; профсоюзы; организации предпринимателей. Структура МОТ: Международная конференция труда – высший законодательный орган; Административный совет – для руководства над комитетами и комиссиями при МОТ; Международное бюро труда – информационный и консультативный орган. Основная функция МОТ – принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты (продолжительность рабочего дня, условия труда, оплата труда, Социальное обеспечение и т.д.). Всего было принято 172 конвенции и 181 рекомендация. Многие документы и конвенции МОТ были направлены на ликвидацию различных форм дискриминации иностранной рабочей силы: «Об инспекции режима перевозок эмигрантов» (1926г.), «О социальной политике на территориях вне метрополий»(1955), «Против умаления прав в области труда и занятий» (1958-1960), «О трудящихся на плантациях» (1960), «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962), «О сохранении прав мигрантов в области социального обеспечения (1981-1982)»... Международная организация миграции (МОМ) образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев, позже ее полномочия были расширены и в 1989 г. она была переименована в МОМ. В нее входит 81 страна, в т.ч. 46 являются членами МОМ, 35 – наблюдателями (Украина является наблюдателем). МОМ не входит в систему ООН, но тесно с ним сотрудничает. Основными функциями МОМ согласно уставу являются: разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков; оказание помощи в вопросах организации миграции; развитие технического сотрудничества в области миграции; предотвращение утечки умов и реэмиграция; предоставление экспертных услуг в связи с международной миграцией рабочей силы. организация передвижения беженцев; предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества. В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации. Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), содержит специальные нормы, касающиеся физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. В Европе обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ). На интеграционном уровне регулирование международной миграции рабочей силы осуществляется путем выполнения соглашений, договоров, правил, контрактов, заключенных между государствами интеграционных объединений. Основные задачи: предоставление безвизового передвижения населению в рамках интеграционного объединения; создание общих информационных систем по миграции рабочей силы в рамках интеграционного объединения; принятие совместных мер по борьбе с нелегальной миграцией; принятие совместных технических мер для осуществления контроля над эмигрантами. Характер валютных отношений зависит от состояния международных экономических отношений. Любые изменения в их формах будут влиять на валютные отношения, но существует и обратная связь. Для того чтобы регулировать возникшие валютные отношения между странами, необходима валютная система. Валютная система - это совокупность денежно-кредитных отношений, сложившихся на базе интернационализации хозяйственной жизни и развития мирового рынка и закрепленных в международных договорных и государственно-правовых нормах. По мере интернационализации хозяйственных связей формируются национальная, региональная и мировая валютные системы. Первоначально возникла национальная валютная система — это форма организации валютных отношений страны, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством, а также обычаями международного права. Она является составной частью внутренней денежной системы и определяется характерными чертами последней, но в то же время она относительно самостоятельна и выходит за национальные рамки. На национальную валютную систему возлагается ряд функций: - формирование и использование валютных ресурсов; - обеспечение внешнеэкономических связей страны; - обеспечение оптимальных условий функционирования национального хозяйства. Мировая и региональная валютные системы являются международными и обслуживают взаимный обмен результатами деятельности национальных экономик. Региональная валютная система - это форма организации валютных отношений ряда государств определенного региона, закрепленная в межгосударственных соглашениях и в создании межгосударственных финансово-кредитных институтов. Наиболее яркий пример валютной системы такого уровня - Европейская валютная система. Мировая валютная система - это глобальная форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовыми организациями. Она включает, с одной стороны, валютные отношения, с другой - валютный механизм. Валютные отношения представляют собой повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютном и денежном рынках в целях осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций. Валютный механизм - это правовые нормы и представляющие их инструменты как на национальном, так и на международном уровнях. Мировая валютная система прежде всего решает мирохозяйственные задачи, что отражается на ее функциях. В качестве основных функций мировой валютной системы следует отметить следующие:
Современная мировая валютная система не выступает как нечто обособленное, а формируется, исходя из взаимосвязи и взаимодействия национальных и международных валютных систем. С ростом интернационализации хозяйственной жизни грани между этими системами постепенно стираются. Сбой отдельной национальной валютной системы может оказать негативное воздействие на региональные и мировую валютные системы, а реформирование региональной валютной системы ведет к серьезным переменам как в различных национальных, так и в мировой валютной системе в целом. Национальные и международные валютные системы состоят из целого ряда схожих элементов, которые, однако, выполняют различные задачи и функции и отражают условия данных систем (табл. 9). Таблица 9 - Основные элементы национальной и мировой валютных систем
Первая мировая валютная система в форме золотомонетного стандарта сложилась стихийно в результате промышленной революции XIX в. и расширения международной торговли. В этот период национальная и международная валютные системы были тождественны, золото выполняло функцию мировых денег, на мировом рынке платежи принимались по его весу. В условиях золотомонетного стандарта: 1) было установлено золотое содержание национальных денежных единиц; 2) золото выполняло функцию всеобщего платежного средства и, следовательно, мировых денег; 3) находящиеся в обращении банкноты эмиссионных центральных банков свободно обменивались на золотые монеты. Обмен производился на базе их монетных паритетов, то есть весовых количеств содержащегося в них чистого золота. Свободное передвижение золота между странами обеспечивало относительную устойчивость валютных курсов; 4) курс валюты мог отклоняться от монетных паритетов в пределах «золотых точек» (±1% фиксированного валютного курса); 5) поддерживалось жесткое соотношение между национальным золотым запасом и внутренним предложением денег; 6) кроме золота, в международном обороте был признан английский фунт стерлингов. По мере того, как капитализма свободной конкуренции перерастал в монополистический, классический золотомонетный стандарт перестал соответствовать масштабам хозяйственных связей, тормозил регулирование экономики, денежной, валютной систем в интересах монополий и государства. Во время первой мировой войны размен банкнот на золото в капиталистических странах (кроме США) был приостановлен и золотой стандарт отменен. Золото изымалось из внутреннего обращения и заменялось банкнотами, неразменными на золото. В международном платежном обороте было запрещено свободное движение золота между странами. После первой мировой войны наступил второй этап в эволюции мировой валютной системы, называемый «золотодевизным стандартом». На Международной конференции по экономическим и финансовым вопросам в Генуе в 1922 г. отмечалось, что имеющиеся запасы золота капиталистических стран недостаточны для урегулирования расчетов по внешней торговле и других операций. Кроме золота и английского фунта стерлингов, рекомендовалось использовать также доллар США. Обе валюты, призванные выполнять роль международного платежного средства, получили название «ключевых». В период относительной стабилизации в результате денежных реформ 1924-1928 гг. «золотой монометаллизм» был восстановлен, но несколько модифицирован в двух новых формах стандарта: золотослитковом и золотодевизном. Золотослитковый стандарт был принят в экономически более сильных странах со значительными запасами золота: Англии (1925 г.), Франции (1928), Японии (1930). Большинство других стран - Германия (1924), Австралия, Дания, Норвегия (1928) - ввели золотодевизный стандарт. При золотослитковом стандарте в стране отсутствовало непосредственно разменивание банкнот на золотые монеты, обмен на золото происходил в форме размена на золотые слитки определенного веса и пробы. Например, в Англии нужно было предъявить банкноты на сумму 1700 ф. ст., что равнялось 12,4 кг золота. Таким образом, золото стало служить фактически лишь резервом для международных расчетов. Золотодевизный стандарт представлял собой такую форму золотого стандарта, при котором национальные банкноты размениваются не на золото, а на валюту других стран (на девизы, размениваемые, в свою очередь, на золотые слитки). Причина введения «неполноценного» золотомонетного стандарта состояла в стремлении к централизации золота и сосредоточении его в центральных банках в качестве стратегического средства. Широкое распространение золотодевизного стандарта закрепило возможную зависимость одних стран от других: доллар США и английский фунт стерлингов стали основой ряда валют. Однако девизные формы золотого стандарта просуществовали недолго. Мировой кризис 1929-1931 гг. полностью разрушил данную систему. Кризис затронул и «ключевые валюты». В 1931 г. золотослитковый стандарт был отменен в Англии, а фунт стерлингов девальвирован. Это, в свою очередь, привело к краху золотодевизных валют Индии, Малайзии, Египта, ряда европейских государств, которые зависели от Англии в экономическом и валютном отношениях. Позже он был отменен в Японии и во Франции. В 1933 г. размен банкнот на золото был прекращен в США, а вывоз золота за границу запрещен, доллар был девальвирован на 41%. Отмена золотого стандарта привела к тому, что стало осуществляться валютное обращение неразменных на золото денежных знаков, т.е. кредитных денег. Кризисные потрясения в валютной сфере в период валютной депрессии наглядно показали, что мировая валютная система нуждается в реформировании. С 1944 г. наступает третий этап эволюции мировой валютной системы: на Бреттон-Вудской конференции был принят золотодевизный стандарт, основанный на золоте и двух «ключевых валютах» - долларе США и фунтестерлингов, поэтому чаще встречается название золотовалютный стандарт. Данный стандарт относился только к международной валютной системе, внутренняя денежная система функционировала на базе неразменных кредитных денег. Основными принципами Бреттон-Вудской валютной системы являлись:
Таким образом, Бреттон-Вудская валютная система поставила доллар в привилегированное положение и дала экономические и политические преимущества США. Доллар монополизировал внешнеторговые расчеты. Любая страна, кроме США, при дефиците платежного баланса должна была расходовать свои золотовалютные резервы, урезать внутреннее потребление, увеличивать экспорт. Только США, имея возможность оплачивать внешний дефицит своей собственной валютой, могли не заботиться об этом. По мере укрепления экономических позиций ЕЭС и Японии конкурентоспособность США на мировых рынках снизилась. В 1971 г. впервые за период с 1933 г. торговый баланс, а также все статьи платежного баланса США имели дефицит. Кризис доллара вынудил правительство США в августе 1971 г. ввести 10%-ную таможенную пошлину на импорт и отменить обмен доллара на золото, чем нарушались соглашения с МВФ. Данная валютная система перестала соответствовать потребностям мирового хозяйства. В конце 60-х - начале 70-х гг. в международной экономической системе разразился новый кризис. В 1976 г. на совещании в Кингстоне на Ямайке представители 20 капиталистических стран достигли соглашения о реформировании мировой валютной системы, и в 1978 г. Ямайские соглашения были ратифицированы большинством стран-членов МВФ. С этого момента начинается современный этап развития мировой валютной системы, получившей название Ямайской валютной системы Ямайские соглашения внесли в механизм валютных отношений следующие основные изменения:
Валюта: содержание понятия «валюта», виды и конвертируемость валют. Валюта– это денежная единица страны, денежный знак страны или, более широко, все деньги, используемые в международных экономических отношениях, включая депозиты до востребования, монеты и наличные деньги. Виды валют (по статусу)
Виды валют по отношению к валютным запросам страны
По видам валютных операций Валюта цены контракта Валюта платежа Валюта кредита Валюта клиринга Валюта векселя Виды валют по отношению к другим валютам Твердая (сильная) валюта Мягкая (слабая) валюта Виды валют по материально-вещественной форме Наличная валюта Безналичная валюта Виды валют по принципу построения Валюта корзинного типа- например, СДР, ЭКЮ (не имеет хождения), франк КФА (в Африке) Валютная корзина– это метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют Обычная валюта- например, российский рубль, доллар США
Виды конвертируемости
Виды валют по режиму применения (по степени конвертируемости)
Валютный курс и его виды. Валютный курс– цена валюты одной страны, выраженная в валюте другой. Валютный паритет(паритет покупательной способности валют, ППС) – соотношение валют, соответствующее их покупательной способности, которое лежит в основе валютного курса Валютная котировкаустановление курса национальной денежной единицы в иностранной валюте в данный момент, которая осуществляются в соответствии со сложившейся практикой и законодательными нормами. Виды котировки валют
Функции валютного курса
Направления изменения валютного курса
Равновесие на валютном рынке Спрос на национальную валюту страны и предложение иностранной валюты в стране формируют:
17 Теория паритета покупательной способности. Паритет покупательной способности— соотношение двух или нескольких денежных единиц, валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определённому набору товаров и услуг. Согласно теории о паритете покупательной способности, на одну и ту же сумму денег, пересчитанную по текущему курсу в национальные валюты, в разных странах мира можно приобрести одно и то же количество товаров и услуг при отсутствии транспортных издержек и ограничений по перевозке. Под паритетом покупательной способности может подразумеваться также фиктивный обменный курс двух или нескольких валют, рассчитанный на основе их покупательной способности безотносительно к определённым наборам товаров и услуг. Теория паритета покупательной способности была сформулирована Густавом Касселем, а также представителями Саламанкской школы: Доминго де Сото, Педро де ла Гаска, Мартином де Аспилькуэта Наварро, Томасом де Меркадо и Доминго де Баньес. В соответствии с данной теорией естественным значением курсов валют является значение, соответствующее паритету покупательной способности. Если курс валюты страны А к валюте страны Б превышает паритетное значение, становится выгодным покупать товары в стране Б и экспортировать их в страну А. Это увеличивает предложение товаров в стране А, спрос на товары в стране Б, спрос на валюту страны Б и предложение валюты страны А, что ведёт к возвращению курсов к паритетному соотношению. Пример: если цена единицы товара в России 30 рублей, а в США — 2 доллара, то курс доллара к рублю должен составлять 15 рублей за доллар. Если курс составляет 25 рублей за доллар, то покупая товар в России (за 30 рублей), продавая в США (за 2 доллара) и обменивая 2 доллара на 50 рублей по текущему курсу, на каждой такой сделке можно получать доход, составляющий 20 рублей на единицу товара. Соответственно, цены на товар в США будут снижаться, цена на товар в России — расти, а курс доллара к рублю — снижаться. В итоге будет достигнуто равновесие на новом уровне цен и курса (к примеру, товар стоит 1,7 долларов в США, 34 рубля в России, курс доллара — 20 рублей за доллар). Поскольку функционирование модели паритета покупательной способности возможно лишь в условиях свободного движения товаров и денег, на практике валютные курсы могут существенно отклоняться от паритета (чем больше таможенные пошлины, экспортные и импортные ограничения, транспортные расходы, тем большее расхождение между номинальным курсом валют и паритетным значением необходимо для того, чтобы изменение объёмов и структуры экспорта и импорта было экономически оправданным). Дополнительно к этому нужно учитывать, что спрос на ту или иную валюту на бирже зависит от очень многих других факторов.
Прогнозирование валютного курса. Одним из направлений валютной политики есть прогнозирование валютного курса, которое осуществляется банками, фирмами, транснациональными корпорациями. Целью прогнозирования является улучшение страхования валютных рисков и повышения эффективности решений в отрасли международного финансового менеджмента. Прогнозирование дает возможность сделать правильный выбор относительно валюты цены и валюты платежа во внешнеторговых контрактах; валюты международного кредита и платежа; валюты, в которой ведется счет корпораций в банке; денежной единицы, в какой деноминируются заграничные капиталовложения компании или заграничные активы банка. Прогнозные оценки используют валютные дилеры, брокеры, то есть профессиональные валютные спекулянты, которые играют на разнице курсов валют. Сдвиг валютных курсов вызывается разнообразными факторами. Учитывая эти факторы, можно получить представление о направлении изменений валютных курсов. Прогнозирование не является точной наукой, прогнозы нельзя считать достаточно надежными. Однако общее понимание того, какие экономические силы влияют на формирование валютных курсов, позволяет инвесторам своевременно реагировать на ожидаемые смены будущей их динамики. При этом нужно учитывать и те факторы, которыми руководствуются правительства, вмешиваясь в ситуацию на валютных рынках. Результат официальных интервенций на валютном рынке зависит от реакции спекулянтов. Если последние убеждены, что центральный банк должен стабилизировать тот или другой валютный курс, то они будут способствовать поддержке курса этой валюты. Если спекулянты считают, что попытки поддержать курс слабой валюты не достигнут цели, то спекуляция против этой валюты усилится. Основными данными, которые влияют на ожидание будущей динамики валютного курса и на основании которых можно строить предсказание о тенденциях изменений валютных курсов, является: - паритет покупательной способности валют (ППС); - отличия в темпах инфляции; - относительный уровень реальных процентных ставок; - спред между официальным и рыночным курсом; - состояние платежного баланса страны; - состояние экономики и валютная политика; - политическая обстановка. Причины нестабильности валютных курсов. В зависимости от международных рыночных отношений курс валюты, а соответственно, и ее стоимость колеблется – падает или повышается. В связи с этим, государству иногда просто необходимо регулировать уровень национальной валюты, и одним из таких способов является – ревальвация. Понятие ревальвации валюты Термин ревальвация дословно представляет собой сочетание приставки re- (в переводе – опять, снова) и слова value (в переводе – ценность, стоимость), что совместно определяется как увеличение стоимости национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран или стоимости золота. Описание ревальвации простыми словами Если курс валют – это то количество денежных средств одной страны, за которое можно купить установленную единицу валюты другого государства (допустим, 1 фунт стерлингов условно равен 1 доллару), то ревальвация – это такое состояние экономики, когда курс валюты увеличивается, повышается ее ценность и уже, к примеру, за 1 фунт стерлингов можно купить 2 доллара. Такое же определение подходит к ревальвации, связанной с увеличением курса валюты по отношению к золоту. Так, система экономики Соединенных Штатов Америки в 40-70-хх годах 20 века была построена на принципах Бреттон-Вудской валютной системы, согласно которым стоимость 1 тройской унции золота приравнивалась к 35 долларам. При ревальвации стоимость 1 единицы золота составляла гораздо меньшую сумму в денежном эквиваленте. В настоящее время в мире действует Ямайская валютная система, при которой ревальвация проходит путем сопоставления курса одной валюты по отношению к валюте других стран без привязки к стоимости золота. Причины и последствия ревальвации При нормальных рыночных отношениях в проведении ревальвации нет необходимости, или же она протекает спонтанно и очень медленно без существенных колебаний курса валют. Чаще всего процесс ревальвации инициируется государством при тщательном и взвешенном расчете всех последствий и влияния на экономику страны. 1. Основной причиной проведения ревальвации в стране является усиление инфляционного давления, влекущее за собой обесценивание национальной валюты и, как следствие, увеличение стоимости товаров и услуг. 2. Второй причиной служит необходимость наращивания доли импорта и увеличения иностранного капитала и инвестиций в зарубежные страны за счет удешевления иностранной валюты. Снижение инфляции в стране – это, несомненно, положительный фактор, влекущий за собой уменьшение темпа роста цен на товары и услуги и увеличение покупательской способности населения. Да и насыщение рынка зарубежными продуктами за счет повышения импорта также положительно сказывается на конкурентоспособности рынка, тем самым удерживая стоимость продукции на невысоком уровне и предлагая покупателям широкий и разнообразный выбор товаров и услуг. Однако вышеперечисленные благоприятные последствия не являются единственным результатом ревальвации. Самым большим и спорным вопросом использования увеличения курса национальной валюты в экономике страны – это резкое снижение экспорта и инвестиций во внутреннюю экономику. Национальная валюта становится дороже, экспортные цены растут, и инвесторам просто невыгодно вкладывать капитал или приобретать товары по завышенным ценам. Кроме того, внутренние производители становятся неконкурентоспособными, и не могут продавать собственные товары зарубежным партнерам. Тем самым, экономика страны приобретает зависимый характер от импорта, собственное производство останавливается или же прекращается вовсе. Это и является главными отрицательными последствиями процесса ревальвации. Поэтому такая мера сохранения ценности внутренней валюты используется столь редко. Ревальвация и девальвация Обратным понятием ревальвации является девальвация, т.е. снижение стоимости национальной валюты по отношению к другим денежным единицам или золоту. Девальвация, как и ревальвация, — это вынужденный процесс, причинами которого могут быть превалирование импорта над экспортом в стране, необходимость наладить собственное внутреннее производство и повысить конкурентоспособность национальной продукции. Последствиями девальвации является снижение курса национальной валюты, и как следствие удорожание импортных товаров. Положительным моментом является улучшение собственного производства, развитие внутреннего рынка товаров и услуг, налаживание экспортных отношений. Но процесс девальвации оказывает резкое негативное воздействие на экономку страны, в то время как благоприятные последствия наступают несколькими годами, а то и десятилетиями, позже. Последствия ревальвации и девальвации в стране затрагивают практически все сферы деятельности общества – в первую очередь, финансовую, социальную и производственную. При ревальвации увеличивается стоимость экспортных цен, что влечет за собой снижение внутреннего производства, безработицу, в то время как при девальвации снижается общая покупательская способность и уровень жизни населения. В периоды ярких скачков курса валют, вызванных девальвацией или ревальвацией, на рынке успешно развиваются спекулятивные отношения. Так, полагают, что Дж. Сорос смог увеличить свое состояние благодаря девальвации, случившейся в Великобритании в 1992 г.
