Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура устной речи





Орфоэпия

Дайте определение понятию орфоэпия.

Задание 1.

Расставьте ударения.

Включит, включим, включите, договоры, запломбировать, сироты, встречаемся по средам, на торгах, столяр, средствами, свекла, сок сливовый, красивые банты, воспринял, дозвонишься, завидно, занят...й человек, занят...е место, каталог, некролог, нувориш, красивее, ветеринария, кулинария, взрывчатое вещество, дефис, документ, домовая церковь, зубчатый, искра, ист...кший год, ист...кший кровью, кашлянуть, квартал, коклюш, нефтепровод, эксперт, языковая колбаса, языков...й институт.

Задание 2.

Объясните значения слов с разными ударениями.

1) броня - броня, 2) видение - видение, 3) кредит - кредит, 4) лоскут

- лоскут.

Задание 3.

Расставьте ударения в топонимах. Река - Анадырь, Селенга. Город - Росток, Кимры, Сидней. Столица Венесуэлы - Каракас. Столица Колумбии - Богота. Озеро - Сенеж, Ильмень. Остров - Кижи. Страна - Панама, Перу, Шри-Ланка.

Задание 4.

Разделите данные слова на две группы:

1 У согласный звук в позиции перед / е/ произносится мягко;

2) согласный звук в позиции перед / е / произносится твердо.

Запишите полученный результат.

Интервидение, интервью, интермедия, интернат, интерьер, резус,

рейс, рейд, рейтинг, реквием, агрессия, адекватный, анемия, антитеза,

апартеид, диспансер, безе, берет, бекон, кофе, музей, неологизм,

непрезентабельный, купейный, термин, фанера, стратегия, телефакс,

свитер, френч, юриспруденция, шинель, эфемерный, чартер, кодекс,

интервал, резюме, дегенерат, декада, демарш.

Задание 5.

Разделите приведенные слова на три группы, в зависимости от варианта произношения - ЧН -:

1) слова, где произносится «ЧН»;

2) слова, где произносится «ШН»;

3) слова, где возможны оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный,
вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный,
перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична,

лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный.

Лексика

Задание 1.

Найдите ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления. Отредактируйте и запишите предложения.

1. Автоматическая линия явится новым этапом в технической вооруженности предприятия.

2. Старый моряк вышел на бульвар в своем нарядном кителе.

3. Трудно наладить работу при наличии отсутствия необходимых материалов.

4. В силу слабой разработки метода экономического анализа до недавнего времени не проводилось глубокого изучения результатов выполнения плана.

5. Мы намечаем встречу где-то в районе 18 часов.

6. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.

7. На профсоюзной конференции присутствовало 120 человек делегатов.

Задание 2.

Раскройте скобки, выберите подходящие слова (паронимы). Запишите исправленные предложения.

1. Работа ^написана простым языком, сразу уясняется (существо, сущность) вопроса.

2. Паровоз, натужно дыша, протащился по платформе, состав (встал, стал).

3. Испытание новой машины (проводится, производится) уже третью неделю.

4. Студенческая молодежь у нас (представлена, предоставлена) самой себе.

5. В работах художников и скульпторов (отражается, отображается) труд, быт и отдых забайкальцев.

6. Впечатлений от поездки много, но главное - это исключительно (дружеское, дружественное) отношение к нам французского народа.

7. У билетной кассы предъявляли свои (командировочные, командированные) удостоверения.

8. Мне кажется, что я припоминаю (лицо, личность) этого человека.

9. На диваны были (одеты, надеты) чехлы.

Задание 3.

Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами. Запишите исправленный вариант.

1. На последних футбольных соревнованиях наша спортивная команда потерпела фиаско.

2. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного лайнера.

3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы.

4. Идентичное решение было принято студентами второй группы.

Задание 4.

Определите значение слов, выступающих в качестве паронимов. Составьте и запишите с каждым из них по одному словосочетанию.

Техничный - технический, террористическая - террористская, водные - водяные, национальные - националистические, желанный -желательный, гуманная - гуманитарная, редакционная -редакторская, изобретательная - изобретательская, гордость -гордыня, консервация - консервирование.

 

Задание 5.

Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение. Как говорят:

1) о том, когда человек работает не на себя, а на кого-то...

2) о работе, выполненной слишком быстро...

3) о том, что за окном стемнело...

4) о человеке, который похудел...

5) когда кого-либо обманывают...

6) когда кого-то хотят отругать...

7) о человеке, к которому окружающие относятся с уважением...

8) о человеке, ничего не значащем...

9) о человеке, резко отличающемся от других...

 

10) о нависшей опасности...

11) о человеке, на которого сваливают чужую вину...

12) о том, что является мерилом для чего-либо, к чему насильственно подгоняют или приспосабливают что-либо...

Грамматика

Задание 1.

Определите род существительного.

Дитя, плакса, умница, сирота, фойе, хаки, букле, атташе, какаду, протеже, кольраби, салями, визави, алоэ, авеню, хинди, сулугуни, ЛГУ, женщина-космонавт, самолет-амфибия, кафе-столовая, комедия-буфф, голосище, братишка.

Задание 2.

Запишите имена существительные в форме множественного числа.

1. Строгие (инспектор)-...

2. Талантливые (конструктор)

3. Наши (бухгалтер) -...

4. Подписанные (договор)

5. Вкусные (торт)

6. Военные (госпиталь)-...

Задание 3.

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Запишите их.

1. Несколько (баржи)

2. Пара (носки, чулки, гетры)

3. Не хватает (ясли)«...

4. Пара (погоны)«...

5. Шесть (килограммы помидоры)

6. Четверо (армяне)

Задание 4.

Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества), фамилии. Кратко объясните свой ответ.

1. Этот подход был разработан (Чарльз Дарвин).

2. На кинофестивале я познакомился с (Мишель Пфайфер).

3. Эта роль была блестяще сыграна (Питер Устинов).

4. Мы прочитали новое эссе об (Эрнст Теодор Амадей Гофман).

5. Он состоял в охране при (Катрин Денев).

6. Константин купил книгу (Анна Луиза Жермена де Сталь).

7. После просмотра фильма мы очень долго говорили об (Изабель Аджани).

8. Пособие было составлено (Валентина Даниловна Черняк).

9. У (Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей) было много способов раздобыть деньги.

10.Эта композиция была написана (Джордж Гершвин) в 20-е годы.

 

Date: 2016-11-17; view: 362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию