Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания по чтению лекций





Назначение курса «Договорное право Российской Федерации» состоит в привитии студентам знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения ими своих служебных обязанностей по специальности «юриспруденция».

 

 

Задачами изучения курса «Договорное право» является приобретение студентами теоретических знаний по дисциплине, а также практических навыков работы с нормативными актами и материалами юридической практики, развитие научного мышления и способности к анализу явлений правовой действительности.

- предоставление студентам такого объема информации о договорном праве, который является достаточным для применения знаний на практике;

- понимание студентами места договорного права в системе правовых отраслей и его соотношение с отдельными из них;

- ознакомление студентов с методологией получения информации о различных аспектах договорного права;

- способствование выработке умения ориентироваться в сложных вопросах договорного права, самостоятельно анализировать различные возникающие в нем проблемы;

- выработка практических навыков применения полученных теоретических знаний.

 

Курс «Договорное право» базируясь на положениях общей теории государства и права, он тесно связан с финансовым, трудовым правом, гражданским и другими юридическими дисциплинами, поэтому изучение дисциплины должно строиться не только на нормах договорного права, но и нормах, связанных с ним, других отраслей Российского права.

 

 

Место и роль лекции в изучении договорного права. Лекция по данному курсу, оказывает определяющее влияние на формирование у студентов интереса к изучению науки договорное право, на проведение других видов обучения (семинарах, практических занятиях и т.п.), на характер и направленность самостоятельной работы студентов. В виду этого высокие требования, предъявляемые ко всем видам вузовского преподавания должны быть, прежде всего, обращены к чтению лекций.

 

Планирование лекции. Успех лекции по данной дисциплине во многом зависит от правильного его планирования. Разумеется, чтение без заранее заготовленного текста допустимо и имеет определенные преимущества, позволяя лектору свободно оперировать материалом, устанавливать и поддерживать непосредственный контакт с аудиторией. Однако чтение лекции без плана чревато серьезными отрицательными последствиями, ибо какою бы памятью лектор не обладал, каким бы опытным он ни был, он может что-то упустить, нарушить последовательность изложения материала, его увлеченность способна увести в сторону от темы лекции.

 

Планирование, также как и лекция, должно обладать творческим характером. Оптимальным является такое планирование, при котором постановка в лекции каждого последующего вопроса логически вытекает из предшествующего изложения лекционного материала. Вместе с тем этот вариант планирования не всегда применим в лекции по данной дисциплине. Он не может быть использован, скажем, в тех случаях, когда вопросы темы не связаны логической зависимостью друг от друга.

 

В педагогической практике широко используются следующие принципы планирования лекций: формулирование понятия и раскрытие его содержания, движения от конкретного к общим выводам, движение от общего к частному (особенному), расположение вопроса по их теоретической и практической значимости или методической целесообразности.

 

Особого внимания заслуживает вопрос планирования лекций, в которых рассматриваются спорные в науке права (и их немало) проблемы. В этих случаях обязанностью лектора является не только убедить студентов в правильности выдвигаемой им или разделяемой позиции того или иного автора, но и ознакомить аудиторию с иными взглядами, проявляя при этом объективность, что бы студенты не относились к этим взглядам как заведомо неправильным. В подобных случаях целесообразно прежде всего освещать не разделяемые лектором взгляды по тому или иному вопросу, подвергая их критическому анализу, а затем обосновать собственный взгляд на дискуссионную проблему. Высказать возражения против имеющейся в литературе критики взглядов самого лектора. Такая последовательность анализа различных точек зрения и суждений позволяет лектору быть объективным и обогащает студентов знанием по данной дисциплине, способствует развитию у них творческого мышления.

 

Содержание лекции. Тематика лекции определяется рабочей программой курса и тематическим планом высшего образовательного учреждения. Однако успех лекции в целом зависит не от темы (более или менее интересной), а от содержания теоретического уровня лекции, умения лектора глубоко и основательно раскрыть сущность темы, показать значение того или иного правового института.

Однако успех лекции зависит не только от ее теоретического содержания, анализа объективных закономерностей, обусловивших формирование того или иного административно-правового института, но и от характеристики его регулирующей роли, всестороннего анализа правовых норм, относящихся к изложенной теме. Лекция призвана не только вооружать студентов знанием законов и иных нормативных актов, но прививать студентам стремление к их изучению, анализу и осмыслению их содержания. Лектору необходимо прививать творческое отношение к изучению и усвоению законодательства. Важно, чтобы студент не просто запоминал содержание нормативных актов, а стремился к выявлению их логики. Указанное обязывает лектора при изложении содержания нормативного материала выявить варианты правового решения той или иной жизненной ситуации.

Назначение лекции не только в том, чтобы студент усвоил положение теории права, содержание правовых норм, но представлял их в действии, практическом применении. Лекционный курс не в состоянии решить эту задачу в полном объеме. Однако, без сомнения, ему принадлежит значительная роль в деле ее разрешения, благодаря использованию в лекциях материалов правореализационной практики. Данные практики, примеры, используемые в лекции, позволяют студентам реально представить те общественные отношения, явления и ситуации, которые освещаются в теории. Они знакомятся с действительностью, в которой предстоит после завершения учебы работать. Следовательно, очень важно в лекции сочетать теорию с материалами практики.

Сочетание теории и практики должно быть оптимальным. Если изложение теоретических положений происходит в отрыве от практики, то из-за этого определенная часть студентов утрачивает интерес к лекции. Прочитанная “сухо” лекция не всегда достигает преследуемой цели. Использование множества “интересных случаев из практики”, изложение фактов без теоретических обобщений неизбежно ведет к снижению теоретического уровня лекции.