19 Свободные экономические зоны: сущность, причины возникновения и задачи функционирования. За последние несколько десятилетий развитие свободных экономических зон (СЭЗ) стало одним из заметных новых явлений в мировой экономике. В мировой практике они появились в конце 50-х – начале 60-х годов и получили широкое распространение во многих странах. Достаточно сказать, что в начале 90-х годов по разным оценкам в мире насчитывалось свыше тысячи таких зон. Через них проходит 1/10 мирового торгового оборота, а работает в них более 3 миллионов человек. Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не существует единой оценки и даже общепринятого определения свободной экономической зоны. В самой общей форме можно утверждать, что свободная экономическая зона – это территория, обладающая выгодным географическим положением, наделенная своим политическим центром более льготным по сравнению с общепринятым для данного государства режимом хозяйственной деятельности. Иными словами, она являет собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляет обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства. Впервые официальное конкретное определение свободной экономической зоны было дано в Киотской конвенции от 18 мая 1973 года. В ней говорилось, что под свободной экономической зоной следует понимать часть территории государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенному контролю. Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяется в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в свободную экономическую зону из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в тоже время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны следовало бы именовать не свободными, а специальными экономическимизонами. Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мер, направленных на формирование основных статей платежного баланса. Существуют различные методы регулирования платежного баланса, используемые в целях стимулирования, либо ограничения внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. Странами с дефицитом платежного баланса обычно применяются следующие меры в целях стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капитала: дефляционная политика; девальвация; валютные ограничения; финансовая и денежно-кредитная политика; специальные меры воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей: торгового баланса, «невидимы» операций (ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны, регулирование миграции рабочей силы), движения капиталов. При активном платежном балансе регулирование направлено на устранение чрезмерно активного сальдо. С этой целью указанные выше методы применяются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличение экспорта капиталов (в том числе кредитов и «помощи») и ограничения импорта капиталов. Активное сальдо используется для погашения внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения золотовалютных запасов. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий экспортных кредитов; двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты ЦБ в национальных валютах;кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это процесс взаимного сближения хозяйственных структур стран через переплетение производственно-экономических, финансовых, трудовых и иных связей94. В системе рыночных МЭО возникает ряд объективных предпосылок перехода к более высокому их этапу экономической интеграции – международной интеграции. Они формируются как на микроуровне (предприятие, фирма), так и на макроуровне (государство, регион, группа стран). Очевидные реальные стимулы для предприятия – увеличение объёма продаж, снижение себестоимости продукции, позиционирование на рынке, пролонгация наиболее эффективных фаз жизненного цикла товара. Результативность деятельности на микроуровне в условиях, когда масштабные устойчивые связи между субъектами рынка, определяющую часть которых представляют предприятия и фирмы, связана с преодолением негативных факторов МЭО – территориальной удалённости, меньшей мобильности факторов производства и ресурсов, национальных барьеров, таможенных и валютных препятствий. Объективно возникают два пути: – создание и развитие транснациональных фирм, которые позволяют обойти многие трудности (за счёт трансфертных поставок, ценовой политики, благоприятных условий воспроизводства, лучшего учёта рыночной ситуации, приложения прибыли и т.д.); – межгосударственные согласованные меры по целенаправленному формированию мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного, психологического и политического пространства) в крупных регионах мира. Сочетание двух этих направлений и обеспечивает переход к более высокой эффективной и перспективной ступени мирохозяйственных отношений – международной экономической интеграции. С экономических позиций объективный фактор международной экономической интеграции – обеспечение лучших условия применения ограниченных ресурсов (естественных и обретённых). Предпочтения здесь не заданы: характер, и роль приоритетных ресурсных факторов закономерно изменяются. Первоначально после Второй мировой войны толчком для интеграционного развития стала задача объединения прежде всего производственных ресурсов (энергоносителей, металлургических мощностей и т.п.), как это было при создании общего рынка в Западной Европе. Постепенно ядром международного интеграционного развития становится технологическая сфера. В последнее время на первое место выдвигается информационно-инжиниринговая деятельность. Это также подтверждается практическим опытом Европейского союза. В современных условиях международная экономическая интеграция – логический, закономерный результат транснациона-лизации микроэкономических и макроэкономических процессов. При этом, последняя «встраивается» в рыночные принципы мирохозяйственных отношений. Таким образом, международная экономическая интеграция – процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных сферах. Различают пять этапов развития интеграционных проц Date: 2016-11-17; view: 923; Нарушение авторских прав |