 

Весьма важным является определение значения факта. Практический опыт, каждый факт, используемый в лекции, должен быть поучительным. Если факт ничему не учит, а лишь “оживляет” аудиторию, то его полезность в обучении сомнительна. Ценность имеют те факты, примеры, анализы и обобщения практики, которые заставляют размышлять, делать умозаключения, способствуют глубокому усвоению учебного материала.

 

При определении содержания лекции нужно установить оптимальное ее соотношение с литературными источниками, имеющимися в распоряжении студентов. Лекция должна давать студентам нечто сверх того, что он может почерпнуть из учебников, учебных пособий и других работ по данной отрасли права. Задачи и уровень вузовского преподавания предполагают связь научных исследований с учебным процессом. От лектора требуется самостоятельность суждений. Без научного творчества преподавание опустится до школьного уровня. В процессе чтения лекций преподавателю следует знакомить студентов с имеющейся литературой по данному курсу, отмечая при этом положительные стороны и недостатки отдельных произведений. При этом недопустимо, как это иногда бывает, давать сугубо субъективную отрицательную общую оценку учебникам и иным работам. Оценивая ту или иную научную работу, лектор должен стремиться вызвать у студента желание ознакомиться с соответствующим произведением, изучить его.

 

Форма и язык лекции. Как уже указывалось, глубокое содержание лекции - важнейшее ее качество. Вместе с тем усилие лектора, затраченные на обеспечение содержательности лекции, не дадут должного результата, если лекционный материал не будет облечен в доступную для понимания студента форму. Успех лекции во многом зависит от языка лекции, приемов, способов подачи материала, использования учебно-наглядных пособий, технических средств обучения и т.п.

 

Особая роль принадлежит языку лекции. Он должен быть литературным и вместе с тем отвечать требованиям устной речи. Простая, ясная доступная каждому, без лишних усложнений культурная речь лектора облегчает понимания ее содержания. Это, конечно, отнюдь не исключает использование юридической и иной специальной терминологии, сопровождаемой ее разъяснением. Образность и эмоциональность речи лектора сосредотачивает внимание студентов, побуждают их неотрывно следить за изложением лекционного материала, вникать в его содержание. Лекция, почитанная эмоционально, без употребления “эффективных словечек” пробуждает разум, интеллект студента, а иногда становится источником эстетического удовлетворения.

 

Конспектирование лекций. Немаловажное значение для усвоения и закрепления памяти лекционного материала имеет конспектирование лекции. Конспектирование не должно обеспечиваться посредством диктанта. Исключением может быть сделано для записи определения, понятия, выводов, названий законов и иных нормативных актов и источников их опубликования, а так же новых научных произведений, не нашедших отражения в учебных пособиях и иных учебно-методических материалах.

 

Конспектирование лекций не вызывает затруднений, если лектор при освещении вопроса темы подходит к его рассмотрению не односторонне, а с разных сторон, полемизируя возражая, защищая определенные позиции, объясняя практическую значимость того или иного положения.

 

Нормальные условия для конспектирования могут создаваться с помощью изменения темпа чтения лекции, применения пауз, интонационных приемов и т.п.

 

При чтении лекции по данной дисциплине рекомендуется использовать схемы, наглядные пособия, графические изображения, фрагменты из учебных фильмов, помогающие усвоению материала. Однако, если такие схемы содержаться в изданных альбомах по данному курсу и доступны студентам, то тогда демонстрация их на лекции едва ли целесообразна, ибо она отнимает значительную часть лекционного времени, а иногда расслабляет внимание и сосредоточенность студентов.

 

Ответы лектора на вопросы студентов. В ходе чтения лекции задаются устные и письменные вопросы. С содержанием вопросов лектор обычно знакомится по мере их поступления. В случае, если заданный вопрос свидетельствует о том, что студенту что то не понятно и он не может следить за дальнейшим изложением лекционного материала, то ответить на поставленный вопрос следует без промедления. На другие вопросы целесообразно отвечать в конце лекции. Нельзя уклоняться от ответов на полемические вопросы студентов. Вместе с тем недопустимо превращать посредством таких вопросов лекцию в дискуссию. Если лектор не готов к ответу на поставленные вопросы, то может дать ответ в начале следующей лекции.

 

Проблемные лекции. В процессе обучения практикуется чтение лекций с элементами проблемности. При традиционном чтении лекций преподаватель сообщает сведения, а при проблемном учит находить истину. Элементы проблемности не отрицают сложившихся и оправдавших себя традиционных способов чтения лекций.

 

Представляется, что лекции с элементами проблемности могут читаться не по всем темам курса административного права. Кроме того, чтение проблемных лекций предполагает известную подготовленность студента, обладание им определенной суммой знаний по административному и иным отраслям права. Такими знаниями студенты часто не обладают.

Ввиду изложенного наиболее оптимальным представляется сочетание в лекции элементов позитивного и проблемного характера.

 

Требования, предъявляемые к лектору. Преподаватель высшего профессионального образовательного учреждения, которому поручено чтение лекционного курса должен знать, что студент учится у него не только усвоению содержания науки права, но и многому другому - от произношения слов и строя лекции и кончая способами и приемами устного изложения мысли, методам ведения дискуссий, овладения аудиторией, концентрируя ее внимание, привития творческого отношения к освоению данной дисциплины.

 

По общей и профессиональной культуре, эрудиции, широте и глубине научных знаний, лектор должен служить образцом, которому хотели и стремились бы следовать студенты.


 

Date: 2016-11-17; view: 259; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию